Слайд 1МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ
МЫСЛЬ
В АНГЛИИ
Слайд 2В Англии на переломе XVII и XVIII вв. появляются и
философы противоположного направления. Эти мыслители были связаны с развитием естественнонаучного
познания. Они во многом исходили из сенсуализма Локка, продолжая и развивая материалистические тенденции. Английскую материалистическую философскую мысль представляет английское Просвещение. Во всех странах, в том числе и в Англии, оно возникло как ответ на запрос набиравшей силу, формировавшейся тогда еще прогрессивной революционной буржуазии, а также развивавшегося научного знания. Представители английского Просвещения весьма резко выступали против идейного засилья религии, добивались политических свобод и остро критиковали все, что было связано с прежним устройством общества. Деятели Просвещения тесно были связаны с новой наукой. Они поставили вопрос о соотношении веры и разума и в его решении в сторону разума. Видную роль, в частности в английском Просвещении, сыграл деизм. Он был тогдашним выражением религиозного вольнодумства, более или менее скрытым отрицанием религии как таковой. На первое место представители английского Просвещения выдвигали свободу человека и силу человеческого разума.
Слайд 3Исторически первым представителем этой линии является Джон Толанд (1670—1722). В
своей работе «Христианство без тайн» (1696) Толанд отвергает теорию двойственности
истины (истины разума и истины веры) и выдвигает разум в качестве единственного критерия веры. Он провозгласил тезис: то, что противно разуму, не может быть предметом веры потому, что разум можно убедить лишь в том, что он способен понять. Эти мысли вызвали большую неприязнь духовенства.
В работе «Племя левитов» он называет духовенство наихудшей язвой человечества. В 1697 г. именно духовенство принудило его покинуть родную Ирландию и перебраться в Англию. И здесь он вступает в конфликт с официальными представителями тогдашнего общества из-за ярко выраженных республиканских взглядов. Его философские мысли содержатся в работах «Пантеистикон» и «Письма к Серене».
Слайд 4Толанд критикует Спинозу и указывает на определенные слабости его философии.
Он отмечает, что движение у Спинозы является лишь модусом атрибута
распространенности. Он подчеркивает, что движение — неотделимое свойство материи и что покой — не что иное, как «движение сопротивления». Наиболее значимой частью творчества Толанда является его критика религии. Признавая существование «наивысшего существа», понимаемого деистически, он дает очень острую критику философским попыткам обосновать религию и теологию.
Слайд 5Другим видным представителем этого направления философской мысли был Антони Коллинз
(1676— 1729). В его работах «Рассуждение о свободе мышления» и
«Исследование человеческой свободы» мы встречаемся с детерминистскими взглядами. В своих суждениях Коллинз, опираясь на сенсуализм Локка, выводит определенные материалистические заключения. Помимо прочего он выступает против бессмертия души, ее нематериальности и т. д.
Слайд 6Дэвид Гартли (1704—1757) также принадлежит к числу видных мыслителей Англии
XVIII столетия. Его научная работа связана, в частности, с его
профессией врача, которая во многом повлияла на его философские воззрения.
В 1749 г. он создает работу «Размышления о человеке, его строении, долге и упованиях». Он соединяет сенсуализм Локка с механистическо-материалистическим учением. Его идеи способствовали формированию материалистического подхода к пониманию человеческой психики.
Слайд 7С исследовательской работой в области естествознания были тесно связаны философские
взгляды Джозефа Пристли (1733—1804).В подходе к вопросам теории познания он
испытал влияние сенсуализма Локка, во многом был близок к мыслям философствующего врача Д. Гартли. В области естествознания особое внимание уделял физике и химии. Рассуждения Пристли о материи и ее свойствах носят механистический характер, но являются попыткой очередного философского обобщения научных фактов, в частности естественнонаучных знаний.
Слайд 8Прогрессивность социальных взглядов Пристли проявилась в его отношении к Великой
французской буржуазной революции. В «Письмах к сэру Эдмунду Барку» он
защищает право на восстание и требует свержения тирании, поэтому в 1794 г. он был вынужден эмигрировать в Америку. Пристли своим философским мышлением повлиял на формирование воззрений французских материалистов. В частности, понимание Пристли человека как «существа механического» сыграло значительную роль. Однако Пристли не преодолел ограниченности деизма. С позиций последнего он полемизировал с представителями французского механистического материализма XVIII столетия по поводу их атеистических взглядов.