Слайд 1Материальная культура, быт и костюм эпохи Возрождения Испании
Слайд 2Завершение реконкисты и объединение Кастилии и Арагона дали мощный толчок
развитию испанской культуры. В XVI—XVII столетиях она пережила период расцвета,
известный под названием «золотого века».
В конце XV и первой половине XVI в. в Испании сделала большие успехи передовая мысль, проявившая себя не только в сфере художественного творчества, но и в публицистике и учёных трудах, проникнутых свободомыслием.
Хотя благоприятный период в развитии городов и части крестьянства Испании был очень кратким, наследие героических времён продолжало жить в сознании испанского народа. В этом заключался важный источник высоких достижений классической испанской культуры.
Слайд 3Мужской костюм
В первой половине XVI в. мужской костюм состоял из
рубашки (камиса); штанов-чулок, сшитых по форме ноги (кальсес), поверх которых
надевались короткие штаны; узкого жилета — «корпесуэло», надевавшегося поверх рубашки, к которому привязывали тесемками кальсес.
Верхней одеждой был особый вид куртки — «хубон. У хубона был облегающий лиф, стоячий воротник, пышные широкие рукава, украшенные разрезами. Во второй половине XVI в. хубон стал основной частью мужского костюма. Для него, а также для верхних коротких штанов используют прокладки, которые туго набивают ватой, конским волосом, пухом и даже сеном.
Слайд 4Обязательным аксессуаром мужского дворянского костюма были перчатки. Слева на поясной
портупее мужчины носили шпагу, а справа — кинжал, подвешенный на
цепочке.
К середине XVI в. мужской костюм изменился. Он превратился в костюм-броню, напоминающий рыцарские доспехи. Это была своеобразная дань памяти о героических подвигах времен реконкисты — борьбы с маврами.
На узкие кальсес испанцы надевали вторые — короткие, до середины бедра («грегескос»). Туго набитые, они были похожи на два шара. Эти кальсес могли быть двухслойными: поверх широкого верхнего слоя накладывался второй, из отдельных широких полос другого цвета, соединявшихся бейкой вверху и внизу. В самом конце XVI в. испанские солдаты, а затем и аристократы стали носить кальсес свободные и широкие вверху.
С середины XVI в. Хубон становится выпуклым на груди (для этого вставляли куски картона). Стоячий воротник достигал подбородка, а его край украшался рюшем, который постепенно увеличивался и превратился в знаменитый гофрированный испанский воротник — «горгеру». Чаще всего белого цвета.
Слайд 5Парадной одеждой аристократов, а также короля был «ропон» — короткий
распашной кафтан на меху с большим отложным меховым или вышитым
воротником.
Плащ — основная верхняя одежда испанцев, мог иметь разные размеры и форму и позволял носить на боку шпагу. Классический испанский плащ — широкий и длинный плащ с капюшоном. В конце XVI в. в моду вошли небольшой плащ «капита» и длинный — «фиельтро», с воротником и капюшоном.
Простые люди и небогатые горожане чаще носили цветную одежду. Их костюм «капингот» значительно отличался от аристократического — простая свободная одежда длиной до колен, с наплечными валиками, соединенная с мягким головным убором; мягкие полуштаны; плащ квадратной формы.
Слайд 6Женский Костюм
Женский испанский костюм эпохи Возрождения значительно отличался от общеевропейского:
использование каркаса делало его жестким и стесняющим движения.
-резко подчеркнутая талия.
-расходящиеся
от нее вверх и вниз лучеобразные складки
-платье словно состояло из двух треугольников
К XVI в.женский костюм стал похож на жесткий футляр.
Лиф женского платья XVI в. делался на плотном каркасе, был очень узким, плотно закрывал грудь и шею и заканчивался внизу мысом.
В XVI в. «испанская мода» женского каркасного платья распространилась во всей Европе.
Слайд 7вердугос, вертигадо — нижняя юбка из плотной ткани (вертюгаден, райфрок),
в которую вшивали металлические обручи.
баскинья — юбка из черной тафты,
которую надевали сверху предыдущей
вестидо, сайо — верхнее платье, надевающееся поверх предыдущих юбок. Имело спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты.
акеро — часть вестидо, лиф со съемными или откидными фальшивыми рукавами.
юбка-клеш — вторая часть вестидо
бюска — узкая деревянная или металлическая пластинка, которую прикрепляли к корсету. С её помощью уплощался живот и зрительно зауживалась талия.
Слайд 8грангола — воротник.
сорочка, так же как и мужская, почти не
виднелась из-под платья.
декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой.
ропа — верхняя
одежда с короткими или длинными рукавами
Богатые дамы, выходя на улицу, набрасывали на плечи шелковый или шерстяной плащ, чаще всего черного цвета на цветной подкладке.
Во второй половине XVI в. женская одежда стала однотонной, с мелким узором рисунка, лишилась жизнерадостности цвета. Однако появилось больше драгоценностей.
дополнялся веером и перчатками, а также носовыми платками, служившими украшением платья.
Горожанки, в отличие от аристократок, не использовали вердугос, нося мягкие пластичные вещи. Они надевали рубашку, узкий (но не всегда облегающий фигуру) лиф со съемными рукавами, юбку (заложенную кругом крупными складками, либо сборенная по талии).
Слайд 9прически отличались простотой и строгостью. В основном делали«бандо»
головной убор «трансадо»
Еще
один головной убор — «кофья-де-папос»
Знатные испанки носили «веспайо»
Вуали из легкой
ткани были распространенным головным убором женщин всех классов.
Все замужние простые женщины, особенно пожилые, носили белые платки или чепцы.
Слайд 10Обувь
В XV в. итальянские мужчины обувались в мягкие туфли, сандалии
и мягкие высокие ботинки, которые застегивались на пуговицы. Носки у
обуви были округлыми.
Мужской обувью в первой половине XVI в. были мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»). С середины XVI в. носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка.
Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами.
На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен. Особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.
Слайд 11Испанские женщины носили туфли из мягкой кожи, бархата или атласа,
украшенные вышивкой. В конце XVI в. у женской обуви появляется
каблук. У испанок считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны даже носки туфель. Особенная обувь на толстой деревянной подошве — «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколоткиСапоги считались обувью военных, придворная же мода предписывала мужчинам носить мягкие узкие туфли с разрезами, сшитые из атласа или бархата.
Во время верховой езды итальянцы надевали кожаные штаны длиной до колен и высокие кожаные сапоги.
В XVI в. мужская обувь была мягкой, без каблуков, украшалась разрезами.
В моду вошли белые чулки
Простонародье
Обувь — короткие башмаки темного цвета.
Слайд 12Ткани
Испанский костюм был жестким, силуэт женской фигуры напоминал два равнобедренных
треугольника, соединенных на линии талии вершинами. Это достигалось путем использования
каркасов и искусственных подкладок.
У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани. Простой народ шил одежду из недорогих, ярких одноцветных или полосатых материй. Испанцы, в основном знатные, одеваются в костюмы черного, коричневого, серого, белого цветов. Аристократы носили черные бархатные костюмы, украшенные вышивкой золотом и великолепными воротниками.
С конца XVI в. в Испании появились кружева, но уже в начале XVII в. их запретили законами о роскоши, так как стоили они очень дорого.
Испанский костюм подчеркивал классовую принадлежность.
Жесткий, расширенный сверху и сужающийся книзу рукав прикрывался крылышком или валиком, что также являлось изобретением Испании;
Слайд 13Узорчатая или гладкая ткань костюма апплицировалась золотошвейными лентами и с
геометрической точностью \"прочерчивалась\" прямолинейными узорами \"золотыми\" и \"серебряными\" нитями и
жемчугом.
Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок — большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, символов христианской религии, геральдические мотивы. В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали.
Слайд 14Украшения
Испания использует в своем костюме множество украшений. Костюм подчас становится
для него фоном. Это ожерелья, цепочки, пояса, веера, головные украшения,
пряжки, аграфы, перстни, пуговицы, вышивка швов жемчугом и проч.
На лифе платья носили нагрудные крестики, украшенные драгоценными камнями. Для более бедных горожан эти крестики изготавливались из кости и дерева, разного цвета — красные, чернью, позолоченные.
Поверх гладкого лифа женщины как бы обозначали контур груди в виде двух полукруглых жемчужных нитей.
гладко натянутое на каркас платье носили с поясом, который играл только декоративную роль. Пояс лежал вокруг мыса талии и спускался по вертюгарду почти до пола. Часто весь пояс состоял из металлических украшений, иногда золотых.
Слайд 15Агра́ф — застёжка в виде броши для причёсок, платьев. При
помощи Аграфа крепили в причёсках перья, цветы, искусственные локоны, ленты
к корсажу, скрепляли края накидки и т. д. Аграф мог быть брошью круглой или овальной формы с драгоценными камнями в золотой или серебряной оправе, а также бриллиантовой пряжкой.