Слайд 1Материалы на восприятие температурных различий
Подготовили студентки группы сф 41
Слайд 2
Смысл метода, разработанного Монтессори, заключается в том, чтобы стимулировать
ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. А
задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.
Слайд 3Занятия по Монтессори: изучение температур с помощью теплых кувшинов (бутылочек)
Чтобы
научить ребенка различать температуру окружающих предметов, ему можно предложить упражнение
с «Теплыми кувшинами».
Материал: 8 металлических кувшинов.
Возраст: около трех лет.
Слайд 4
Прямая цель: Развитие теплового восприятия, составление пар кувшинов одинаковых
по тепловым ощущениям
Косвенная цель: Восприятие порядка, приобщение к осторожному обращению
с горячими предметами
Слайд 5
Как работать с материалом.
Учитель наполняет кувшины водой различной температуры.
Каждая пара кувшинов содержит воду одинаковой температуры.
Вода должна быть
не горячее 45 градусов Цельсия.
Упражнение по спариванию выполнимо не всегда, так как в процессе сравнения кувшины и руки соприкасаются и их температуры выравниваются.
Слайд 6
Это упражнение можно проводить в течение короткого времени, так
как вода быстро остывает, поэтому оно предлагается сначала маленькой группе.
Учитель берет 2 кувшина с самым большим перепадом температур. Он показывает, как охватить кувшин рукой , и дает его в руку ребенку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребенку сравнить их.
Слайд 7
Затем он констатирует различие температур кувшинов: холодный -
горячий. О температуре судят по собственному впечатлению.
При воздействии на
кожу предметов, температура которых отличается от исходной температуры кожи, проявляются субъективные ощущения тепла или холода.
Контроль над ошибками: Происходит через повторное сравнение.
Слайд 8Тепловые таблички
Температурные впечатления складываются из отдельных субъективных ощущений холода
и тепла. В Монтессори-среде тепловые ощущения развивает такой Монтессори-материал, как
тепловые таблички.
Слайд 9
Температурные впечатления субъективны и находятся в зависимости не только
от конкретной температуры предмета, но и от его удельной теплоёмкости.
Дерево и железо, даже будучи одинаковой температуры, всё равно могут вызвать разные тепловые ощущения при сравнивании: железо может казаться более горячим, чем стекло, но более холодным, чем дерево.
Слайд 10
Материал: деревянный ящик с крышкой и шестью отделениями, в
которых хранятся шесть пар табличек из материалов с разной удельной
теплоёмкостью: дерево, стекло, пробка, мрамор, сталь, войлок.
Возраст : 4 года
Слайд 11
Прямая цель: развитие теплового восприятия; составление пар табличек, одинаковых
по тепловым ощущениям
Косвенная цель: восприятие порядка.
Слайд 12
Как работать с материалом.
Если ребёнок выражает желание работать
с этим материалом, мы предлагаем ему вымыть руки, но освежать
подушечки пальцев в этом материале нет необходимости, так как тепловые впечатления лучше проявляются на запястьях. Поэтому предлагаем сделать более чувствительными именно запястья, просто энергично потерев их о свою одежду.
Слайд 13
В этом материале ребёнок также разбирает образцы материалов сначала
по парам, закрыв глаза и ориентируясь исключительно на свои тепловые
впечатления, а затем выполняя более сложное упражнение, в котором градуирует материалы в соответствии со степенью ощущения тепла/холода.
Слайд 14
К этому материалу хорошо подключаются игры на память, такие
как подбор пар на расстоянии и градуирование на расстоянии, причём
в этих играх определять температурные отношения можно не только запястьями, но и босыми ногами, но также с повязкой на глазах. В дальнейшем ребёнок может выйти на улицу, разуться там и ногами прочувствовать тепло/холод различных уличных предметов.
Слайд 15
В результате работы с тепловыми табличками ребёнок обостряет свои
температурные ощущения. Кроме того, он понимает, что различные предметы имеют
субъективно разную температуру в зависимости от их физических свойств (способности проводить тепло)
Контроль над ошибками :ощущение тепла; визуальный – таблички при одинаковых размерах имеют разный внешний вид; тактильный – таблички разные на ощупь.