Слайд 1
МДК.02.01.Теоретические
и методические основы организации игровой
деятельности детей раннего и дошкольного возраста
Слайд 2
Ребенок никогда не является
пассивным приемником обучающих воздействий взрослого. У него всегда есть свои
желания, интересы, свое отношение к окружающему, которые находят отражение в его деятельности.
Слайд 3 Деятельность — активное взаимодействие живого существа с окружающим
миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объекты и
за счет этого удовлетворяет свои потребности.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
Слайд 4
Детская деятельность - активное взаимодействие
ребенка с внешним миром, в ходе коего происходит онтогенетическое формирование
его психики.
Словарь практического психолога. / С. Ю. Головин. 1998.
Именно деятельность ребенка определяет его психическое развитие и сама развивается в процессе онтогенеза.
Слайд 5В жизни ребенка множество различных видов деятельности:
-общение;
-познавательная деятельность;
-трудовая деятельность;
-игровая деятельность.
Слайд 6 Каждая стадия детского развития, по А. Н. Леонтьеву,
характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности,
определенным, ведущим типом деятельности.
Слайд 7 Ведущая деятельность - это та деятельность ребенка в
рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование
у него основных психологических новообразований в данной ступени развития:
Слайд 8
• происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах;
• развивается личность
ребенка в целом;
• зарождаются новые формы деятельности.
Слайд 9 Д. Б. Эльконин определил следующие типы ведущей
деятельности непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, сюжетно-ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное
общение, учебно-профессиональная деятельность.
Слайд 10
«Игра – свободная, самостоятельная деятельность детей, где они используют все
доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с
другом»
(Концепция дошкольного образования)
Слайд 11
Игра определяется
через следующие признаки:
свободная активность, лишенная принуждения;
эмоциональный подъем, причем
наличие удовольствия от деятельности, а не от ее результата;
спонтанность, импровизация,
активное опробование себя и предмета игры.
Слайд 12Функции игры:
1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
2.
Коммуникативная (навыки общения)
3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание
в процессе игры)
4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей), и конечно же функция
5.Социализирующая (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Слайд 13Влияние игры на общее развитие ребенка
начинает развиваться произвольное внимание и
произвольная память, речь;
развивается мышление (действуя с предметами-заместителями, учится мыслить о
предметах и действовать с ними в умственном плане), формируется рефлексивное мышление;
развивается воображение;
приобретает основные навыки общения;
способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Слайд 14Характеристика игровой деятельности
Игра дошкольников имеет ролевой характер
ее предпосылки формируются в предметной деятельности ребенка раннего возраста, которой
присущи:
- отделение действий от предмета, обобщение их;
- использование ребенком неоформленных предметов качестве заменителей других;
- отделение своих действий от действий взрослых и возникновения личных действий ребенка;
- сравнение своих действий с действиями взрослых и отождествление их;
- воспроизведение ребенком в своих действиях действий взрослых, которые отражают в определенной последовательности отрезки их жизни.
Слайд 15Характеризуется целостностью - от мотива до способа действия (ребенок играет,
потому что он этого хочет, он играет в то, во
что хочет, и играет так, как хочет).
Характеризуется эмоциональной насыщенностью, удовольствием от процесса, а не от результата.
Развивается и меняет формы по мере развития (от развернутой внешней предметной деятельности до свернутой внутренней деятельности). В сформированном виде может существовать как действие в составе других видов деятельности.
В игре как деятельности формируются ОСНОВНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ
Слайд 18По П.Ф. Лесгафту 2 группы:
имитационные (подражательные)
подвижные (игры с правилами)
По Н.К.
Крупской игры делятся:
на игры, придуманные самими детьми (творческие игры)
игры, придуманные
взрослыми (игры с правилами)
Слайд 19
Последняя классификация, разработанная С.Л. Новоселовой психологический критерий инициативы, побуждающей к
игре, позволяет выделить 3 класса игр:
1. Игры, возникающие по инициативе
ребенка – самостоятельные игры;
игра-экспериментирование и самостоятельные сюжетные игры: (сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, режиссерская, театрализованная).
2. Игры, обучающие, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
(дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные)
досуговые, к которым следует отнести (игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные, празднично-карнавальные, театрально-постановочные).
3. Игры, идущие от исторической инициативы этноса, - народные или традиционные, которые могут возникать в детской среде по предложению взрослого или более старших, уже знающих эти игры.
- традиционные или народные.
Слайд 20Задачи:
развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр;
• развивать
инициативу, организаторские способности;
• воспитывать умение действовать в команде;
оптимизировать и организовывать
в ДОУ специальное пространство
Слайд 22 Главные условия организации игры:
Выполнение санитарно-гигиенических требований (влажная уборка, проветривание,
мытье игрушек)
Организация игрового пространства.
Наличие игрушек.
Организация центров сюжетной игры и
педагогические задачи соответственно возрасту детей.
Слайд 23Игра как форма ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 24 В Концепции по дошкольному воспитанию отмечается, что
исключительное значение в педагогическом процессе придается игре, позволяющей ребенку проявить
собственную активность, наиболее полно реализовать себя; в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события.
Слайд 25 Игра в детском саду должна организовываться:
как совместная игра воспитателя с детьми;
как свободная
самостоятельная деятельность детей.
Слайд 26 Чтобы игра стала подлинным средством творческой самореализации
ребенка и в полной мере выполняла бы свои развивающие функции,
она должна быть свободной от навязанной взрослыми "сверху" тематики и регламентации действий. Ребенок должен иметь возможность овладевать все более сложным "языком" игры - общими способами ее осуществления (условным действием, ролевым взаимодействием, творческим построением сюжета), увеличивающими свободу творческой реализации его собственных замыслов.
Слайд 27 Исходя из особенностей вида игры, задач, которые
можно решать с ее помощью, уровня сформированности у детей игровой
деятельности, педагог определяет меру своего участия в ней, приемы руководства в каждом конкретном случае.
Однако, направляя игру в русло решения воспитательно-образовательных задач, всегда следует помнить, что она - своеобразная самостоятельная деятельность дошкольника.
Слайд 28 Как форма организации жизни и деятельности детей
игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и
в педагогическом процессе в целом:
- должно быть время (до утренней гимнастики, на прогулке, после дневного сна), когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать, торопить;
- нужно продумать какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать положительные эмоции;
Слайд 29 - игра может быть соединена с каким-либо другим
видом деятельности(с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями).
Педагог, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу, формирует навыки самоорганизации в игре.