Слайд 1МДК.03.02.
«Теория и методика развития речи у детей»
44.02.02-
Дошкольное образование.
Преподаватель: Пак С.Н.
Понятие « Грамматический строй речи».
Слайд 2Понятие « грамматический строй речи».
Грамматический строй языка - система
единиц и правил, их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса.
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы (например, изменения слов по родам, числам и падежам).
Словообразование - создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств (суффиксы, приставки и т.д.).
Синтаксис изучает сочетаемость и порядок следования слов в предложении, построение простых и сложных предложений.
Слайд 3Основные закономерности усвоения детьми ГСР.
В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения
ГСР. Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания, в процессе
разнообразной речевой практики.
Раньше всего ребенок усваивает число у существительных (1 г. 10 мес.),
а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными (столик – стол).
Рано усваивают дети повелительную форму (дай, возьми), так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение.
Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода.
Слайд 4Закономерности усвоения ГСР
Закономерности усвоения ГСР раскрыты лингвистом Александром
Николаевичем Гвоздевым.
Он установил, что в первую очередь усваивается все
наиболее типичное, рядовое (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).
Все единичные, нарушающие нормы чаще усваиваются в школьном или старшем дошкольном возрасте.
Слайд 5Закономерности усвоения ГСР
Сначала дети заимствуют из речи окружающих слова
в той форме, в которой услышали их.
Но со временем
грамматические формы начинают приобретать смысловую нагрузку, употребляться осмысленно в самостоятельной речи.
У ребёнка вырабатывается определённый динамический стереотип (шаблон) при изменении имён существительных, прилагательных и других грамматических форм.
Если ребёнок усваивает падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка.
Однако в русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить, на которые нужно выработать частные, единичные речевые стереотипы. Если они не усвоены, появляются ошибки.
Слайд 6Например, ребенок усвоил употребление творительного падежа с окончанием –ОМ, -ЕМ:
мячикОМ. камнЕМ.
Но по этому типу ребенок образует и другие
слова (палочкОМ, иглОМ),
не зная, что существуют другие склонения, имеющие иные окончания.
Слайд 7основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.
Первый период (от
1 г. З мес. до 1 г. 10 мес.). --
период предложений, состоящих из аморфных слов корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях. Этот период делится на два этапа:
А) этап однословных предложений. Аморфные слова чаще состоят из одного слога, в большинстве случаев ударного: «ба» - собака, «ко» - молоко, «пу» - капуста. Также много звукоподражаний: «би-би», «ав-ав», «мява» - кошка.
Б) этап предложений из нескольких слов - корней (этап фразовой речи). Слова в таких предложениях не связаны грамматически, глаголы часто являются звукоподражаниями или стоят в повелительном наклонении («Баю ляля», «Ляля бух», «Мама, на»).
Слайд 8Второй период (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).
Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения.
Фраза (3-4
слова) начинает оформляться грамматически, в соответствии с законами языка, а не способом простого приставления слов друг к другу. («Катя сидить». «Дядя ыбку овить» - Катя рыбку ловит. «Папа будеть титать» - Папа будет читать).
Слайд 9Третий период (от З до 7 лет).
Третий период --
период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений
и спряжений. В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы.
Раньше усваивается система окончаний, позже - система чередований в основах.
Обогащение речи детей грамматическими формами осуществляется одновременно с развитием словаря, формированием правильного звукопроизношения.
Слайд 10Усвоение ребенком ГСР
Замечено, что число грамматических ошибок возрастает на пятом
году жизни (средняя группа), когда у ребенка растет активный словарь,
расширяется сфера общения, начинает употреблять распространенные предложения.
Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запомнить в новой для него грамматической форме, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму.
Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребенком грамматического строя языка.
Слайд 11Типичные грамматические ошибки в речи детей.
Исследователи установили, что чаще всего
затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:
1. Окончания существительных множественного числа: вместо окончаний
-а (-я) - дети произносят -ы (-и) по типу "столы", "домы", "поезды", "окны", "человеки".
2. Окончания существительных множественного числа, обозначающих детёнышей животных: "ягнёнки", "жеребёнки", "котёнки", "поросёнки".
Слайд 12Типичные грамматические ошибки в речи детей.
3. Окончания существительных множественного числа в
родительном падеже, сведение всего их многообразия к окончанию -ов (-ев)
по типу "столов": "карандашов", "этажов", "мышов", "утков", "птичков", "книгов", "куклов", "девочков", "руков", "дерев", "лошадёв".
4. Склонение имен существительных родительного падежа единственного числа: "у кукле", "у сестре", "у маме", "без ложке".
Слайд 13Типичные грамматические ошибки в речи детей.
5. Склонение несклоняемых существительных: "в кине",
"на пальте пуговицы", "за пианином", "чашка кофию".
6. Изменение рода существительных: "большой
яблок", "купи мороженую", "папа ушла", "платье зелёная", «дай мою одеялу».
7. Образование глагольных форм: "давать-даваю", "дать-дадишь", "ехать-ехаю, ехает", "бежать- бежу, бежи", "искать-искаю, искает".
Слайд 14Типичные грамматические ошибки в речи детей.
8. Склонение числительных: «Наша Розка два
щенят принесла», "собака с пять щенят", "курица пришла без два
цыплёнка", « идите по одном», «двое ведров», «по двух стройтесь», «с двумями карманами».
9. Форма причастий: "сломатая игрушка", "сошитая рубашка", "разорватая книга ".
10. Образование сравнительной степени прилагательных: "плохее", "чистее", "красивше", «твердее».
11. Образование местоимений в косвенных падежах:
"у мене болят уши", "в этим кармане", "у тебе красивая платья".
Слайд 15Особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников
Морфологические и синтаксические стороны речи
развиваются параллельно. Но синтаксические ошибки устойчивее.
Вначале появляются «слова –
предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия («дай», «папа», «на»).
В период от 1 г.8 мес. до 1 г. 10 мес. появляются 2-х словные предложения (неполные), где каждое слово обозначает предмет или действие («Папа ам», «Кука бай-бай»).
Слайд 16Особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников
К двум годам появляются 3-х,
4-х словные предложения. Это начало овладения простым распространенным предложениям. В
этом же возрасте появляются предложения с однородными членами. Сначала дети пользуются однородными подлежащими, сказуемыми, затем определениями и обстоятельствами (Лиса и заяц лежали в коляске у Тани. Сережа искупался и вышел на берег. У куклы и мишки есть одежда.).
Слайд 17Особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников
Детей обучают способам соединения слов
в словосочетания и предложения разных типов — простые и сложные.
Сравнительно легко детям дается употребление сложносочиненных предложений. На пятом году жизни простые предложения, входящие в состав сл. – соч. предложений, становятся более распространенными, появляются однородные члены (Волк уснул у реки, а коза пришла, разрезала волку брюхо, потом положила кирпичи и зашила – 4 г. 9 мес.)
Слайд 18Особенности формирования синтаксической стороны речи дошкольников
На пятом году жизни содержание
и форма сложно - подчиненных предложений усложняются. Используются придаточные предложения
времени, причины (Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной), места (Где машины военные были, там был салют).
В старшем возрасте дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользоваться противительными союзами (У меня пластмассовые пуговицы, а не деревянные. Она бросила иголку, а не воткнула – речь детей 6-го года).
Слайд 19синтаксические ошибки
1. На первое место ставится наиболее важное для ребенка
слово (Куклу мама принесла. Машинку купили в магазине).
2. Вопросительное предложение
начинается с того, что для ребенка важнее (Заплакала Маша почему?)
3. Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова (На вопрос: Почему мальчик опоздал в школу? Ребенок отвечает: ПОЧЕМУ что мальчик долго спал).
Слайд 20синтаксические ошибки
4.Опускается союз или часть союза (Вот еще лопнул шар
у дяди, потому… нажал сильно).
5. Один союз заменяется другим (Как
мы пришли домой, мы играли с мячом, Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно).
6. Союз ставится не на том месте, где обычно употребляется (Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют).
Слайд 21словотворчество
Большую часть слов ребенок заучивает путем подражания. Но если
внимательно прислушаться к детской речи, мы заметим множество слов, которые
малыши как будто не могли заимствовать у нас, взрослых.
Появление таких новых слов в речи детей и называют словотворчеством.
Слайд 22Детское словотворчество как способ усвоения детьми системы словообразования.
Словообразование – процесс
образования слов в русском языке. В современном словообразовании чаще слова
образуются морфологическим способом, имеющим несколько разновидностей:
1. Слова образуются с помощью приставок (группа – подгруппа, бежать – выбежать – забежать).
2. с помощью суффиксов (путь – путник, грузовой – грузовик);
3. с помощью приставок и суффиксов одновременно (свеча – подсвечник, без размера – безразмерный, под одеялом – пододеяльник);
4. путем отбрасывания окончаний и суффиксов от основы (бессуффиксальный) (кричать – крик, бегать – бег, тихий – тишь, сухой – сушь).
Слайд 23Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет
5 мес. – до 5 лет 5 месяцев.
Русские слова могут
образовываться в результате сложения основ. Это морфолого–синтаксический способ (лед колоть – ледокол, книги любить – книголюб).
Дошкольники в основном пользуются морфологическим способом. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смыслозначимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).
Слайд 24Психолог Татьяна Николаевна Ушакова
выделила три основных принципа образования детьми
новых слов:
а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово ("осколки
слов");
1. Лепь (то, что слеплено): "Мы лепили-лепили, и получилась лепь«
(3 года б месяцев).
2. Дыб (существительное от наречия "дыбом"): "Твои волосики стоят дыбом".- "Это дыб?"
(4 года 11 месяцев).
Слайд 25три основных принципа образования детьми новых слов
б) к корню одного
слова прибавляется окончание другого ("чужие" окончания)
1. Пургинки (снежинки): "Пурга
кончилась, остались только пургинки" (3 года 6 месяцев).
2. Рваность (дырка): "Я не вижу, где на кофточке рваность" (3 года 8 месяцев).
в) одно слово составляется из двух ("синтетические слова").
1. ВорунИшка - вор и врунишка (3 года 6 месяцев).
2. Бананас - банан и ананас (3 года 9 месяцев).
3. Вкуски - вкусные куски (4 года).
4. Бабезьяна - бабушка обезьяны (4 года).
Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать. К пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи, которые используют взрослые, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
Слайд 26Когда дети достигают примерно пятилетнего возраста, их словотворчество начинает угасать.
К пяти годам малыш уже прочно усвоил те обороты речи,
которые используют взрослые, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.
Слайд 27Пути формирования грамматической стороны речи у детей
1. Создание благоприятной языковой
среды, дающий образцы правильной речи.
Речь воспитателя, родителей должна быть
грамотной.
Следует шире использовать художественную литературу, фольклор, дающие образцы литературного и народного языка.
2. Специальное обучение детей (занятия) трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок.
Слайд 28Среди занятий, направленных на обучение ГСР выделяют:
а) специальные занятия.
Проводятся
еженедельно во всех возрастных группах. Здесь усваиваются самые трудные, нетипичные
формы изменения слов
б) часть занятия по развитию речи. Например, на занятии по формированию словаря воспитатель проводит упражнение или игру на формирование ГСР (примерно 5 – 10 мин.). Детям предлагают ответить на вопросы:
Большой, деревянный, красивый. Это дом или домишко?
- Широкая, глубокая, судоходная. Это река или ручей?
Слайд 29На занятии по развитию связной речи, рассматривая картину « Кошка
с котятами», воспитатель упражняет детей в употреблении трудных форм (котята,
котенок, у котенка не видно лап), в составлении простых предложений («Что делает черный котенок? Что делает рыжий котенок?»).
Слайд 30в) занятия по другим разделам программы.
Например, на занятиях по
математике дети упражняются в сочетании числительных и существительных (пять карандашей,
три ежа, шесть утят), в образовании сравнительной степени прилагательных (длиннее, короче, выше, ниже).
На занятиях по ознакомлению с природой дети упражняются в употреблении глаголов (день удлиняется, укорачивается; почки набухают, распускаются; листья опадают
Слайд 313. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения (в повседневной
жизни).
Например, дети собираются на прогулку.
Воспитатель: Вы хотите лепить снеговика?
А ты, Ира, хочешь?
Спроси у Юли и Наташи, хотят ли они лепить снеговика.
Слайд 32Исправление грамматических ошибок
Методика исправления ошибок разработана
Ольгой Ивановной Соловьевой и
Алисой Михайловной Бородич.
Основные положения
можно сформулировать следующим образом:
Неисправленная грамматическая ошибка закрепляет неправильное употребление у того ребенка, который говорит, а также у детей, которые его слышат.
Слайд 33Исправление грамматических ошибок
При исправлении ошибки не следует повторять ее, а
нужно предложить ребенку послушать, как надо правильно говорить, предупредив его
о том, что он сказал неверно;
пусть ребенок повторит за воспитателем правильное предложение.
У детей младшего возраста воспитатель не исправляет ошибку, а по-другому формулирует фразу.
Ребенок: «Мы поставили на стол тарелку и много ложков и чашков».
Воспитатель: «Правильно, вы хорошо накрыли стол к чаю, положили много ложек и поставили много чашек».
Слайд 34Исправление грамматических ошибок
Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и
самостоятельно исправлять их
(Подумай, как изменить слово правильно). Если ребенок
не знает, как сказать, нужно сразу дать ребенку образец правильной речи (Ты ошибся, надо сказать «мы хотим»).
Ни в коем случае нельзя смеяться над малышом или дразнить его.
Не следует также пересказывать детские слова и фразы с ошибкой как анекдоты, особенно в присутствии самих ребятишек. Дети очень гордятся тем, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают коверкать слова уже умышленно.