Слайд 2Содержание
Маркетинг / Реклама / Медиа
Основные термины
Медиа-процесс
Структура медиа-отдела РА
Медиа-планирование
Выбор СМИ
Планирование ТВ-кампании
Основные
термины
Выбор каналов
Рекомендации уровня «медиа-веса»
Теории медиа-планирования
Слайд 3Роль Медиа в маркетинге
МАРКЕТИНГ
РЕКЛАМА
Creative
4 P’s:
Product
Price
Place (Package)
Promotion
МЕДИА
Медиа
– одна из важнейших частей маркетинга
Слайд 4Основные термины
Brand – торговая марка
Brand Awareness – осведомленность потенциальных потребителей
о торговой марке (%)
FMCG (Fast Moving Consumer Goods) – товары
массового повседневного спроса
Launch – «запуск» на рынок нового бренда/продукта
Re-Launch – активизация рекламы бренда после достаточно длительного отсутствия
Maintenance – рекламная активность, направленная на поддержание осведомленности о бренде на необходимом уровне
Promotion / Promo – комплекс мероприятий по стимулированию спроса
Слайд 5Основные термины
Целевая аудитория (Target Audience)
Группа потенциальных потребителей, представляющая наибольший интерес
для рекламодателя, на которую направлена его маркетинговая и рекламная деятельность.
Например:
Потребители импортного пива, любящие футбол и общение с друзьями
Для разработки медиа-плана такая ЦА должна быть приведена к соответствующей медиа-ЦА
Например: Мужчины 18-34, доход выше среднего
Слайд 6Основные термины
Медиа-бриф (Media Brief) – задание на проведение кампании в
СМИ
это официальный документ, составленный в определенном формате и подписанный клиентом,
где кратко описываются:
Предыстория бренда на данном рынке
Задачи данной рекламной кампании
Целевая аудитория бренда
Сезонность продаж
География продаж
Наличие креативных материалов (ролики, макеты, и т.д.)
Другая активность (промоушн, специальные события, требующие поддержки в СМИ)
Бюджет данной кампании (не всегда)
Слайд 7Медиа-Процесс
Пред-планирование
Планирование
Покупка
Оценка
Сопровождение кампании
Медиа-план
Слайд 8Структура медиа-отдела РА
Медиа-директор
Группа медиа-
планирования
Группа медиа-
покупки
Группа
исследований
ТВ-байеры
Принт-байеры
Байеры по наружной рекламе
Медиа-исследования
Маркетинговые
исследования
Медиа-плэннер
Клиент 1, 2,
3, …
Медиа-плэннер
Клиент 4, 5, 6, …
…
Слайд 10Для чего нужно
медиа-планирование?
Медиа-планирование позволяет оптимально использовать возможности СМИ и
получать максимальную отдачу от вложенных средств
Донесение рекламного сообщения до
как можно большего % потенциальных потребителей с наименьшими затратами
Медиа-плэннеры должны выступать в роли консультантов по рекламным инвестициям
Какие СМИ предпочтительно использовать?
Рекомендации по уровню рекламной активности
Рекомендации по уровню бюджета
Слайд 11На чем основано эффективное медиа-планирование?
Данные, полученные от рекламодателя
Медиа-бриф
Собственные маркетинговые
исследования рекламодателя
Данные исследований независимых кампаний
Медиа-исследования
Маркетинговые исследования
Анализ особенностей СМИ и
состояния рынка
Постоянное отслеживания изменений и тенденций на рекламном и медиа-рынка
Опыт работы РА на российском рынке
Международный опыт сетевых агентств
Собственные исследования и инструменты планирования
Слайд 12Исследовательские компании
TNS Gallup Media - главный поставщик медиа-исследований на рынке
с 1999
TV-Index (Peoplemeter телевизионная панель)
NRS (National Readership Survey)
M-Index (маркетинговые исследования)
Comcon-2
TGI (Target Group Index) - маркетинговые исследования
Слайд 13Выбор СМИ
Основные СМИ
Телевидение
Пресса
Наружная реклама
Радио
Кино
Интернет
Выбор СМИ (Media Mix) для каждого медиа-плана
производится
в соответствии с целевой аудиторией
и задачами данной рекламной кампании
Слайд 14Задачи рекламной кампании
Запуск нового бренда ТВ
Создать Brand awareness (не ниже …%)
Повысить
Brand awareness ранее рекламировавшегося брэнда (до …%) ТВ
Поддержка Brand awareness на
существующем уровне ТВ
Донести до потенциального потребителя некое сообщение (например, Promotion) Все СМИ
Построение и поддержка имиджа бренда ТВ
Глянцевые журналы,
Наружная реклама
(суперсайты и спецпроекты)
Поднять продажи на …%
Слайд 15ТВ: Стратегическое СМИ
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Несомненно, СМИ №1 по массовости, интенсивности воздействия на
аудиторию, стоимостной эффективности и вложениям рекламодателей
Стратегическое СМИ для большинства рекламодателей
Незаменимо
для рекламы товаров массового повседневного спроса (FMCG)
Фокусирование на различных целевых аудиториях возможно посредством выбора каналов, программ, времени дня
Слайд 16Другие СМИ
ПРЕССА
Журналы
Возможность точного фокусирования на определенных целевых аудиториях, в
первую очередь высокодоходных, «стильных»
Высокое качество печати и редакционных материалов
создает соответствующее окружение для «дорогих» брендов
Достижение аудитории, мало смотрящей ТВ
Длинный «жизненный цикл» журнала
Газеты
Оперативность
Возможность проведения тактических кампаний
Возможность фокусирования на деловых людях
Слайд 17Другие СМИ
РАДИО
Оперативность, гибкость
Сравнительно низкая стоимость
Возможность проведения тактических кампаний
Возможность фокусирования на
водителях
Возможность фокусирования на молодых людях
Наружная реклама
Сильное визуальное воздействие
Возможность концентрации
в нужных районах
Стратегическое СМИ для табачных и алкогольных рекламодателей
Слайд 18Новые рекламоносители
КИНО
Высокое качество изображения и звука
Высочайшая интенсивность воздействия
Сравнительно низкая стоимость
Возможность
фокусирования на молодых людях с высоким доходом
ИНТЕРНЕТ
Новейшее СМИ во всем
мире
Сравнительно низкая стоимость
Фокусирование на «белых воротничках»
Слайд 20Основные термины
Прайм-тайм (Prime time / peak time )
время массового просмотра
телевизионных передач
(19:00-24:00)
Daypart
период времени, определяемый стоимостью и особенностью телесмотрения
Утро (утренний
прайм-тайм)
Раннее утро (до 9:00)
Позднее утро (9:00-12:00)
День (12:00-19:00)
Прайм-тайм (19:00-24:00)
Ночь (после 24:00)
Слайд 21Основные термины: TVR
Рейтинг (Rating, TVR)
часть всей целевой аудитории в %,
увидевшая данную ТВ-программу или рекламный блок
Рейтинг 1 означает, что 1%
от всей аудитории подвергся воздействию рекламного сообщения
Например, рейтинг программы “Намедни” для аудитории Мужчины 25-40 равен 5, т.е. 5% данной аудитории в целом смотрели эту программу
Рейтинг = Аудитория программы / Вся ТВ-аудитория
Слайд 22Доля (Share)
часть аудитории, смотрeвшей ТВ в данное время, увидевшая данную
программу или рекламный блок (%)
Например, доля программы “Намедни” равна 15,
т.е. 15% зрителей, смотревшей ТВ в воскресенье с 21 до 22 час. смотрели именно эту программу
Основные термины: Share
Share = Аудитория программы / ТВ-аудитория в данный момент
Слайд 23Основные термины: GRP’s
GRP’s (Gross Rating Points):
суммарный (совокупный) рейтинг
общая сумма
рейтингов всех спотов, вышедших в данной рекламной кампании или за
определенный период времени
Также, медиа-вес (media weight)
Например:
Программа Рейтинг Кол-во GRP’s (18+)
Намедни 4 3 12
Худ.фильм 5 5 25
Сериал 7 2 14
Итого: 10 51
Слайд 24Основные термины: GRP’s
2 правила GRP’s
Всегда обозначать целевую аудиторию GRP’s
Например: 200
GRP’s (все 18+)
350 GRP’s (женщины 25-55)
Никогда не складывать GRP’s из
разных целевых аудиторий
Другие обозначения:
TRP’s (Target Rating Points)
TARP’s (Target Audience Rating Points)
Слайд 25Основные термины: Affinity Index
Affinity Index (индекс целевой аудитории)
показатель популярности программы
у данной целевой аудитории
Рейтинг Целевой Аудитории
Affinity Index = Рейтинг для
всей аудитории х100
Если индекс больше 100, то программа популярна у целевой аудитории, если индекс меньше 100, то не популярна
Например:
Спортивные программы: Рейтинг (18+) 2
Рейтинг целевой аудитории (Муж. 25-40) 5
Affinity Index = 5 / 2 х 100 = 250
Слайд 26ПРИМЕРЫ: Affinity Index
«Сегодня в 22:00»
Рейтинг (18+) 7
Рейтинг (Муж.20-45) 8
Affinity Index (Муж.20-45)
= ?
Сериал «По имени Барон»
Рейтинг (18+) 10
Рейтинг (Жен.18-45) 10
Affinity Index
(Жен. 18-45) = ?
Шоу Елены Степаненко
Рейтинг (18+) 5
Рейтинг (Жен. 40+) 7
Рейтинг (Муж. 18-35) 2
Affinity Index (Жен. 40+) = ?
Affinity Index (Муж. 18-35) = ?
Слайд 27Основные термины: CPP
CРР (cost per point)
стоимость единицы рейтинга
Стоимость 1 GRP
(достижения 1% целевой аудитории)
CPP = Стоимость / GRP’s
Пример: Бюджет кампании
$100,000
Набрано GRP’s (18+): 95
СРР = $100,000 / 95 = $1,053 (18+)
Другие обозначения: СPR, CPRP
(cost per rating, cost per rating point)
Слайд 28Основные термины: CPT
CРТ / СPМ (cost per thousand) - стоимость
тысячи контактов с целевой аудиторией
CPТ = Cтоимость / Количество контактов
(000)
Кол-во контактов (Gross Impressions) = GRP’s x 0.01x Base
Base - часть населения (000), которая должна быть покрыта
Пример: Бюджет кампании $100,000
Набрано GRP’s (18+): 95
СРТ (18+)= $100,000 / 95 х 0.01 х 107,000 = $0.98
или СРТ = СРР / (Base x 0.01)/1000
Для России, 18+: СРТ = СРР / 1070
(данные Госкомстата на 01.05.2001)
Слайд 29Основные термины:
Reach & Frequency
Reach (Охват)
% аудитории, охватываемой рекламным сообщением
по меньшей мере один раз за определенный период времени или
рекламную кампанию (не может быть больше 100)
Frequency / OTS (Cредняя частотность)
среднее число контактов представителя целевой аудитории с рекламным сообщением в течение определенного периода времени или данной рекламной кампании
GRP’s = Reach x Frequency
Frequency = GRP’s / Reach
Reach = GRP’s / Frequency
Пример: 100 GRP’s / 50% Reach = 2 (Frequency),
т.е. 50% целевой аудитории увидит ролик в среднем 2 раза за кампанию
Слайд 30GRP’s / Reach / Frequency
GRP’s
Reach
Frequency
Reach x Frequency = GRP’s
GRP’s
Reach
= Frequency
GRP’s
Frequency
=
Reach
Слайд 31Основные термины:
Frequency Distribution
Средняя частотность:
100 GRP’s / 50% = 2
Frequency Distribution
50%
аудитории увидит ролик не менее 1 раза
43% аудитории увидит ролик
не менее 2 раз
32% аудитории увидит ролик не менее 3 раз
и т.д.
Пример:
Reach
Frequency
Frequency Distribution (Распределение Частотности) показывает % целевой аудитории, подвергшейся рекламному воздействию на каждом уровне частотности (1+, 2+, 3+, 4+, и т.д.)
Слайд 32Основные термины:
Effective Reach & Effective Frequency
Effective Reach (Эффективный охват)
минимальный %
целевой аудитории, который должен быть охвачен рекламным сообщением / кампанией
для достижения поставленной цели
Effective Frequency (Эффективная частотность)
минимальное количество воздействий рекламного сообщения на целевую аудиторию, которое необходимо для создания позитивной реакции
Осведомленность
Отношение
Покупка
Слайд 33Reach & Frequency
Для одного и того же уровня GRP’s значения
Reach и Frequency меняются в зависимости от выбора каналов, программ,
времени дня.
Национальные каналы, высокорейтинговые программы, Prime-time дают быстрый рост Reach
Например: 1000 GRP’s / Reach 95 / Frequency 10.5
Региональные сети, non-prime повышают Frequency
Например: 1000 GRP’s / Reach 50 / Frequency 20
В целом, чем больше каналов задействовано в кампании, тем шире охват аудитории (Reach)
Слайд 34Reach основных телеканалов
Sourse: TNS Gallup Media, Q1 2002
Reach зависит от
технического охвата (Penetration):
ОРТ и РТР – 98%; НТВ – 78%; ТНТ –
53%.
Слайд 35Пример: Кривые Reach (Reach Curves)
GRP’s (18+)
Используемые каналы: OРT, РТР, НТВ,
CTC, Рен-ТВ, TВC, TНT, MTV, Mуз-TВ
Reach %
Слайд 36Основные термины: Delivery
Delivery
Уровень медиа-показателей, достигнутый рекламной кампанией
Обычно выражается в GRP’s
/ Reach / Frequency (возможно также выражение в суммарном количестве
контактов / Gross Impressions)
Пример: Total Delivery рекламной кампании брэнда A в 2001 году составляет 1000 / 80 / 12,5
т.е. 1000 GRP’s достигли охвата 80% целевой аудитории со средней частотностью 12,5
Overdelivery – достижение более высоких медиа-показателей, чем планировалось (обычно отностиnся к GRP’s)
Underdelivery – «недопоставка» по отношению к медиа-плану
Слайд 37Основные термины: Scheduling
Schedule - График размещения
Scheduling - Стратегия размещения
Flighting
(flights / bursts) – флайтовая стратегия, т.е. периоды активности, чередующиеся
с длительными перерывами
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Continuity – непрерывная рекламная активность в течение длительного периода времени
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Blinking – «мигание», т.е. рекламная активность в течение достаточно длительного периода с короткими перерывами (1-2 недели)
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Слайд 38Основные термины
Clutter – загруженность СМИ рекламой, «шум»
TVC, Сommercial, Copy –
рекламный ТВ-ролик
Copy Wear-Out – «изнашивание» ролика
уровень GRP’s, набранных роликом, при
котором начинается ухудшаться его восприятие зрителем, возможно появление негативной реакции
Обычно от 1500 до 3000 GRP’s
Излишне агрессивные, или наоборот, «скучные» ролики типа testimonials (интервью с потребителем) «изнашиваются» быстрее
Красивые ролики с интересным сюжетом «изнашиваются» дольше
Flow-Chart / Laydown – графическая схема, представляющая рекламную активность бренда во всех используемых СМИ в течение года
Слайд 40Выбор ТВ-каналов
Выбор каналов производится в соответствии с задачами данной рекламной
кампании по следующим параметрам:
Соответствие целевой аудитории
География покрытия канала
Бюджетные ограничения
Стоимостная эффективность
Слайд 41Рекомендации уровня медиа-веса
Рекомендации уровня GRP’s всегда вызывают наибольшие дискуссии, так
как для принятия решения рассматриваются многие факторы
Тип кампании
Активность конкурентов
Стратегия коммуникации
бренда и др.
Возможны рекомендации недельного медиа-веса или веса месячной кампании (4 недели)
Слайд 42Активность конкурентов
Средний вес по категории
Ср. веса основных конкурентов
Загруженность категории (Clutter)
Тип кампании
Запуск/Промоушн
Поддержка
Рекомендации уровня медиа-веса
Коммуникационная
стратегия бренда
Флайтовая стратегия (Flighting)
Постоянное присутствие (Continuity)
Теории медиа-планирования
Эффективная частотность
Теория “Recency”
Рекомендованный
медиа-вес
Слайд 43Теории медиа-планирования
Теория эффективной частотности
Рекомендации основываются на частотности воздействия, которое необходимо
для создания позитивной реакции потенциального потребителя. Исходя из этого высчитывается
соответствующий уровень GRP’s (недельный или месячный)
Эффективная частотность для конкретной кампании зависит от многих параметров
Находится в пределах от 3 до 8
Многие сетевые агентства имеют специальные «инструменты» для определения оптимальной частотности, к сожалению пока не адаптированные для нашего рынка
Применяется при запуске/«раскрутке» бренда, проведении
промоушн, появлении нового рекламного сообщения/ролика,
для акцентирования других важных периодов
Слайд 44Теории медиа-планирования
Теория Recency (новизна, свежесть)
Наиболее популярная в последние годы теория,
принятая многими крупнейшими рекламодателями товаров массового повседневного спроса (FMCG)
Суть теории:
решение о покупке товара бренда “X” или “Y” принимается не в зависимости от того, сколько всего раз человек увидел ролик бренда “X” или “Y”, а в зависимости от того, ролик какого из брендов потенциальный потребитель увидел ближе к моменту возникновения необходимости покупки такого товара
Таким образом, очень важно постоянное присутствие в эфире, пусть даже с меньшим весом, т.к. необходимость покупки товаров категории FMCG возникает каждый день
Применяется для «раскрученных» брендов (в основном товаров
повседневного спроса) в период поддержки осведомленности
Слайд 45Теории медиа-планирования
Оба подхода одинаково важны и могут применяются при планировании
кампаний даже одного и того же бренда в зависимости от
типа кампании
Пример:
Бренд «Х» хорошо «раскручен», высокая осведомленность о марке, активность конкурентов невысока – возможно применение теории Recency, т.е. постоянное присутствие в течение года с относительно невысоким весом (70-90 GRP’s в неделю)
Однако, в течение года планируется проведение масштабной промоушн – на этот период для быстрого достижения осведомленности о промоушн применяется подход с точки зрения эффективной частотности, т.е. более высокие веса, особенно в начале периода (150-180 GRP’s в неделю)
Слайд 46Спонсорство (основные термины)
Billboard – спонсорская заставка, представляющая спонсора (обычно в
начале и конце спонсируемой программы)
TV Break Bumpers – спонсорская отбивка
непосредственно до и (или) после рекламного блока в спонсируемой программе (например, в футбольных чемпионатах)
Promo Spots – ролики, используемые для анонсирования спонсируемой программы, содержащие спонсорские элементы (логотип, имя компании-спонсора)
On-Screen Sponsor Identifications (Idents/Pullthroughs) – спонсорские элементы (логотип, имя компании), возникающие или постоянно присутствующие на экране в течение программы
TV-Vignettes – «виньетки», короткие сюжеты, имеющие тесную связь со спонсирующим брэндом
Sponsorship Exclusivity – наличие единственного спонсора в данной программе (обычно возможно 2-4 спонсора)