Слайд 2Медиа
- это обширное понятие, которое включает в себя всю
совокупность информационных средств и приемов, служащих для передачи конкретному потребителю
сообщения (печатное слово, музыкальная композиция, радиопередача и т.п.) той или иной форме.
Слайд 3Медиаграмотность
— это способность опознавать различные типы медиа и понимать разнообразные
сообщения, которые они передают, улучшая качество человеческой жизни. Медиаграмотность включает
в себя совокупность компетенций: получать доступ, анализировать, оценивать, отражать, создавать и производить различные медиа.
Слайд 4Информационная и медиаграмотность
Слайд 5Зачем библиотекарю медиаграмотность?
Уметь отбирать и публиковать информацию в интернете;
Владеть информационными
технологиями;
Оказывать «цифровое кураторство» в рамках школы компьютерной грамотности при библиотеке;
Формировать
информационную культуру пользователей в медиасреде.
Слайд 6Искажение информации
важно отделять факты (свершившиеся события, которые легко проверить) от
мнения (точки зрения на заявленную тему) и интерпретации факта;
если среди
фактов прослеживаются мнения, то они воспринимаются с меньшей критичностью. Например, после трех истинных высказываний, не вызывающих сомнений, четвертое воспринимается как данность;
оценка события и используемая в тексте лексика влияют на восприятие;
Слайд 7Искажение информации
фразы нередко преподносятся неточно или в отрыве от контекста,
что также служит искажению информации;
авторы текстов применяют сокрытие деталей, избирательное
внимание к фактам для выражения собственной позиции, а не объективного положения вещей;
Слайд 8Искажение информации
материал может сопровождаться заголовком, искажающим содержание статьи;
статью может сопровождать
фотография, сделанная задолго до описываемых событий и не соответствующая современному
положению дел, а иногда и искажающая информацию;
статьи в «Википедии» может отредактировать любой желающий, поэтому этот ресурс не является достоверным источником.
Слайд 9Фейки
(англ. fake-поддельный, фальшивый) это сообщение, преимущественно новостного характера, привлекающее внимание
широкой аудитории за счет своей важности, актуальности, сенсационности. Может быть
частично достоверным или полностью ложным.
Слайд 15Цель создания фейка
мошенничество, дезориентация в информационном пространстве, создание общественных дискуссий
и их развитие в необходимом направлении, отвлечение внимания от «острых»
тем, генерация трафика сайта
Слайд 16Как проверить достоверность информации
1. Проанализировать источник: заслуживает ли он доверия?
Использует ли эмоционально окрашенную лексику? Использует ли оценочные суждения? Кто
учредитель медиа-ресурса и какие цели преследует?
Слайд 17Как проверить достоверность информации
2. Поиск альтернативных источников новости, желательно, трех.
Слайд 18Как проверить достоверность информации
3. Проанализировать сообщение: оперативность, полнота информации о
событии, наличие фактов и мнений, логических нестыковок, эмоционально окрашенной лексики.
После прочтения текста можно задать вопрос: «Какие чувства автор хотел вызвать при прочтении?».
Слайд 19Сравните высказывания
Кажется, что на улице сегодня похолодало.
На улице -15 градусов,
ветер северо-восточный, возможны осадки во второй половине дня.
На улице, по-моему,
до -15 градусов, дует ветер и, кажется, скоро пойдет дождь.
Холодало, с неба опускался снег и ложился пушистой шапкой на крыши домов.