Слайд 1Медиаисследования в бакалавриате: основы научной работы
Нигматуллина Камилла Ренатовна
Доцент кафедры цифровых
медиакоммуникаций
Слайд 2Виды и жанры научных работ
Устный доклад с презентацией
Реферат
Эссе/этюд
Курсовая работа
Дипломная
работа (ВКР)
Слайд 3Виды работы на занятиях
Лекция
Семинар
Практическое занятие
Самостоятельная работа в присутствии преподавателя
Самостоятельная работа
по методическим материалам
Коллоквиум
Контрольная работа
Текущий контроль
Слайд 4Медиаисследования – 2 понимания
1 – отраслевые исследования СМИ и их
аудитории
2 – совокупность исследований в области медиа как подвид коммуникативных
исследований, частный случай – исследования журналистики
Слайд 5Область науки
Arts and Humanities / Social Sciences (не всегда)
Прикладные науки
Научное
исследование - это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса
или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом – структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д.
Слайд 6Составляющие любого исследования
Актуальность
Новизна
Теоретическая разработанность проблемы
Цель
Задачи
Объект
Предмет
Методы
Эмпирическая база + хронология
Слайд 7Простыми словами
Актуальность = в мире происходит что-то интересное
Новизна = до
меня мало кто исследовал эту проблему
Методы = я буду смотреть
на проблему в зеленых очках (а не розовых)
Объект = часть мира, в котором что-то происходит
Предмет = что конкретно там происходит и в чем проблема
Слайд 8Эмпирика
Мы изучаем тексты или аудиторию текстов.
Выборка – это часть текстов
или часть аудитории, которая представляет (репрезентует) все тексты или всю
аудиторию (= репрезентативная выборка).
Хронология выборки важна.
Базы текстов - Integrum
Слайд 10Методы
Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ
представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.
Тексты: контент-анализ, лингвистический/стилистический/…
анализ текста, жанровый и тематический анализ, дискурс-анализ, сентимент-анализ etc.
Визуальный контент: eye-tracking, восприятие иллюстраций etc.
Аудитории: опросы, фокус-группы, глубинные интервью, экспертное анкетирование etc.
Слайд 11Как правильно реферировать
1-й этап – это чтение исходного текста и его
анализ – обычно несколько раз – с целью детального понимания
основного содержания текста, осмысления его фактической информации (изучающее чтение).
2-й этап – это операции с текстом первоисточника: текст разбивается на отдельные смысловые фрагменты с целью извлечения основной и необходимой информации каждого из них.
3-й этап – это свертывание, сокращение, обобщение, компрессия выделенной основной фактологической информации и оформление текста реферата в соответствии с принятой моделью реферата.
Слайд 12Композиционные элементы
Обложка
Оглавление
Введение
Основная часть (главы и параграфы)
Заключение
Список литературы и источников
(не путать с библиографией)
Приложения (рисунки, схемы, таблицы)
Слайд 13Полина Колозариди
Эссе - яркое, образное, личностное, пишется непринужденно и свободно.
Традиционная российская студенческая работа - более тяжелая, четко структурированная и
объемная, отсылает к многочисленным первоисточникам. Эти типы текстов отвечают разным целям. Для того чтобы успешно писать и то, и другое, нужно развивать разные умения и разные навыки. Помните, что эссе изначально не претендует на раскрытие темы, а любая наша курсовая работа стремится к выводу. Но именно такая, как в ней, последовательная постановка вопросов и ответов создает настоящую студенческую научную жизнь. В любом случае вы будете обращаться и к цитатам, и к терминам с их разъяснениями, а научившись работать в разных жанрах, сможете состояться в мировом образовательном пространстве.
Слайд 14Что есть «у них» и нет «у нас»
Язык: тяжеловесность/академичность vs
простота/популярность, наукоёмкие заголовки vs образные заголовки
Структура публикации: исследовательские вопросы и
гипотезы (RQ + H), ограничения исследования (limitations), благодарности и финансирование (acknowledgments + funding)
Качество исследования: обязательная эмпирика vs «к вопросу о…»
Слайд 15Проблема воспроизводимости исследований
Группа психологов, возглавляемая специалистом в области социальной психологии
Брайаном Ноузеком (Brian Nosek) из Center for Open Science (США)
попыталась в рамках «Проекта по изучению воспроизводимости научных работ: Психология» повторить 100 различных исследований в разных отраслях психологии, опубликованных в ведущих научных журналах. Результат получился просто шокирующим – по мнению ученых, им удалось воспроизвести с разной степенью близости к оригинальному исследованию только 39 из 100 работ.
Слайд 16http://project195886.tilda.ws/
это «естественная» реклама: она приобретает форму и характеристики той
платформы, на которой размещается. Она не похожа на обычную рекламу,
поэтому, по идее, не должна вызывать чувство отторжения у читателей, а также помогает избежать явления баннерной слепоты.
Слайд 17https://vk.com/@camille00100-missiya-zaschitit-diplom
Слайд 21Очень полезные ресурсы
https://cyberleninka.ru/
http://vernsky.ru/
https://www.researchgate.net/
Слайд 22Софт для исследований
Пакеты для контент-анализа (Concordance)
Пакеты для статистического анализа (SPSS)
Пакеты
для визуализации данных (Gephi)
Пакеты для анализа социальных сетей
Инструменты выгрузки данных.
Например, https://apps.facebook.com/netvizz/
- извлечение данных об активности пользователей в открытых группах (group data);
- извлечение данных об активности пользователей в страницах поклонников (page data);
- извлечение данных о связи между страницами на основе лайков (page like network);
- извлечение данных о функции поиска на Facebook.com (search);
- статистическая обработка информации о размещенных на Facebook.com ссылках (link stats).
Слайд 23Простые инструменты
Для опросов: гугл-формы, surveymonkey
Слайд 25Презентация результатов
5-10 минут выступления – это не больше пяти слайдов
Корпоративные
шаблоны СПбГУ - https://pr.spbu.ru/shablony.html (не благодарите)
На слайдах – результаты, выводы
и картинки
Форматы – PP, Prezi, Padlet, InDesign, Keynote (Mac), даже сторис в Instagram
Слайд 26Конференции для молодых ученых
СПбГУ - http://jf.spbu.ru/studkonf
МГУ - https://lomonosov-msu.ru/rus/event/5000/
ВШЭ -
https://www.hse.ru/mediaresearch
Томск - http://www.newsman.tsu.ru/2018/03/конференция-актуальные-проблемы-жур/
+ СМУ - http://jf.spbu.ru/smu/ + https://vk.com/mediaresearch
Слайд 27Значимость исследований в бакалавриате
Это не изобретение велосипеда, а просто свежие
данные за последнее время
Слайд 28Результат нужно пересказать в одной фразе
Эксперимент 2015 года:
1. «Грибы, грибы
повсюду! Особенно внутри растений, где они делают странные вещи. Понимаем ли
мы, что происходит? Не-а».
2. «Алюминий может использоваться для создания очень крутых микроструктур. Однако эти микроструктуры недостаточно круты, чтобы нам выделили денег на завершение исследований».
3. «Нужно делать новые магниты из старых магнитов, потому что у нас кончаются магниты».
4. «Если вы положите определенный вид пластика в воду, он разбухнет. Если вы поместите его под кожу, он впитает в себя тканевую жидкость и разбухнет. Тадам — новая кожа!»
5. «Микроволновые печи действительно хороши, чтобы что-нибудь нагреть».
6. «Музыка выражает эмоции или вызывает их? Прочитай следующие 200 страниц, чтобы не узнать ответа».
7. «Если сломать крысе позвоночник, она обычно умирает».
8. «Вода замерзнет, если вы ударите по ней хорошенько».
9. «Песок может смыться, поэтому не стройте на нем всякие важные штуки».
10. «Черт его знает, почему у людей возникает аутизм».