Разделы презентаций


МЕТОДЫ ОПРОСА. АНКЕТИРОВАНИЕ. АНКЕТА. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТЫ

Содержание

МЕТОДЫ ОПРОСА ОПРОС — метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом (человеком, отвечающим на вопросы и выступающим источником информации) и исследователем (человеком, собирающим

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МЕТОДЫ ОПРОСА. АНКЕТИРОВАНИЕ. АНКЕТА. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТЫ

МЕТОДЫ ОПРОСА. АНКЕТИРОВАНИЕ. АНКЕТА. ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ АНКЕТЫ

Слайд 2МЕТОДЫ ОПРОСА
ОПРОС — метод сбора первичной вербальной информации,

основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом (человеком,

отвечающим на вопросы и выступающим источником информации) и исследователем (человеком, собирающим информацию; им может быть сотрудник социальной службы, менеджер по персоналу и т.п.).
МЕТОДЫ ОПРОСА  ОПРОС — метод сбора первичной вербальной информации, основанный на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте

Слайд 3МЕТОДЫ ОПРОСА
Обозначение получаемой информации как первичной подчеркивает необходимость

дальнейшей ее интерпретации.
Ни один из опросников, даже

самый простой, не дает возможности использовать его данные без осмысления.

МЕТОДЫ ОПРОСА  Обозначение получаемой информации как первичной подчеркивает необходимость дальнейшей ее интерпретации.  Ни один из

Слайд 4МЕТОДЫ ОПРОСА

Методы опроса — основные методы,

применяемые в социологии и социально-психологических исследованиях — около 60-80% эмпирических

данных получают при их помощи.

МЕТОДЫ ОПРОСА   Методы опроса — основные методы, применяемые в социологии и социально-психологических исследованиях — около

Слайд 5МЕТОДЫ ОПРОСА
Опросы носят также название демоскопии (гр. demos

- народ + skopeo - смотрю, рассматриваю) –

соц. изучение общественного мнения, метод выявления настроений и позиций населения (групп людей) по отношению к чему (кому) - либо путем репрезентативного устного или письменного опроса (социологическое исследование).
МЕТОДЫ ОПРОСА  Опросы носят также название демоскопии (гр. demos - народ + skopeo - смотрю, рассматриваю)

Слайд 6МЕТОДЫ ОПРОСА
ВИДЫ ОПРОСА
ПО ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯ

ОЧНЫЙ,
ЗАОЧНЫЙ.

ОЧНЫЙ ОПРОС предполагает непосредственный

контакт исследователя с респондентом. Это может быть и интервью, и

письменное анкетирование. Важный момент очного опроса — влияние личности человека, проводящего сбор информации.
В случае ЗАОЧНОГО ОПРОСА инструментом, опосредующим взаимодействие, выступает письменная анкета как средство сбора информации.

МЕТОДЫ ОПРОСА  ВИДЫ ОПРОСАПО ФОРМЕ ПРОВЕДЕНИЯОЧНЫЙ,ЗАОЧНЫЙ.ОЧНЫЙ ОПРОС предполагает непосредственный контакт исследователя с респондентом. Это может быть

Слайд 7МЕТОДЫ ОПРОСА
ПО СОДЕРЖАНИЮ
Число оснований для таких классификаций практически

бесконечно.

ПО ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ГРУППОВЫЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

МЕТОДЫ ОПРОСАПО СОДЕРЖАНИЮ  Число оснований для таких классификаций практически бесконечно. ПО ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИГРУППОВЫЕИНДИВИДУАЛЬНЫЕ

Слайд 8МЕТОДЫ ОПРОСА

АНКЕТИРОВАНИЕ- это ПРОЦЕДУРА проведения опроса

в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.

МЕТОДЫ ОПРОСА    АНКЕТИРОВАНИЕ- это ПРОЦЕДУРА проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных

Слайд 9МЕТОДЫ ОПРОСА

Название «анкета» происходит от французского

enque'te, что означает расследование или же опросный лист для получения

каких-либо сведений от того, кто его заполняет.

В современных социально-психологических (конфликтологических) и социологических исследованиях АНКЕТА представляет собой перечень вопросов и ответов, составленных в соответствии с исследовательской программой (целью исследования) (Свенцицкий 2008).

МЕТОДЫ ОПРОСА    Название «анкета» происходит от французского enque'te, что означает расследование или же опросный

Слайд 10МЕТОДЫ ОПРОСА
ДОСТОИНСТВА АНКЕТИРОВАНИЯ
высокая оперативность получения информации;
возможность организации массовых

обследований;
сравнительно малая трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их

результатов;
отсутствие влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов;
невыраженность у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих.

МЕТОДЫ ОПРОСА  ДОСТОИНСТВА АНКЕТИРОВАНИЯвысокая оперативность получения информации;возможность организации массовых обследований;сравнительно малая трудоемкостью процедур подготовки и проведения

Слайд 11МЕТОДЫ ОПРОСА

НЕДОСТАТКИ АНКЕТИРОВАНИЯ
отсутствие личного контакта не

позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов

или поведения респондентов;
не всегда достаточна достоверность подобных "самоотчетов", на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел.

МЕТОДЫ ОПРОСА    НЕДОСТАТКИ АНКЕТИРОВАНИЯотсутствие личного контакта не позволяет изменять порядок и формулировки вопросов в

Слайд 12МЕТОДЫ ОПРОСА

ИСКУССТВО анкетирования заключается в том,

чтобы знать, о чем спрашивать, какие задавать вопросы и убедиться

в том, что можно верить полученным ответам.
МЕТОДЫ ОПРОСА    ИСКУССТВО анкетирования заключается в том, чтобы знать, о чем спрашивать, какие задавать

Слайд 13АНКЕТА
ВИДЫ АНКЕТ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ анкета (один респондент) — ГРУППОВАЯ (аудиторная)

анкета (несколько респондентов).
СПЛОШНАЯ (опрос всех представителей выборки) — ВЫБОРОЧНАЯ (опрос

части выборки) анкета.
ОЧНАЯ (в присутствии исследователя-анкетёра) — ЗАОЧНАЯ (анкетёр отсутствует) анкета.
ЗАОЧНЫЕ АНКЕТЫ
раздаточные;
почтовые;
прессовые;
интернет-анкеты.
АНКЕТА  ВИДЫ АНКЕТИНДИВИДУАЛЬНАЯ анкета (один респондент) — ГРУППОВАЯ (аудиторная) анкета (несколько респондентов).СПЛОШНАЯ (опрос всех представителей выборки)

Слайд 14АНКЕТА
ЛИЧНАЯ (с указанием фамилии, имени и других данных) и БЕЗЛИЧНАЯ

(анонимная)
ОТКРЫТАЯ (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей произвольный ответ), ЗАКРЫТАЯ(предусмотрены

одно­значные варианты ответов типа «да — нет») и ПОЛУЗАКРЫТАЯ (комбинированные вопросы) анкета.
ТЕЛЕФОННАЯ.
АНКЕТАЛИЧНАЯ (с указанием фамилии, имени и других данных) и БЕЗЛИЧНАЯ (анонимная)ОТКРЫТАЯ (вопросы задаются в открытой форме, предполагающей

Слайд 15АНКЕТА
СТРУКТУРА ОПРОСА
Последовательность задаваемых вопросов имеет большое

значение для получения качественной информации.

Любой ОПРОС включает

несколько сменяющих друг друга закономерных ФАЗ.
ФАЗЫ ОПРОСА (по цели и характеру вопросов):
фазу адаптации;
основную фазу;
выход из ситуации опроса.


АНКЕТА  СТРУКТУРА ОПРОСА  Последовательность задаваемых вопросов имеет большое значение для получения качественной информации.

Слайд 16АНКЕТА
ФАЗА АДАПТАЦИИ включает:
подготовку к работе с данной конкретной анкетой,
принятие

такой задачи, как последовательные ответы на ряд разнообразных вопросов, когда

речь идет о вопросах, связанных с реальной жизнью (с ситуацией на работе, отношениями с начальством, семейными проблемами и т.д.).
АНКЕТАФАЗА АДАПТАЦИИ включает:подготовку к работе с данной конкретной анкетой, принятие такой задачи, как последовательные ответы на ряд

Слайд 17АНКЕТА
ФАЗА СБОРА ОСНОВНОЙ ИНФОРМАЦИИ
Обеспечить для респондента снятие напряжения и выход

из ситуации опроса:
это чисто этические обязательства перед человеком, которого

вы «втянули» в постороннее для него занятие;
более прагматическая причина — создание себе (или кому-то из своих коллег) возможности обратиться к данному респонденту еще раз.
У РЕСПОНДЕНТА должны оставаться приятные воспоминания о встрече с вами.
АНКЕТАФАЗА СБОРА ОСНОВНОЙ ИНФОРМАЦИИОбеспечить для респондента снятие напряжения и выход из ситуации опроса: это чисто этические обязательства

Слайд 18АНКЕТА
ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ ОПРОСА

Практика социальных исследований подтверждает негативное влияние больших опросников на качество

данных:
желание «спросить обо всем» приводит к тому, что большая часть полученной информации просто пропадает;
увеличение размера анкеты негативно влияет, прежде всего, на согласие людей давать ответы (существует прямая зависимость возврата заочных анкет от их компактности).
АНКЕТА   ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ ОПРОСА   Практика социальных исследований подтверждает негативное влияние больших опросников

Слайд 19АНКЕТА
СРЕДНЕЕ ВРЕМЯ, отводимое на ответы на

вопросы анкеты, должно быть приблизительно 20 мин (около 30 вопросов).

ВАЖНЫМИ ФАКТОРАМИ, определяющими возможную длительность анкетирования и достоверность сообщаемой респондентом информации, выступают ХАРАКТЕР и СИЛА МОТИВАЦИИ респондента.

АНКЕТА    СРЕДНЕЕ ВРЕМЯ, отводимое на ответы на вопросы анкеты, должно быть приблизительно 20 мин

Слайд 20АНКЕТА
ПОСТРОЕНИЕ АНКЕТ
ВВЕДЕНИЕ
ОБРАЩЕНИЕ К РЕСПОНДЕНТАМ (содержащее серьезную научную

рекомендацию (кто проводит опрос) и цель работы, что побуждает респондентов

к ответам — устанавливает контакт).
Важно это сделать кратко, ясно и живо, чтобы заинтересовать отвечающих на анкету.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ БЛАНКА АНКЕТЫ.

ГДЕ И КОГДА МОЖНО ОЗНАКОМИТЬСЯ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

АНКЕТА   ПОСТРОЕНИЕ АНКЕТВВЕДЕНИЕОБРАЩЕНИЕ К РЕСПОНДЕНТАМ (содержащее серьезную научную рекомендацию (кто проводит опрос) и цель работы,

Слайд 21АНКЕТА
ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ (НЕСЛОЖНЫЕ) ВОПРОСЫ – ВОПРОСЫ «КОНТАКТЁРЫ» (цель— настроить респондентов

на ответы, ощущать себя безопасно).

ФУНКЦИИ ВОПРОСОВ «КОНТАКТЁРОВ»
формирование установки на сотрудничество;
стимулирование

заинтересованности испытуемых;
введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете;
получение информации.
Первые вопросы составляют максимально легкими и интересными

АНКЕТА ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ (НЕСЛОЖНЫЕ) ВОПРОСЫ – ВОПРОСЫ «КОНТАКТЁРЫ» (цель— настроить респондентов на ответы, ощущать себя безопасно).ФУНКЦИИ ВОПРОСОВ «КОНТАКТЁРОВ»формирование

Слайд 22АНКЕТА
СЕРЕДИНА АНКЕТЫ — это наиболее важные и сложные с содержательной

точки зрения вопросы, направленные на выяснение сути изучаемых явлений.
В КОНЦЕ

АНКЕТЫ задаются менее сложные, заключительные вопросы, так же, как и вступительные, направленные на создание атмосферы безопасности.
«ПАСПОРТИЧКА» (должна дать исследователю максимальное представление о социально-демографических характеристиках респондентов).
АНКЕТАСЕРЕДИНА АНКЕТЫ — это наиболее важные и сложные с содержательной точки зрения вопросы, направленные на выяснение сути

Слайд 23АНКЕТА
КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТ
ПО СОДЕРЖАНИЮ (ИЛИ НАПРАВЛЕННОСТИ)
о личности респондента;
о фактах сознания;
о

фактах поведения.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ОТВЕТА
закрытые;
полузакрытые;
открытые.

АНКЕТАКЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ АНКЕТПО СОДЕРЖАНИЮ (ИЛИ НАПРАВЛЕННОСТИ)о личности респондента;о фактах сознания;о фактах поведения.В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ОТВЕТАзакрытые;полузакрытые;открытые.

Слайд 24АНКЕТА
ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС

содержит полный набор возможных ответов.
респондент лишь обозначает

графически свой выбор из данных ему вариантов.
количество делаемых выборов

(один или несколько) обычно оговаривается инструкцией.

АНКЕТАЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС содержит полный набор возможных ответов. респондент лишь обозначает графически свой выбор из данных ему вариантов.

Слайд 25АНКЕТА
СПОСОБЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ ДЛЯ ЗАКРЫТОГО ВОПРОСА:
дихотомическая форма;
поливариантная форма;
шкальная форма;
табличная

форма.


АНКЕТАСПОСОБЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ ДЛЯ ЗАКРЫТОГО ВОПРОСА:дихотомическая форма;поливариантная форма;шкальная форма;табличная форма.

Слайд 26АНКЕТА
ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ позволяют эффективно сопоставлять результаты респондентов;
в ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСАХ отсутствует

полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство

испытуемых,
ЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, "машинальных" ответов.

АНКЕТАЗАКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ позволяют эффективно сопоставлять результаты респондентов;в ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСАХ отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что

Слайд 27АНКЕТА
ПОЛУЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС
используют, если составитель не

осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более

точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц;
кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу "другие ответы" и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь).

АНКЕТА    ПОЛУЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или

Слайд 28АНКЕТА
ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС
предполагает, что ответ на него целиком и полностью

сформулирует сам респондент.

АНКЕТАОТКРЫТЫЙ ВОПРОС предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент.

Слайд 29АНКЕТА
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ФОРМУЛИРОВАНИЯ
прямыми;
косвенными.

ПРЯМОЙ ВОПРОС
направлен на

непосредственное, открытое получение информации от респондента;
предполагается, что на него

будет дан столь же непосредственный и честный ответ.
Если требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим составляют КОСВЕННЫЙ ВОПРОС, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации.

АНКЕТАВ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ФОРМУЛИРОВАНИЯ прямыми; косвенными.ПРЯМОЙ ВОПРОС направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента; предполагается,

Слайд 30АНКЕТА
ПО ФУНКЦИИ вопросы анкеты подразделяются на
информационные (основные),
фильтры,
контрольные (уточняющие).

Большинство

вопросов в анкете направлено на получение информации от каждого из

респондентов.
Это т. н. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ.
АНКЕТАПО ФУНКЦИИ вопросы анкеты подразделяются наинформационные (основные),фильтры,контрольные (уточняющие).  Большинство вопросов в анкете направлено на получение информации

Слайд 31АНКЕТА
ВОПРОСЫ-ФИЛЬТРЫ
используют, когда необходимы сведения не

от всей совокупности респондентов, а только от части из них;
это

своеобразная "анкета в анкете".
начало и окончание ФИЛЬТРА обычно четко обозначают графически.
Ограничения круга респондентов, осуществляемые ФИЛЬТРОМ, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц.

АНКЕТА    ВОПРОСЫ-ФИЛЬТРЫ используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от

Слайд 32АНКЕТА
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
дают возможность уточнить

правильность сообщенных респондентами сведений;
исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или

даже анкеты.


АНКЕТА     КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений;исключить из дальнейшего рассмотрения

Слайд 33АНКЕТА

ВИДЫ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими

словами (если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они

исключаются из последующего анализа).
Вторые служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов (в них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ).

АНКЕТАВИДЫ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВПервые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами (если ответы основного и контрольного вопроса

Слайд 34АНКЕТА

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ:
в анкете основной и контрольный вопрос не

следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь;
ответы на прямые

вопросы лучше контролировать косвенными вопросами;
контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете;
необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как "не знаю", "затрудняюсь ответить", "когда как" и т. п.).

АНКЕТАСПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЯ:в анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их

Слайд 35АНКЕТА
ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВОПРОСОВ АНКЕТ

Вопросы должны соответствовать жизненному опыту и

знаниям опрашиваемых.
В анкете не должно быть вопросов, имеющих неточный смысл.
Каждый

вопрос должен быть логически отдельным, не должно быть несколько вопросов в одном.
Вопросы не должны требовать дополнительных пояснений.
АНКЕТАТРЕБОВАНИЯ К ФОРМУЛИРОВАНИЮ ВОПРОСОВ АНКЕТВопросы должны соответствовать жизненному опыту и знаниям опрашиваемых.В анкете не должно быть вопросов,

Слайд 36АНКЕТА
Вопросы не должны содержать иностранных слов или специальных терминов.
Не присутствуют

ли в вопросе слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне

неопределенное содержание?
Вопросы не должны носить внушающего характера.
Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме?
Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента?
АНКЕТАВопросы не должны содержать иностранных слов или специальных терминов.Не присутствуют ли в вопросе слова непонятные для опрашиваемых

Слайд 37АНКЕТА
Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет

ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции ?
Не слишком ли протяженный вопрос

по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему?
Относится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр?
Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно?
Какой вид вопроса (по форме ответа и но способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае?
 
 

АНКЕТАНе задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции ?Не слишком

Слайд 38АНКЕТА
Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?
Опрос

не должен быть очень длительным ( желательно не более 20

минут, оптимальное количество вопросов в анкете 25- 30).
Если интересующие нас данные можно получить другим путем (например, в отделе кадров), то о них не следует спрашивать в анкете.
Интимные вопросы должны стоять в середине или конце анкеты.
Вопросы должны иметь грамматическое согласование между вопросами и ответами.
Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты?

АНКЕТАЕсть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они?Опрос не должен быть очень длительным ( желательно

Слайд 39АНКЕТА
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ АНКЕТЫ
Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем.
Разработка

пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов.
Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов.
Уточнение

формулировок инструкций и содержания вопросов.
Анкетирование.
Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета.
АНКЕТАЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ АНКЕТЫАнализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем.Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов.Пилотажное анкетирование.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика