Разделы презентаций


Медиапространство России: карта цифровизации. Особенности перехода телевидения

Содержание

ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИфотофотофотоЧасть 1. Современна ТВ индустрия: способы распространения сигнала, модели, конкуренция за доступ и контентеЧасть 2 . Экосистема ТВ и право. Европейские стандарты перехода на «цифру». Российская практика (ФЦП)Часть 3. Считая

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Медиапространство России: карта цифровизации. Особенности перехода телевидения на «цифру» в

России: институты, способы доставки сигнала, организационно-правовые модели (понятия и подходы)


А.Г. Качкаева, профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
akachkaeva@hse.ru

Высшая школа экономики, 2017

Медиапространство России: карта цифровизации.  Особенности перехода телевидения на «цифру» в России: институты, способы доставки сигнала, организационно-правовые

Слайд 2ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ
фото
фото
фото
Часть 1. Современна ТВ индустрия: способы распространения сигнала, модели,

конкуренция за доступ и контенте

Часть 2 . Экосистема ТВ и

право. Европейские стандарты перехода на «цифру». Российская практика (ФЦП)

Часть 3. Считая выживших? Региональные телекомпании и проблема перехода на цифру





Высшая школа экономики, Москва, 2017

ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИфотофотофотоЧасть 1. Современна ТВ индустрия: способы распространения сигнала, модели, конкуренция за доступ и контентеЧасть 2 .

Слайд 3ТВ между бизнесом, властью и обществом

ТВ как общественно благо
ТВ в

глобальной конкуренции за информационные рынки и новое оружие «гибридных» войн
ТВ

индустрия как отрасль современной экономики
ТВ как часть индустрии свободного времени и креативных индустрий
ТВ в системе «нелинейного» медиапотребления и трансформации бизнес-моделей
ТВ между бизнесом, властью и обществомТВ как общественно благоТВ в глобальной конкуренции за информационные рынки и новое

Слайд 4Экосистема медиа становится одной из основных арен противоречий в современном

мире
ТВ находятся в эпицентре деятельности государства по укреплению государственного

суверенитета и определению национальной идентичности
Глобализация вывела ТВ за географические границы. Цифровизация и развитие новых технологических сред сняли барьеры для «перелива вещания», изменив и увеличив конкуренцию между государствами, наднациональными (в том числе, информационными и интернет-гигантами) корпорациями за влияние на умы и рынки лояльности
Коммуникационная революция (технологическая и сетевая), кризис законодательства, коммерциализация и кризис журналистики, изменение формальных и неформальных правил и норм (присутствие иностранных СМИ на территории «чужих» государств и деятельность транснациональных производителей контента) оказывают влияние на рост, спад и сохранение влияние государственной власти, идеологию и гражданскую активность населения.
Экосистема медиа становится одной из основных арен противоречий в современном мире ТВ находятся в эпицентре деятельности государства

Слайд 5МЕДИААКТИВЫ

МЕДИААКТИВЫ

Слайд 6Высшая школа экономики, Москва, 2017
Эфирное вещание
Кабельное вещание
Непосредственное спутниковое вещание
Вещание и

операторы подвижной связи
Интернет и универсальная цифровая среда
Способы распространения сигнала

Высшая школа экономики, Москва, 2017Эфирное вещаниеКабельное вещаниеНепосредственное спутниковое вещаниеВещание и операторы подвижной связиИнтернет и универсальная цифровая средаСпособы

Слайд 7Гибридные технологии (вещание + ШПД) – тенденция десятилетия

Гибридные технологии (вещание + ШПД) – тенденция десятилетия

Слайд 8
Переход от горизонтальной цепочки
к гибридной экосистеме
 
Потребитель
ТВ
Вещание
Вещатель
Эфир
Спутник
Кабель
Контент
Доставка
Услуга


Устройство
Потребитель
Услуги
Контент
Устройства

Доставка
2015 год
Вещание
Телекоммуникации
Кабельные сети
Спутниковые сети
Широкополосный доступ
Вещатель
Создатель контента
Торговая марка/Реклама
Интернет -

провайдер
Социальные сети
Производитель
Потребитель
Агрегатор

Цифровой телеприемник
Цифровой STB
ТВ тюнер с USB
Игровая консоль
Персональный компьютер
Ноутбук
Смартфон
Планшетный компьютер

Вещание
Широкополосный доступ
(IPTV/OTT)

2009

Переход от горизонтальной цепочки к гибридной экосистеме  ПотребительТВВещание ВещательЭфирСпутникКабельКонтентДоставка Услуга УстройствоПотребительУслугиКонтентУстройства Доставка2015 годВещаниеТелекоммуникацииКабельные сетиСпутниковые сетиШирокополосный доступВещатель Создатель

Слайд 9Современные тенденции развития медиа
Инновационность системы Т+М+Т=Технологии + Медиа + Телекоммуникации;
Цифровизация;


Мультимедийный контент (видео, текст, голос, данные, инфографика, приложения, анимация, игры,

блоги…);
Видео становится основной опцией многих медиа.
Сетевое подключение (присоединенность, открытые источники, децентрализация);
Вездесущность (везде, всегда, всем, любой контент, любой терминал);
Социальность (интерактивность, сообщества, персонализация);
Глокальность (глобальное распространение + местный контент);
Интеллектуальность (искусственный интеллект, усилители интеллекта);
Гипермедиа (мультимедиа + гиперссылки, поиск, нелинейный контент, иммерсия);
Трансмедиа (распространение контента всеми видами медиа, всеми технологическими платформами, мультиэкранное потребление, дополненная реальность, «вторая жизнь» контента).

Современные тенденции развития медиаИнновационность системы Т+М+Т=Технологии + Медиа + Телекоммуникации;Цифровизация; Мультимедийный контент (видео, текст, голос, данные, инфографика,

Слайд 10МОДЕЛИ
фото
фото
фото
Государственное / Частное / Общественное
Россия = Государственное + Частное

+ Общественное
В странах Западной Европы ТВ общественно-правовое

Основные различия моделей:
Способ финансирования
Принцип

управления (подчинение, назначение руководителя - как и кем)
Программная политика, цели и задачи


Высшая школа экономики, Москва, 2017

МОДЕЛИфотофотофотоГосударственное / Частное / Общественное 	Россия = Государственное + Частное + ОбщественноеВ странах Западной Европы ТВ общественно-правовоеОсновные

Слайд 11 Факторы востребованности услуг ТВ
Телевидение как инструмент деятельности

государства по укреплению государственного суверенитета
Технологическая глобализация (обмен транснациональным контентом)
Многоплатформенность (концепция

5 экранов)
Конкуренция глобального и национального капитала за рынки контента: глобально-национальное партнерство
Российская специфика:
Сочетание технологической модернизации с попытками жестко регулировать сферу контента
Сложный выбор между «рынком» и «общественной функцией»
«Телевизионная ориентация» населения: телевидение – основной источник информации, что вынуждает государство в первую очередь контролировать именно эту сферу

Факторы востребованности услуг ТВТелевидение как инструмент деятельности государства по укреплению государственного суверенитетаТехнологическая глобализация (обмен

Слайд 12Высшая школа экономики, Москва, 2014
Ключевые вызовы, связанные с

развитием ТВ
Конкуренция за частотный ресурс между традиционными сервисами доставки телевизионного

контента и операторами подвижной связи
Нарастание информационной «усталости», отказ от «информационного возможности выбора» и интерес к ограниченному традиционному или, напротив, очень нишевому индивидуальному контенту
Дефицит контента для бурно развивающихся каналов и сред доставки, его удешевление и ухудшение качества;
Перераспределение контента между средами вещания: федеральный «тяжелый» (информполитика государстваа и универсальное развлечение) - за эфирным цифровым вещанием; «легкий» (с меньшей идеологической составляющей и менее дорогой/зрелищный) – за кабельными и интерактивными платформами
Высшая школа экономики, Москва, 2014  Ключевые вызовы, связанные с развитием ТВКонкуренция за частотный ресурс между традиционными

Слайд 13 Изменение технологической цепочки ТВ
Традиционное ТВ



Новая модель ТВ

Изменение технологической цепочки ТВТрадиционное ТВНовая модель ТВ

Слайд 14Высшаяшкола экономики, Москва,2014
Стратегии мировых телевизионных корпораций
Четыре краеугольных камня стратегии

перемен:
1. Усиление главного (развитие производства продуктов и услуг, в

которых компания достигла наибольших успехов)
2. Цифровая трансформация
3. Создание новых платформ для роста
4. Рост присутствия в регионах

Томас Рабе,
Главный исполнительный директор международного медиаконцерна Bertelsmann

Высшаяшкола экономики, Москва,2014 Стратегии мировых телевизионных корпорацийЧетыре краеугольных камня стратегии перемен: 1. Усиление главного (развитие производства продуктов

Слайд 15Высшая школа экономики, Москва, 2014
Стратегии мировых телевизионных корпораций
Компания Walt Disney сосредоточена

на трех ключевых стратегических приоритетах:
создание уникальных впечатлений и исключительно

высококачественного контента для семейной аудитории,
увеличение интерактивности, вовлекаемости и доступности этого контента благодаря использованию инновационных технологий,
а также рост числа предприятий и объемов предлагаемых услуг по всему миру.

Роберт А. Айгер,
Главный исполнительный директор компании Walt Disney

Высшая школа экономики, Москва, 2014Стратегии мировых телевизионных корпорацийКомпания Walt Disney сосредоточена на трех ключевых стратегических приоритетах: создание уникальных

Слайд 16 Факторы, влияющие на эфирное ТВ

Факторы, влияющие на эфирное ТВ

Слайд 17 Изменения в телевизионной экосистеме
фото

Изменения в телевизионной экосистемефото

Слайд 18Высшая школа экономики, 2014
Тренды в сфере управления частотным ресурсом
фото
фото
фото

Высшая школа экономики, 2014 Тренды в сфере управления частотным ресурсомфотофотофото

Слайд 19 Главный вызов: качество против «экономии» спектра
фото
фото
фото
Сжатие информации против улучшения

качества картинки. В результате альтернативные возможности: увеличивать число каналов за

счет создания мультиплексов или увеличивать качество изображения в ущерб количеству каналов.
Две разнонаправленные стратегии:
Сокращение количества частот, задействованных для ТВ (в пользу операторов подвижной связи), за счет «упаковки» каналов в мультиплексы
Организация на высвободившихся частотах вещания высокой и сверхвысокой четкости


Изменение условий распространения контента высокого качества изображения

Там же, 2013

Бутенко, 2013

Конкуренция между стандартами – непостоянство тех. политики

Главный вызов: качество против «экономии» спектрафотофотофотоСжатие информации против улучшения качества картинки. В результате альтернативные возможности: увеличивать

Слайд 20

Влияние новых медиа
Значительное число телезрителей отказывается от телевизионных приемников и

регулярного просмотра телевидения, прежде всего, в пользу Интернет-СМИ. В реальности парк телевизионных приемников, находящихся в пользовании населения, растет и обновляется, хотя для него по-прежнему характерна неоднородность
При всей привлекательности Интернета как канала распространения телевизионного контента, в настоящее время каналы ищут способ монетизировать его использование (сложно измерять аудиторию, меняется рекламная модель)
Переход на платное телевидение в равной степени используется как для улучшения качества изображения, так и для увеличения выбора телеканалов
Подвижные платформы и OTT - сервисы
Влияние новых медиаЗначительное число телезрителей отказывается от

Слайд 21Текущее правовое регулирование отрасли по-прежнему определяется двумя основными нормативно-правовыми актами

– Законом о СМИ 1991 года и Законом о связи

2003 года. При этом оба закона регулируют различные аспекты телерадиовещания (телевидение и радио как виды СМИ и телерадиовещательную инфраструктуру, которая обеспечивает связь СМИ с абонентами).
Общее неупорядоченное регулирование проводит на практике к не вполне согласованной регламентации целей, а также различных механизмов и элементов отрасли.
Другими словами, в действующем законодательстве нет акта, который бы в полной мере устанавливал роль и правовой статус телерадиовещания, которое также является основным средством создания и поддержания единого информационного пространства.
Нет регламентации:
Единообразия терминов и определений
Обозначение роли телевидения
Разграничения типов телевещателей и их задач (государственное, коммерческое) и что входит в перечень «государственных», «коммерческих» и социальных услуг


Правовые риски и угрозы: отсутствие единой нормативной базы (Россия)

Текущее правовое регулирование отрасли по-прежнему определяется двумя основными нормативно-правовыми актами – Законом о СМИ 1991 года и

Слайд 23Часть 2. Экосистема телевидения и право: подходы и концепции к

регулированию современных аудиовизуальных медиа. Европейские стандарты перехода на «цифру».

Российская практика

Высшая школа экономики, Москва, 2014
www.hse.ru

Часть 2. Экосистема телевидения и право: подходы и концепции к регулированию современных аудиовизуальных медиа. Европейские стандарты перехода

Слайд 24ОСНОВНОЙ КОНТРОЛЬ
фото
фото
фото
Лицензирование традиционных вещательных медиа
Связано с теорией ограниченного ресурса, которая

все чаще подвергается критике из-за развития вещания в Интернете
Может рассматриваться

как ограничение свободы массовой информации, так как не все заявки могут быть удовлетворены
Однако в целом лицензирование не препятствует свободе массовой информации согласно международным документам
ЕКПЧ, п.1 ст. 10:
“Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. <…> Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий”.
“Новые” аудиовизуальные медиа лицензированию не подлежат, так как нет ограниченности ресурса
ОСНОВНОЙ КОНТРОЛЬфотофотофотоЛицензирование традиционных вещательных медиаСвязано с теорией ограниченного ресурса, которая все чаще подвергается критике из-за развития вещания

Слайд 25ПРИНЦИПЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ
фото
фото
фото
Беспристрастность, компетентность и неприменение критериев политического характера лицензирующим

органом
Независимость от институтов государственной власти и подотчетность гражданскому обществу
Предсказуемость правил

получения лицензии
Гласность процедуры лицензирования и контроля
Учет интересов аудитории
Долговременность действия лицензии
См., например, Рекомендацию Совета Европы относительно независимости и функций регулирующих органов в вещательном секторе Rec (2000) 23)
ПРИНЦИПЫ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ фотофотофотоБеспристрастность, компетентность и неприменение критериев политического характера лицензирующим органомНезависимость от институтов государственной власти и подотчетность

Слайд 26Высшая школа экономики, Москва, 2014
ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ. БАНГКОКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ,

2003 (при содействии ООН, ЮНЕСКО, МСЭ)
фото
фото
фото
Рекомендации общественным вещателям
Содержательное

разнообразие программ
Продвижение образования, информирование, вовлечение граждан в общественную жизнь
Инициирование общественных дискуссий
Противостояние насилию в СМИ, развитие культуры диалога
Использование новых технологий
Защита авторских прав
Рекомендации органам государственной власти
Уважение редакционной независимости и автономии, управлении, расходовании средств общественных вещателей
Применение разных механизмов финансирования (разовый налог при покупке устройства, абонплата, гос. дотации, доход от рекламы и спонсорства)
Выделение лучших частот
Создание правовых структур для обеспечения независимости при принятии решений




Высшая школа экономики, Москва, 2014ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ВЕЩАНИЯ. БАНГКОКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ, 2003 (при содействии ООН, ЮНЕСКО, МСЭ) фотофотофото

Слайд 27ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЕЩАНИЕ
фото
фото
фото
Единого подхода нет
Однако основа – необходимость законодательно и

функционально оградить органы от возможного политического и коммерческого влияния
см.,

например, Рекомендацию Совета Европы относительно независимости и функций регулирующих органов в вещательном секторе Rec (2000) 23):
Прозрачность и демократичность назначения
Члены не могут получать никаких поручений или инструкций от какого-либо лица или органа
Члены не делают никаких заявлений и не предпринимают действий, которые могут нанести ущерб независимости деятельности, не извлекают выгоды
Члены не имеют интересы в предприятиях или иных организациях в секторе СМИ или смежных секторах (конфликт интересов)



ОРГАНЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВЕЩАНИЕфотофотофотоЕдиного подхода нетОднако основа – необходимость законодательно и функционально оградить органы от возможного политического и

Слайд 28ОРГАНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ
фото
фото
фото

ОРГАНЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯфотофотофото

Слайд 29Европейская конвенция о трансграничном телевидении (1989) устанавливает:
фото
фото
фото
Минимальные квоты для показа

европейских произведений
“основная часть”эфирного времени – художественные постановки и документальные

программы европейского производства
Право на «краткие информационные сообщения»
Ограничение эксклюзивного права на трансляцию общественно значимых событий
Право на показ событий, важных для общества
Например, музыкальные фестивали или спортивные соревнования
Требования, касающихся рекламы, телеторговли и спонсорства
Относительное ограничение, содержания и пр.
Нормативно-правовой режим защиты несовершеннолетних от вредной информации на ТВ
Например, установление «часового водораздела»
Европейская конвенция о трансграничном телевидении (1989)  устанавливает:фотофотофотоМинимальные квоты для показа европейских произведений “основная часть”эфирного времени –

Слайд 30Директива ЕС об аудиовизуальных медиауслугах (2010).
Классификация аудиовизуальных медиауслуг
фото
фото
фото
ЛИНЕЙНЫЕ
предоставляемые для одновременного

просмотра программ на основе программы передач (сетки вещания)

НЕЛИНЕЙНЫЕ
предоставляемые для

просмотра программ в момент по выбору пользователя и по его индивидуальному запросу на базе каталога программ, выбранных провайдером медиауслуги

Директива ЕС об аудиовизуальных медиауслугах (2010).Классификация аудиовизуальных медиауслугфотофотофотоЛИНЕЙНЫЕпредоставляемые для одновременного просмотра программ на основе программы передач (сетки

Слайд 31Определение аудиовизуальных медиауслуг должно охватывать…
фото
фото
фото
- только аудиовизуальные медиауслуги, будь то

телевизионное вещание или представление аудиовизуальных медиауслуг по требованию, которые являются

средствами массовой информации, то есть которые предназначены для приема и которые могли бы иметь четкое воздействие на значительную часть населения.
Директива ЕС об аудиовизуальных медиа-услугах (2010)

Определение аудиовизуальных медиауслуг должно охватывать…фотофотофото- только аудиовизуальные медиауслуги, будь то телевизионное вещание или представление аудиовизуальных медиауслуг по

Слайд 32Высшая школа экономики, Москва, 2014
фото
фото
фото

Высшая школа экономики, Москва, 2014фотофотофото

Слайд 33Основные элементы стратегии перехода на цифровое вещание
фото
фото
фото

Основные элементы стратегии перехода на цифровое вещаниефотофотофото

Слайд 34Переход на цифровое ТВ в Европе
К 2014 году процесс полностью

завершён в Австрии, Голландии, Дании, Латвии, Люксембурге, Мальте, Испании, Словении,

Чехии, Финляндии, ФРГ, Швеции и Эстонии.
ЦНТ имеется во всех странах Евросоюза кроме Румынии.
В Европе вещает 1460 каналов ЦНТ, из которых более 700 – местные и региональные. 48% из них – бесплатные.
В 10 странах Европы вещают каналы ТВЧ.

(Источник: European Audiovisual Observatory)
Переход на цифровое ТВ в ЕвропеК 2014 году процесс полностью завершён в Австрии, Голландии, Дании, Латвии, Люксембурге,

Слайд 35Этапы перехода в Европе

Этапы перехода в Европе

Слайд 36Законотворчество (Венгрия)

Законотворчество (Венгрия)

Слайд 37Основные элементы стратегии перехода на цифровое вещание

Основные элементы стратегии перехода на цифровое вещание

Слайд 38Основные элементы закона о переходе на цифровое ТВ (Венгрия)
Проводит четкое

разделение регулирования содержания и регулирования вопросов передачи сигнала.
Гарантирует разнообразие каналов

СМИ через уточнение принципа обязательных каналов для КТВ.
Вводит в законодательство новые термины, напр. “мультиплекс”, “программный интерфейс”, “электронный путеводитель программ”, “интерактивная цифровая телеуслуга”.
Создает условия конкуренции цифровых ТВ-услуг.
Определяет процедуру тендера для операторов эфирных цифровых ТВ-услуг проводимого органом исполнительной власти и парламентским комитетом.

Основные элементы закона о переходе на цифровое ТВ (Венгрия)Проводит четкое разделение регулирования содержания и регулирования вопросов передачи

Слайд 39Плюрализм содержания
Действует правило «must carry», обеспечивающее место для общественного ТВР

и других эфирных каналов (Голландия, Австрия). В Англии, Испании или

Италии в таких мерах нет необходимости (у ОТВ – свои мультиплексы), в некоторых странах (Украина) все эфирные вещатели получают свою долю цифровых каналов.
Оператор мультиплекса резервирует возможности для т.н. «открытых каналов», а если местные станции потребуют доступа к платформе, оператор обязан предоставить соответствующую возможность (Норвегия).
Приняты меры, гарантирующие доступ к платформе «независимых каналов», напр. каналов, независимых от вещателей, контролирующих операторов мультиплекса (Италия).
Плюрализм содержанияДействует правило «must carry», обеспечивающее место для общественного ТВР и других эфирных каналов (Голландия, Австрия). В

Слайд 40Два подхода к лицензированию телепрограмм в Европе
Выбор каналов проводится непосредственно

лицензирующим органом или правительством посредством открытых процедур (как при аналоговом

вещании) (Финляндия, Германия, Швеция).
Выбор определяется оператором мультиплекса (сети), который в нём относительно свободен (Италия, Великобритания, Норвегия).
Два подхода к лицензированию телепрограмм в ЕвропеВыбор каналов проводится непосредственно лицензирующим органом или правительством посредством открытых процедур

Слайд 41Гарантии доступа к цифровым сетям в Европе
Законодательство требует от оператора

мультиплекса (сети):
предлагать справедливые, прозрачные и недискриминационные условия доступа,
публиковать тарифы технических

услуг, предлагаемых провайдерам содержания (в т.ч. по кодированию сигнала, EPG и т.д.),
вести отдельную финансовую отчётность по видам деятельности (когда оператор выступает также в качестве вещателя).
Гарантии доступа к цифровым сетям в ЕвропеЗаконодательство требует от оператора мультиплекса (сети):предлагать справедливые, прозрачные и недискриминационные условия

Слайд 42Отключение аналогового ТВ (в Великобритании)

Отключение аналогового ТВ  (в Великобритании)

Слайд 43Мораторий на лицензирование аналоговых вещателей
позволяет регулирующим органам планировать и эффективно

управлять радиочастотным спектром при запуске лицензирования цифровых вещателей,
заставляет вещателей предпринимать

практические шаги по переходу «на цифру».
Прим.: не должен использоваться в политических целях (см. дело телестанции A1+ в Армении)
Мораторий на лицензирование аналоговых вещателейпозволяет регулирующим органам планировать и эффективно управлять радиочастотным спектром при запуске лицензирования цифровых

Слайд 44Цифровой дивиденд
СЕ: развитие общественных интересов и ценностей (плюрализма, экспериментов, культурного

и языкового разнообразия, образования, знаний, предотвращения цифрового неравенства)
ЕС: экономические цели

(конкуренция, эксперименты, общие проекты, технологический нейтралитет)
ЦД в странах ЕС составит от 17 до 44 млрд евро.
Цифровой дивидендСЕ: развитие общественных интересов и ценностей (плюрализма, экспериментов, культурного и языкового разнообразия, образования, знаний, предотвращения цифрового

Слайд 45Параметры перехода в России
Переход произойдёт, когда более 95% семей станут

обладателями декодеров, но не позднее 2015 г.
Национальный бюджет предоставляет 76

млрд. 366 млн. руб.
6.500 государственных передающих устройств будут модернизованы.
Цель: от 20 до 24 телеканалов. В крупных городах: дополнительно до 3-х каналов ТВВЧ и до 10 каналов цифрового мобильного ТВ.

ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы“”
Параметры перехода в РоссииПереход произойдёт, когда более 95% семей станут обладателями декодеров, но не позднее 2015 г.Национальный

Слайд 46 «Цифра» в полемике (до принятия ФЦП)
5 марта 2007 Рафаэль

Акопов, генеральный директор холдинга «Профмедиа»:
«В том виде, в котором

она представлена, концепция является понятийным сговором, направленным на незаконный передел рынка, финансируемый за счет избыточных бюджетных вливаний». Дмитрий Медведев, первый заместитель председателя правительства РФ: «Вы не правы, когда говорите о закреплении мультиплексов за большой тройкой, четверкой и так далее. Никакого закрепления в концепции не описывается». Рафаэль Акопов, генеральный директор холдинга «Профмедиа»: «Концепция предполагает, что часть каналов, осуществляющих бесплатное сегодня для зрителей вещание, окажутся в платных пакетах, то есть, произойдет то, что в прошлом году названо Александром Роднянским «монетизацией бесплатного телевидения».

Март,2007 Ассоциация кабельного телевидения РФ (АКТР) публично раскритиковала действия Федеральной конкурсной комиссии по телевещанию (ФКК).

В АКТР назвали выдачу лицензий на эфирное цифровое телевещаний, начатую ФКК , антирыночным шагом, негативно влияющим на российскую вещательную отрасль.

Реакцию АКТР эксперты считают объяснимой с учетом того, что действия ФКК дают операторам DVB-T дополнительные конкурентные преимущества перед кабельными вещателями

  Генрих Юшкявичус: «Раздавать лицензии и особенно частоты на DVB-T до принятия общей концепции развития эфирного цифрового ТВ в России преждевременно. Но для 'Югры' ФКК решила в порядке исключения разрешить экспериментальное вещание - у компании все было готово для начала цифрового вещания...Мы не нарушали никаких законов». 

«Цифра» в полемике  (до принятия ФЦП)5 марта 2007 Рафаэль Акопов, генеральный директор холдинга «Профмедиа»: 	«В

Слайд 47 Реализация концепции – шаг за шагом (1) - по ФЦП

субъекты

рынка: производители, вещатели, операторы связи, телезрители

сформирован состав общедоступного пакета программ

обязательные каналы станут доступными и в других средах вещания

единый оператор наземного цифрового вещания – Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС)

«Цифрового альянса»-индустриальный консультирующий орган, под эгидой Минкомсвязи России образованы комитеты: технологический, промышленный, экономический (бизнес-комитет), комитет по регулированию, комитет по конвергенции СМИ, информационный, международного сотрудничества, комитет по образованию и подготовке кадров, комитет по радио и рабочая группа по отбору региональных каналов для включения во второй и третий мультиплекс

Реализация концепции – шаг за шагом (1) - по ФЦПсубъекты рынка: производители, вещатели, операторы связи, телезрителисформирован

Слайд 48Шаг за шагом (2) - по ФЦП



На внедрение цифрового

вещания первоначально предполагалось потратить 127 млрд рублей (80 млрд -

федеральный бюджет). Помимо мультиплексов, оцифровка материалов Госфильмофонда, Радиофонда и Российского государственного архива кинофотодокументов.

ФЦП предусматривает три мультиплекса - пакетов каналов, вещающих на одной частоте.

Бесплатный доступ к первому должны иметь 100 % населения страны
Владельцы каналов первого мультиплекса обязаны бесплатно предоставлять их в сети ТВ-операторов, а последние — бесплатно их распространять. В законопроекте Минкомсвязи распространение каналов первого мультиплекса определяется не как услуга, а как лицензионное условие, то есть становится обязанностью операторов

Предполагается, что в создание остальных мультиплексов будут вкладывать средства коммерческие структуры - теле- и радиокомпании, не попавшие в первый пакет. Согласно ФЦП, они должны быть доступны как минимум для 98 % россиян
.
Источник: Федеральная целевая программа (ФЦП) "Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы

Шаг за шагом (2) - по ФЦП На внедрение цифрового вещания первоначально предполагалось потратить 127 млрд рублей

Слайд 49 «Цифра» в цифрах

В отрасли 3679 компаний (на момент принятия ФЦП),

в том числе –

161 телерадиокомпаний
799 телекомпаний,
888 –

радиокомпаний,
телекомпаний, имеющих кабельные вещательные лицензии – 320,
операторов связи, предоставляющих телепрограммы и другие сервисы – 1511
(Источник: НАТ, АКТР)

В целом, жителям мегаполисов сегодня доступно аналоговое эфирное вещание, цифровое эфирное вещание, цифровое кабельное телевидение, IP-телевидение, спутниковое и некий гибрид – интернет-телевидение (как минимум, шесть способов доставки контента до населения)



«Цифра» в цифрах	В отрасли 3679 компаний (на момент принятия ФЦП), в том числе – 161 телерадиокомпаний 799

Слайд 50«Цифра» в цифрах (2) – по ФЦП
Цена приставки для цифрового

ТВ составит $ 30-50 (Минкомсвязи РФ) – прогноз 2007-2008 гг



На аналоговое вещание федеральные каналы тратят около 8 млрд руб. в год, включая радио (данные РТРС)

В опытных зонах абонентская плата разная (на момент принятия ФЦП):
цифровые кабельные пакеты на Урале — от 240 до 950 рублей,

в Екатеринбурге в среднем 250 рублей стоит 60 каналов,

в Перми 350 рублей — 45 каналов

в Уфе, например, оператор Ufanet продает базовый пакет из 87 каналов за 30 рублей в месяц. Причина парадоксально низкой цены — практически 100 %-ное проникновение кабельного ТВ


«Цифра» в цифрах (2) – по ФЦПЦена приставки для цифрового ТВ составит $ 30-50 (Минкомсвязи РФ) –

Слайд 51 «Цифра» в цифрах(3) – по ФЦП
В России – 144 646

населенных пунктов, в которых живет 142 млн человек, причем 70

% населения проживает в 1355 населенных пунктах (в каждом из них население превышает 10 тыс. человек). Поэтому в программе большая роль отведена непосредственному спутниковому вещанию.

«Цифра» в цифрах(3) – по ФЦПВ России – 144 646 населенных пунктов, в которых живет 142 млн

Слайд 52 Восприятие цифрового ТВ в России
Общероссийский опрос с целью понять восприятие

цифрового ТВ и этой идеи в России: 1495 респондентов в

45 субъектах федерации и 107 населенных пунктах

Опрос населения Республики Мордовия (пилотного региона): 522 интервью

4 фокус-группы с жителями Мордовии, уже установившими у себя приставки для приема цифрового ТВ (отбор производился по базе данных «Волга телеком»)

Оператор исследования – исследовательский холдинг «Ромир» по заказу Фонда «Образованные медиа». Сентябрь 2007.
Восприятие цифрового ТВ в России Общероссийский опрос с целью понять восприятие цифрового ТВ и этой идеи в

Слайд 53Возможность приема и просмотр телеканалов, %
Принимают
Смотрят регулярно
Не смотрят
Принимают
Смотрят регулярно
Не

смотрят
Вся Россия
Республика Мордовия
Максимальные значения приема/регулярного просмотра
Принимает не менее 50% аудитории
Максимальные

значения среди телеканалов, которые смотрят реже всего

Данные значительно выше/ниже по сравнению с общероссийскими показателями

Возможность приема и просмотра передач

Возможность приема и просмотр телеканалов, % ПринимаютСмотрят регулярноНе смотрятПринимаютСмотрят регулярноНе смотрятВся РоссияРеспублика МордовияМаксимальные значения приема/регулярного просмотраПринимает не

Слайд 54Выборка: Мордовия, респонденты имеющие оборудование для цифрового приема и пользующиеся

им (N=50) ; респонденты не имеющие оборудования (N=343)
* В связи

с малой наполненностью группы телезрителей, пользующихся оборудованием, необходимо учитывать высокую статистическую ошибку - 14%

Имеют оборудования для цифрового приема и пользуются им

13%

Принимаемые телеканалы, %

Регулярно просматриваемые телеканалы, %

Средний прирост показателей приема при наличии оборудования – в 4 раза

Показатели регулярного просмотра группы телезрителей, имеющих оборудование, значительно выше/ниже по сравнению с показателями телезрителей, не имеющих оборудования

Портрет пользователей услугами цифрового телевидения (1)

Выборка: Мордовия, респонденты имеющие оборудование для цифрового приема и пользующиеся им (N=50) ; респонденты не имеющие оборудования

Слайд 55Изменения в практике телесмотрения
С появлением цифрового наземного телевидения в домах

жителей республики Мордовия, у большей части аудитории в телесмотрении произошли

следующие изменения:

Увеличилось время просмотра телевизора, в среднем с 2-4 до 6-8 часов в день

В большей мере реализовались предпочтения телеаудитории: любители новостей стали смотреть канал Вести (вместо новостей), фанаты спорта – канал Спорт (вместо спортивных новостей), сторонники музыки и развлечений – Драйв, МузТВ, MTV (вместо отдельных музыкальных клипов) и пр.
Изменения в практике телесмотренияС появлением цифрового наземного телевидения в домах жителей республики Мордовия, у большей части аудитории

Слайд 56Состав первого ТВ мультиплекса в РФ
Россия (Россия-1) – ВГТРК.
Вести

(Россия-24) – ВГТРК,
Культура (Россия-К) – ВГТРК,
Спорт (Россия – 2)

– ВГТРК,
Канал для детей и молодёжи (Карусель – Первый - ВГТРК);
Первый канал (51% – государство);
Петербург – 5-й канал (Национальная медиа-группа);
НТВ (Газпром-медиа)
Радио: Маяк, Радио России, Вести ФМ
(Указ Президента от 24 июня 2009 г. “Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах”)
Состав первого ТВ мультиплекса в РФРоссия (Россия-1) – ВГТРК. Вести (Россия-24) – ВГТРК,Культура (Россия-К) – ВГТРК, Спорт

Слайд 57Состав 2-го и 3-го ТВ мультиплекса в России
Не был определен


до 2013 года (в результате
трех конкурсов)
3-й мультиплекс


должен быть зарезервирован
для региональных каналов,
но судьба запуска –
не ясна
Состав 2-го и 3-го ТВ мультиплекса в РоссииНе был определен до 2013 года (в результате трех конкурсов)

Слайд 58Состав 3-го и последующих мультиплексов в России
Не определён
Бюджетные средства не

будут предоставляться
Отключение аналоговых каналов произойдет: сначала в 2015, теперь –

в 2018 ( и даже в 2019 гг.)
Состав 3-го и последующих мультиплексов в РоссииНе определёнБюджетные средства не будут предоставлятьсяОтключение аналоговых каналов произойдет: сначала в

Слайд 59ФГУП “Российские телевизионные и радио сети” (РТРС)
Владеет 14.478 телепередатчиков, или

90.9% от общего числа.
Служит основой для создания «центров формирования»

состава 2-го и 3-го мультиплексов, включающих местные программы.
«Центры» являются госсобственностью и частью «системы государственной политики вещания».

ФГУП “Российские телевизионные и радио сети” (РТРС)Владеет 14.478 телепередатчиков, или 90.9% от общего числа. Служит основой для

Слайд 60РТРС
http://www.youtube.com/watch?v=jyuo3cNODG0

РТРСhttp://www.youtube.com/watch?v=jyuo3cNODG0

Слайд 61
Структура населения РФ
Всего 164 города.
Всего 70, 2 млн человек
Или

почти 50% от населения всей России
Данные на 1 января 2012

года
Структура населения РФ Всего 164 города.Всего 70, 2 млн человек Или почти 50% от населения всей РоссииДанные

Слайд 62
Экономические обоснования
Предложение о распространении 2-го МПЛ на территорию «Вся Россия»

более чем в 2 раза увеличивает расходы федеральных коммерческих каналов

на дистрибуцию сигнала. И, в некоторых случаях, равняется или превышает совокупную выручку телеканала от основной деятельности.
При этом, участники 2-го МПЛ в отличии от каналов, входящих в 1-ый МПЛ не получают дотаций от Государства на распространение в городах «100 тыс минус». Что вряд ли соответствует нормам Закона о конкуренции и, безусловно, отразится на качестве создаваемых телевизионных программ.


Экономические обоснования	Предложение о распространении 2-го МПЛ на территорию «Вся Россия» более чем в 2 раза увеличивает расходы

Слайд 63
3 МПЛ
9. Определить принцип формирования 3-го МПЛ как «Региональный» с

территорией вещания «муниципалитет/населенный пункт».

10. Основанием для объявления конкурса на участие

в 3-ем МПЛ является совместное обращение в РосКомНадзор 2-х и более региональных телекомпаний, осуществляющих аналоговое телевещание на указанной территории.
3 МПЛ 9. Определить принцип формирования 3-го МПЛ как «Региональный» с территорией вещания «муниципалитет/населенный пункт».10. Основанием для

Слайд 64
Сегодня, по данным НАТ, в российском региональном эфире работает более


920 телекомпаний.
142 из них производят ежедневно от 4-х часов собственного

программного продукта, вплоть до круглосуточного самопрограммирования
(не сетевого вещания).
В региональных компаниях по экспертной оценке НАТ трудятся
более 30 тысяч (!!!) человек.
Сегодня, по данным НАТ, в российском региональном эфире работает более 920 телекомпаний.	142 из них производят ежедневно от

Слайд 65
13. Определить следующий порядок
формирования программной концепции

для участников конкурса на вхождение в 3-й,

«региональный» мультиплекс:

- либо самостоятельно программирование в объеме 24-х часов (не сетевое вещание),
- либо самостоятельное программирование* в объеме 4 часов в день с постепенным увеличением до 24-х часов на позднее 2 лет с начала фактического вещания в составе 3-го МПЛ,
- либо сетевое распространение телепрограммы другого телеканала, при минимальном объеме собственного производства 4 часов в день во временном интервале с 6.00 до 01.00 по местному времени (сетевое вещание).

(* под самостоятельным программированием понимается формирование телепрограммы программами, созданными самим телеканалом, по его заказу и приобретенными для трансляции у третьих лиц)

13. Определить следующий порядок 	формирования программной концепции    для участников конкурса на вхождение в 3-й,

Слайд 6614. Определить принцип формирования
4-го и далее МПЛ как «Телеканалы

ТВЧ».

15. До 31 марта 2013 г разработать принципы формирования и

территории предполагаемого распространения 4-го и последующих МПЛ.

4 МПЛ и далее

14. Определить принцип формирования 4-го и далее МПЛ как «Телеканалы ТВЧ».15. До 31 марта 2013 г разработать

Слайд 67
Проникновение кабельного ТВ к 2014 году в городах 100+
По прогнозам

АКТР к 2014 году в городах с населением свыше 100

тысяч
61,5млн. чел или 87,5% будут подключены к системам КТВ.
* С учетом абонентов Триколор, НТВ+ и Радуги (которые не учтены в данной таблице (нет достоверных данных) цифра 87,5% будет явно выше.
Проникновение кабельного ТВ  к 2014 году в городах 100+По прогнозам АКТР к 2014 году в городах

Слайд 68
19. Включить в состав ФКК при проведении конкурсов на участие

в 1-3 МПЛ представителя НАТ.
20. Привлекать к строительству и эксплуатации

3-го и последующих МПЛ частных инвесторов - региональные телекомпании.
21. Инициировать внесение необходимых поправок в действующие нормативные акты и Постановления по корректировке ФЦП по переходу на цифровое ТВ согласно предлагаемой НАТ программе.
19. Включить в состав ФКК при проведении конкурсов на участие в 1-3 МПЛ представителя НАТ.20. Привлекать к

Слайд 69
РЕЗЮМИРУЯ:
- зарезервировать частоты с 22 по 49 ДМВ диапазона для

развития цифрового телевидения в России, включая ТВЧ,
- 2-ой МПЛ

сформировать по принципу сквозного федерального распространения в городах с населением свыше 100 тысяч возможностью регионализации и локализации;
- 3-ий МПЛ полностью сформировать как региональное телевидение либо с самостоятельным программированием, либо на принципах сетевого партнерства с телеканалами, не вошедшими в 1-ый и 2-ой МПЛ.
- запуск 2-го и 3-го МПЛ провести одновременно,
- принять для телеканалов 2-го и 3-го МПЛ принцип “must carry” – бесплатного распространения в кабельных сетях (аналогично 1-му МПЛ) с обязательным сохранением сквозной порядковой нумерации последовательно после каналов 1-го МПЛ
- через 6 месяце начала регулярного вещания каналов 1-3 МПЛ производить отключение аналогового телевещания.
РЕЗЮМИРУЯ:- зарезервировать частоты с 22 по 49 ДМВ диапазона для развития цифрового телевидения в России, включая ТВЧ,

Слайд 70СПАСИБО!

СПАСИБО!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика