Разделы презентаций


Медицина Эпохи Возрождения

Содержание

Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв. В ХIV-ХV вв. в культурной жизни Западной Европы произошли большие перемены. Учёные обратились к исследованию природы. Поэты и художники стремились отразить в своём творчестве окружающий мир и

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема лекции

Медицина эпохи Возрождения


Доцент каф. ОЗиЗ
к.м.н. В.В. Козлов



Тема лекцииМедицина эпохи ВозрожденияДоцент каф. ОЗиЗ к.м.н. В.В. Козлов

Слайд 2Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв.
В ХIV-ХV вв. в культурной жизни

Западной Европы произошли большие перемены. Учёные обратились к исследованию природы.

Поэты и художники стремились отразить в своём творчестве окружающий мир и человека такими, какими видели их в действительности. Они искали опору в реалистическом искусстве древних, особенно греков. Вот почему этот период в Западной Европе получил название "Возрождение".
Основными признаками эпохи Возрождения были быстрый рост культуры, возрождение античных знаний, антагонизм аскетизму и схоластике средневековья.
Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв. В ХIV-ХV вв. в культурной жизни Западной Европы произошли большие перемены. Учёные обратились

Слайд 3Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв.
К XV в. в Европе было

более 40 университетов, многие из них имели медицинские факультеты. Характер

эпохи требовал всестороннего, энциклопедического подхода ко всем явлениям жизни и природы.
Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв. К XV в. в Европе было более 40 университетов, многие из них имели

Слайд 4Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв.
Врачи занимались математикой для того, чтобы

знать астрологию и понимать влияние небесных тел на здоровье человека;

изучали греческий, латынь и арабский языки для чтения медицинских трактатов, книг по зоологии, ботанике и алхимии, которая добавляла новые средства к уже известным медикаментам.
Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв. Врачи занимались математикой для того, чтобы знать астрологию и понимать влияние небесных тел

Слайд 5Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв.
Врачебное искусство было связано не только

с философией и науками о природе, но также с живописью

и литературой. Великие художники эпохи Возрождения — Тициан, Микеланджело, Леонардо да Винчи, А.Дюрер, П.Веронезе и многие другие иллюстрировали анатомические сочинения XVI в., «золотого века анатомии».
Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв. Врачебное искусство было связано не только с философией и науками о природе, но

Слайд 6Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв.
Ф.Рабле окончил медицинский факультет в Монпелье

и был известен как врач-практик. В 1523 г. он подготовил

к изданию «Афоризмы» Гиппократа. Великий М.Сервантес в 1588 г. сочинил похвальный сонет в честь «Нового трактата о всех болезнях почек и мочевого пузыря».
Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв. Ф.Рабле окончил медицинский факультет в Монпелье и был известен как врач-практик. В 1523

Слайд 7Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв.
Изобретено книгопечатание (Иоганн Гутенберг, середина XV

в.)
Медицинские и анатомические знания не только на латыни, но и

на других языках стали популярными в разных странах Европы.

Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв. Изобретено книгопечатание (Иоганн Гутенберг, середина XV в.)Медицинские и анатомические знания не только на

Слайд 8Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв.
Первым популярным печатным сочинением медицинского характера

был ежемесячный календарь кровопусканий и приема слабительных средств. Календарь имел

большой успех не только у врачей, но и у широкой публики: во второй половине XV в. его переиздавали более 200 раз. Искусство кровопусканий и использование кровососных банок, играло большую роль в медицине эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения ХIV-ХV вв. Первым популярным печатным сочинением медицинского характера был ежемесячный календарь кровопусканий и приема слабительных

Слайд 9Эпоха Возрождения
Поиски новых торговых путей в связи с закрытием караванных

маршрутов, вследствие распада монгольского царства и падения Константинополя (1453), привели

к великим географическим открытиям: в 1492 г.— открытию Америки Христофором Колумбом, в 1497 г. — открытию Васко де Гамой морского пути в Индию вокруг Африки, в 1519—1522 гг. первому кругосветному путешествию Магеллана.
Великие географические открытия оказали значительное влияние на экономическое, политическое и культурное развитие народов Европы.
Эпоха ВозрожденияПоиски новых торговых путей в связи с закрытием караванных маршрутов, вследствие распада монгольского царства и падения

Слайд 10Эпоха Возрождения
Средневековые ученые своими переводами классических произведений древности знакомили европейское

общество с достижениями античной и восточной культур.
Вместе с другими

культурными ценностями прошлого Западная Европа обогатилась в эту эпоху наследием греческой медицины и передовой медицины народов Востока.
Эпоха ВозрожденияСредневековые ученые своими переводами классических произведений древности знакомили европейское общество с достижениями античной и восточной культур.

Слайд 11Эпоха Возрождения
Естествознанию эпохи Возрождения были присущи: революционность, утверждение опытного метода

в науке, развитие математики, ятрофизики, ятрохимии.

Эпоха ВозрожденияЕстествознанию эпохи Возрождения были присущи: революционность, утверждение опытного метода в науке, развитие математики, ятрофизики, ятрохимии.

Слайд 12Эпоха Возрождения
Далекие путешествия и географические открытия обогатили лекарственную медицину. Из

Индии и Китая в Европу привозили опий, камфру, смолы и

другие лекарственные вещества, из Америки — хинную кору, гваяковое дерево, плоды какао.
Противопоставляя традиционным церковным учениям свое научное объяснение явлений мира, механика заняла ведущее положение в науке.
Эпоха ВозрожденияДалекие путешествия и географические открытия обогатили лекарственную медицину. Из Индии и Китая в Европу привозили опий,

Слайд 13Развитие анатомии
Церковь длительное время запрещала вскрытие человеческих трупов. Первые

вскрытия стали производиться в наиболее прогрессивных университетах (Салерно, Монпелье) с

особого разрешения монарха.
Так, в 1238 г. Фридрих II разрешил медицинскому факультету в Салерно вскрывать 1 труп в 5 лет (в Монпелье 1 труп в год).
Развитие анатомии Церковь длительное время запрещала вскрытие человеческих трупов. Первые вскрытия стали производиться в наиболее прогрессивных университетах

Слайд 14 Первый в Западной Европе учебник по анатомии был

составлен в 1316 г. магистром Болонского университета Мондино де Луччи

(1275 - 1326). Его сочинение основывались на вскрытии всего двух трупов. Основную часть своей книги он заимствовал из перевода труда Галена.

Развитие анатомии

Первый в Западной Европе учебник по анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болонского университета

Слайд 15Развитие анатомии
Одним из основоположников современной анатомии был Леонардо да Винчи

(1452-1519, Италия), более известный как великий живописец, математик, механик.

Развитие анатомииОдним из основоположников современной анатомии был Леонардо да Винчи (1452-1519, Италия), более известный как великий живописец,

Слайд 16Руководствуясь интересами живописи и скульптуры, Леонардо да Винчи в 1489—1514

гг., с помощью анатома Торре в больницах Северной Италии произвел

вскрытия ряда (до 30) трупов и сделал при этом тщательные зарисовки.
Руководствуясь интересами живописи и скульптуры, Леонардо да Винчи в 1489—1514 гг., с помощью анатома Торре в больницах

Слайд 17Развитие анатомии
Леонардо да Винчи разработал новые методы анатомирования (промывание органов

проточной водой, распилы костей и органов, инъецирование воском желудочков мозга

и сосудов).
Описал и зарисовал многие мышцы, кости, нервы и внутренние органы. Но его работы в области анатомии не были опубликованы при его жизни.
Развитие анатомииЛеонардо да Винчи разработал новые методы анатомирования (промывание органов проточной водой, распилы костей и органов, инъецирование

Слайд 18Андреас Везалий (1514-1564)
Внес огромный вклад в развитие анатомии Он

учился в трех университетах: в Дувене, Монпелье и Париже.
В

1537 г. в Падуе он получил степень доктора медицины и в 25 лет стал профессором Падуанского университета.
Вскрывая человеческие трупы, Везалий убедился, что взгляды Галена на строение тела человека во многом ошибочны.
Андреас Везалий (1514-1564) Внес огромный вклад в развитие анатомии Он учился в трех университетах: в Дувене, Монпелье

Слайд 19Андреас Везалий (1515-1564)
В 1543 г. Везалий опубликовал свой основной

труд «О строении человеческого тела» («De corporis humani fabrica») где

в систематическом порядке описал скелет, связки и мышцы, сосуды, нервы, органы пищеварения, половые органы, сердце и органы дыхания, мозг и органы чувств, установил отсутствие в сердечной перегородке отверстий.
В этой книге Везалий на основе накопленных исследований построил новую анатомию, значительно дополнил и уточнил сведения о строении человеческого тела, исправил ошибки, допущенные Галеном.
Андреас Везалий (1515-1564) В 1543 г. Везалий опубликовал свой основной труд «О строении человеческого тела» («De corporis

Слайд 20Андреас Везалий (1514-1564)

Книга Везалия обильно снабжена художественно выполненными рисунками.

Следует отметить особенность этих рисунков. Труп у Везалия не лежит:

на рисунках скелет или мышечный препарат всегда изображен в определенной позе: в трудовом процессе, в движении, с напряженными мускулами. Везалий показал не только строение тела, но и его функции.
Андреас Везалий (1514-1564) Книга Везалия обильно снабжена художественно выполненными рисунками. Следует отметить особенность этих рисунков. Труп у

Слайд 21Андреас Везалий (1514-1564)
Книга Везалия была встречена насмешками и враждой.

Его учитель Яков Сильвий объявил Везалия сумасшедшим. Не допуская возможности

ошибок у Галена, Яков Сильвий скорее был готов допустить изменение строения тела человека за прошедшие века.
Против Везалия возбудили церковное преследование: его анатомические описания противоречили библейскому сказанию об извлечении богом одного ребра у Адама для сотворения Евы. Стало быть, у мужчин не может быть одинакового числа ребер слева и справа, утверждали богословы.
Андреас Везалий (1514-1564) Книга Везалия была встречена насмешками и враждой. Его учитель Яков Сильвий объявил Везалия сумасшедшим.

Слайд 22Андреас Везалий (1514-1564)
Везалий был изгнан из университета и «для

искупления грехов» совершил паломничество в Иерусалим к "Гробу господню".
На

обратном пути в результате кораблекрушения он больной оказался на острове Занте, где и умер в расцвете сил и таланта.
Андреас Везалий (1514-1564) Везалий был изгнан из университета и «для искупления грехов» совершил паломничество в Иерусалим к

Слайд 23Во второй половине XVI столетия было создано множество хвалебных эпиграмм,

посвященных А.Везалию. Вот одна из них:
Кто бы ни делал, вскрывая,

сечение органов тела,
Выше Везалия быть в этом никто не сумел:
Изображеньями он и искусство само возвеличил
Прежде, чем сам отошел по сокровенным путям.

Во второй половине XVI столетия было создано множество хвалебных эпиграмм, посвященных А.Везалию. Вот одна из них:Кто бы

Слайд 24После Везалия в истории анатомии наступил "золотой век".
Реальдо Коломбо

(1516-1559) изучил движение крови в лёгких.
Иероним Фабриций (1553-1610) описал венозные

клапаны и этим доказал односторонность движения крови по венам - только в направлении к сердцу.
После Везалия в истории анатомии наступил

Слайд 25
Бартоломей Евстахий (Eurtachio, Bartoloroeo, 1510-1574) в 1563 г. впервые дал

подробное описание органа слуха у человека, включая слуховую трубу, названную

его именем, а Габриэль Фаллопий (Fallopio, Gabriele, 1523—1562) изучал строение репродуктивных органов.

Бартоломей Евстахий (Eurtachio, Bartoloroeo, 1510-1574) в 1563 г. впервые дал подробное описание органа слуха у человека, включая

Слайд 26В средние века на пути развития медицины часто вставала инквизиция.

Мигель

Сервет (1509-1553, Испания) – первый в Европе описал малый круг

кровообращения. Инквизиция сжигает Сервета на костре, при этом жарит его живым два часа.
17 февраля 1600 г. на Площади цветов в Риме сжигают великого мыслителя и ученого эпохи Возрождения Джордано Бруно, который также писал о малом круге кровообращения.

В это время существовали врачи-
инквизиторы, главная задача
которых следить за тем, чтобы
обвиняемой не скончался
"раньше времени".
В средние века на пути развития медицины часто вставала инквизиция.Мигель Сервет (1509-1553, Испания) – первый в Европе

Слайд 27Френсис Бэкон (1561-1626)
Английский философ, родоначальник материализма и опытного метода в

науке и медицине. Не будучи врачом, он во многом определил

пути дальнейшего развития медицины.
В труде "О достоинстве и усовершенствовании наук" он сформулировал три основные задачи медицины: сохранение здоровья, лечение болезней, продление жизни.
Френсис Бэкон (1561-1626)Английский философ, родоначальник материализма и опытного метода в науке и медицине. Не будучи врачом, он

Слайд 28Френсис Бэкон (1561-1626)
Бэкон поставил перед медициной и ряд конкретных вопросов:

изучение анатомии не только здорового, но и больного организма, применение

специфических лекарств, введение обезболивания, использование в лечении природных факторов и развитие бальнеологии.
Медицину он называл одним из самых благородных искусств. "Если солнце является создателем и источником жизни всего что существует в природе, то врач, поддерживая и охраняя жизнь, оказывается своего рода вторым источником жизни".
Френсис Бэкон (1561-1626)Бэкон поставил перед медициной и ряд конкретных вопросов: изучение анатомии не только здорового, но и

Слайд 29Развитие физиологии Уильям (Вильям) Гарвей (1578-1657)
Английский врач, физиолог, эмбриолог.

Ему принадлежит заслуга создания теории кровообращения.
В 21 год заканчивает

Кембриджский университет, в 24 года в Падуе становится доктором медицины, затем у себя на родине - профессором кафедры анатомии, физиологии и хирургии в Лондоне.
Развитие физиологии  Уильям (Вильям) Гарвей (1578-1657) Английский врач, физиолог, эмбриолог. Ему принадлежит заслуга создания теории кровообращения.

Слайд 30Уильям (Вильям) Гарвей (1578-1657)
Свою книгу «О движении сердца и крови

у животных» Гарвей опубликовал после многолетней работы.
Гарвей впервые применил

метод точного расчета к изучению процесса в организме. Он доказал, что заключающаяся в организме масса крови должна возвращаться обратно в сердце, что артерии не обладают, как думал Гален, «пульсирующей силой», а пульсация их следует за сердечным толчком и является прямым следствием сокращения сердца. Он объяснил истинное значение систолы и диастолы, до того понимавшихся неправильно.
Уильям (Вильям) Гарвей (1578-1657)Свою книгу «О движении сердца и крови у животных» Гарвей опубликовал после многолетней работы.

Слайд 31Марцелло Мальпиги ( I628—1694)
В системе кровообращения, данной Гарвеем, недоставало важного

звена — капилляров.
Марцелло Мальпиги который был профессором медицины в

Болонье и Пизе. С помощью микроскопа в 1660 г. открыл строение легких и описал капилляры. В 1673 г. открыл слой кожи, названный впоследствии его именем.
Описав капиллярное кровообращение, Мальпиги дал законченное представление о движении крови в организме. Благодаря своим исследованиям Мальпиги заслуженно считается основателем гистологии.
Марцелло Мальпиги  ( I628—1694)В системе кровообращения, данной Гарвеем, недоставало важного звена — капилляров. Марцелло Мальпиги который

Слайд 32Рене Декарт (1596-1650)
Французский философ, естествоиспытатель
Разработал первую простейшую схему

рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на центростремительные (импульсы от

органов в мозг) и центробежное (импульсы от мозга к органам).
Он считал, что все жизненные действия имеют рефлекторную природу и подчиняются механическим законам. С другой стороны, он утверждал, что мышление является способностью души, а не тела. В этом он дуалист. В условиях же XVII в. механические взгляды Декарта были прогрессивными.
Рене Декарт (1596-1650) Французский философ, естествоиспытатель Разработал первую простейшую схему рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на

Слайд 33Джованни Альфонсо Борелли (1608-1679)
Итальянский анатом и физиолог. Ученик Галилея.

Основоположник биомеханики. Живой организм человека он рассматривал как машину, объясняя

все процессы с позиции математики и механики Его труд "О движении животных" (1680-1681).
Борелли был представителем ятрофизического направления в медицине, также как и Р. Декарт, С. Санторио.
Джованни Альфонсо Борелли  (1608-1679) Итальянский анатом и физиолог. Ученик Галилея. Основоположник биомеханики. Живой организм человека он

Слайд 34
Борелли пытался дать движениям строго механическое истолкование, выражая его в

математических формулах. Для его трудов характерны рисунки, содержащие сопоставления работающего

органа и механической схемы, например руки и рычага и т. и.
Борелли пытался дать движениям строго механическое истолкование, выражая его в математических формулах. Для его трудов характерны рисунки,

Слайд 35
Наряду с ятрофизикой в эпоху Возрождения широкое развитие получило ятрохимическое

направление (связанное с успехами химии). Ятрохимики считали, что процессы, происходящие

в организме, являются химическими, поэтому с химией связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней.
Наряду с ятрофизикой в эпоху Возрождения широкое развитие получило ятрохимическое направление (связанное с успехами химии). Ятрохимики считали,

Слайд 36Филипп Ауреол Теофраст Бамбаст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493-1541)
Швейцарский врач и

химик.
Является одним из основоположников ятрохимии.
Образование он получил в

университете в Ферраре (Италия), свои лекции читал в Базельском университете на родном языке (немецком) вместо принятого в научном мире латинского).
Филипп Ауреол Теофраст Бамбаст фон Гогенгейм (Парацельс) (1493-1541)Швейцарский врач и химик. Является одним из основоположников ятрохимии. Образование

Слайд 37Парацельс (1493-1541)
Парацельс один из основоположников опытного метода в науке.
"Теория

врача есть опыт". Никто не может стать врачом без науки

- и опыта" - говорил он. Настаивал на объединении хирургии и внутренней медицины в одну науку. Себя он называл "доктором обеих медицин".
С именем Парацельса связывают кардинальные изменения в химии: от поисков путей получения золота - к приготовлению лекарств.
Парацельс рассматривал здоровье с позиций нормального содержания в организме человека 3 начал: серы, ртути и соли. Нарушение их соотношений - болезнь.
Парацельс (1493-1541)Парацельс один из основоположников опытного метода в науке.

Слайд 38Парацельс (1493-1541)
Разработал классификацию факторов, влияющих на здоровье человека, подразделив их

на 5 видов:
Болезни, связанные с нарушением естественных функций под влиянием

злоупотреблений и вредных привычек
Болезни, вызываемые шлаками, ядами и заражением.
Болезни, вызываемые факторами психологического характера (желания, страсти, пороки и др.)
Болезни, вызываемые астральными влияниями (космические, атмосферные и климатические факторы)
Болезни, в основе которых лежат духовные причины (неподчинение Божественному закону)

Он писал также о болезнях рудокопов и литейщиков, связанных с отравлением серой, свинцом, ртутью, сурьмой (профессиональная патология).
Парацельс (1493-1541)Разработал классификацию факторов, влияющих на здоровье человека, подразделив их на 5 видов:Болезни, связанные с нарушением естественных

Слайд 39Умер Парацельс в 1541 г.
У основания его памятника сделана

надпись: «Здесь лежит Филипп Теофраст, звания Доктор Медицины, что те

многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть».
Умер Парацельс в 1541 г. У основания его памятника сделана надпись: «Здесь лежит Филипп Теофраст, звания Доктор

Слайд 40Любимым изречением Парацельса, которое он неоднократно подписывал под своими портретами,

было:
Пусть никто не ищет себе господина в другом,

Кто сам себе может быть господином.

Любимым изречением Парацельса, которое он неоднократно подписывал под своими портретами, было:Пусть никто не ищет себе господина в

Слайд 41Болезни рудокопов
Болезни рудокопов привлекали внимание врачей уже в античности. Гиппократ

в «Эпидемиях» (IV, 17) пишет о том, что «у рудокопа

правое подреберье напряжено, селезенка увеличена, живот напряжен, тверд; он задыхается, бледен».
Болезни рудокоповБолезни рудокопов привлекали внимание врачей уже в античности. Гиппократ в «Эпидемиях» (IV, 17) пишет о том,

Слайд 42Болезни рудокопов
Плиний в «Естественной истории» (XXXVI, 17) сообщает о болезнях

рудокопов и методах их лечения. Он рекомендует применять прозрачный рыбий

пузырь в шахтах для защиты лица от нездорового подземного воздуха и пыли; лампы, в которые надо заливать ровно столько масла, сколько требуется для непродолжительной работы под землей
Болезни рудокоповПлиний в «Естественной истории» (XXXVI, 17) сообщает о болезнях рудокопов и методах их лечения. Он рекомендует

Слайд 43История эпидемий в эпоху Возрождения характеризовалась двумя особенностями: появляются новые

болезни (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф) и ослабление чумы,

проказы.
Причины инфекционных болезней искали в землетрясениях, в извержениях вулканов, особых положениях звезд.
Появляется контагиозная теория распространения инфекционных заболеваний (Дж. Фракасторо).
История эпидемий в эпоху Возрождения характеризовалась двумя особенностями: появляются новые болезни (сифилис, английская потовая горячка, сыпной тиф)

Слайд 44Эпидемии
Для предохранения от заражения люди носили на шее амулеты —

«чумные талеры». Иногда они содержали на оборотной стороне текст. Например,

в 1633 г. в Бреслау (современный Вроцлав) была отчеканена монета, на обороте которой было написано: «В 1633 г. умерло 13 231 человек. Благодаря Божьей помощи и усилиям врачей выздоровело 1406 человек. Окрестили 1066 человек».
ЭпидемииДля предохранения от заражения люди носили на шее амулеты — «чумные талеры». Иногда они содержали на оборотной

Слайд 45Джироламо Фракасторо (1478-1533)
Итальянский ученый, врач, физик, астроном, поэт. Медицинское

образование получил в Падуанском университете.
Профессором Падуанского университета он написал

знаменитей труд "О контагии, контагиозных болезнях и лечении" (1546), в котором обобщил и систематизировал взгляды предшественников, изложил свой опыт изучения болезней (оспы, кори, чумы, малярии, бешенства, проказы и др.) и разработал основные положения теории контагиозных болезней и "контагии" – специфического размножающегося заразного начала.
Джироламо Фракасторо (1478-1533) Итальянский ученый, врач, физик, астроном, поэт. Медицинское образование получил в Падуанском университете. Профессором Падуанского

Слайд 46Джироламо Фракасторо (1478-1533)
Труд состоит из 3-х книг. Первая - содержит

общие теоретические положения, вторая - описание заразных болезней, третья -

описание методов их лечения. Он утверждал, что существует три способа передачи инфекционного начала:
1) при непосредственном соприкосновении с больным;
2) через зараженные предметы;
3) по воздуху на расстоянии.
Предложенный им термин infectio означал внедрение, проникновение, "порчу".
Джироламо Фракасторо (1478-1533)Труд состоит из 3-х книг. Первая - содержит общие теоретические положения, вторая - описание заразных

Слайд 47Джироламо Фракасторо (1478-1533)
Очагами инфекции Фракасторо называл одежду, деревянные и другие

предметы, которые сами по себе остаются неиспорченными, но способны сохранять

первичные семена контагии и поражают при помощи последних.
Из учения об «очаге» в его понимании Фракасторо сделал вывод о необходимости уничтожения зараженных вещей и о возможности дезинфекции их особыми порошками.
Труд Фракасторо приблизился к научной эпидемиологии.
Джироламо Фракасторо (1478-1533)Очагами инфекции Фракасторо называл одежду, деревянные и другие предметы, которые сами по себе остаются неиспорченными,

Слайд 48Развитие хирургии
Хирургия в подавляющем большинстве средневековых университетов, не преподавалась

и в число медицинских дисциплин не входила.
Хирурги научного образования

не имели, врачами не считались.
Хирурги считались ремесленниками, имели свою цеховую организацию.
Развитие хирургии Хирургия в подавляющем большинстве средневековых университетов, не преподавалась и в число медицинских дисциплин не входила.

Слайд 49Развитие хирургии
Существовало три сословия хирургов:
1. «Длиннополые» хирурги - занимали

высокое положение (длина одежды) и имели право выполнять сложные операции

(камнесечение, грыжесечение);
2. «Короткополые» хирурги - цирюльники и занимались "малой хирургией" (кровопускания, удаление зубов и т.п.);
3. Банщики - занимали низшее положение, выполняли простейшие манипуляции (снятие мозолей).
Развитие хирургии  Существовало три сословия хирургов:1.	«Длиннополые» хирурги - занимали высокое положение (длина одежды) и имели право

Слайд 50Развитие хирургии
Особое значение имели хирурги на полях сражений, где нужно

было лечить раны, извлекать стрелы, позже — пули, лечить переломы;

все это входило в компетенцию хирургов, а не докторов.
Из многочисленных войн средневековья (крестовых походов и др.) хирургия вышла значительно обогащенной.
Развитие хирургииОсобое значение имели хирурги на полях сражений, где нужно было лечить раны, извлекать стрелы, позже —

Слайд 51Развитие хирургии
Уровень хирургии был чрезвычайно низок, мало что изменилось со

времен Филиппа Красивого, который издал в 1311 г. первый королевский

эдикт о хирургах: «Узнав, что люди других наций и чужих государств, убийцы, воры, фальшивомонетчики, шпионы, разбойники, пьяницы, ростовщики занимаются хирургией в нашем городе и парижском графстве, выставляют в своих окнах знаки, присвоенные хирургам, накладывают повязки, посещают больных в церквах и частных домах и этим путем выманивают деньги, ...мы повелеваем сим эдиктом никому не заниматься хирургией без предварительного испытания у особых хирургов, назначаемых нашим лейб-хирургом».
Развитие хирургииУровень хирургии был чрезвычайно низок, мало что изменилось со времен Филиппа Красивого, который издал в 1311

Слайд 52Развитие хирургии
Обучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах

ученичества, затем стали открываться хирургические школы.
В 1731 г. в

Париже решением короля была открыта первая хирургическая академия, а в 1743г. она была приравнена к медицинскому факультету.
Развитие хирургииОбучение хирургии происходило внутри цеха (корпорации) сначала на принципах ученичества, затем стали открываться хирургические школы. В

Слайд 53Развитие хирургии
Хирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до

середины XIX в.
Не было и правильных представлений о раневой

инфекции, методах обеззараживания ран (90% всех операций заканчивались гибелью больного от сепсиса).
Развитие хирургииХирургия Западной Европы не имела научных методов обезболивания до середины XIX в. Не было и правильных

Слайд 54Развитие хирургии
В XIV в. в Европе появляется огнестрельное оружие. Осложнения

ран стали связывать с проникновением в организм раненого "порохового яда"

(учение Де Виго), в связи с чем стали прижигать раневую поверхность раскаленным железом или заливать кипящим составом смолистых веществ.

Развитие хирургииВ XIV в. в Европе появляется огнестрельное оружие. Осложнения ран стали связывать с проникновением в организм

Слайд 55Амбруаз Паре (1517-1590)
Французский хирург, акушер, реформатор хирургии.
Врачебного образования

не имел, хирургии обучался в парижской больнице "Отель дьё", где

был подмастерьем-цирюльником.
Амбруаз Паре (1517-1590) Французский хирург, акушер, реформатор хирургии. Врачебного образования не имел, хирургии обучался в парижской больнице

Слайд 56Амбруаз Паре (1517-1590)
В 1536 г. служил в армии в качестве

цирюльника-хирурга.
Случай во время похода в Северную Италию (из-за нехватки

смолистых веществ наложил на раны масляные чистые повязки) послужил началом нового, гуманного метода лечения ран.
Амбруаз Паре (1517-1590)В 1536 г. служил в армии в качестве цирюльника-хирурга. Случай во время похода в Северную

Слайд 57Амбруаз Паре (1517-1590)
«Всю ночь я не мог уснуть, — записал

Паре в своем дневнике, — я опасался застать своих раненых,

которых я не прижег, умершими от отравления. К своему изумлению, я застал этих раненых рано утром бодрыми и хорошо выспавшимися, с ранами невоспаленными и неприпухшими. В то же время других, раны которых были залиты кипящим маслом, я нашел лихорадящими, с сильными болями и с припухшими краями ран. Тогда я решил никогда больше так жестоко не прижигать несчастных раненых.»
Амбруаз Паре (1517-1590)«Всю ночь я не мог уснуть, — записал Паре в своем дневнике, — я опасался

Слайд 58Амбруаз Паре (1517-1590)
Основные труды:
"Способ лечить огнестрельные раны, а также

раны, нанесенные стрелами, копьями и др." (1545),
"Руководство по извлечению

младенцев как живых, так и мертвых, из чрева матери" (1549).

Амбруаз Паре (1517-1590)Основные труды:

Слайд 59Амбруаз Паре (1517-1590)
А. Паре усовершенствовал технику многих хирургических операций; описал

поворот плода на ножку (древний индийский метод был забыт), ввел

перевязку сосудов вместо их перекручивания, он улучшил технику ампутаций и операции грыжесечения, ввел в практику забытые оперативные приемы (трахеотомию, операцию при заячьей губе, торакоцентез)
Разрабатывал хирургические инструменты и ортопедические приборы (искусственные конечности и суставы).
Амбруаз Паре определил становление хирургии как науки и способствовал превращению ремесленника-хирурга в полноправного врача-специалиста.
Амбруаз Паре (1517-1590)А. Паре усовершенствовал технику многих хирургических операций; описал поворот плода на ножку (древний индийский метод

Слайд 60Амбруаз Паре (1517-1590)
Будучи известным хирургом и автором многих книг, Паре

стал добиваться степени доктора медицины, но ему в этом отказал

медицинский факультет Парижского университета, мотивируя свой отказ тем, что Паре не учился в университете, не знал латинского языка, не изучал классические произведения средневековой медицины и писал свои сочинения на французском языке. Только вмешательство короля, личным врачом которого был Паре, помогло ему получить степень доктора медицины.
Амбруаз Паре был первым хирургом и акушером при дворе королей П.Франциска II, Карла IX, Генриха III и главным хирургом "Отеля дьё".
Амбруаз Паре (1517-1590)Будучи известным хирургом и автором многих книг, Паре стал добиваться степени доктора медицины, но ему

Слайд 61Развитие акушерства
Акушерство продолжало оставаться на очень низкой ступени развития. Занятие

акушерством в средние века считалось низким и неприличным для врачей-мужчин.

Родоразрешение продолжало оставаться в руках бабок-повитух.
Смертность в родах и в послеродовом периоде была очень высокой. Беременные женщины жили под постоянным страхом смерти.
Развитие акушерстваАкушерство продолжало оставаться на очень низкой ступени развития. Занятие акушерством в средние века считалось низким и

Слайд 62Развитие акушерства
В практическом акушерстве из плодоразрушающих операций применялись перфорация головки,

декапитация и эмбриотомия.
По законам средневековой христианской церкви следовало,

что смерть роженицы происходит по воле бога: уничтожение внутриутробного плода, обладающего «божественной душой», рассматривалось как обычное убийство.
В итоге церковь сильно препятствовала развитию акушерства, что приводило в конечном счете к высокой смертности в родах. Возник парадокс - католическая церковь проповедовала принцип «Живите и размножайтесь», но при этом сама препятствовала своей же проповеди.
Развитие акушерстваВ практическом акушерстве из плодоразрушающих операций применялись перфорация головки, декапитация и эмбриотомия. По законам средневековой христианской

Слайд 63Клиническое преподавание
Клиническое (у постели больного) наблюдение при лечении и

при обучении будущих врачей знала древнегреческая медицина Гиппократа, медицина в

арабских халифатах и в Салернской школе.
Позднее медицинские факультеты средневековых университетов Западной Европы, построив свое преподавание схоластически, по книгам, на многие столетия отказались от обучения студентов у постели больного.
Клиническое преподавание Клиническое (у постели больного) наблюдение при лечении и при обучении будущих врачей знала древнегреческая медицина

Слайд 64Клиническое преподавание
Возобновил клиническое преподавание медицины в XVI веке врач Монтано

(1489—1552) в Падуанском университете.
Монтано учил лечить больного, наблюдая его

у постели, посещая его и часто видя больного. «Источник медицинской науки — только у постели больного», «Учить можно не иначе, как посещая больных»,— таковы были основные положения Монтано
Клиническое преподаваниеВозобновил клиническое преподавание медицины в XVI веке врач Монтано (1489—1552) в Падуанском университете. Монтано учил лечить

Слайд 65Клиническое преподавание
Клиническое обучение студентов получило дальнейшее развитие в Нидерландах, где

в Лейденском университете была создана клиника, чем данный университет в

XVII веке отличался от большинства современных ему университетов.
Особенно большую роль во введении и пропаганде клинического преподавания сыграл в Лейдене Герман Бургав (1668—1738).
Клиническое преподаваниеКлиническое обучение студентов получило дальнейшее развитие в Нидерландах, где в Лейденском университете была создана клиника, чем

Слайд 66Заключение
Достижения медицины эпохи Возрождения (заключительной стадии эпохи феодализма) положили начало

дальнейшему развитию, еще большим успехам, достигнутому медициной в новое время.

ЗаключениеДостижения медицины эпохи Возрождения (заключительной стадии эпохи феодализма) положили начало дальнейшему развитию, еще большим успехам, достигнутому медициной

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика