Слайд 1МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ
Лекция № 1. Понятие «Здоровье». Факторы
и группы здоровья детей.
Слайд 2ПМ.01. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его
физического развития
Слайд 3Медико-педагогические аспекты здоровья детей раннего и дошкольного возраста
Детские болезни и
их профилактика
Детский травматизм и его профилактика
Медико-педагогический контроль за развитием и
здоровьем детей
Слайд 4Список литературы по курсу:
Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и
гигиены детей дошкольного возраста. - М.: 2000.
Тен Е.Е. Основы медицинских
знаний. – М.: 2009.
Глыбочко П.В., Николенко В.Н., Алексеев Е.А., Карнаухов Г.М. Первая медицинская помощь. – М.: 2008.
М.Р.Сапин, З.Г. Брыксин Анатомия и физиология детей и подростков. – М.:2005.
Танкова-Ямпольская Р.В. И др. Основы медицинских знаний. – М.: 1993.
Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. – М.: 2008
Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей/ Под ред. Н.В. Сократова. – М.: 2005
Слайд 5!ДО ЭКЗАМЕНА НЕОБХОДИМО СДАТЬ:
Оформленное портфолио
Контрольную работу
Практические работы (2)
Слайд 6Содержание портфолио
Рекомендации по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей
дошкольного возраста
Рекомендации по организации системы закаливания в режиме дня дошкольника
в ДОУ
Комплекс дыхательной гимнастики для детей разных возрастных групп в ДОУ
Рекомендации по профилактике кожных заболеваний у детей дошкольного возраста
Правила ТБ и профилактики травматизма у детей в ДОУ
Диагностическая карта обследования физического развития ребенка
Диагностическая карта обследования здоровьесберегающей среды ДОУ
Слайд 7АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕДМЕТА
Профессиональная деятельность воспитателя непосредственно касается наиболее часто встречающихся медико-социальных
проблем.
Воспитатель должен обладать определенными знаниями о способах их предотвращения.
Слайд 8ПЛАН
Здоровье. Факторы, определяющие здоровье.
Факторы риска заболеваний.
Профилактика нарушений здоровья.
Критерии и группы
здоровья детей.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Слайд 9«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность
знаний, вера в свои силы» .
В.А. Сухомлинский
Слайд 101. ПОНЯТИЕ «ЗДОРОВЬЕ»
- состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней (определение ВОЗ);
Здоровье –
естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний
Слайд 11Под понятием здоровья детей и подростков следует понимать состояние полного социально-биологического
и психического благополучия, гармоничное, соответствующее возрасту физическое развитие, нормальный уровень
функционирования всех органов и систем организма и отсутствие заболеваний.
Слайд 13Физическое здоровье
совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная
адаптация к окружающей среде (педагогическое определение)
состояние роста и развития
органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение)
Слайд 14Психическое здоровье:
высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила,
побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение)
это состояние психической сферы, основу
которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение)
Слайд 15Социальное здоровье
это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого
человека.
Слайд 16Нравственное здоровье
это комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информативной сферы
в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов
поведения индивида в обществе.
Слайд 17Духовное здоровье
- система ценностей и убеждений.
Слайд 18Показатели здоровья в детском коллективе.
Общая заболеваемость (уровень и структура).
Острая заболеваемость
(уровень и структура).
Заболеваемость детей в случаях, в днях на 1
ребенка.
Процент часто болеющих детей (ЧБД).
Процент детей с отклонениями в состоянии здоровья, хроническими заболеваниями.
Процент детей, отнесенных по состоянию здоровья к медицинским группам для занятий физической культурой (основная, подготовительная, специальная).
Процент детей, функционально незрелых к обучению.
Процент детей с нарушениями состояния здоровья, вызванных адаптацией к дошкольному учреждению, школе.
Процент детей, нуждавшихся в оздоровительных мероприятиях.
Распределение детей по группам здоровья.
Слайд 19ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
генетические (наследственность)
природные (климат, погода, ландшафт, флора, фауна
и т.д.)
состояние окружающей среды
социально-экономические (условия и образ жизни)
медицинское обеспечение
Слайд 212. ФАКТОРЫ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ:
Неблагоприятная наследственность
Нездоровый образ жизни (отсутствие режима,
плохое питание)
Неблагоприятное состояние окружающей среды
Длительно действующие раздражители, которые носят характер
или постоянный, или сверхпороговый
Отрицательные эмоции
Несоблюдение санитарно – эпидемических норм в ДОУ и медицинских учреждениях
Отсутствие безопасной среды в ДОУ и в домашней среде (детский травматизм)
Слайд 22Проведение плановых профилактических осмотров детей, особенно перед вакцинацией.
Контроль за проведением
профилактических прививок.
Осмотр детей при подозрении на острое инфекционное заболевание.
Контроль за
полноценным и качественным питанием.
Контроль за организацией физического воспитания и закаливания детей.
Работа по профилактике травматизма.
Проведение занятий с персоналом ДОУ по вопросам санитарно – гигиенического и противоэпидемического режима, оздоровительных мероприятий, закаливания, физического воспитания, организация питания.
3. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ЗДОРОВЬЯ
Слайд 23Комплексная оценка состояния здоровья детей дается на основании учета результатов
медицинского осмотра и текущего наблюдения за ребенком, путем анализа 4-х
основных критериев здоровья.
4. Медицинские критерии оценки здоровья детей
Слайд 24Наличие или отсутствие хронических болезней
Функциональное состояние основных систем (дыхательная, С.-С.
и т.д.)
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (резистентность и реактивность)
Особенности физического
и нервно-психического развития, степень его гармоничности
4. Медицинские критерии оценки здоровья детей
Слайд 25Группы здоровья детей:
– это здоровые дети.
Группа II — здоровые с
морфофункциональными отклонениями.– Дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются
те или иные отклонения морфологического или функционального характера: например, дети с отклонениями в физическом развитии, не связанными с эндокринной патологией, с нарушениями осанки, уплощением стопы, с близорукостью слабой степени, часто болеющие и т. д.
Слайд 26Группы здоровья детей:
Группа III - больные хроническими заболеваниями в стадии
компенсации. Дети, которые, несмотря на наличие хронического заболевания, редко болеют
острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность.
Группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации. Дети с хроническими заболеваниями, часто болеющие, со сниженной работоспособностью.
Группа V —- больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Дети этой группы практически не встречаются в ДОУ, школах, так как по состоянию здоровья вынуждены находиться в специальных лечебных или учебно-воспитательных учреждениях.
Слайд 275. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Здоровый образ жизни –
это индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая
ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.
Слайд 28Компоненты ЗОЖ
Режим труда и отдыха
Режим сна
Активная мышечная деятельность
Рациональное питание
Закаливание организма
Соблюдение
требований гигиены и санитарии
Культура межличностного общения
Профилактика вредных привычек
Слайд 31Направление работы по воспитанию у детей привычки к здоровому образу
жизни
1. Системный подход.
2. Деятельностный подход.
3. Принцип «Не навреди»!
4. Принцип гуманизма.
Слайд 32Вывод
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется
здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность организма и другие
качества, необходимые для полноценного развития личности. Подвижные игры и игровые движения – естественные спутники жизни ребёнка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребёнка.
Слайд 33Задания
Рекомендации по профилактике плоскостопия и нарушения осанки у детей дошкольного
возраста
Рекомендации по организации системы закаливания в режиме дня дошкольника в
ДОУ
Комплекс дыхательной гимнастики для детей разных возрастных групп в ДОУ
Рекомендации по профилактике кожных заболеваний у детей дошкольного возраста
Правила ТБ и профилактики травматизма у детей в ДОУ
Диагностическая карта обследования физического развития ребенка
Диагностическая карта обследования здоровьесберегающей среды ДОУ