Разделы презентаций


Медико-биологические основы педагогической деятельности. Общие закономерности

Содержание

Организм человека находится в состоянии непрерывного процесса развития или онтогенеза. Впервые термин онтогенез был введен Э. Геккелем (1866) для обозначения эмбрионального периода развития организма. Эрнст Геккель

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Медико-биологические основы педагогической деятельности. Общие закономерности роста и развития организма
Малафеева С.Н.,

к.б.н., профессор каф. анатомии, физиологии и БЖ
anatomy336@yandex.ru

Медико-биологические основы педагогической деятельности. Общие закономерности роста и развития организмаМалафеева С.Н., к.б.н., профессор каф. анатомии, физиологии и

Слайд 2Организм человека находится в состоянии непрерывного процесса развития или онтогенеза.

Впервые термин онтогенез был введен Э. Геккелем (1866) для обозначения

эмбрионального периода развития организма.

Эрнст Геккель

Организм человека находится в состоянии непрерывного процесса развития или онтогенеза. Впервые термин онтогенез был введен Э. Геккелем

Слайд 3В настоящее время онтогенез рассматривается как единый процесс развития, начинающийся

с оплодотворения яйцеклетки и заканчивающийся естественной смертью

В настоящее время онтогенез рассматривается как единый процесс развития, начинающийся с оплодотворения яйцеклетки и заканчивающийся естественной смертью

Слайд 5Каждый возрастной период характеризуется определенным состоянием всех структурных уровней организма:

клеточного, тканевого, органного, системного.
Процесс онтогенеза человека можно разделить на

четыре основных периода:
внутриутробное развитие,
детство,
взрослое состояние,
старость.
Внутриутробный период делят на эмбриональный (от 0 до 3 мес.) и плодный (от 3-х до 9 мес.).
Каждый возрастной период характеризуется определенным состоянием всех структурных уровней организма: клеточного, тканевого, органного, системного. Процесс онтогенеза человека

Слайд 6Индивидуальное развитие проходит в соответствии с генетически обусловленной последовательностью, которая

реализуется при взаимодействии организма с условиями среды.
Переход от одного

этапа развития к другому совершается в короткие отрезки времени, которые рассматриваются как переломные, или критические, периоды онтогенеза.
В их определении ведущее значение имеет скорость (время) развития физиологической функции.
Индивидуальное развитие проходит в соответствии с генетически обусловленной последовательностью, которая реализуется при взаимодействии организма с условиями среды.

Слайд 8Другим важным признаком преобразовательных процессов является возникновение высокой чувствительности к

определенным условиям среды — сенситивный период.
Это связано с тем, что при

быстром развитии функций ей необходим приток адекватной сенсорной информации. Отсутствие или дефицит ее может привести к процессу нарушения функции.
Другим важным признаком преобразовательных процессов является возникновение высокой чувствительности к определенным условиям среды — сенситивный период.Это связано с

Слайд 10Сенситивные периоды – периоды наиболее интенсивного развития определённых систем организма,

когда соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды приобретает особое значение:
до 2-3-х

лет жизни (формирование зон головного мозга, определяющие речь),
3-5 лет (эмоции),
3-15 лет (развитие гибкости),
7-15 лет (развитие ловкости),
14-17 лет (развитие силы),
11-14лет (развитие быстроты),
15-20 лет (развитие выносливости).

Сенситивные периоды – периоды наиболее интенсивного развития определённых систем организма, когда соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды приобретает

Слайд 11В основе индивидуального развития организма лежит несколько принципов: принцип гетерохронии,

или неодновременного созревания не только органов, но и различных элементов

одного и того же органа.
Например: первыми в эмбриогенезе созревают нервные клетки стволовой части мозга, обеспечивающие формирование самостоятельной функциональной системы питания и дыхания плода.
В развитии каждой функциональной системы можно выделить внутрисистемную гетерохронию, то есть неодновременное созревание всех ее элементов.
В основе индивидуального развития организма лежит несколько принципов: принцип гетерохронии, или неодновременного созревания не только органов, но

Слайд 12Гетерохрония в росте и развитии различных органов и тканей человека

Гетерохрония в росте и развитии различных органов и тканей человека

Слайд 13Большой вклад в понимание индивидуального развития внесла концепция функционирования биологических

систем, выдвинутая А. А. Маркосяном (1969).
Она базируется на таких

свойствах живой системы, как избыточность ее элементов, их дублирование и взаимозаменяемость, быстрота возврата к относительному постоянству и динамичность отдельных звеньев самой системы.

Маркосян Акоп Арташесович

Большой вклад в понимание индивидуального развития внесла концепция функционирования биологических систем, выдвинутая А. А. Маркосяном (1969). Она

Слайд 14Так, например, в период внутриутробного развития в яичниках закладывается от

4000 до 200 000 первичных фолликулов, а за весь репродуктивный

период у женщины созревает всего 500—600 фолликулов.
Другой пример избыточной функции: частота сердечных сокращений при крике ребенка равна 200 ударам в минуту что соответствует работе сердца взрослого спортсмена при максимальных мышечных нагрузках.
Так, например, в период внутриутробного развития в яичниках закладывается от 4000 до 200 000 первичных фолликулов, а

Слайд 15В ходе онтогенеза по мере совершенствования центральных механизмов регуляции и

контроля возрастает пластичность динамического взаимодействия элементов системы.
Это обуславливает совершенствование адаптивных

реакций развивающегося организма в процессе усложнения его взаимодействия с внешней средой и приспособительный характер функционирования на каждом этапе онтогенеза.
В ходе онтогенеза по мере совершенствования центральных механизмов регуляции и контроля возрастает пластичность динамического взаимодействия элементов системы.Это

Слайд 16Рост и развитие детского организма
Формирование организма человека продолжается и

после рождения (постнатальный период) и заканчивается к 22—25 годам.
В

периоды роста и развития организма увеличиваются масса и поверхность тела, что обусловлено развитием тканей, органов и отдельных частей тела.
Рост и развитие детского организма Формирование организма человека продолжается и после рождения (постнатальный период) и заканчивается к

Слайд 17Рост — это количественные преобразования и проявляются в увеличении размеров тела

и его частей.
Развитие — это качественные преобразования, протекающие в организме

за счет дифференцировочных процессов, которые приводят соответственно к качественным и количественным изменениям функций развивающего организма.
Рост и развитие — это не просто увеличение массы тела, но и становление различных функций организма.
В это время значительная часть физиологических показателей приближается к уровню, характерному для взрослого человека.
Рост — это количественные преобразования и проявляются в увеличении размеров тела и его частей. Развитие — это качественные преобразования,

Слайд 18Процессы роста и развития взаимосвязаны, но тем не менее находятся

в диалектических противоречивых отношениях, так как ростовые процессы осуществляются за

счет увеличения числа клеток, что должно подавлять клеточную дифференцировку, определяющую усложнение структурной и функциональной организации растущего организма.
На протяжении одного возрастного периода одни ткани интенсивно растут, другие в это же время проходят этап дифференцировок.
В большинстве тканей в функциональный период онтогенеза процессы роста и дифференцировок разделены временем, что приводит к появлению периодичности.
Процессы роста и развития взаимосвязаны, но тем не менее находятся в диалектических противоречивых отношениях, так как ростовые

Слайд 19Растущий организм обладает способностью стабилизировать ход развития и возвращаться к

предопределенной кривой роста даже в том случае, когда внешними факторами

(голод, экологические условия и др.) нарушена «траектория развития».
Это свойство называется гомеорезом, то есть поддержание постоянства динамических характеристик в развивающихся системах .
Тем не менее, нарушения развития в раннем возрасте не безразличны для нормального течения последующих периодов и состояния здоровья ребенка.

Конрад Уоддингтон,
автор термина «гомеорез»

Растущий организм обладает способностью стабилизировать ход развития и возвращаться к предопределенной кривой роста даже в том случае,

Слайд 20Рост и развитие детского организма с момента рождения и до

наступления зрелости протекает гетерохронно, то есть неравномерно.
Периоды устойчивого роста

чередуются с его замедлением.
Быстрее растут и развиваются те органы или системы органов, которые необходимы для существования организма на данном этапе развития.
Рост и развитие детского организма с момента рождения и до наступления зрелости протекает гетерохронно, то есть неравномерно.

Слайд 21Так, у новорожденного к моменту рождения сформирована система питания жидкой

пищей (молоком).
В то же время развитие функциональных систем, в

которых на данный момент жизни нет необходимости, задерживается, примером является развитие функциональной системы питания твердой пищей.
Так, у новорожденного к моменту рождения сформирована система питания жидкой пищей (молоком). В то же время развитие

Слайд 22В процессах роста и развития отмечается половой диморфизм.
Так, мальчики до

начала полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели.
В период

полового созревания это соотношение меняется: девочки по показателям длины и массы тела, окружности грудной клетки превосходят своих сверстников. Наблюдается перекрест возрастных кривых этих показателей.
В 15 лет интенсивность роста у мальчиков возрастает, и мальчики по антропометрическим показателям вновь опережают девочек.
Образуется второй перекрест кривых. Этот двойной перекрест кривых возрастного изменения показателей физического развития характерен для нормального физического развития.
В процессах роста и развития отмечается половой диморфизм.Так, мальчики до начала полового созревания имеют более высокие антропометрические

Слайд 23Изменения длины тела мальчиков (1) и длины тела девочек (2)

Изменения длины тела мальчиков (1) и длины тела девочек (2)

Слайд 24Понятие о физическом, половом и умственном развитии
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Под физическим развитием

понимают размеры и форму тела, соответствие их возрастной норме.
Количественная

оценка физического развития может быть выражена как в абсолютных (килограммы, сантиметры), так и в относительных (доля в процентах от возрастной нормы) величинах.
С физическим развитием тесно связаны моторное (двигательное) развитие и половое созревание.
Понятие о физическом, половом и умственном развитииФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕПод физическим развитием понимают размеры и форму тела, соответствие их

Слайд 25Измерение показателей физического развития у детей

Измерение показателей физического развития у детей

Слайд 26К показателям физического развития относятся:
длина тела,
масса тела,
окружность

грудной клетки,
окружность талии,
наряду с этими могут рассматриваться также

и другие показатели (размеры кожно-жировых складок, осанка и форма позвоночника, сила мышц, жизненная емкость легких, физическая работоспособность).
К показателям физического развития относятся: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, окружность талии, наряду с этими

Слайд 27Физическое развитие оценивают по комплексу показателей — соматометрических (длина тела, окружность

грудной клетки, пропорции и масса тела); соматоскопических (осанка и форма

позвоночника, жироотложение, форма стопы); физиометрических (сила мышц, жизненная емкость легких, физическая работоспособность).
Физическое развитие оценивают по комплексу показателей — соматометрических (длина тела, окружность грудной клетки, пропорции и масса тела); соматоскопических

Слайд 28Показатели физического развития детей (девочек) – пример одного из исследований

Показатели физического развития детей (девочек) – пример одного из исследований

Слайд 29Изменения показателей физического развития, происходящие в разные периоды роста организма,

неодинаковы по своей интенсивности.
Наибольшее увеличение всех показателей отмечается на

первом году жизни ребенка.
У девочек максимальные изменения большинства показателей физического развития отмечаются в более ранние периоды, чем у мальчиков.
Изменения показателей физического развития, происходящие в разные периоды роста организма, неодинаковы по своей интенсивности. Наибольшее увеличение всех

Слайд 30Темп физического развития в некоторые периоды онтогенеза может определять двигательные

возможности ребенка.
Дети первого года жизни, имеющие вышесредний и высокий

уровень физического развития, в среднем на один два месяца позже начинают самостоятельно ходить, чем дети с нижесредним и низким уровнем физического развития.
Пубертатный скачок роста, связанный с резким изменением пропорций тела и удлинением конечностей, приводит обычно к временной дискоординации движений.
Темп физического развития в некоторые периоды онтогенеза может определять двигательные возможности ребенка. Дети первого года жизни, имеющие

Слайд 31ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ
Половое развитие - это период индивидуального развития человека,

в течение, которого организм становится способным к половому размножению, то

есть достигает половозрелости.
По завершению полового созревания наступает репродуктивный период.
ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ Половое развитие - это период индивидуального развития человека, в течение, которого организм становится способным к

Слайд 32Для описания полового развития используются специальные формулы, которые отражают степень

проявления вторичных половых признаков у детей

Для описания полового развития используются специальные формулы, которые отражают степень проявления вторичных половых признаков у детей

Слайд 33УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
Умственное развитие — обусловлено развитием коры головного мозга в определенной

последовательности: первое — это последовательность развития основных областей мозга, второе — последовательность

развития центров в пределах каждой области.
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕУмственное развитие — обусловлено развитием коры головного мозга в определенной последовательности: первое — это последовательность развития основных областей

Слайд 34Ведущей частью коры является первичная моторная область в предцентральной извилине;

за ней следует первичная сенсорная область в постцентральной извилине, затем

первичная зрительная область в затылочной доле и первичная слуховая область в височной доле.
С развитием коры совершенствуется отражательная и познавательная функции мозга, проявляющиеся в анализе и синтезе раздражителей, развитии речи и абстрактного мышления, накоплении информации, в усложнении поведения, формировании самосознания.
С развитием коры головного мозга связано развитие интеллекта и эмоциональное развитие ребенка.
Ведущей частью коры является первичная моторная область в предцентральной извилине; за ней следует первичная сенсорная область в

Слайд 35Головной мозг человека

Головной мозг человека

Слайд 37Влияние наследственности и внешней среды на рост и развитие человека
Морфологические

и функциональные изменения организма человека в разные возрастные периоды проходят

под влиянием наследственности и условий внешней среды. Наследственность (генетический код) определяет потенциальные возможности физического, полового и умственного развития человека.
Влияние наследственности и внешней среды на рост и развитие человекаМорфологические и функциональные изменения организма человека в разные

Слайд 38Генетические факторы находятся в ядре (хромосомах) и в цитоплазме (некоторые

органоиды клетки).
Генетическая информация хранится, воспроизводится и передается при размножении

организмов в виде молекул нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), являющихся материальными носителями всех видов наследственности (хромосомной и цитоплазматической).
Генетические факторы находятся в ядре (хромосомах) и в цитоплазме (некоторые органоиды клетки). Генетическая информация хранится, воспроизводится и

Слайд 3946 хромосом человека образуют 23 пары: 22 пары — аутосомы, определяющие

развитие всех признаков и одинаковые у мужчин и женщин. В

23 паре хромосом имеется половая дифференцировка: у женщин находится две крупные идентичные друг другу X-хромосомы (XX), у мужчин имеется только одна X-хромосома и маленькая y-хромосома (Xy); X — и y — хромосомы называются половыми.
46 хромосом человека образуют 23 пары: 22 пары — аутосомы, определяющие развитие всех признаков и одинаковые у мужчин

Слайд 40Каждая хромосома состоит из генов.
Ген — элементарная функционально неделимая единица

наследственности, участок молекулы ДНК, контролирующий развитие какого-либо признака.
Совокупность генов

данной клетки или организма называется генотипом.
Генотип контролирует развитие, строение и жизнедеятельность организма, т. е. совокупность всех признаков организма — его фенотип.
Фенотип — совокупность всех признаков и свойств организма, формирующихся в процессе взаимодействия его генетических структур с внешней средой.
В фенотипе не реализуются все генотипические возможности и он является частным случаем реализации генотипа в конкретных условиях.
Каждая хромосома состоит из генов. Ген — элементарная функционально неделимая единица наследственности, участок молекулы ДНК, контролирующий развитие какого-либо

Слайд 41Однозначного соответствия между генотипом и фенотипом нет: изменения генотипа не

всегда сопровождаются изменением фенотипа, а изменения фенотипа не обязательно связаны

с изменением генотипа.
Генотип каждого человека полигенный и уникальный — отсюда такое разнообразие людей.
Однозначного соответствия между генотипом и фенотипом нет: изменения генотипа не всегда сопровождаются изменением фенотипа, а изменения фенотипа

Слайд 43Каждый ген оказывает как прямое, так и опосредованное действие.
Так,

примером, прямого, первичного действия может быть изменение гемоглобина в эритроцитах

в случае мутации соответствующего гена при серповидной клеточной анемии.
Она сопровождается нарушением умственной и физической деятельности ребенка, сердечной недостаточностью, местными нарушениями кровообращения, увеличением селезенки и нарушением работы других органов, возникающих вследствие нарушения гемоглобина.

Изменения белка гемоглобина при серповидной клеточной анемии из-за дефекта в одном из генов

Каждый ген оказывает как прямое, так и опосредованное действие. Так, примером, прямого, первичного действия может быть изменение

Слайд 44На рост и развитие ребенка влияют такие факторы внешней среды,

как питание, эмоциональные и социально-экономические факторы, положение ребенка в семье,

взаимоотношения с родителями, воспитателями, учителями.
Социальные факторы определяют социальное поведение и место индивидуума в обществе.
Эти факторы могут нарушать, ограничивать рост и развитие ребенка, а могут, наоборот, стимулировать их.
Такие влияния отмечаются на всех уровнях человеческого организма: молекулярном, клеточном, тканевом, органном, системном.
Средой определяется, в какой степени данный индивидуум может реализовать свои наследственные возможности.
На рост и развитие ребенка влияют такие факторы внешней среды, как питание, эмоциональные и социально-экономические факторы, положение

Слайд 45Пример вклада наследственности и среды в формирование некоторых черт характера

Пример вклада наследственности и среды в формирование некоторых черт характера

Слайд 46В некоторой степени изменяются под влиянием среды сроки биологического развития,

длина тела в зрелом возрасте, долголетие, свойства нервных процессов — сила,

уравновешенность, подвижность.
В значительной мере под влиянием среды формируются овладение сложными движениями (ходьба), развитие речи, способность к анализу и обобщению раздражителей, формирование личности.
В некоторой степени изменяются под влиянием среды сроки биологического развития, длина тела в зрелом возрасте, долголетие, свойства

Слайд 47Показатели интеллекта определяются обеими группами факторов — генетическими и факторами внешней

среды; от генотипа — общая осведомленность, объем долговременной памяти, различие предметов

по признакам, переключение внимания, наглядно-действенное мышление, общая умственная одаренность.
Внешней средой определяется: усвоение общественных норм жизни, оценка последовательности событий во времени, наблюдательность, зрительная память.
Физическое развитие и телосложение примерно на 70% определяются наследственностью и лишь 30% факторами внешней среды, в которой протекает рост и развитие (особенно во внутриутобный период).
Показатели интеллекта определяются обеими группами факторов — генетическими и факторами внешней среды; от генотипа — общая осведомленность, объем долговременной

Слайд 48Периодизация развития человека и ее практическое значение
Выделение периодов жизни организма

осуществляется по анатомо-физиологическим признакам и по социально-психическим.
Выбор критериев возрастных

периодов зависит от многих факторов (биологических особенностей организма, факторов социальной среды, уровня знаний и др.), поэтому представление о возрастных периодах относительно.
Периодизация развития детского организма имеет важное значение для правильной группировки детей и подростков разного возраста при организации учебно-воспитательной работы.
Периодизация развития человека и ее практическое значениеВыделение периодов жизни организма осуществляется по анатомо-физиологическим признакам и по социально-психическим.

Слайд 49В системе детских и подростковых учреждений используется классификация с выделением:
преддошкольного

возраста (до 3-х лет),
дошкольного возраста (3—7 лет),
школьный возраст, подразделяющийся в

свою очередь на младший (7—10 лет), средний (11—14 лет), старший (15—18 лет).
В системе детских и подростковых учреждений используется классификация с выделением:преддошкольного возраста (до 3-х лет),дошкольного возраста (3—7 лет),школьный

Слайд 50Периодизация основана на формах психической деятельности

Периодизация основана на формах психической деятельности

Слайд 51В основу возрастной периодизации должны быть положены критерии, которые бы

обладали наибольшей информативностью и отражали интегральную функцию организма в целом

и отдельных его систем.
Такими критериями возрастной нормы являются:
прорезывание зубов,
окостенение скелета,
размеры тела и органов,
масса тела,
степень полового созревания,
развитие мышечной силы,
развитие желез внутренней секреции.
В основу возрастной периодизации должны быть положены критерии, которые бы обладали наибольшей информативностью и отражали интегральную функцию

Слайд 53Акселерация и ретардация
Акселерации — ускорение соматического и физиологического созревания и

развития детей и подростков.
Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязанных явлений.
Наблюдается

она у детей, начиная с раннего детства.
Акселерация и ретардация Акселерации — ускорение соматического и физиологического созревания и развития детей и подростков. Акселерация характеризуется сложным

Слайд 54Проявления акселерации:
Удвоение массы тела у детей в настоящее время

происходит в 4—5, а не в 5—6 мес., как было

3—4 десятилетия назад.
Перекрест в изменении окружностей головы и груди прежде относили ко второму полугодию жизни; в настоящее время это происходит на 3-м месяце.
В экономически развитых странах масса тела новорожденных возросла на 100—300 г, годовалых детей на 2 кг; длина тела годовалых детей увеличилась на 5 см, школьников — на 10—15 см.
В более раннем возрасте отмечается смена молочных зубов на постоянные и начинается она не в 6—7, а в 5—6 лет.
Изменились сроки полового созревания средний возраст менархе (наступление первой менструации) у женщин Европы изменился с 16,5 лет в начале 19 в. до 12,5—13 лет (в крупных городах).
Проявления акселерации: Удвоение массы тела у детей в настоящее время происходит в 4—5, а не в 5—6

Слайд 55Завершение процессов роста скелета происходит в более короткий срок.
Так, в

16—17 лет у девушек, в 18—19 лет у юношей завершается

окостенение в длинных трубчатых костях и прекращается рост в длину.
За сто лет у детей дошкольного возраста произошло увеличение длины тела на 10—12 см. Также отмечено увеличение длины тела.
Завершение процессов роста скелета происходит в более короткий срок.Так, в 16—17 лет у девушек, в 18—19 лет

Слайд 56Примеры процесса акселерации в росте весе детей

Примеры процесса акселерации в росте весе детей

Слайд 57Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и

формирования функциональных систем организма детей и подростков.
В последнее десятилетие

отмечено снижение силовых возможностей (по данным динамометрии) у современных школьниц.
Негативные тенденции в развитии детей могут быть объяснены, такими факторами, как гиподинамия, недостаточное внимание к физической культуре в образовательных учреждениях, нарушение режима дня и питания, а также хроническим недосыпанием, снижением интереса к занятиям спортом чрезмерным увлечением детей электронными средствами информации, компьютерными играми.
Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Слайд 58Пример ретардации по показателям динамометрии у детей

Пример ретардации по показателям динамометрии у детей

Слайд 59Календарный и биологический возраст
Неравномерность темпа роста и развития детского организма

является общей закономерностью, однако могут проявляться и некоторые индивидуальные особенности.


Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен и по уровню зрелости они опережают свой собственный хронологический или календарный возраст, может наблюдаться и обратное соотношение
Календарный и биологический возрастНеравномерность темпа роста и развития детского организма является общей закономерностью, однако могут проявляться и

Слайд 60Календарный возраст (паспортный) имеет четкую границу — это период прожитый от

рождения до момента обследования — день, месяц, год.
Биологический возраст (возраст

развития) определяется совокупностью морфофункциональных и приспособительных особенностей организма.
У большинства детей календарный и биологический возрасты совпадают.
Календарный возраст (паспортный) имеет четкую границу — это период прожитый от рождения до момента обследования — день, месяц, год.

Слайд 61Пример одного из исследований по соответствию календарного и биологического возраста

среди студентов

Пример одного из исследований по соответствию календарного и биологического возраста среди студентов

Слайд 62Критериями биологического возраста являются:
морфологические признаки (масса тела, рост, степень

окостенения скелета, состояние зубов, кожи, степень развития вторичных половых признаков

и др.);
функциональные — совокупность обменных, физиологических и регуляторных процессов.
Этот возраст может; не соответствовать календарному.
Разница между календарным и биологическим возрастом может достигать 5 лет.
Критериями биологического возраста являются: морфологические признаки (масса тела, рост, степень окостенения скелета, состояние зубов, кожи, степень развития

Слайд 63Детей с замедленным темпом развития называют «отстающими», число их относительно

невелико (10—20%), и чаще всего их выявляют перед поступлением в

школу или во время обучения.
Установлено, что отставание биологического возраста у детей сочетается со сниженными показателями большинства антропометрических признаков и более частыми отклонениями со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и сердечно-сосудистой системы.
Наиболее выраженные изменения работоспособности отмечаются у детей с резким отставанием биологического возраста (разница в 3 года и более).
Детей с замедленным темпом развития называют «отстающими», число их относительно невелико (10—20%), и чаще всего их выявляют

Слайд 64Ускоренный темп индивидуального развития приводит к опережению биологического возраста по

сравнению с календарным.
«Опережающие» встречаются в коллективе учащихся реже, чем «отстающие».
У

девочек ускоренное развитие наблюдается чаще, чем у мальчиков.
У школьников с ускоренным темпом индивидуального развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует календарному.
Чаще они имеют избыточную массу за счет жироотложения, у них выше показатели заболеваемости, чаще проявляются функциональные отклонения.
Ускоренный темп индивидуального развития приводит к опережению биологического возраста по сравнению с календарным.«Опережающие» встречаются в коллективе учащихся

Слайд 65Показатели уровня биологического развития мальчиков и девочек школьного возраста, свидетельствуют

о том, что в разные возрастные периоды одни показатели являются

ведущими, другие — вспомогательными.
В младшем школьном возрасте ведущими показателями биологического развития являются длина тела и число постоянных зубов.
В среднем и старшем возрасте особое значение приобретают степень выраженности вторичных половых признаков и характер ростовых процессов, но теряют информативность длина тела и развитие зубов.
Показатели уровня биологического развития мальчиков и девочек школьного возраста, свидетельствуют о том, что в разные возрастные периоды

Слайд 66Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика