Слайд 1Менеджмент
Ремезков
Валерий Иванович
Слайд 2Задачи дисциплины
1. Овладение основными понятиями и категориями менеджмента
2. Понимание сути
функций менеджмента
3. Умение реально оценивать среду, в которой реализуются функции
менеджмента
4. Изучение содержания управленческой деятельности и стиля управления
5. Освоение методов и технологий принятия управленческих решений
6. Приобретение практических навыков делового общения и воздействия
на людей
Слайд 3Принципы работы
Активное участие
в дискуссиях
Выражение
собственного
мнения,
его аргументация
Пользование
мобильным
телефоном
возможно только
в случае вызова
экстренных служб
Слайд 4Правила лекции
Есть лектор и тема
Вопросы можно задать в любой момент
Для
этого нужно поднять руку
Один источник звука
Лектор не знает всего
Если вы
знаете лучше, вы выходите и рассказываете (это нормально)
Слайд 5 Вопросы
Вводная лекция
Введение в менеджмент
Цель лекции: понять специфику
управленческого труда
Задача: раскрыть смысл деятельности менеджеров
1. Управление, объективные условия
возникновения и развития менеджмента
2. Что такое менеджмент и кто такие менеджеры
3. Уровни управления
4. Универсальность деятельности менеджеров
5. Характерные черты менеджмента
6. Порядок прохождения дисциплины
Слайд 6 Менеджмент – сложное, ёмкое
и многогранное явление, охватывающее:
• умение
добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей
• функции, виды деятельности, связанные
с управлением людьми в организациях
• область человеческого знания, помогающую управлять
• определенную категорию людей (социальный слой), осуществляющих управление
1
Слайд 7 Менеджмент (англ. – manage ) –руководить, управлять, заведовать,
стоять во главе
"искусство верховой езды"
maneggiare (с итал.) – умение управлять
лошадью
Искусство управления (санскрит) – "данданити" "руководство по владению палкой (дандой)"
Стимул (лат. stimulus) – остроконечная палка, которой погоняли животных
Стимулирование – побуждение к действию
Слайд 8 Управление – как вид деятельности –
в той или
иной форме существовало всегда. Там, где люди жили и работали
совместно
В первобытных племенах находились личности (вожак, вождь племени, шаман), которые направляли и координировали
деятельность соплеменников в целях выживания сообщества, контроля над их работой, совершения различных ритуалов
Слайд 9 Люди работали группами
в трёх сферах общества:
• социально-политической –установление
и поддержание порядка
• оборонительной – защита от врагов
и диких зверей
• экономической – необходимость
в производстве и распределении
Управление как вид деятельности
в той или иной форме существовало всегда
Слайд 10 Примерно в 9-7 тысячелетиях до н.э.
на Ближнем Востоке
произошел переход от присваивающего хозяйства
(охоты, сбора плодов и т.п.)
к принципиально новой форме получения продуктов – их производству (производящая экономика)
Переход к производящей экономике стал точкой отсчета в зарождении менеджмента, вехой в накоплении людьми определённых знаний
в области управления
Слайд 11Правитель Вавилона Хаммурапи
(1792-1750 гг. до н.э.) для эффективного управления
обширными владениями выработал Свод законов,
содержащий 285 законов управления, которыми
регулировалось всё многообразие общественных отношений
в государстве
Свод законов служил руководством для администраторов всей империи
Т.о. впервые возникает формальная система организации и регулирования отношений
Слайд 12 Египетские пирамиды –
памятник управленческого искусства своего времени,
поскольку
строительство таких уникальных сооружений требовало
• чёткости в планировании
•
организации работы великого множества людей
• контроля за их деятельностью
Слайд 13Собственник
капитала
Менеджеры
Работники
Собственник капитала; он же
руководитель
Работник-ученик
Собственник
он же
работник
Средние века (домашняя система промышленности)
XVII-XVIII вв. (ремесленная
мануфактура)
Конец XVIII в. (фабрика)
Слайд 14 Чем отличается первое индустриальное производство – мануфактура от аналогичного
ремесленного производства?
Станками и механизмами?
Нет, и в мастерских ремесленников и
на
первых мануфактурах использовались практически одинаковые станки и механизмы
Отличия между ними системные
В первую очередь это концентрация,
на мануфактуре сконцентрированы сотни и даже тысячи, для самых крупных мануфактур, станков против единиц у отдельного ремесленника
Слайд 15Во-вторых, и это даже важнее,
разделение труда
Ремесленник полностью осуществлял
весь цикл производства и сбыта продукции
На мануфактуре, скажем ткацкой,
имеем:
цех подготовки сырья, прядильный цех, ткацкий, склад готовой продукции, отдел сбыта, "администрацию"
Названия всего этого могли быть и другими и менялись со временем, но суть оставалась
Она и сейчас такая же, в этом смысле первые индустриальные производства ничем не отличаются от современных индустриальных производств, хотя механизмы в их цехах и разные, но структура близкая
Слайд 16Производственные, экономические и другие процессы усложнились, охватили весь общественный процесс,
и стало очевидно, что
без грамотного управления –
как особого
вида деятельности –
не обойтись
Слайд 17Немецкий социолог
Макс Вебер
Менеджер - наёмный работник, а не компаньон
капиталиста
Он умеет то, с чем предприниматель справляется не столь
успешно (или не успевает)
В профессиональные обязанности менеджера входят дополнительные знания, тонкое искусство руководства людьми, умение мотивировать и заинтересовывать их
Слайд 181. Значение разделения труда
Адам Смит (1723-1790), 1776 г.
«Wealth of Nations»
«Исследование о природе и причинах богатства наций»
Пример:
производство булавок
Один рабочий ежедневно – 10 булавок 10 чел. – 48 тыс. шт.
2. Промышленная революция (НТП)
Примеры: ткацкий станок, Эдмунд Картрайт
паровая машина (двигатель), Джеймс Уатт
двигатель внутреннего сгорания, Ленуар Этьен, Отто Николаус
3. Развитый рынок
Пример: железнодорожная сеть США в середине XIX в.
4. Накопление капиталов
(Рокфеллер, Дюпон, Карнеги)
5. Образование крупных компаний
Необходимость согласования работы больших групп людей
6. Переход от руководителя-собственника
к собственникам-акционерам
7. Усложнение производственных и экономических процессов
Объективные предпосылки менеджмента
С 1880 по 1920 гг. число профессиональных менеджеров в США увеличилось с 160 тыс. до 1 млн. человек
Слайд 19 Управление ставит своей непосредственной задачей
• внести определенную
упорядоченность в процесс
• организовать совместные действия людей
• достичь
согласованности, координации действий
2
Слайд 20 Управление – деятельность по упорядочиванию процессов в природе, технике
и обществе и приведение в новое состояние с учетом тенденций
их развития и изменения среды
Менеджмент – умение добиваться поставленных целей, совокупность принципов, методов, направленных на достижение поставленных целей на основе использования внутреннего потенциала организации
Слайд 21Менеджмент – процесс координирования действий и объединения деятельности групп людей
с целью повышения эффективности и скорейшего достижения результата
Слайд 22• управление, заведование, руководство
• правление, дирекция, администрация
• умение владеть, справляться
•
организация
• умение добиться результата
• хитрость, уловка
Менеджмент (Оксфордск. сл.)
Слайд 23управление материальными ресурсами
управление финансами
управление производством
управление людьми
Управление организацией
Слайд 24 Управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную
толпу
в эффективную, целенаправленную и производительную группу
Питер Друкер
Менеджмент – искусство обеспечения выполнения работы другими людьми
Мэри Паркер Фоллет
Слайд 25Менеджмент:
Учебная дисциплина
Теоретические знания
Практические навыки
Искусство
Управление представляет собой
не что иное, как настраивание
других
людей на труд
Ли Якокка
Слайд 26устар. Менеджер – руководитель работы других членов организации
Жёсткий контроль
Стремление к
стабильности
Чёткое иерархическое структурирование
Разделение труда
Введение норм и правил (ограничение свобод)
Прибыль –
больше и быстрее
Слайд 27совр. Менеджер – член организации, объединяющий и координирующий работу других
сотрудников
«to manager» – умелец
Корпоративная культура
Управленческая этика
Социальная ответственность
Общечеловеческие качества
Привитие самостоятельности
Наделение
подчинённых полномочиями в принятии решений
Воспитание лидера в каждом сотруднике
Слайд 28Уровни управления
Менеджеры
высшего уровня
Менеджеры
среднего (тактич.) уровня
Менеджеры технического
(низового, оперативного)
уровня
Работники, не выполняющие
обязанностей управленческого характера
3
Слайд 30Идеи
Интуиция
Качественная оценка
Синтез
Алгоритмизация
Количественный анализ
Мотивация рабочих
Умение организовывать выполнение
поставленных задач
Стратегический
Тактический
Оперативный
Слайд 31 Оперативный уровень – необходимые действия чётко определены, осуществляются
по заранее установленной схеме
Мобилизация работников
Выполнение работ
Сбор и подготовка данных
Проведение расчётов
Слайд 32 Тактический уровень
Анализ отклонений
от предусмотренных целей
Поиск причин получения неблагоприятных
результатов
Разработка предложений
по улучшению положения
Слайд 33 Особенности деятельности
на стратегическом уровне
1. Ориентация на будущее,
постоянный
анализ возможности наращивания стратегического потенциала
3. Формирование глобальных решений
2. Развитие информатизации
4.
Понимание возможности корректировки стратегии
Слайд 34Движущая сила I:
Основной источник информации для разработки стратегии –
изучение потребителей
Не существует идеальных рекомендаций, годных для любой компании
Движущая
сила II:
Инновации – основа стратегии, которую нельзя проверить,
изучая потребителей
Слайд 35Универсальность деятельности менеджеров
намечают цели
разрабатывают (уточняют) организационные структуры
принимают решения
нанимают и мотивируют
служащих
организуют совместную деятельность
обеспечивают коммуникации
Различия – не в виде трудовой деятельности,
а в расстановке акцентов и степени полномочий
4
Слайд 36Функции управления
(по А. Файолю):
планирование
организация
подбор и расстановка кадров
руководство (лидерство,
мотивация)
контроль
Слайд 37Планирование
• целеполагание
• прогнозирование
Организация
• структурирование
• распределение
полномочий
Контроль
• мониторинг
• учёт, анализ
• регулирование
Мотивация
Руководство
Лидерство
Слайд 38Факторы, влияющие
на деятельности менеджеров
1. Политика оказывает существенное влияние
на решение в любой организации
Уровень мотивации к деловой
активности служащих государственных учреждений и работающих в бизнесе различается незначительно
3. В процессе принятия решений всем менеджерам приходится учитывать значительное количество всевозможных ограничений и неопределённостей
Слайд 395.1. Представление о всемогуществе менеджмента
Менеджеры несут полную ответственность за результат
деятельности организации
(успех или проигрыш)
Политик
Тренер
Воспитатель
5
Характерные черты менеджмента
Слайд 405.2. Представление об условности деятельности менеджмента
менеджеры оказывают лишь
ограниченное влияние на результат деятельности организации вследствие огромного количества факторов,
выходящих за пределы их компетенции:
изменение экономических условий
колебания рынка
изменение государственной политики
деятельность конкурентов
появление новых технологий
решения, принятые предыдущей администрацией
изменение потребностей потребителя
Слайд 415.3. Особенности работы менеджеров
1. Повышенная нагрузка
2. Постоянное (круглосуточное) участие в
деятельности организации
3. Обострённое чувство долга
4. Ответственность за других лиц
5. Работа
под прессом (давление сверху и снизу)
«Мне не нравится навязывать другим организационную политику и технические решения,
с которыми я лично не согласен»
«Мне трудно заставлять людей делать то, что я бы никогда не делал сам (сверхурочные работы; по первому приказанию срываться с места и лететь в командировку)»
Слайд 42Цели
↓
Человек
↓
Эффективность
Символический ключ
менеджмента
Слайд 43Эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех
в условиях рыночной конкуренции,
требует ориентации на человека;
во внешней среде – на потребителя,
во внутренней – на персонал
Золотое правило
менеджмента
Слайд 445.4. Новые требования к менеджменту
Отказ от принципов командования
и контроля в пользу
• контроля над неопределённостью
• создания
гибких, адаптивных, ориентированных на взаимоотношения организаций
Генерирование новых идей
Передача дополнительных властных полномочий подчинённым, чтобы стимулировать их творческие способности
Слайд 45Новые условия работы требуют от менеджеров новых умений:
1. Чётко формулировать
свою точку зрения
2. Готовить изменения и управлять ими
3. Создавать
эффективные коммуникации
4. Вести переговоры
5. Разрешать конфликты
6. Уметь слушать других
7. Вдохновлять и мотивировать группу выполняющих различные функции исполнителей
8. Удерживать талантливых сотрудников
Слайд 46Сохранение спокойствия
Способность к публичности
(умение быть на виду)
«Люди превыше бизнеса»
«Всегда
говори правду»
Умение быстро восстанавливаться
(держать удар)
5.5. Менеджмент в кризисных ситуациях
Слайд 475.6. Новые подходы
к организации труда
Гибкий график работы
Удалённый доступ к
Int-сетям
Виртуальные команды
Число работающих вне офисов в США и
связывающихся по Int-сети порядка
10-ти млн. человек
Слайд 48В науке современного менеджмента выделяются следующие черты
1) системный подход к
управлению
2) ситуационный принцип управления
3) определяющая роль организационной культуры
4) автоматизация управленческих
процессов
5) демократизация управления
6) интернационализация менеджмента
Слайд 50 Общее количество часов – 90
Из них:
1-й сем. 2-й сем.
лекции 22 28
практич.
16 20
КСР 16 20
Зачёт Экзамен
6
Слайд 51Литература
1. Специан Л.М., Степаненко Л.Д. Основы менеджмента. - Мн.: БИП.
2004. - 105 с.
2. Мескон М.Х. и др. Основы
менеджмента. - М.: Дело, 2000. - 702 с.
3. Роббинс С., Коултер М. Менеджмент.
- М,: Вильямс, 2004. - 880 с.
4. Дафт Р. Менеджмент. - СПб,: Питер, 2006. - 864 с.