Слайд 1Многообразие современного органического мира
Принципы систематики
Слайд 2Многообразие современного органического мира как результат биологической эволюции
Эволюция живых существ
шла параллельно по двум линиям: с одной стороны, развивались одноклеточные
доядерные и ядерные организмы, с другой стороны, — многоклеточные организмы.
Развитие многоклеточных организмов осуществлялось, в трех направлениях: по линии автотрофных организмов (растения), линии гетеротрофных организмов с поглощением пищи путем всасывания (грибы) и линии гетеротрофных организмов с заглатыванием пищи (животные).
Слайд 3Джон Рей английский биолог, член Лондонского королевского общества. Автор первого
перечня растений Англии (1670) и трёхтомной "Истории растений" (1686-1704), в
которой описал и классифицировал 18600 видов.
Предложил первую естественную систему растений, ввёл представление о двудольных и однодольных, различал растения с обоеполыми и раздельнополыми цветками. В труде "Систематический обзор животных..." (1693) предложил свою классификацию.
Пользовался понятиями "род" и "вид" и дал определение вида.
Рей (Ray) Джон
(1628-1705)
Незаслуженно забыт
Слайд 4КАРЛ ЛИННЕЙ (1707-1778), шведский натуралист
За выдающиеся научные исследования
ему был присвоен титул «Князь ботаников»
Слайд 5Жизненный путь Карла Линнея был необычен
В школе Карл Линней считался
одним из самых неспособных учеников. С раннего детства мальчика околдовал
загадочный мир цветов, которым он посвящал очень много времени. По физике и математике оценки у Карла были хорошие, но знание латыни, греческого и древнегреческого языков исключительно плохим. Многие учителя и одноклассники относились к Карлу с иронией из-за его нелепого увлечения.
Карл Линней окончил гимназию с любопытной характеристикой, написанной в совершенно непривычном для нас стиле. Вот один из ее фрагментов.
“Гимназист подобен дереву. Случается иногда, хотя редко, что дикая природа дерева, несмотря ни на какие заботы, не поддается культуре. Но, пересаженное в другую почву, дерево облагораживается и приносит хорошие плоды. Только в этой надежде юноша отпускается в университет, где, может быть. Он попадет в климат благоприятный его развитию”.
Слайд 6В 1727 году Линней сдает экзамены и был зачислен в
Лундский университет, изучает медицину, занимается самообразованием;
В1732 году Линней отправился в
путешествие в Лапландию – результат «Краткая флора Лапландии»;
К. Линней едет в Голландию, чтобы получить степень доктора наук;
Он издает книгу “Система природы”.
Порядок есть подразделение классов, вводимое для того, чтобы не разграничивать роды в числе большем, чем их легко может воспринять разум. Карл Линней
Слайд 7Линней был избран президентом Шведской академии, стал главой кафедры в
родном Упсальском университете, а впоследствии – ректором, получил орден Полярной
Звезды и дворянство.
До конца своей жизни Карл Линней работал с полной самоотдачей.
К. Линней в свадебном костюме
Дворянский герб К. Линнея
Слайд 8Деревья звал деревьями,
Цветок я звал цветком.
Был прав великий
гений,
Цветам названья дав:
В отечестве растений
Нет безымянных трав.
Сурок, байбак, тарбаган,
бабачок,
свистун, сугур …
- сурок-байбак Marmota bobak
«Ариаднина нить ботаники - система, без которой в
ботанике хаос, - писал К. Линней в «Философии ботаники». - Система - вот нить, ухватившись за которую можно благополучно выбраться из пестроты фактов».
Обыкновенная лесная роза с новым душистым
цветком - Роза лесная.
Слайд 9К. Линней и его заслуги перед наукой
Все растения разделил
на классы, классы на отряды, отряды - на роды, роды
- на виды;
Всех животных Линней разделил на шесть классов;
Каждому живому организму Линней дал видовое и родовое название;
Описал около 10000 видов растений и свыше 4200 видов животных;
Провел реформу языка ботаники, ввел новые термины;
Поместил человека рядом с обезьянами;
Система Линнея была искусственна, но сыграла огромную роль в истории биологии, так как помогала ориентироваться в огромном многообразии живых существ.
Слайд 10Систематика (от греч. systematikos — упорядоченный, относящийся к системе), область
знания, в рамках которой решаются задачи упорядоченного определённым образом обозначения
и описания всей совокупности объектов, образующих некоторую сферу реальности.
Систематика - это отрасль биологической науки, которая описывает к какому роду, виду, семейству и т.д. относится тот или иной организм (и как эти виды-роды-семейства соотносятся между собой).
Систематика — это наука о разнообразии
видов организмов, их классификации,
родственных отношениях и происхождении
Таксон - группа организмов, отнесенных в процессе
классификации к определенной таксономической категории (рангу таксона).
Слайд 11Предмет изучения систематики
Описание, обозначение, классификация и построение системы живой
природы, которая бы не только отражала сходство в строении организмов
и их родство, но и учитывала историю возникновения и эволюцию разных групп организмов.
Слайд 12Построение биологической системы
В настоящее время используется совокупность признаков организмов:
1) особенности строения организмов и их клеток;
2) история развития группы на основе ископаемых остатков;
3) особенности размножения и эмбрионального развития;
4) нуклеотидный состав ДНК и РНК;
5) состав белков;
6) тип питания;
7) тип запасных питательных веществ;
8) распространение организмов и т.д.
Слайд 13Принципы систематики
Одну из первых систем живой природы создал шведский
натуралист К. Линней и описал ее в «Системе природы» (1758).
В основу своей системы К. Линней положил два принципа: бинарной номенклатуры и иерархичности.
В соответствии с бинарной номенклатурой каждый вид называется по-латыни двумя словами: существительным и прилагательным.
Например, Лютик едкий и Лютик золотистый и т.д.
По современным правилам, упоминая вид организмов в тексте (научной статье, книге) впервые, приводят по-латыни и фамилию автора, его описавшего. Например, лютик ядовитый пишется Ranunculus sceleratus Linnaeus (Лютик ядовитый Линнея). Некоторые самые знаменитые систематики настолько общеизвестны, что их фамилии пишутся сокращенно. Например, Trifolium repens L . (Клевер ползучий Линнея).
Если виду дано название,
изменять его нельзя.
Слайд 14Принципы систематики
Принцип иерархичности или соподчиненности, означает, что виды животных, объединяются
в роды, роды — в семейства, семейства — в отряды,
отряды — в классы, классы — в типы, типы — в царства.
При классификации бактерий, грибов и растений вместо ранга отряд используется порядок, а вместо тип — отдел. Часто, чтобы подчеркнуть разнообразие в какой-либо группе, используют подчиненные категории, например, подвид, подрод, подотряд, подкласс или надсемейство, надкласс.
В микробиологии употребляются такие термины, как " штамм " и " клон ".
Слайд 15Вид — Яблоня домашняя Malus domestica L .
Род — Яблоня
Malus
Семейство — Розовые Rosaceae
Порядок — Розовые Rosales
Класс — Двудольные Dicotyledones
Отдел
— Покрытосеменные Angiospermae
Царство — Растения Planta
ИМПЕРИЯ - Клеточные
ПОДИМПЕРИЯ - Многоклеточные
ЦАРСТВО Животные
ПОДЦАРСТВО Эуметазои или настоящие многоклеточные
ТИП Хордовые
КЛАСС Млекопитающие
ОТРЯД Хищные
СЕМЕЙСТВО Волчьи
РОД Собака
ВИД Собака домашняя
Слайд 16Основные таксономические категории:
царство — regnum
тип — phylum (у растений отдел — divisio)
класс — classis
отряд (у растений порядок) —
ordo
семейство — familia
род — genus
вид — species
Слайд 17Вид
Вид – это единственная таксономическая категория, которой можно
дать относительно точное определение. Вот некоторые из определений вида:
Вид –
это группа особей, обладающих единственным в своём роде набором морфологических (структурных) и функциональных признаков, т.е. внешним видом, особенностями расположения органов и их работы и т.п.
Вид – это группа особей, способных, скрещиваясь
между собой, давать плодовитое потомство.
Вид – это группа особей, сходных по генотипу (количеству, размеру и форме хромосом).
Вид – это группа особей, занимающих одну и ту же экологическую нишу.
Слайд 18Сравнительная характеристика царств живой природы
Слайд 20Интернет - ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/93e17730-1066-9085-726a-0191a49b4104/?from=6b7682f5-a3ad-39b0-be0b-cb4046204c07&interface=electronic
http://www.pereplet.ru/obrazovanie/stsoros/717.html
http://www.botsad.ru/p_papers37.htm
http://www.examens.ru/otvet/8/9/660.html