Слайд 2
Гусева Алла Ивановна, к.э.н.
доцент кафедры
«Экономика, организация производства и менеджмент»
Аудитория: 3517
Телефон:
E-mail: Gusevaai@mail.ru
Слайд 3РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.
с англ.-М.: Дело.
Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. - М.: Экономистъ.
Веснин, В. Р. Менеджмент : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2011. — 616 с.
Уткин Э.А. Управление компанией. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС.
Электронный ресурс: http://www.fptl.ru/files/menedjment/vihanskij_menedjment.pdf
Слайд 4Тема 1.
ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ
Слайд 5План лекции
Общая характеристика менеджмента
Эволюция науки управления
Организация как объект управления
Функции и
роли руководителя
Уровни управления в организации
Слайд 6Менеджмент –
это эффективное и производительное достижение целей организации посредством
планирования, организации, руководства и контроля над организационными ресурсами
Слайд 7Управление и менеджмент
Термин «управление» имеет более широкий смысл по сравнению
с термином «менеджмент».
Управление— это воздействие управляющей системы (субъекта, управления)
на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.
У американцев менеджмент – это управление конкретными людьми в конкретной организации. Когда они говорят об обезличенном управлении, то обычно используют понятие администрирование.
Слайд 8Элементы управления:
решение о поставленной цели и планирование деятельности по ее
достижению;
распределение времени и действий, необходимых для решения задачи;
мотивация (побуждение) к
действиям;
координация отдельных, но взаимосвязанных действий;
осуществление контроля над тем, что сделано, с целью проверки соответствия результатов намеченным планам.
Слайд 9Предметом изучения науки управления являются отношения между людьми, возникающие по
поводу согласования в пространстве и времени производственных ресурсов для достижения
поставленной цели
Слайд 11Метод управления - это совокупность (система) управленческих приемов, способствующих обеспечению
высокой эффективности деятельности организации
Слайд 12МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
Организационно-распорядительные
(административные)
Экономические
Социально-психологические
Слайд 13Стабилизирующие
воздействия
Распорядительные
воздействия
Дисциплинарные
воздействия
Административные методы
регламентирование
нормирование
инструктирование
Устав
Положение о подразделении
Трудовые нормативы
Технические нормативы
Распорядительные нормативы
Должностные инструкции
Методические указания
Рабочие
инструкции
Приказ
Распоряжение
Постановление
Указание
Установление ответственности
Личная
Ответственность
Коллективная ответственность
Материальная
ответственность
Моральная ответственность
Слайд 14Заработная
плата
Комиссионное
вознаграждение
Дополнительные
поощрения
Экономические методы
Повременная
Сдельная
Простая
Повременно-премиальная
Прямая
Косвенно-сдельная
Сдельно-прогрессивная
Аккордная
Сдельно-премиальная
Питание
Обучение
Медицинское обслуживание
Путевки
Оплата жилья
Ценные подарки
Участие в
прибыли
Участие в собственности
Дополнительные
льготы
Слайд 15Социальные
методы
Психологические
методы
Социально-психологические методы
Социальное
регулирование
Социальное
нормирование
Моральное стимулирование
Обмен опытом
Соревнования
Воспитание
Моральный кодекс
Этические структуры
Грамоты
Почетные звания
Публичное признание
Благодарность
Похвала
Создание
положительного
морально-психологического климата
Системы психологической
разгрузки
Формирование малых групп
Гуманизация процесса труда
Исключение
монотонности
Расширение
творчества
Слайд 16Принципы управления - это свод определенных правил, нормативных актов, которые
регулируют поведение работника в процессе управления производством и людьми в
конкретных экономических и социальных условиях
Слайд 17История развития управления
По мере того, как развивались и усложнялись общественные
отношения, по мере становления и развития хозяйственной, производственной деятельности усложнялось,
структурировалось и содержательно обогащалось само управление.
Образно выражаясь, управление и по форме, и по содержанию прошло в своем историческом развитии примерно такой же путь, какой прошли за все эпохи орудия труда человека – от палки и каменного топора до гибких автоматизированных самонастраивающихся производств и современной электроники с искусственным интеллектом.
Слайд 19Сущность и характерные черты современного менеджмента
В истории менеджмента принято различать
четыре основных подхода:
Подход с позиций выделения различных школ в управлении.
Управление рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов (конец XIX в. — по настоящее время);
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций (20-е гг. XX в. — по настоящее время);
Слайд 20Сущность и характерные черты современного менеджмента
В системном подходе подчеркивается, что руководители
должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди,
структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды (50 — 60 гг. XX в. — по настоящее время);
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации (60-е гг. XX в. — по настоящее время).
Основы современного менеджмента заложили классики Фредерик Тейлор, Гаррингтон Эмерсон, Гери Форд, Анри Файоль.
Слайд 21Основные этапы развития менеджмента
Рационалистическое
направление
Школа научного управления
(НОТ)
Основатель - Ф. Тейлор
(1885
- 1950)
НОТ руководителя
НОТ инженера
НОТ педагога и т.д.
Классическая школа
(административная)
Основатель – А.
Файоль
(1885 - 1982)
Прогнозирование
Анализ
Планирование
Организация
Контроль
Регулирование и т.д.
Психологическое
направление
Школа человеческих отношений
Основатель – Э. Мэйо (1930 - 1950)
Школа науки о поведении
(бихевиористическая)
Представители - А. Маслоу, Д. Мак-Грегор, с 1950 г .
Информационное
направление
(Н. Винер)
Использование компьютерных технологий в управлении
I
II
Теория стратегий, инноваций и лидерства
Теория устойчивого развития и глобального «менеджмента без границ»
III
IV
Слайд 22Школа научного управления
1856-1920
Фредерик У. Тейлор,
Френк и Лилиан Гилберт,
Генри
Гант,
Гарингтон Эмерсон,
Генри Форд
Слайд 23Школа научного управления
Цель: создание системы научной организации труда, базирующейся на
основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его
организации
Метод исследования: расчленение процесса физического труда и его организации на составные части и последующий анализ этих частей
Слайд 24Основные положения концепции
Ф. Тейлора
замена эмпирических приемов научным исследованием элементов
работы;
разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат
времени, усилий, движений и т.п. Измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»;
специализация функций как в производстве, так и в управлении. Каждый рабочий и каждый управленческий работник должен знать, за какую функцию он несет ответственность;
Слайд 25Основные положения концепции Ф. Тейлора
(продолжение)
подбор, обучение и расстановка рабочих на
те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;
планирование и
подготовка работы;
разработка точных инструкций каждому работнику, в которых по каждой работе дается описание оптимальных методов их выполнения;
Оплата по результатам труда. Дополнительная оплата за перевыполнение норм. Личная заинтересованность является движущим стимулом для большинства людей;
Слайд 26Основные положения концепции Ф. Тейлора
(продолжение)
Отделение административной работы от производственной. Менеджеры
осуществляют функцию планирования, а рабочие - функцию исполнения. Использование вместо
линейных функциональных мастеров, осуществляющих руководство рабочими;
Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно разработанной системы и методов организации труда.
Слайд 27Две основные задачи менеджмента по Тейлору
Обеспечение наибольшего процветания предпринимателя (получение
высоких дивидендов на вложенный капитал, дальнейшее развитие бизнеса)
Повышение благосостояния каждого
работника (высокая заработная плата, развитие в каждом работнике того потенциала, который заложен в нем природой)
Слайд 28Классическая (административная) школа управления
1920-1950
Анри Файоль
Линдалл Урвик, Лютер Гьюлик
Джеймс
Д. Муни, А.К. Рейли
Макс Вебер
Альфред П. Слоун
Цель: создание универсальных принципов
управления
Слайд 29Управление включает шесть основных групп операций:
техническую и технологическую (производство ,
изготовление, переработка);
коммерческую (закупка, продажа, обмен);
финансовую (привлечение капитала и эффективное управление
им);
Слайд 30охранную (охрана собственности и физических лиц);
учетную (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки
производства, статистика);
административную (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).
Слайд 31Файоль разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой
сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием
Слайд 3214 принципов управления Анри Файоля
Разделение труда
Полномочия и ответственность
Дисциплина
Единоначалие
Единство направления (дирекции)
Подчиненность
личных (индивидуальных) интересов общим
Вознаграждение персонала
Слайд 3314 принципов управления Анри Файоля
(продолжение)
Централизация
Скалярная цепь (иерархия)
Порядок
Справедливость
Стабильность рабочего места для
персонала
Инициатива
Корпоративный дух
Слайд 34Процессный подход к управлению
Управление – это процесс, серия непрерывных
взаимосвязанных действий, каждое из которых – тоже процесс.
Эти действия
называют управленческими функциями
Слайд 35ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
планирование
организация
мотивация
контроль
Связующие процессы:
коммуникация
принятие решений
Слайд 36Школа человеческих отношений
1930-1960
Поведенческие науки (Бихевиоризм)
Мэри Паркер Фоллет (1868-1933)
Элтон Мэйо
(1880-1949)
Честер Барнард (1886-1961)
Абрахам Маслоу (1908-1970)
Фредерик Герцберг
Девид Макклелланд
Клейтон Альдерфер и др.
Слайд 37Школа человеческих отношений
Идея: решающее влияние на рост производительности труда рабочего
оказывают не материальные, а психологические и социальные факторы.
Предметом специального исследования
школы становятся чувства рабочего, его поведение, настроение, убеждения и т.д.
Слайд 38Основные научные открытия ШЧО
все проблемы производства и управления должны рассматриваться
через призму «человеческих отношений», с учетом «социального» и «психологического» факторов
Важность
взаимоотношений между рабочими и руководителями; признание роли руководителя в формировании морального климата в трудовом коллективе
Слайд 39Основные научные открытия ШЧО
Повышенное внимание к рассматриваемой проблеме, ее новизна
и создание условий для проведения эксперимента способствуют получению желаемого результата
(«хоторнский эффект»).
В практической деятельности нужно учитывать то обстоятельство, что условия во время проведения эксперимента и в действительной жизни практически не совпадают
Слайд 41"Количественная школа" или "наука управления"
50-60 гг. XX века
Л.
Берталанфи, С. Бир,
А. Гольдбергер, Д. Форестер,
Р. Люс, Л.
Клейн
В.К. Дмитриев, Г.А. Фельдман
Л.В. Канторович, В.В. Новожилов, В.С. Немчинов
Слайд 42Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая
из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Слайд 43Системный подход к управлению
Обработка и
преобразование
входов
(зависит от
эффективности
управления)
Информация
Материалы
Капитал
Трудовые ресурсы
ВХОДЫ
ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ВЫХОДЫ
Продукция /
услуги
Прибыль
Социальная
ответственность
Доля рынка
Удовлетворенность
работников
Обратная связь
Слайд 44Два основных направления:
Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного
и процессного подходов
Исследование проблем управления на основе системного анализа и
использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ
Слайд 4570-80 гг. XX века: Ситуационный подход к управлению, стратегическое
планирование
80-е годы XX века: Появление концепции «Организационная культура»
90-е
годы XX века–настоящее время:
Всеобщее(тотальное) управление качеством (TQM)
Демократизация управления (участие работников в прибылях, в собственности, в управлении)
Глобализация – усиление международного характера управления
Слайд 46Ситуация - это конкретный набор внутренних и внешних факторов, которые
сильно влияют на организацию в данное конкретное время
Слайд 47Методология ситуационного подхода
Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления
Руководитель
должен уметь предвидеть вероятные последствия применения данной методики
Руководитель должен уметь
правильно интерпретировать ситуацию
Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями
Слайд 48Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для
достижения общих целей
Слайд 49КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
Формальные
Неформальные
Слайд 50По формам собственности:
частные
государственные
муниципальные
другие
Слайд 51По отношению к прибыли:
Коммерческие
Некоммерческие
Слайд 52По размерам:
крупные
средние
малые
Слайд 53ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ
Ресурсы (люди, капитал, материалы, технология, информация)
Зависимость от внешней
среды
Разделение труда:
горизонтальное – разделение работы на составные части
вертикальное – деятельность
по координированию работы других людей
Необходимость управления
Слайд 55РОЛЬ – это образец действий, ожидаемых от индивида при выполнении
деятельности, имеющей отношение к другим людям
Слайд 56МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ
ГЛАВА – церемониалы, встреча гостей, подписание юридических документов
ЛИДЕР –
руководство и мотивация подчиненных, обучение, коммуникации с работниками
СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО –
переписка, участие в совещаниях на стороне, поддержание информационных связей внутри и за пределами организации
Слайд 57ИНФОРМАЦИОННЫЕ РОЛИ
ПРИЕМНИК ИНФОРМАЦИИ (НАБЛЮДАТЕЛЬ) – обработка всей почты, ознакомительные поездки,
личные контакты
РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ (ПРОВОДНИК) – рассылка почты по организациям, вербальные
контакты для передачи информации
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ (ОРАТОР) – участие в заседаниях, обращение через средства массовой информации, речи, отчеты, записки
Слайд 58РОЛИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИНЯТИЕМ РЕШЕНИЙ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – инициация новых проектов, поиск
новых идей, завоевание сторонников
УСТРАНЯЮЩИЙ НАРУШЕНИЯ (ПОЖАРНЫЙ) – урегулирование споров, разрешение
конфликтов, адаптация к кризисам во внешней среде
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ РЕСУРСОВ – составление бюджетов, составление графиков работы, расстановка приоритетов
ВЕДУЩИЙ ПЕРЕГОВОРЫ (ПОСРЕДНИК) – ведение переговоров, представление интересов своей организации
Слайд 59Уровни управления
Инсти-
туциональ-
ный
Управленческий
Технический
Слайд 60Концептуальные
навыки
Человеческие
навыки
Технические
навыки
Уровни управления
Высший
Средний
Низший
Неруководящие
работники
(персонал)