Слайд 2ПЛАН ТЕМЫ
1. Определение мотивации
2. Этапы и элементы мотивационного процесса
3. Содержательные
теории мотивации
4. Процессуальные теории мотивации
Слайд 3Определение мотивации
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к
деятельности для достижения личных целей и целей организации. - М.
Мескон и соавторы.
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. - Виханский и А. Наумов.
Слайд 4Определение мотивации
Мотивация представляет собой процесс создания системы условий и мотивов,
оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для
организации сторону, регулирующих его интенсивность, границы, побуждающих проявлять добросовестность, настойчивость, старательность в деле достижения целей. – В. Веснин.
Слайд 5ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВАЦИИ
Мотивация - есть процесс сознательного выбора человеком того или
иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних
(мотивы) факторов. - Авторский коллектив под руководством А. Кибанова.
Мотивация как функция есть управленческая деятельность, направленная на активизацию поведения работников посредством создания различных мотивов в интересах достижения организационных и личных целей работника.
Слайд 6Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение
человека, его начало, направленность и активность
Мотив - это то,
что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Потребностью называют состояние человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.
Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность.
Слайд 7ПОТРЕБНОСТИ И МОТИВЫ
Потребности - особое состояние психики человека, ощущаемые или
осознаваемые как напряжение, неудовлетворенность, дискомфорт, которые отражают несоответствие между внутренними
и внешними условиями деятельности
Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей. Мотивы включают в себя потребности, инстинкты, влечения, эмоции, установки и идеалы, которые побуждают человека действовать определенным образом
Слайд 8Схема мотивационного процесса
Первая стадия
Возникновение потребностей
Шестая стадия
Устранение потребностей
Четвертая стадия
Осуществление действия
Вторая стадия
Поиск
путей устранения потребностей
Третья стадия
Определение направления действий
Пятая стадия
Осуществление действия за получение
вознаграждения
Слайд 9СПОСОБЫ СНЯТИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ
удовлетворение
подавление
отсутствие реакции на потребность
замещение потребности другой
Слайд 10Энергия мотивации в мотивационном менеджменте связана с такими понятиями, как:
Слайд 12СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями),
которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Эти теории,
в первую очередь, стараются определить потребности, побуждающие людей к действию, особенно при определении объема и содержания работы
Слайд 13ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А.МАСЛОУ
Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы 20-го
столетия, Маслоу утверждал, что люди имеют множество различных потребностей и
эти потребности можно разделить на пять основных категорий, которые имеют строгую иерархическую структуру
По теории Маслоу, потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивацию начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем, потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Слайд 14ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А.МАСЛОУ
- люди постоянно ощущают какие-то потребности
- группы потребностей
находятся в иерархическом расположении друг от друга
- потребности если они
не удовлетворены, побуждают человека к действию
- удовлетворенные потребности не мотивируют людей
- если одна потребность удовлетворяется, не ее место выходит другая неудовлетворенная потребность
- потребности, находящиеся ближе к основанию пирамиды, требуют первостепенного удовлетворения
- удовлетворение потребностей происходит от низших к высшим
Слайд 15ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ А.МАСЛОУ
Физиологические потребности
безопасность
причастность
и принадлежность
признание
само
выражение
Слайд 16ТЕОРИЯ «ERG» АЛЬДЕРФЕРА
- 3 группы потребностей:
существования
связи
роста
- неудовлетворение высшей потребности ведет к актуализации той, что ниже
Слайд 17ТЕОРИЯ «ERG» АЛЬДЕРФЕРА
РОСТ
СВЯЗЬ
СУЩЕСТВОВАНИЕ
Слайд 18Соотношение теорий Маслоу и Альдерфера
самовыражение
признание и
самоутверждение
принадлежность
причастность
безопасность
физиологические
потребности
рост
связь
существование
Слайд 19Теория потребностей МакКлелланда
Дэвид МакКлелланд, взяв за основу иерархию потребностей А.
Маслоу, построил собственную модель мотивации, сделав основной упор на потребности
высших уровней. Ориентацию на потребности высших уровней он объяснял тем, что потребности низших уровней в современном мире уже практически удовлетворены. Дэвид МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности:
власти, успеха и причастности.
Слайд 20Двухфакторная модель Фредерика Герцберга
Факторы, ведущие к удовлетворенности работой, отличны от
факторов, ведущих к неудовлетворенности
источники рабочего удовлетворения -связанные с работой
- мотиваторы
источники рабочего неудовлетворения – внешние факторы - гигиенические факторы
Слайд 21ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ В РАБОТЕ
Слайд 22ТЕОРИЯ МАКГРЕГОРА
Четыре предположения относительно природы человека, которые делают менеджеры, составляют
сущность управления типа «Х». Это следующие предположения:
1. Средний или обычный
человек, в общем - то не любит работу и стремятся избежать ее при первой возможности.
2. Так как служащим не нравится работа, то их следует принуждать, контролировать и запугивать наказанием для того, чтобы он затрачивал достаточно усилий для достижения успеха организации.
3. Работники предпочитают уходить от ответственности, находиться в формальном управлении.
4. Большинство рабочих ставят безопасность выше всех остальных факторов, ассоциирующихся с работой и не демонстрируют амбиций и особых устремлений.
Слайд 23ТЕОРИЯ МАКГРЕГОРА
МакГрегор перечислил четыре других, позитивных предположений, которыми руководствуются менеджеры
и которые он назвал теорией «У»
1. Работники могут воспринимать работу
как нечто естественное, как отдых или игру
2. Люди могут осуществлять самопобуждение к деятельности и самоконтроль, если они задали себе определенные цели.
3. Обычный человек может принимать на себя ответственность, даже желать ее.
4. Возможность принимать новаторские решения широко распространена среди людей, не только менеджеры способны на это.
Слайд 24Соотношение групп потребностей в четырех теориях мотивации
Потребность самовыражения
Потребность достижения
Потребность властвования
Потребность
безопасности
Потребность признания и уважения
Потребность принадлежать к социальной группе
Потребность соучастия
Теория Маслоу
В Т О Р И Ч Н Ы Е
Физиологические потребности
П Е Р В И Ч Н Ы Е
Потребность роста
Потребность связи
Мотивирующие факторы
Потребность существования
Факторы здоровья
Теория Герцберга
Теория Макклелланда
Теория Альдерфера
Слайд 25ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ
появились позже содержательных и исследуют поведение личности и
его зависимость от восприятия и ожиданий, связанных с конкретными ситуациями.
В этих теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения.
Слайд 26Модель мотивации по В.Вруму
Ожидание
того, что
усилия
дадут
желаемые результаты
З-Р
Ожидание
того, что
результаты повлекут за собой
вознаграждение
Р-В
Ожидаемая ценность вознаграждения
Валентность
М
О
Т
И
В
А
Ц
И
Я
x
x
=
Слайд 27ТЕОРИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ АДАМСА
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
- индивид
- сравниваемые лица
- воспринятое вознаграждение
индивида
- воспринятое вознаграждение других
- воспринятые затраты индивида
- воспринятые затраты других
-
норма
Слайд 28ТЕОРИЯ ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ Э. ЛОКА
Люди в той или иной степени
воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее
достижению, получая удовлетворение от выполнения требующейся для этого работы.
Чем реальнее цель, тем упорнее стремление.
Слайд 29Модель мотивации Портера-Лоулера
Способности
и характер
Вознаграждения, воспринимаемые как справедливые
Ценность
вознаграждения
Усилия
Внешнее
вознаграждение
Оценка роли
работника
Оценка вероятности связи:
усилия
вознаграждения
Удовлетворение от
работы
Результаты
выполненных
работ
Внутреннее
вознаграждение
Слайд 30КОНЦЕПЦИЯ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
-открывает работнику доступ к принятию решений по
поводу вопросов, связанных с его функционированием в организации, мотивирует человека
к лучшему выполнению своей работы
- происходит полное задействование потенциала человеческих ресурсов организации
Слайд 31Система материальной мотивации работника
целевые ссуды и кредиты
участие в прибыли
надбавки
сдельная оплата
дотации
ценные
подарки
выплаты
за выполнение поставленных целей
премии (бонусы)
Методы
материальной
мотивации
Слайд 32Нематериальные методы мотивации
карьерный рост
благоприятный психологический климат
присвоение
почетных званий
льготы
Нематериальные методы
мотивации
свободный график
работы
обучение
сотрудников
социальный
пакет
организация отдыха
внутрикорпоративные мероприятия