Слайд 1Место дополнительного образования детей в современной системе общего образования
Слайд 2Дополнительное образование детей (по терминологии ЮНЕСКО)
Характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка
в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок, создает "мостики" для перехода личности из одного образования в другое, оно может предшествовать стандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними, создавая возможность для личности для перехода.
Слайд 3При организации дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях следует опираться
на следующие приоритетные принципы:
свободный выбор ребенком
видов и сфер деятельности;
ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
единство обучения, воспитания, развития;
практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Слайд 4Внеурочная работа и дополнительное образование детей
Несомненно, внеурочная
работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается
создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
Слайд 5 Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием
детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности,
учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.
Слайд 6Сущность и специфика дополнительного образования детей в условиях системы общего
образования
Слайд 7 Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях предполагает
решение следующих задач:
изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании
детей;
определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;
формирование условий для создания единого образовательного пространства;
Слайд 8расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для
наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;
создание
условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возрастам
создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.
Слайд 9 Структурно-организационные формы реализации дополнительного образования детей
Слайд 10первый уровень характеризуется случайным набором кружков, секций, клубов и т.д., работа
которых мало сочетается друг с другом и полностью зависит от
имеющихся кадровых и материальных возможностей. В такой ситуации дополнительное образование детей, как правило, не отражает специфики конкретного образовательного учреждения, а эффективность его для развития школы в целом малозаметна. Вместе с тем, для обучающихся занятия в этих творческих объединениях могут быть достаточно значимыми;
второй уровень – более сложный и более развитый. Он отличается определенной внутренней консолидированностью, различной направленностью деятельности. Однако в целом работу не удается построить на единой содержательной основе. Она распадается на отдельные фрагменты из-за отсутствия продуманной программы деятельности и неумения координировать работу педагогов дополнительного образования в едином учебно-воспитательном процессе школы;
Слайд 11третий уровень – развитие дополнительного образования детей как отдельного подразделения школы,
когда разнообразные творческие объединения работают на основе единой образовательной программы,
а педагоги могут координировать свою деятельность;
четвертый уровень - предполагает интеграцию основного и дополнительного образования детей, организационное и содержательное единство основных структур школы. На этом уровне их деятельность строится с учетом основных концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в цепом.
Слайд 12
Взаимодействие педагогов системы общеобразовательного учреждения
в обеспечении развития дополнительного образования детей
Слайд 13заместитель директора по дополнительному образованию (по учебно-воспитательной работе);
педагог дополнительного образования;
педагог
– организатор;
социальный педагог;
педагог – психолог;
учитель – предметник.
Слайд 14 Условия развития системы дополнительного образования детей в общеобразовательном
учреждении
Слайд 15организационные;
кадровые;
психологические;
программно-методические.