Слайд 1Метапредмет «проблема»
Ст. методист ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» Плотникова А.В.
Слайд 2Метапредмет – технология мыследеятельности.
метапредмет «проблема» – педагогическая технология.
Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα)
в широком смысле — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения,
разрешения;
в науке — противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения;
в жизни проблема формулируется в понятном для людей виде «знаю что, не знаю как», то есть известно, что нужно получить, но не известно, как это сделать.
Слайд 3Основные типы проблем:
Мировоззренческие (проблема смысла жизни, добра и зла, т.д.)
Научные
(проблемы , которые лежат в основе научных работ)
Организационно-управленческие (проблема пробок
в Москве)
Практические(как разрешить конфликт на Украине)
Слайд 4Основная дидактическая схема «метапредмет»
(коммунальный конфликт)
Предмет
конфликта
(содержательный позиционный
конфликт)
?
Основное противоречие
самоопределение
Слайд 5Состав технологии
Выявление позиций в конфликте
Анализ противоречий между позициями
Выделение предметов противоречий
Постановка
проблемы
Самоопределение: выявление и формулировка собственной позиции
Слайд 6
ПОСТРОЕНИЕ СЦЕНАРИЯ МЕТАПРЕДМЕТА «ПРОБЛЕМА»
Выбор проблемной темы.
Выявление позиций, столкновение которых и
определяет структуру проблемной ситуации.
Установление отношения участников образовательного процесса, тех, кто
обсуждает данную проблемную тему в ситуации учения-обучения, к выделенным позициям, задающим структуру проблемной ситуации. (Результатом третьего этапа является построение проблемной образовательной ситуации как ситуации учения-обучения со всем набором педагогических и учебных позиций. Это, собственно, и отличает мыследеятельностный процесс проблематизации в образовании от так называемого проблемного обучения. )Построение схем.
Возвращение в исходную точку построения процесса проблематизации — к первоначально сформулированной проблемной теме: когда на основе построенной проблемной ситуации осуществляется переосмысление выделенной проблемной темы. Уточняем тему 1 и переходим к теме 2. В результате этого переосмысления строится действительность определения проблемы, и проблема переводится в задачу.
Слайд 7Компетентности педагога
Выявить проблему какого-либо теоретического вопроса
Умение подобрать разнопозиционный материал
Умение организовать
и управлять проблемной дискуссией
Повышенный уровень понимания текста
Схематизация
Проблемное моделирование
Самоопределение – умение
выразить личностную позиция в проблемной ситуации
Слайд 8В основе метапредмета «Проблема»
мышление
и
самоопределение.
Технология метапредмета «Проблема» позволяет не только
работать со способностями мышления, коммуникации, действия, понимания и рефлексии, но
также воздействовать на развитие мировоззрения детей и подростков.