Разделы презентаций


Метод и приёмы наглядного обучения истории

Содержание

Метод наглядного обучения истории - это способ освоения исторического содержания на основе зрительного восприятия учебного материала с помощью изобразительных, условно-графических и аудиовизуальных средств наглядности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Метод и приёмы наглядного обучения истории
Л.Н. Семенова, к.и.н., доцент

Метод и приёмы наглядного обучения историиЛ.Н. Семенова, к.и.н., доцент

Слайд 2Метод наглядного обучения истории - это способ освоения исторического содержания

на основе зрительного восприятия учебного материала с помощью изобразительных,
условно-графических

и аудиовизуальных средств наглядности.
Метод наглядного обучения истории - это способ освоения исторического содержания на основе зрительного восприятия учебного материала с

Слайд 3ПЛАН
Понятие «наглядное обучение».
Функциональная роль наглядного обучения.
Классификация средств (видов) наглядности.
Характеристика видов

наглядности по содержанию и характеру исторического образа.

ПЛАНПонятие «наглядное обучение».Функциональная роль наглядного обучения.Классификация средств (видов) наглядности.Характеристика видов наглядности по содержанию и характеру исторического образа.

Слайд 41. Понятие «наглядность»
Я.А. Коменский
1592-1670
К.Д. Ушинский
1823-1870 (1871)
«…ничего не бывает в уме,

чего раньше не было в ощущениях».
«… наставник находит в душе

дитяти уже готовый образ и на нём строит учение».
1. Понятие «наглядность»Я.А. Коменский1592-1670К.Д. Ушинский1823-1870 (1871)«…ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущениях».«… наставник

Слайд 5А.А. Вагин (1902-1977)

«Наглядным мы называем такое обучение, при котором представления

и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых

явлений или с помощью их изображений».
Методика преподавания истории в средней школе. М., 1968. С. 137.

Наглядность – один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений.

А.А. Вагин (1902-1977)	«Наглядным мы называем такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе

Слайд 62. Функциональная роль наглядного обучения
Задание. Составить словосочетания, характеризующие роль

наглядного обучения истории.

создаёт
является опорой
уточняет и конкретизирует
формирует

закрепляет
развивает
возбуждает и поддерживает
обладает значительной силой
способствует воспитанию (воспитывает, формирует)

наблюдательность, воображение
эстетические взгляды и чувства
яркие и точные зрительные образы исторического прошлого
исторические представления
исторические знания
глубокое понимание сущности исторических событий и явлений
патриотизм, моральные качества
интерес к изучению прошлого
эмоциональное воздействие

2. Функциональная роль  наглядного обучения Задание. Составить словосочетания, характеризующие роль наглядного обучения истории. создаёт является опоройуточняет

Слайд 72. Функциональная роль наглядного обучения
создаёт яркие и точные

зрительные образы исторического прошлого;
уточняет и конкретизирует исторические представления;
является

опорой для глубокого понимания сущности исторических событий и явлений, эффективным способом формирования важнейших понятий, закономерностей общественного развития;
закрепляет исторические знания, способствует более прочному их усвоению;
развивает наблюдательность, воображение, мышление, речь;
обладает значительной силой эмоционального воздействия, имеет большое воспитательное значение;
возбуждает и поддерживает интерес к изучению прошлого, активизирует мыслительную деятельность;
формирует эстетические взгляды и чувства;
способствует воспитанию патриотизма, формированию моральных качеств, толерантности и др.





2. Функциональная роль  наглядного обучения  создаёт яркие и точные зрительные образы исторического прошлого; уточняет и

Слайд 83. Классификация средств (видов)наглядности
Первый подход
По технике выполнения (внешние признаки):

печатные

(картины, иллюстрации, карты, аппликации, схемы, таблицы);
экранные (диафильмы, кино- и

видеофильмы);
звуковые (грамзаписи, аудиозаписи);
компьютерные (графические изображения: картины, рисунки, таблицы, графики… )
3. Классификация средств (видов)наглядности	Первый подходПо технике выполнения (внешние признаки): печатные (картины, иллюстрации, карты, аппликации, схемы, таблицы); экранные

Слайд 93. Классификация средств (видов)наглядности
Второй подход
По содержанию и характеру исторического образа


(способу отображения):

предметная наглядность (памятники архитектуры (монументальные памятники), музейные экспонаты,

предметы быта, макеты, модели);
изобразительная наглядность (картины, иллюстрации, рисунки, диафильмы, кино - и видеофильмы);
условно-графическая наглядность (меловая наглядность (рисунок), карты, схемы, картосхемы, аппликации, графики).
3. Классификация средств (видов)наглядности	Второй подходПо содержанию и характеру исторического образа (способу отображения): предметная наглядность (памятники архитектуры (монументальные

Слайд 10 4. Характеристика видов наглядности по содержанию и характеру исторического образа
4.1.

Предметная наглядность
(подлинная и специально созданная (модели, макеты)
- такое средство

наглядного обучения, при котором представления и понятия формируются на основе непосредственного восприятия самого предмета;
создаёт образы подлинных исторических источников, даёт возможность почувствовать колорит эпохи (монументальные сооружения, скульптура, предметы быта, оружие, одежда,
имеет специфическое значение, т.к. воспринимается не само историческое прошлое, а его материальные следы.
4. Характеристика видов наглядности по содержанию и характеру исторического образа4.1. Предметная наглядность(подлинная и специально созданная (модели,

Слайд 12 4. Характеристика видов наглядности по содержанию и характеру исторического образа
4.2.

Изобразительная наглядность
- средства обучения истории, которые воспроизводят образы исторического прошлого

с помощью различных изобразительных средств, в первую очередь учебных картин исторического содержания

В двух основных значениях:
при изучении вопросов культуры как объект исторического познания, как исходный источник знания;
как зрительная основа, как средство изучения других вопросов истории.

4. Характеристика видов наглядности по содержанию и характеру исторического образа4.2. Изобразительная наглядность- средства обучения истории, которые

Слайд 13Что объединяет изображения 1 и 2?
1.
2.
2. Предположите,
могут ли эти


картины быть
использованы в
качестве учебного
материала? Ответ обоснуйте.

Что объединяет изображения 1 и 2?1.2.2. Предположите, могут ли эти картины быть использованы в качестве учебного материала?

Слайд 14А.М. Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите (1921)

А.М. Васнецов. Московский Кремль при Иване Калите (1921)

Слайд 15В.И. Суриков. Боярыня Морозова (1887)

В.И. Суриков. Боярыня Морозова (1887)

Слайд 16И.Е. Репин. Портрет Мусоргского (1881)
Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II –

Законодательницы (1783)

И.Е. Репин. Портрет Мусоргского (1881)Д.Г. Левицкий. Портрет Екатерины II – Законодательницы (1783)

Слайд 17Классификация учебных картин
Приёмы работы с картиной определяются её содержанием.
событийные
типологические
культурно-исторические
портрет
Яркий

рассказ учителя, раскрывающий драматизм и динамику события.
Развёрнутая беседа.
Описание и

объяснение учителя.

Характеристика с элементами рассказа.

Классификация учебных картинПриёмы работы с картиной определяются её содержанием.событийныетипологическиекультурно-историческиепортрет Яркий рассказ учителя, раскрывающий драматизм и динамику события.Развёрнутая

Слайд 18Методика и правила работы с картиной (по А.А. Вагину и В.Г.

Карцову)
Момент показа. Вывесить картину в тот момент, когда учитель по

ходу объяснения подходит к описанию изображённого на ней.
Подготовка учащихся к восприятию. Выдержать паузу (несколько секунд), чтобы учащиеся самостоятельно её осмотрели (кроме типологической и описательной (культурно-исторической, пейзажа).
Подготовка учителя. Продумать рассказ и начиная его указать место и время происходящего на картине события, явления (везде требуется точный показ → указка , кроме портрета). Использовать словесные указания: «прямо перед нами…», «слева от…(объект)». Создавать словами ощущение того, что учащиеся в центре событий, либо их непосредственные участники.
Методика и правила работы с картиной (по А.А. Вагину и В.Г. Карцову)Момент показа. Вывесить картину в тот

Слайд 19Методика и правила работы с картиной (по А.А. Вагину и В.Г.

Карцову)
4. Последовательность и логичность. После общего описания обстановки, фона, на

котором происходит действие, сосредоточить внимание на главном, на предмете в целом.
5. Выявить детали и частности и установить связи между ними.
6. Сделать общий вывод, указать существенные признаки явления.
7. Дозировка. Не использовать на уроке более 2-3 картин.
8. Работая с сюжетом картины возможно использовать фрагменты художественной литературы, документы, мнения и свидетельства современников или историков культуры.
9. На основе картин можно провести итоговое повторение по разделу, курсу.
Методика и правила работы с картиной (по А.А. Вагину и В.Г. Карцову)4. Последовательность и логичность. После общего

Слайд 20Памятка И.И. Запорожец по искусствоведческому анализу картины
Имя автора и время

создания художественного произведения (доп.: условия его создания).
Содержание произведения: сюжет, кто

и что изображено (передний план, центр, задний план, интерьер, пейзаж).
Средства выражения: объёмность, пропорциональность, перспективность, цвет.
Какие чувства и идеи передаёт автор.
Какое воздействие на зрителя оказывает картина (портрет), в чём её воспитательное значение.
Памятка И.И. Запорожец по искусствоведческому анализу картиныИмя автора и время создания художественного произведения (доп.: условия его создания).Содержание

Слайд 21 4. Характеристика видов наглядности по содержанию и характеру исторического образа
4.3.

Условно-графическая наглядность
обеспечивает зрительное восприятие или фиксацию учебного содержания при помощи

символических изображений
историческая карта;
лента времени;
схема;
аппликация;
меловой рисунок (чертёж);
таблица;
пиктограмма.

4. Характеристика видов наглядности по содержанию и характеру исторического образа4.3. Условно-графическая наглядностьобеспечивает зрительное восприятие или фиксацию

Слайд 22СХЕМА – это чертёж, отражающий существенные признаки исторических явлений, их

связи и отношения, устройство различных материальных объектов.
Виды
локальные (войска, сражения)
логические (признаки,

причинно-следственные связи, закономерности)
диаграммы (соотношение количественных и качественных характеристик)
графики (этапы, циклы процессов и явлений)

Схемы формируют умения анализа, синтеза, обобщения.

СХЕМА – это чертёж, отражающий существенные признаки исторических явлений, их связи и отношения, устройство различных материальных объектов.Видылокальные

Слайд 24Задание № 3. Рассмотрите картину и ответьте на вопросы
1 балл

за каждый верный ответ; максимальный балл – 6.
Олимпиада по истории.

Муниципальный этап.
8-9 класс.
22 ноября 2019 г.

Всего 10 заданий. 4 из них на основе наглядности (изобразительной, условно-графической): картина, таблицы, карта, предметная (соборы).
Всего баллов 100.
За задания на основе наглядности – 45 (- 18).
Пример.





Задание № 3. Рассмотрите картину и ответьте на вопросы1 балл за каждый верный ответ; максимальный балл –

Слайд 253.1.Какое историческое событие изображено на картине?
3.2.Напишите дату этого события.
3.3.Подразделения какой

организации участвовали в этом событии?
3.4.Кто стоял во главе данной организации?
3.5.Каковы

последствия события, изображенного на картине?
3.6.С каким сегодняшним государственным праздником напрямую связано это событие? Укажите также точную дату данного праздника (неполный ответ не принимается).
3.1.Какое историческое событие изображено на картине?3.2.Напишите дату этого события.3.3.Подразделения какой организации участвовали в этом событии?3.4.Кто стоял во

Слайд 263.1. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля.
3.2. 1612 г.
3.3. II

народное (земское) ополчение.
3.4. К. Минин, Д.М. Пожарский.
3.5. Поражение польско-литовской интервенции

/ Освобождение Москвы от захватчиков – важнейшая предпосылка восстановления центральной власти в России / Начало подготовки к созыву Земского собора и выборам нового царя.
3.6. День народного единства, 4 ноября (неполный ответ не принимается).

Ответы:

3.1. Изгнание польских интервентов из Московского Кремля.3.2. 1612 г.3.3. II народное (земское) ополчение.3.4. К. Минин, Д.М. Пожарский.3.5.

Слайд 2710-11 класс

10-11 класс

Слайд 282.1. Определите историческое событие, изображенное на картине.
2.2. Напишите его дату

(с точностью до года/годов).
2.3. Автором представленной картины является известный художник:

назовите его, а также укажите художественное течение, которому он принадлежал (неполный ответ не принимается).

Вопросы:

2.1. Определите историческое событие, изображенное на картине.2.2. Напишите его дату (с точностью до года/годов).2.3. Автором представленной картины

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика