Слайд 2Великие научные открытия
Чтобы получить настоящий научный результат, требуются годы, порой
- десятилетия упорного труда.
Слайд 3Однако…
Одновременно – снижение трепетного отношения к науке
Проблема плагиата с курсовых
до докторских
Несоответствие желаний и возможностей – одна из причин существования
псевдо- и лженауки
Попытка привлечь внимание, экзотика: например, гарантируют увеличение продаж любой продукции в четыре раза, или доказывают, что человечество произошло от дельфинов или возникло на Луне…
Слайд 4И это имеет непосредственное отношение к школе и школьникам
Слайд 5Лже- и псевдо-
Существование лженауки возможно благодаря тому, что:
при всех успехах
науки, всегда остаются вопросы, на которые наука пока что не
даёт ответов (например, ряд проблем, связанных с творчеством, сном, загадочные явления в природе и психике человека). Неизведанное, непонятное – «поляна», на которой традиционно кормятся лжеучёные;
как правило, специалист силён в одной области, но слаб в других. Обыватель же о науке знает на уровне «что-то когда-то слышал / читал в Википедии»…
многообразие научных фактов столь велико, что подобрав факты, вырвав их из контекста, возможно создать видимость обоснования любой фантазии.
Слайд 6Признаки псевдо
1) Странные регалии. В нашей стране существует Российская академия
наук (РАН), несколько отраслевых академий (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская
академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств). И множество академий липовых. Например, Нью-Йоркская академия наук – некоммерческая организация; стать «академиком» можно за 129 долларов.
Членство в «странной академии» (типа «Международной академии исследований будущего»), а тем более в нескольких подобных структурах, говорит не о высокой квалификации, а скорее о желании с помощью купленных регалий пускать пыль в глаза легковерной публике.
Присмотритесь к регалиям!
Слайд 72) Выступающий специалист имеет учёную степень в одной области науки,
а «гениальные открытия» делает совсем в другой. Скажем, кандидат физ.-мат.
наук развивает новую теорию о том, с помощью каких невероятных технологий были возведены египетские пирамиды.
«Учёный вообще» - это настолько же реальное явление, как «вообще фрукт» или «вообще спортсмен». Чемпион по фехтованию вряд ли покажет высокие результаты в вольной борьбе. А высококвалифицированный лингвист, который хочет провести исследование на стыке лингвистики и генетики – смирив гордыню, обращается за консультацией к генетику. Иначе – неизбежны фактические ошибки и неточности.
Признаки псевдо
Слайд 8У Фоменко большинству известны отнюдь не его математические работы, а
книги по истории самых разных стран (России, Англии, Рима, Греции,
Египта и т. д.), которая в изображении Фоменко не имеет ничего общего с привычными представлениями. Многие относятся к этим книгам всерьез, поскольку наивно полагают, что излагаемая в них история выявлена с помощью математики. Но в действительности какое бы то ни было отношение к математике могло бы иметь в лучшем случае только утверждение Фоменко, что традиционная хронология неверна.
Слайд 93) Общие ссылки на ученых, науку…
4) Повышенная эмоциональность, апелляция к
чувствам, а не к разуму.
Признаки псевдо
Слайд 105) Среди источников, используемых автором, преобладают не научные труды, а
популярные книжки, художественная литература, новостные сайты, статьи из Википедии и
прочие «неавторитетные источники».
Признаки псевдо
Слайд 116) Апелляция к «очевидности».
Цитата: «Любому прапорщику очевидно, что такое
сооружение, как пирамида Хеопса, невозможно воздвигнуть без помощи современной строительной
техники …»
Признаки псевдо
Слайд 127) Неупоминание альтернативных гипотез. Автор обсуждает свою гипотезу, не сравнивая
её с другими подходами к проблеме (часто даже не зная
о них)
Признаки псевдо
Слайд 13Псевдоучёные – разношёрстная публика. Среди них – и откровенные сумасшедшие,
и жулики, и заигравшиеся деятели шоубизнеса, и, увы, деградировавшие настоящие
учёные. Разбираться в деталях мотивации этих людей – неблагодарное дело. Важней – беречь свою голову (и головы учеников)…
Из любого правила бывают исключения. Чудачества и странности встречаются и у настоящих учёных. Учёный - живой человек, который может совершать ошибки, и он не свободен от предрассудков. Поэтому один отдельно взятый признак из приведённого списка - ни в коем случае не приговор. Но чем больше признаков «встретились вместе» в анализируемой Вами статье, книге, телепередаче и т.п. - тем больше поводов для тревоги.
Не дай Бог попасть под влияние псевдо-учёного, особенно в нежном юном возрасте…
Слайд 14Несколько примеров
Любительская лингвистика интересуется в основном происхождением слов
Тут следует заметить,
что часто люди просто играют со словами, например, обыгрывают в
шутках внешнее сходство двух слов. В этих играх они, не претендуя ни на какие филологические открытия, хотят только, чтобы получилось забавно и остроумно.
Всем известны, например, такие игры со словами, как ребусы и шарады. Еще одна подобная игра, популярная, в частности, у филологов, носит название «Почему не говорят». В этой игре, как и в шарадах, слово разбивается на части, равные каким-то словам, а затем эти слова заменяются на близкие по смыслу. Вот прелестный пример: почему не говорят «красна чья рожа»? Ответ: потому что говорят ал-кого-лик.
Слайд 15 первый слог слова разум или конец слова хандра —
это имя египетского бога Ра и т. п.
ничто не мешает
любителю объявить первоначально тождественными слова мир, мэр, мор, мера, море, умора, амур, эмир и т. д.
миф о так называемом «обратном прочтении» слов. Нет, вероятно, ни одного любительского лингвистического сочинения, где не использовалась бы эта идея.
Несколько примеров
Слайд 16Например, мы читаем, что слово маска произведено от глагола мазать,
— это якобы «нечто намазанное на лицо». Хотя достаточно заглянуть
в словарь Фасмера, чтобы узнать, что слово маска пришло в русский язык из немецкого Maske или французского masque.
Сравним с этим гипотезу любителя о том, что слово помада — русского происхождения, с корнем маз-.
Во французском языке слово pommade прозрачным образом членится на корень pomm- (pommе ‘яблоко’) и суффикс -ade, то есть ясен первоначальный смысл «паста, полученная из яблок» (известно, что вначале данный вид мазей изготавливали именно из яблок).
Несколько примеров
Слайд 17Любительская лингвистика может приводить авторов к самым головокружительным выводам об
истории народов, например, к таким, как «открытие» А. Т. Фоменко,
что Россия и Ирландия — в прошлом одна и та же страна. Почему? Да потому, что по-английски Russia и Irish имеют один и тот же «костяк согласных»: Р–Ш.
Несколько примеров
Слайд 18Домашнее задание
http://www.ted.com/talks/michael_shermer_on_believing_strange_things.html
Слайд 19Как эта проблема соотносится со школой
1. Сообщение новых научных (или
не?научных фактов в учебной программе)
2. Проблема и школьных научно-исследовательских проектов
Возможно
ли?
Серьезно ли?
Слайд 20Математика и агрессия
Трудолюбие и их связь с пословицами
Сквернословие и искривленные
хромосомы
Нравственное развитие в воскресной школе
Несколько примеров
Слайд 21
«В эпоху повсеместной победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит
архаичным и неправдоподобным».
(А.Ширвиндт, воспоминания о Зиновии Гердте)
Слайд 23Наука
Так что же такое наука
И как она может поселиться и
комфортно себя чувствовать в школе
И быть приятным гостем и собеседником
для школьника
А то и сотрудником, коллегой
Слайд 24Наука
Любая наука обязательно имеет три главных признака:
Предмет
Метод(ы)
Тезаурус
Слайд 25Объект исследования
Объект исследования - это материальный или нематериальный объект (или
процесс) или природное (или общественное) явление. Для того, чтобы определить
объект исследования, необходимо ответить на вопрос: "Что рассматривается?"
Слайд 26Предмет исследования
Предмет исследования - это часть объекта, та сторона, тот
аспект, с которой рассматривается объект. Это – выделение проблемы в
объекте. Грамотно сформулированный предмет исследования чаще всего коррелирует его темой.
Слайд 27Цель исследования
Цель исследования - это то, чего Вы в самом
общем виде хотите достичь в итоге работы над исследованием. Цель
исследования обычно коррелирует с его проблемой.
Охарактеризовать, показать, исследовать, проанализировать, сравнить, выявить, определить, разработать, познакомиться, узнать, рассмотреть…
Слайд 28Гипотеза
Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно.
Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы
намерены достичь поставленную цель исследования.
У таракана орган слуха в ногах
Слайд 29Задачи исследования
Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные (под)цели исследования
в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы
Слайд 30Методы исследования
Методы теоретического исследования: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, аналогия, моделирование.
Методы
эмпирического исследования: изучение литературы, изучение результатов деятельности учащихся, наблюдение, анкетирование,
опрос, беседа, интервьюирование, метод экспертных оценок, обследование, изучение и обобщение опыта, эксперимент.
Слайд 31Обсервационный метод (наблюдение и самонаблюдение)
Два основных метода исследования
Слайд 322. Экспериментальный метод
Два основных метода исследования
Слайд 34Методы обработки и анализа полученных данных
Количественные (таблицы, графики, диаграммы, гистограммы)
Качественные
(классификации, типологии)
Слайд 35
Качественные (классификации, типологии)
Методы обработки и анализа полученных данных
Слайд 36Методы интерпретации
Структурный ЧТО?
Генетический КАК?
Слайд 37Культура работы с литературой
Плохо, если список литературы в конце научной
работы
отсутствует вообще;
не содержит источников последнего года / десятилетия;
содержит только русскоязычные
ресурсы;
Наука интернациональна, а ведущие научные журналы, увы, издаются за пределами России и на английском языке
Ситуация в науке меняется очень быстро. Настоящий учёный (пусть и юный) в курсе того, что происходит в его области сегодня, а не полвека назад.
Слайд 38Необходимость корректного цитирования!
Правильно указывать источник, если цитата - с точностью
до страницы
Научите детей читать хорошие научно-популярные журналы!
Культура работы с литературой
Слайд 39Способы представления результатов исследования
Слайд 40Поднимем бокалы, содвинем их разом, Да здравствуют музы, да здравствует
разум!
Слайд 41В лекции использованы материалы
Использован материал с личного портала И.Л. Викентьева
http://vikent.ru/enc/5316/
О профессиональной и любительской лингвистике
(академик Андрей
Анатольевич Зализняк)
Слайд 42https://www.facebook.com/groups/pedclub/
Теперь мы на Фейсбуке!
Слайд 43СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Волкова Марина Всеволодовна
27.03.2014
http://www.facebook.com/groups/pedclub/
М.Волкова
/