Слайд 1МЕТОД ПРОЕКТОВ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЧИТАТЕЛЯ ( «ЧИТАТЕЛЯ- ТВОРЦА»).
Шелест
О.В.
«Человек есть свой собственный проект».Ж.П.Сартр
Слайд 2МЕТОД ПРОЕКТОВ-
это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного
результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся
личности ученика,развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Слайд 3Проект в контексте образования
есть результативная деятельность, совершаемая в специально организованных
педагогом («лабораторных») условиях, которые дают ребенку возможность действовать самостоятельно и
получать результат.
Слайд 4ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ Д.ДЬЮИ
Американские педагоги У.Килпатрик и Э.Коллингс разработали МЕТОД ПРОЕКТОВ.
Их
идеи:
1)с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана
им самим;
Слайд 52)познавательная деятельность опирается на сиюминутные интересы детей;
3)реальное обучение никогда не
бывает односторонним, важны и побочные сведения.
Слайд 6ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ В РОССИИ
связаны прежде всего с именем
С.Т.Шацкого( 1878-1934),который вместе со своими соратниками начал эту работу в
1905 году.
Слайд 7Отличие российского воплощения метода проектов
от американского варианта в том, что
советские педагоги делали упор на общественно полезную,трудовую, идеологическую направленность всех
проектов. В 1932 году постановлением ЦК ВКПб проектные методы были отменены как методическое прожектерство.
Слайд 8СУТЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ученик в процессе работы постигает реальные процессы,объекты
проживание
приобщение конструирование
Слайд 9Проживание конкретных ситуаций преодоления трудностей
Приобщение к проникновению в суть
явлений
Конструирование новых объектов, явлений
Слайд 10УЧЕБНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ-
это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или
интеллектуальный) от идеи до ее воплощения,обладающий субъективной новизной,выполненный под контролем
и при консультации учителя.
Слайд 11ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Стимулирование мотивации на приобретение знаний
Развитие умений
пользоваться этими знаниями и применять их к жизненным ситуациям
Развитие аналитического,критического и творческого мышления
Развитие исследовательских умений: анализа,наблюдения,построения гипотез,экспериментирования,обобщения
Слайд 12Развитие важнейших компетенций для современной жизни:
-способности брать на себя ответственность;
-регулировать
конфликты ненасильственным путем;
-делать свой выбор;
-владеть устным и письменным общением;
-способности учиться
всю жизнь как основы непрерывной подготовки в профессиональной, общественной и личной жизни
Слайд 13КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИЦИИ
- гуманизм;
- заинтересованность;
-деятельностный подход;
- индивидуальный темп;
- сотрудничество учеников и
учителя;
-уважение;
-ответственность;
- осознание
творческие
исследовательские
информационные
социально-значимые
телекоммуникационные
Слайд 15В литературном образовании в системе воспитания творческого читателя («читателя- творца»)
актуальны
следующие виды проектов с использование ИКТ:
-web-сайт (биография писателя или его
произведение): «Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в комедии «Горе от ума»;
- коллекция иллюстраций к произведению ( Прогулки с Мастером и Маргаритой по Москве)
Слайд 16- комментарии к произведениям (Комментарии к роману «Евгений Онегин»)
- мультимедийный
сборник литературных произведений (сборник стихотворений Пушкина А.С. И Лермонтова М.Ю.
о роли поэта и его предназначении);
-словарь в формате «гипертекст» («Галерея героев комедии «Горе от ума», «Галерея помещиков поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
Слайд 17- сочинение в формате «гипертекст» на литературную тему.
В основе ТЕКСТ
художественного произведения
Слайд 18ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЛИТЕРАТуРНЫМ проектом
1. Мотивация,целеполагание,планирование
а)определение темы
б) постановка
цели,определение задач
в) обсуждение вариантов
Слайд 192.Построение ориентировочной схемы действий
а)самообразование
б)продумывание хода деятельности
в)отбор материала
исследование
а) анализ текстов
б)историко-культурологический
комментарий
в)комментированное чтение
Слайд 214.Рефлексия
а)обобщение,выводы
б)анализ положительных сторон
в) нахождение способов устранения ошибок
Слайд 225. Оценка
Представление работы на научной конференции
Слайд 23РЕЗУЛЬТАТЫ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Интериоризация знаний,добытых самостоятельно
2. Развитие
творчества,познавательного интереса,навыков коммуникации
3. Развитие критического и альтернативного мышления,умения формулировать и
решать учебные задачи.
4. Воспитание творческого читателя
Слайд 24ПРОЕКТЫ МОИХ УЧЕНИКОВ
1. Проблемы подростков в современной русской литературе (на
примере произведений Е.Мурашовой)
2. Стихи домодедовских поэтов о Великой Отечественной войне
3.
Как возродить у подростков интерес к чтению?
Слайд 25ЛИТЕРАТУРА для презентации
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. Т.1- М.:НИИ
школьных технологий,2006. С.228-233
2. Севастьянова А.А. Учебные проекты по литературе с
использованием информационных технологий.- Журнал «Литература в школе», №6,2014г.-с.24-26