Слайд 1Метод социометрия. Понятия и процедуры
Метод социометрии (от лат. «общество» и
греч. «измеряю») применяется для диагностики межличностных взаимоотношений в малых контактных
группах, существующих не менее шести месяцев.
Слайд 2Позволяет выявить:
1. Особенности систем неформальных отношений в группе;
2. Степень психологической
совместимости конкретных людей;
3. Внутригрупповые статусы участников процедуры;
4. Качество психологической атмосферы
группы в целом.
Слайд 3Основоположник социометрии - американский психиатр и социальный психолог Якоб (Джекоб)
Леви Морено (1892-1974).
Согласно Л. Морено, социометрия - способ первичной
диагностики наличия проблем во взаимоотношениях, а разработанные им методы психодрамы и социодрамы - средства коррекции индивидуальных затруднений и дисгармоний.
Слайд 4Достоинство и недостатки данного метода:
внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в
виде таблиц, схем, графиков, числовых величин (достоинство).
сведения не являются исчерпывающей
характеристикой группы, так как представляют собой лишь описание сложившихся межличностных предпочтений, отношений симпатии и антипатии;
из всего многообразия неформальных отношений в группе выявляются только те, которые отражены в формулировках предлагаемых вопросов;
социометрия не позволяет установить мотивы выбора или отвержения одних членов группы другими (недостатки).
Слайд 5Основные понятия и содержание диагностических процедур социометрии.
Выбор - это единица
измерения и анализа в социометрии. Выражает индивидуальные установки человека относительно
взаимодействия с членами своей группы в определенных ситуациях. Является показателем симпатии или антипатии.
Социометрический критерий - так называется конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде письменного или устного вопроса ко всем участникам диагностической процедуры.
Слайд 6Разновидности критериев:
По характеру исследовательской задачи – коммуникативные и гностические;
По характеру
выявляемых взаимоотношений – двойные и одинарные;
По характеру ответов – положительные
и отрицательные;
По количеству ответов – непараметрические и параметрические.
Слайд 7Каждой разновидности критериев присущи свои достоинства и недостатки. Например:
Параметрические критерии
Слайд 8Основные требования к формулировкам
социометрических критериев:
- смысл вопросов
должен быть предельно очевиден для всех членов группы, что требует от составителя учета возрастных, интеллектуальных и иных особенностей респондентов;
- все ситуации выборов должны описываться максимально конкретно и точно;
- необходимо, чтобы вопросы вызывали определенный интерес у большинства респондентов, имели значимость для них;
- формулировки не должны содержать в себе неоправданных ограничений выборов членов группы по интеллектуальным, половым, физиологическим и другим признакам.
Слайд 9Основные понятия и содержание диагностических процедур социометрии.
Социометрический шифр. Всем членам
группы, включая отсутствующих в данный момент, присваиваются порядковые номера (шифры).
При ответе респонденты выставляют на бланках не фамилии других членов группы, а соответствующие номера.
Социометрическая карточка (опросный лист, бланк анкеты) - это средство получения информации от опрашиваемых, на ней производятся регистрации индивидуальных выборов. Иногда на карточке присутствует и краткая инструкция по заполнению, карточки должны подписываться респондентами.
Слайд 10Социометрическая карточка может выглядеть таким образом:
Слайд 11Текст инструкции включает в себя следующие разделы:
- определение цели работы;
-
характеристика условий ее проведения (самостоятельность заполнения карточек, искренность ответов, конфиденциальность
информации);
- инструктаж по заполнению карточек;
- указание на необходимость подписать их;
- ответы на возникающие вопросы.
Слайд 12Обработка имеет три этапа: табличный, графический и индексологический.
Первый этап обработки
данных - Социоматрицы - таблицы, с помощью которой обобщаются результаты
опроса.
Второй этап обработки данных - Социограмма - это графическое изображение отношений респондентов друг к другу при ответах на социометрические критерии.
Третий этап обработки данных - Социометрические индексы служат для выявления количественных характеристик отношений в группе.
Слайд 13Заполненная социоматрица имеет такой вид:
Слайд 14Обычно условные обозначения на социограмме выглядят следующим образом:
Слайд 15Типы социограмм:
а) произвольного вида - показывает комбинацию межличностных отношений с
наиболее удобным для восприятия расположением членов группы:
б) концентрическая или «мишеневая»
- представляет изображение межличностных отношений в группе на фоне окружностей, вписанных друг в друга, при этом, обычно, чем выше положительной статус конкретного лица, тем ближе к центру кругов он располагается на схеме;
в) локограммного вида - в которой обследуемых заранее обозначают на плоскости так, как они в реальности располагаются в том помещении, где происходит основная деятельность группы.
Слайд 16Социограмма произвольного вида представляет собой следующее:
Слайд 17Социометрические индексы
Различают: индексы персональные (п.с.и.) и групповые (г.с.и.).
Основными П.С.И.
являются: индекс социометрического статуса (для выбираемого), индекс эмоциональной экспансивности (для
выбирающего) и индекс адекватности оценки своего положения в группе.
Слайд 18Социометрический статус - это характеристика позиции члена группы, в нем
отражается степень влияния человека, потенциальная способность к лидерству.
Такой индекс
может быть положительным и отрицательным.
Слайд 19Индекс положительного статуса определяется по формуле:
где B+ - количество полученных
тем или другим членом группы положительных выборов, N - число
членов группы.
Слайд 20Индекс отрицательного статуса определяется по формуле:
B- - количество полученных им
отрицательных выборов, N - число членов группы.
Слайд 21Эмоциональная экспансивность - характеристика потребности определять отношения симпатии и антипатии
к другим членам группы.
Данный индекс может быть общим, положительным
и отрицательным.
Следует обратить внимание, что индекс экспансивности определяется только при непараметрической процедуре социометрии.
Слайд 22Индекс общей экспансивности рассчитывается по формуле:
где V+ - количество сделанных
респондентом положительных выборов, V- - количество сделанных им отрицательных выборов,
N - число членов группы.
Слайд 23Индекс адекватности оценки респондентом своего положения в группе используется, если
исследование предусматривало применение как коммуникативных, так и гностических критериев.
Он
рассчитывается по формуле:
A = P / Q
где Р - число угаданных человеком выборов других в отношении самого себя, а Q - число ожидавшихся выборов себя другими.
Слайд 24Основными Г.С.И. являются индексы эмоциональной экспансивности группы и взаимности выборов
(сплоченности группы).
Индекс обшей эмоциональной экспансивности группы вычисляется по формуле:
где V+N
- сумма всех положительных выборов в группе, V-N - сумма всех отрицательных выборов, N - численность группы.
Слайд 25Индекс психологической взаимности выборов характеризует во многом степень групповой сплоченности.
Более точно, он выражает «удельный вес» положительной взаимности отношений в
группе по отношению к теоретически возможной взаимности (в %).
Определяется по формуле:
где X+ - число положительных взаимных связей в группе.