Слайд 1Методические рекомендации по написанию итогового сочинения в выпускных классах на
2014/2015 учебный год
Сочинение позволит проверить широту кругозора, умение мыслить и
доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы, владение речью.
Слайд 21. Недаром помнит вся Россия… (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)
2. Вопросы,
заданные человечеству войной
3. Человек и природа в отечественной и мировой
литературе
4. Спор поколений: вместе и врозь
5. Чем люди живы?
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год
Слайд 3Примерная литература по направлениям:
1. «Недаром помнит вся Россия…»
Произведения М.Ю. Лермонтова:
«Мцыри», «Герой нашего времени», «Демон», «Песня про царя Калашникова..», «Кавказский
пленник».
Лирика: «Нет, я не Байрон, я другой...», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски...», «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Пророк», «И скучно и грустно».
Слайд 4
2. Вопросы, заданные человечеству войной
«Слово о полку Игореве»
Ремарк Э.М.
"На западном фронте без перемен"
Толстой А.Н." Хождение по мукам"
Л.Н.
Толстой «Война и мир»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
В.Л. Кондратьев «Сашка» (человечность, сострадание)
В.В. Быков «Сотников» (предательство)
В.О. Богомолов «Иван» (мужество)
А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Слайд 5Человек и природа в отечественной и мировой литературе
И.С. Тургенев «Записки
охотника», «Ася»
А.И. Куприн «Олеся»
М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
Ч. Айтматов
«Плаха»
В.М. Шукшин «Заревой дождь»
Слайд 6 Спор поколений: вместе и врозь
А.Н. Островский «Гроза»
А. С. Грибоедов
«Горе от ума"
И.С.Тургенев «Отцы и дети"
Д.И. Фонвизин «Недоросль»
А.П. Чехов
«Вишневый сад»
Слайд 7И.А. Гончаров «Обломов»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «Война и
мир»
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
М.А.
Булгаков «Мастер и Маргарита»
Чем люди живы?
Слайд 8Примерные формулировки тем итогового сочинения
"Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно..."
Тема одиночества в творчестве
М. Ю. Лермонтова
"Лермонтов и Кавказ","Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ..."
"А что такое счастЬе?" Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"
"Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;...
Я думал: жалкий человек
Согласны ли вы с утверждением Печорина: ""Один из друзей всегда раб другого?"
Слайд 9Вопросы, заданные человечеству войной
Между жизнью и смертью
Тема любви в
произведениях о Великой Отечественной войне
Дети и война
Художественное произведение о войне:
есть ли место вымыслу?
Значение войн для государства и для человека
Слайд 10 Критерии оценки итогового сочинения
Соответствие теме;
Аргументация. Привлечение литературного материала;
Композиция и логика
рассуждения;
Качество письменной речи;
Грамотность.
Слайд 11Проблема подлинного и мнимого героизма
ВВЕДЕНИЕ №1
"Война есть противное человеческому
естеству состояние", - писал Л. Н. Толстой. И мы вынуждены
согласиться с этим утверждением, ведь война приносит страх, кровь, слезы. Война также является и испытанием для людей. Человек обнаруживает себя «до дна» в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении.
Слайд 12Проблема подлинного и мнимого героизма
ВВЕДЕНИЕ № 2
Война в полной мере
раскрыла всю стойкость и мужество русского человека, его способность к
самопожертвованию во имя спасения Родины. В годы войны тысячи солдат и офицеров проявили истинный героизм и обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Севастополя, Киева, Ленинграда, в битве под Москвой, Сталинградом, Курском, при штурме Берлина и в других сражениях, но были люди ,для которых это испытание стало их нравственным падением.
Слайд 13Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный
выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных
принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливал человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало.
ВВЕДЕНИЕ № 3
Слайд 14План основной части сочинения
1.Портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем
отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них
попал в партизаны?
2.Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?
3.Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?
4.Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?
Слайд 15
Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне
смерти? Прокомментируйте сон героя.
Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю,
думает: «Одна на двоих»?
План основной части сочинения
Слайд 16Заключение № 1
Эпоха ломала человеческие души и крушила представления
человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей.
И только те люди, которые сумели сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.
Слайд 17
Произведение проникнуто раздумьями о жизни и смерти, о
человеческом долге и гуманизме, которые несовместимы с любым проявлением эгоизма.
Таким образом, страдания за народ, за веру всегда имеют смысл для человечества. Подвиг вселяет нравственную силу в других людей, сохраняет в них веру.
Заключение № 2