Слайд 1Психические процессы, свойства, состояния
Слайд 2ОЩУЩЕНИЕ
Ощущение – процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего
мира, внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на
органы чувств.
Слайд 3Виды ощущений по модальности (Б. Г. Ананьев):
1 – зрительные
2 – слуховые
3 – обонятельные
4 – вкусовые
5
– температурные
6 – тактильные
7 – мышечно-суставные (движения)
8 - болевые
9 – вестибулярные
10 – статико-динамические (равновесие и ускорение)
11 –органические
Слайд 4Классификация ощущений Ч. Шеррингтона (1906)
1) Экстероцептивные ощущения
2) Проприоцептивные
ощущения
3) Интероцептивные (органические)
Слайд 5Экстероцептивные ощущения
Возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые
расположены на поверхности тела).
контактные (вкусовые и осязательные ощущения)
дистантные
(зрительные, слуховые, обонятельные).
Слайд 6Проприоцептивные ощущения
отражают движение и относительное положение частей тела благодаря работе
рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках
Слайд 7Интероцептивные (органические) ощущения
сигнализируют с помощью специальных рецепторов о протекании обменных
процессов во внутренней среде организма, о состоянии внутренних процессов организма
Слайд 8Физиологические основы ощущений
Анализаторы – сложные нервные приборы, которые состоят из:
наружного воспринимаемого аппарата – рецептора;
проводящих центростремительных путей, по которым
нервное возбуждение передается от рецептора в соответствующий участок коры больших полушарий ГМ;
коркового отдела анализаторов.
Слайд 9Физиологические основы ощущений.
Слайд 11Две формы изменения чувствительности:
Адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему
раздражителю, проявляющееся в повышении или понижении порогов.
Сенсибилизация — повышение чувствительности
в результате взаимодействия анализаторов и упражнения.
Слайд 12Восприятие
Восприятие – отражение предметов и явлений окружающего мира в целом
при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.
Слайд 13Свойства восприятия
Предметность.
Целостность.
Обобщенность (категориальность).
Константность.
Слайд 14Предметность
Предметность - способность человека воспринимать мир не в виде набора
не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных
друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Слайд 15Целостность
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не
дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а
как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент не воспринимаются.
Слайд 16Обобщенность
Обобщенность (иногда это свойство называют категориальность) восприятия проявляется в том,
что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы
обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
Слайд 17Константность
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме,
цвету и величине и другим параметрам независимо от меняющихся условий
восприятия.
Слайд 18ПАМЯТЬ
Память – процесс получения, запоминания, сохранения, последующего воспроизведения и забывания
индивидом его опыта.
Память не добывает нового знания о вещах, а
лишь организует и реконструирует уже добытое.
Слайд 19Виды памяти по критерию психической активности
(П.П. Блонский):
двигательная ( память
на движения, лежит в основе формирования навыков);
эмоциональная (память на эмоции
и чувства);
образная память (память на представления): зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая;
словесно-логическая (высокий уровень произвольности, адекватности содержания, смысла, но не формы, в памяти остается смысл, а не слова).
Слайд 20Виды памяти по временным характеристикам:
мгновенная (0,1 - 0,5 сек.);
кратковременная (до
20 сек.);
промежуточная (до нескольких дней);
долговременная (не ограничен объем и время
сохранения информации).
Слайд 21
Эффекты и законы памяти.
Эффект Зейгарник
Эффект реминисценции (улучшение со временем воспроизведения
заученного материала без дополнительных его повторений).
Закон мотивированного забывания
(человек имеет
склонность к забыванию психологически неприятного).
Слайд 23Отличие представлений от восприятия и ощущений
Представления менее ясны и отчетливы
в своих формах, красках, размерах и т.д., чем восприятия.
Представления подвижны.
Нельзя представить себе предмет со всей ясностью сразу, человек представляет его себе путем последовательного «обзора» в сознании по частям: сперва в сознании может всплыть , довольно смутный образ березы, который сменится затем отчетливым образом ее ствола, потом в представлении могут ясно выступить особенности ветвей и т.д.
Представления изменчивы. В представлениях можно легко менять цвет, форму, размеры предметов.
Слайд 24ВНИМАНИЕ
Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном
объекте.
Виды внимания:
Непроизвольное
Произвольное
Послепроизвольное
Слайд 25Свойства внимания
Концентрация внимания
Объем внимания
Распределение внимания
Переключаемость внимания
Устойчивость внимания
Избирательность внимания
Слайд 26Концентрация внимания
Концентрация (cосредоточенность) внимания –сосредоточенность субъекта на объекте, сила поглощенности
его этим объектом.
Слайд 27Устойчивость внимания
Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация
внимания.
Слайд 28Объем внимания
Объем внимания – количество однородных предметов (как правило, не
более 7-9), которое охватывает внимание одномоментно.
Слайд 29Распределение внимания
Распределение внимания – это возможность одновременного выполнения нескольких видов
действий; способность контролировать несколько независимых процессов, не теряя ни одного
из них из поля своего внимания.
Слайд 30Переключаемость внимания
Переключаемость внимания заключается в способности намеренного переноса внимания с
одного объекта на другой.
Слайд 31Избирательность внимания
Избирательность внимания проявляется в возможности успешной настройки при наличии
помех на восприятие той информации, которая относится к сознательно поставленной
цели.
Слайд 32МЫШЛЕНИЕ
Мышление - процесс познавательной деятельности, который характеризуется опосредованным и обобщенным
отражением действительности.
Мышление - это высший познавательный процесс. Его итогом
является не образ, а некоторая мысль, идея.
Слайд 33Виды мышления
Наглядно-действенное мышление
Наглядно-образное мышление
Словесно-логическое мышление
Слайд 34Наглядно-действенное мышление
Наглядно-действенное мышление - процесс мышления представляет собой практическую
преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения
задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.
Слайд 35Наглядно-образное мышление
Наглядно-образное мышление — мыслительный процесс в нем непосредственно связан
с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться
не может. Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой.
Слайд 36Словесно-логическое мышление
Словесно-логическое мышление осуществляется с помощью логических операций с понятиями.
В процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в
уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
Слайд 37Речь
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Функции речи:
коммуникативная
(осуществление процессов общения между людьми);
мыслительная (речь выступает как средство выражения
мыслей, их образования и развития).
Слайд 38ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение – способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект,
удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Слайд 39Виды воображения:
Активное воображение
Пассивное воображение.
Продуктивное воображение
Репродуктивное воображение
Воссоздающее воображение
Слайд 40Активное и пассивное воображение
Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им,
человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие
образы.
Пассивное воображение. Его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (например, сновидения)
Слайд 41Продуктивное и репродуктивное воображение
Продуктивное воображение (действительность сознательно конструируется человеком, а
не просто механически копируется или воссоздается).
В репродуктивном воображении ставится задача
воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии.
Слайд 42Воссоздающее воображение
Воссоздающее воображение имеет место в тех случаях, когда человек
по одному описанию может представить себе предмет, который раньше не
воспринимал. Например, спортсмен еще никогда не видел какой-то комбинации упражнений, но по одному словесному описанию может представить себе данное упразднение достаточно точно.
Слайд 43Эмоции и чувства
Эмоции - субъективное отношение к объективной реальности.
Базовая
функция эмоций – мобилизация организма (выработка алгоритма), обеспечение энергетического потенциала.
Слайд 44Классификация эмоций (К. Изард):
Радость; страх;
гнев; удивление;
интерес; стыд;
вина; отвращение;
горе; презрение.
Слайд 45Чувства
Чувство - форма переживания человеком отношения к предметам и явлениям,
отличающаяся относительной устойчивостью.
Слайд 46Классификация чувств по сферам деятельности, в которых они проявляются:
Интеллектуальные (удивление,
любопытство, чувство радости по поводу сделанного открытия)
Моральные (нравственные) (любовь, дружба,
патриотизм, чувство долга, гуманность)
Эстетические (презрение, отвращение, восторг, радость)
Праксические удовольствие от сделанной работы, желание добиться успеха)