Слайд 1Методические рекомендации
по организационно-содержательным аспектам индивидуальных проектов
Краевой проект по реализации ФГОС
СОО в СПО
Никонова Т.В., вед. научн. сотрудник Института развития
образования Пермского края, к.п.н.,доцент
Слайд 2Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное
исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
ФГОС СОО
Учебное исследование или учебный проект
Самостоятельная работа (консультации – кол-во часов, вид (групп., инд.) определяет ПОО)
Профессиональная направленность предполагает преимущество отдельных ООД
СПО – один год
Способ предъявления результата и его учет в промежуточном оценивании по ООД
Слайд 3ФГОС СОО в качестве результатов освоения основной образовательной программы определяет:
личностные
(готовность к развитию и саморазвитию);
метапредметные:
межпредметные понятия (энергия, система, обоснование и
т.п.)
УУД;
предметные
Слайд 4УУД: Регулятивные -отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все
ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка);
Познавательные - система
способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации;
Коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли и эффективно сотрудничать; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме;
Личностные - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
УУД как результат декомпозиции ОК
Слайд 6Учебный проект Учебное исслед-ние
ПРОБЛЕМА
Чью
проблему решаем
создание наглядных пособий по дисциплине, разработка электронных учебников или презентаций;
ПРОБЛЕМА В СФЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, проблемы, связанные с социумом
Слайд 7Выбор индивидуальных проектов в зависимости от учебной дисциплины
Обществознание
Слайд 23Методы исследования
Частные
Общенаучные:
теоретические (анализ, синтез, моделирование, абстрагирование, классификация и т.п.);
эмпирические (наблюдение,
анкетирование, беседа, анкетирование, изучение продуктов деятельности и др.);
статистические
Слайд 24Результаты проектной деятельности и их презентация
1. Продукт: модель или макет,
для демонстрации физических законов; видеофильм, предлагающий решение проблемы, альманах стихов,
реферат, сценарий, выращенные растения, печатная продукция с рекомендациями по применению … (информационный лист, буклет),мультимедийные продукты и т.п.
Все результаты должны обладать практической значимостью
2. Форма презентации зависит от типа проекта и полученного продукта (учебные конференции, конкурсы, смотр проектов, социально-активная деятельность и т.п)
Если предполагается групповая презентация результатов проектной деятельности, то это повлияет на их продолжительность
Слайд 25Оформление индивидуального проекта
Единых требований нет.
Локальный документ (определяет требования к структуре
и оформлению)
Оформление учебного проекта:
Титульный лист;
Содержание (план);
Введение с указанием проблемы, цели,
задач, методов и средств деятельности, предполагаемым результатом (нет гипотезы, объекта и предмета исследования);
Основная часть с кратким описанием хода работы в соответствии с планом, с использованием необходимых чертежей, расчетов, диаграмм и графиков и т.п. (Что мы хотели увидеть в проекте?! )
Источники информации;
Приложения
Отзыв руководителя (отношение к работе, уровень самостоятельности, качество работы) ???
Слайд 26Основные объекты оценивания при проектировании:
- умение самостоятельно осваивать знания, их
самостоятельное пополнению и интеграция;
- умение сотрудничать и общаться в процессе
групповой работы;
- умение практически решать личностные и социально значимые проблемы, и воплощение найденных решений в практику;
- владение ИКТ;
- самоорганизация, саморегуляция и рефлексия и др.
ОК
УУД
Задание
Проект
УУД …
Слайд 27Результаты работы над индивидуальным проектом должны отражать:
сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской,
проектной деятельности, критического мышления (КомУУД)
способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности (ПознУУД)
сформированность навыков самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач (ПознУУД)
способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов (РегУУД)
Слайд 28Результаты проектной деятельности оцениваются по 3 позициям:
по качеству пояснительной записки
(информационная насыщенность, оформление, в том числе и информационных источников);
по итогам
выступления и ответам на вопросы;
по отзыву руководителя о работе над индивидуальным проектом;
Важно! Оценивается не продукт, а деятельность обучающегося
Слайд 29Роль педагога в организации проектной деятельности
Педагог - фасилитатор
Фасилитаторы
удерживают встречу во временных рамках
и помогают точно выдерживать четкую повестку дня,
умеют
добиться того, чтобы их слушали, создают среду
активного общения, конструктивно излагают проблемы,
подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешный
фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, создавать
возможности для конструктивного диалога между всеми
участниками. Он или она являются человеком со стороны
и могут сохранять нейтралитет в течение всего времени встречи.
Включается фасилитатор в дискуссию или нет, является он
экспертом в обсуждаемой теме или нет — это не так важно,
как то, что фасилитатор должен оказать помощь группе в
выполнении задачи, решении проблемы или достижения
соглашения к взаимному удовлетворению участников.
[http://www.deepdemocracy.ru/6/157.html]
Слайд 30Ошибки в проектировании
Проект сведен к практическому заданию (нет проблемы, четко
расписан алгоритм работы обучающихся). Разница между практической и проектной работой
Отсутствует
исследование – не представлены способы решения проблемы, не определены достоинства и недостатки отдельных вариантов решения проблемы
В процессе рефлексии оценивается только качество продукта, но не уделено внимание качеству работы
Оформление не соответствует требованиям
Видимая
часть –
продукт
проектной
деятельности
Невидимая часть –
педагогический эффект
от включения обучающихся
в процесс работы с
информацией,
практического
применения знаний и
умений для решения
учебных проблем,
достижение
результатов обучения,