Слайд 1Методическое сопровождение подготовки и проведения сочинения по допуску к ЕГЭ
2020 -21 учебного года
(Богуцкая Л.Н.)
1. Концепция экзамена
2..Направления сочинения по литературе
(допуск к ЕГЭ) в 2020-2021 учебном году
2.Структура сочинения
3.Принцип отбора материала
4.Образцы структурных частей сочинения
Слайд 2Итоговое сочинение 2020-21 учебного года
Слайд 3Даты итогового сочинения 2019 года
Выпускникам 2020-2021 года будут предоставлены три
попытки, чтобы раскрыть предложенные темы и успешно написать сочинение по
литературе:
В 2020-2021 учебном году итоговое сочинение пройдет В 2020/21 учебном году итоговое сочинение пройдет в следующие даты:
2 декабря 2020 г.
3 февраля 2021 г.
5 мая 2021 г.
Слайд 4Дни сдачи экзамена:
2 декабря 2020 года – основной день, отведенный
для написания выпускного сочинения во всех школах РФ.
3 февраля 2021
года – первая пересдача для тех, кто получит «незачет» во время первой декабрьской попытки или по каким-либо причинам не сможет принять участие в основном туре испытания.
5 мая 2021года – резервная дата, отведенная для последней третьей попытки.
Важно! Ученики, не сдавшие итоговое сочинение, не будут допущены к ГИА и ЕГЭ, а соответственно, рискуют не получить долгожданный документ об образовании и лишиться права продолжить обучение в ВУЗе.
Для абитуриентов, которые выберут для себя филологическое направление, сочинение будет играть не только роль пропуска к ЕГЭ. Его можно подать при поступлении, получив дополнительные баллы и повысив свои шансы на бюджетное место в хорошем ВУЗе.
Слайд 5Даты проведения итогового сочинения в 2018-19 учебном году
→ 2 декабря
2020 года – основной день, отведенный для написания выпускного сочинения
во всех школах РФ.
3 февраля 2021 года – первая пересдача для тех, кто получит «незачет» во время первой декабрьской попытки или по каким-либо причинам не сможет принять участие в основном туре испытания.
5 мая 2021 года – резервная дата, отведенная для последней третьей попытки.
Слайд 6Особенности сочинения:
1.Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то
есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня
его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал. Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных.
Слайд 7Особенности сочинения:
Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений
и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения
аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2020/21 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам.
Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
Слайд 85 открытых направлений тем итогового сочинения на 2020/21 учебный год:
Всего
направлений, как обычно, пять. Выпускникам предлагается на основе самостоятельно
выбранных прочитанных произведений рассуждать на смыслообразующие понятия:
1. «Забвению не подлежит»
2. "Я и другие»
3. "Время перемен"
4. "Разговор с собой":
5."Между прошлым и будущим: портрет моего поколения":
Слайд 9Важно знать тематический принцип :
1. Темы сочинений по предложенным направлениям
будут сформулированы так, чтобы их можно было раскрыть с опорой
на литературный материал. Поэтому к экзамену следует перечитать книги, в которых затрагиваются вопросы, связанные с перечисленными в направлениях понятиями. ( Приблизительный перечень рекомендуемой литературы к каждому направлению прилагается)
Слайд 10Важно знать тематический принцип :
Важно, что смысловая противопоставленная пара понятий
создает определенную разность потенциалов, а значит служит фоном для более
широкого осмысления понятий. Этим она отличается и от проблемного вопроса, уже сформулированного за ученика, и от темы-понятия, строящейся вокруг одного семантического центра.
Слайд 11Важно знать тематический принцип :
Литературные произведения, используемые в качестве
аргументов в тексте сочинения, могут быть выбраны учеником как из
школьной программы, так и из перечня самостоятельно прочитанных
( выбранных по желанию или по рекомендации)
Слайд 12К технологии проведения экзамена:
До начала проведения итогового сочинения участники итогового
сочинения проходят инструктаж и прослушивают информацию о порядке проведения итогового
сочинения , о правилах оформления итогового сочинения , продолжительности проведения итогового сочинения , а также о времени и месте ознакомления с результатами итогового сочинения .
Слайд 13К технологии проведения экзамена:
Продолжительность итогового сочинения (изложения) составляет 235 минут,
то есть 3 часа 55 минут
Участник
итогового сочинения при выполнении работы может использовать черновики.
Черновики не проверяются и записи в них не учитываются!
Слайд 14К технологии проведения экзамена:
Во время проведения итогового сочинения на рабочем
столе участника итогового сочинения , помимо регистрационного бланка и бланков
записи, могут находиться только:
- ручка (гелевая, капиллярная или перьевая );
--документ, удостоверяющий личность;
- при необходимости лекарства и питание;
-орфографический словарь, выданный членами комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения (для написания изложения выдается также толковый словарь).
Слайд 15К технологии проведения экзамена:
Не разрешается пользоваться любыми вспомогательными материалами (учебниками,
пособиями, методическими разработками и т.п.),
использовать мобильный телефон и другие
средства связи.
Участники итогового сочинения (изложения), завершившие выполнение итогового сочинения (изложения) до объявления об окончании итогового сочинения (изложения), имеют право сдать бланки и покинуть учебный кабинет.
Слайд 16К технологии проведения экзамена:
За 30 минут и за 5
минут до окончания итогового сочинения (изложения)члены комиссии образовательной организации по
проведению итогового сочинения сообщают обучающимся о времени завершения итогового сочинения .
Слайд 17К технологии проведения экзамена:
По истечении времени итогового сочинения члены
комиссии образовательной организации по проведению итогового сочинения объявляют об окончании
итогового сочинения и собирают бланки регистрации, бланки с итоговыми сочинениями , черновики у обучающихся.
Слайд 18Сочинение:
Сочинение – это самостоятельно созданный (как правило) публицистический текст, проявляющий
творческий потенциал пишущего( в общекультурном плане), и глубину постижения художественных
текстов в их сопоставлении, авторской стилевой неповторимости и значении в общей парадигме понимания законов жизни и нравственного ее стержня
Слайд 19При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
→ соответствие
открытым тематическим направлениям;
→ обеспечение надпредметного ( философского, нравственного)характера итогового сочинения
(темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
→ обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
Слайд 20При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
→ нацеленность
на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
→ соответствие возрастным особенностям выпускников,
времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
→ ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Слайд 21Требования к написанию сочинения:
Из предложенного перечня 5 тем выбрать
только ОДНУ, а затем написать сочинение на эту тему (
минимальный объем – 250 слов, рекомендуемый объем не менее 350 слов).
Слайд 22Требования к написанию сочинения:
Сформулировать проблематику темы(1) , свою точку зрения
на ее решение(2) и аргументировать свою позицию(3), выстраивая рассуждение в
рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору(4) (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).
Слайд 23Требования к написанию сочинения:
Продумать композицию сочинения
. Обратить внимание на
речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем).
Сочинение писать четко и разборчиво.
При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений
Слайд 24Критерии зачета:
№1. Соответствие теме .
№2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
Логичность изложения
№3. Композиция и логика рассуждения .
№4. Качество письменной
речи
№5. Грамотность
Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (сочинение – не менее 250 слов, рекомендованное число слов – 350, изложение – не менее 150 слов) и написать работу самостоятельно.
Слайд 25Технология экзамена:
Рекомендуемый объем работы от 350 слов. За четыре часа
некоторые пишут и два раза больше — по 600-700 слов.
Допустимое
количество ошибок не более пяти на 100 слов. Причем учитываются орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
Работа обречена на «незачет», если выполнена настолько небрежно, что теряется смысл текста. Обычно без «зачета» остается меньше 2% выпускников.
Слайд 26К технологии написания:
«Есть выпускники, которые списывают сочинения. Нередко звучит объяснение:
просто запомнили прочитанные ранее тезисы. Такая у некоторых "уникальная" память.
Но цель сочинения проверить не навыки зубрежки, а способность создавать собственный связный текст на заданную тему. Поэтому требования ужесточены: не допускается не только списывание, но и воспроизведение по памяти чужого текста. Эксперт может проверить уникальность работы через Интернет», — отмечают представители ФИПИ.
Слайд 27Концепт сочинения -20-21:
1.Толкование, понимание главных лексем-понятий темы.
2. (Внутренняя проблемность темы)Определение
проблематики, смыслов темы( как правило, 3-х)
3.Толкование своего понимания противопоставления и
основного значения- смыслов -( идеи )
4. (Литературоцентричность)Аргументация , доказательность тезисов литературными произведениями- не менее 2-х
5.Наличие общего вывода как решения проблемы сочинения
Слайд 28Структура сочинения:
1.Вступление-4-5 предложений по теме С (расшифровка понятий темы)
2.Постановка проблемы-2-3
вопросительных предложений
3.Ваша точка зрения по решению заявленной проблемы -2-3 предложения
Доказательства:
4.Тезис
1- опора на произведение( или героя) 12-15 предложений(мини-резюме)
5.Тезис 2- опора на произведение(или героя) 12-15 предложений(мини-резюме)
6.Тезис 3 – опора на произведение (или героя) 12-15 предложений(мини-резюме)
7.Вывод( совпадение с вашей точкой зрения на заявленную проблему 3-5 предложений
Слайд 29Абзацы: 280-350 слов = 2-3 листа А4
Абзац №1. Вступление.
Рассуждение о ТВОЕЙ теме сочинения. + БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ темы
Абзац
№2.
Постановка проблемных вопросов, которые СТАНУТ ОПОРНЫМИ для раскрытия ТВОЕЙ темы
Абзац №3.
ТВОЯ точка зрения в РАСКРЫТИИ ОПОРНЫХ ВОПРОСОВ
Слайд 30Абзац №4
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ №1( акцент на ТЕХ эпизодах, которые иллюстрируют
ТВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ)
Абзац №5
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АРГУМЕНТ №2(( акцент на ТЕХ эпизодах,
которые иллюстрируют ТВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ)
Абзац №6
ВЫВОД – точный ответ на ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ( по теме сочинения)
Слайд 311. Алгоритм работы над сочинением
Прежде всего необходимо выбрать тему. При
выборе темы сочинения главное – иметь в виду, что СОЧИНЕНИЕ
БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простую тему.
Слайд 321. Алгоритм работы над сочинением:
1. Выбрать направление и тему будущего
сочинения
2.Определить основную проблему сочинения
3.Определите идею решаемой проблемы
4.Продумайте аргументы-доказательства идеи
5. Определите
произведение (произведения), которыми вы будете аргументировать вашу точку зрения
6.Структурируйте материал (в схеме)
7. Приступайте к написанию черновика
8. Проверьте написанное, отредактируйте, внимание – на абзацное членение
9.Перепишите сочинение на соответствующий бланк
Слайд 332. Как работать с черновиком и планом сочинения
Черновик — это
листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако
они не учитываются при проверке сочинения.
Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик. Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.
Слайд 342. Как работать с черновиком и планом сочинения
На этапе выбора
темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых
для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.
Подбирая материал, выделяйте в нём главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли
Слайд 35 3. Визуальная структура сочинения:
Слайд 36Направление №1
1. «Забвению не подлежит»
Темы сочинений данного направления нацеливают на
размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки
и искусства, влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. прозы.
Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной
Слайд 37
Направление №1 :
"Забвению не подлежит«. Аспекты направления
1.История, знаменательные
даты. Историческое сознание. Память (историческая, культурная). Источники формирования исторической памяти
(воспоминания современников, журналистика, литература, школа, семья). Преемственность поколений. Забвение и ответственность.
2.Война: горькие уроки прошлого, вечная слава героев, память народа.
3.Люди, изменившие мир. Знаменитые предки. Великие учители человечества. Величайшие открытия и подвиги.
4.Наука, культура, искусство (музыка, литература, архитектура и др.). Памятники культуры как основа цивилизации, развития общества.
5.Манкуртизм*. Его опасность. Забвение как преступление против человечества.
Манкуртизм* - забвение, утрата исторических, культурных и т.п. связей, ценностей, национальных и нравственных ориентиров.
Слайд 38Литература для направления №1 «Забвению не подлежит»
А. Солженицын «Один день
Ивана Денисовича»
М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»
Б. Пастернак «Доктор Живаго»
М.Ю.
Лермонтов «Бородино»
А. Платонов «Котлован»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
А. Ахматова «Реквием»
Б.Васильев «А зори здесь тихие…»
Шедевры мировой культуры( Рафаэль, Микельанджело, Васнецов, …Пушкин, Бах, Моцарт, Чайковский…)
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Бег»
Слайд 39Направление №2
2. «Я и другие»
При раскрытии тем, связанных с названным
направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений
личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.
Слайд 40Направление №2:
"Я и другие». Аспекты направления
1.Сходства и различиями между
мной и «другими».
2. Формы человеческих взаимоотношений .Взаимопонимание (дружба, любовь), конкуренция,
конфликт. Поиск взаимопонимания, согласия. Причины конфликтов, пути их разрешения. Диалог людей, культур.
3. Отношение человека к «другому»: зависть, милосердие, ненависть, любовь и др.
4. Личность (человек) и общество. Противостояние толпе (бунтарство), приспособление (компромисс, конформизм). Проблема самоопределения человека в социальной среде. Толерантность. Эгоизм.
5. Маленький человек, лишний человек в обществе.
Я - употребляется для обозначения себя самого в окружающей среде как личности.
Другой — это любой, кто не является мной, отличается от меня, не тождественен мне и даже противостоит мне, кого я не могу до конца понять, но в то же время этот "другой" относится, как и я, к человеческому роду, что сближает нас.
Слайд 41Литература для направления №2 «Я и другие»
И.С. Тургенев «Отцы и
дети»
А.С. Пушкин «Дубровский», «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего
времени»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М. Горький «Старуха Изергиль»
А. Островский «Гроза»
В.Пелевин «Затворник и Шестипалый»
Слайд 42Направление №3
3. «Время перемен»
В рамках данного направления можно будет поразмышлять
о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри
человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.
Слайд 43
Направление №3:
"Время перемен" . Аспекты направления.
1.Внутренние и внешние перемены в жизни
человека, их причины и последствия. Взросление, становление, старение человека.
2.Человек в
эпоху перемен. Боязнь перемен, стремление к переменам. Поведение человека во время душевных, социальных и политических изменений, нравственный выбор.
3.Искусство (литература, музыка, архитектура) и наука как отражение культурных перемен. Влияние социальных, культурных, исторических, политических перемен на искусство, науку.
4.Эволюция, революция, деградация. Перемены к лучшему и худшему. Великие перемены.
5.Сложный герой сложной эпохи.
Слайд 44Литература для направления №3 «Время перемен»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.С.
Тургенев «Отцы и дети»
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
И. Гончаров «Обломов»
Д.И. Фонвизин
«Недоросль»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Ю.Ф. Трифонов «Обмен»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Бег»
М.А. Шолохов «Тихий Дон»
Слайд 45Направление №4
4. « Разговор с собой»
Названное направление побуждает к размышлению о
том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с
вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.
Слайд 46
Направление №4:
"Разговор с собой». Аспекты направления
1. Что значит быть «самим
собой», «оставаться собой». Уникальность человека, идентичность.
2.Гармония с собой или душевный
разлад.
3. Рефлексия. Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к самосовершенствованию. Попытки понять себя, свое место в мире, предназначение, смысл жизни ( ценности, интересы, мотивы)
4. Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали. Совесть как внутренний голос человека, позволяющий сделать нравственный выбор, оценить поступки.
5. Личный опыт и осмысление опыта других людей (например, литературных героев). Герои, влияющие на наше мировоззрение (в том числе литературные).
Слайд 47Литература для направления №4 «Разговор с собой»
А.П. Чехов «Вишневый сад»
Л.
Леонов «Русский лес»
Л. Толстой «Война и мир»
B. Распутин «Прощание с Матёрой»
A. Блок
«Двенадцать»
М.А. Булгаков «Белая гвардия», «Бег», «Мастер и Маргарита»
Слайд 48Направление №5
5. « Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Темы
сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного
человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.
Слайд 491. Герой XXI века. Портрет современного человека, его жизненная позиция.
Духовные ценности и нравственные ориентиры молодежи.
2. Связь поколений: сходства и
различия между представителями современного поколения и их предшественниками.
3. Культурные запросы и потребности современного человека: кино, музыка, театр, литература, массовая культура.
4. Литературные пристрастия современного читателя. Герои и антигерои в современной литературе.
5. Влияние технологий на современность. Цифрофой человек. Поколение Z. Зумеры*.
6. Молодежь перед вызовами 21 века. Влияние молодого поколения на формирование будущего мира.
Направление №5:
"Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Аспекты направления
Слайд 50Поколение Z( «цифровой человек»)
Зумеры (поколение Z) - поколение, родившееся после
1994 года, живущее в совсем ином мире по сравнению со
своими предшественниками.
Зачастую термин «поколение Z» рассматривается в качестве синонима термина «цифровой человек». Для них цифровые сервисы и технологии — это неотъемлемая бытовая часть жизни.
Эти подростки отдают предпочтение престижным занятиям, для которых чаще всего необходим высокий уровень подготовки и высшее образование (предпринимательство, программирование, юриспруденция, маркетинг, массмедиа).
Поколение Z интересуется наукой и технологиями (например, предполагают, что многие представители поколения будут заниматься инженерно-техническими вопросами, биомедициной, робототехникой), а также искусством.
Слайд 51
Литература для направления №5 «Между прошлым и будущим: портрет моего
поколения»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
В. Астафьев «Конь с розовой гривой»
К.
Паустовский «Телеграмма»
М. Шолохов «Тихий Дон»
И.А. Бунин «Чистый понедельник», «Легкое дыхание»
Н.Гоголь «Мертвые души»
А.С. Пушкин «Пиковая дама»
Ч.Т.Айтматов «Плаха»
Л.П. Петрушевская «Глюк»
В.Пелевин. «Затворник и Шестипалый»
Рей Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Слайд 52 Образец сочинения: не по направлениям 21 года!!!(ученикам в качестве
отслеживания структуры)
Если бы можно было создать виртуальный
образ жизни человека, то это скорее всего было бы восхождение на высокую-высокую гору… Человек на вершину взберется, посмотрит вниз, увидит, что в этой самой жизни много, слишком много упущено, или сделано с ошибками, или требует срочного исправления , а изменить уже, к огромному сожалению, абсолютно ничего невозможно… В жизни нет черновиков, шпаргалок, клише поступков… Человек один на один с собой! Как быть? Отчаяться? Разочароваться? Или найти силы жить вопреки всем неурядицам?
Слайд 53Базовые понятия
ТО есть каждый из нас путешествует по лабиринту- от
отчаяния к надежде, от взлета к падению, от счастья к
внутреннему обрушению мечтаний…
По определению, надежда – это обращение в будущее, радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для тебя.
Отчаяние – это смысловой антипод надежды. Это потеря, ощущение безысходности, отсутствия перспективы.
ТО есть надежда открывает перспективу будущего. А отчаяние – это блуждание в замкнутом пространстве душевных переживаний.
Слайд 54Постановка проблемы:
Что же в таком случае предпринимать, чтобы выбраться из
круга обреченности? Чем руководствоваться при принятии жизненно важных решений? Можно
ли найти такой вариант поведения, который будет для тебя спасительным в любой , самой трудной ситуации?
Слайд 55Моя точка зрения:
Интуиция мне подсказывает, что общего, единого для всех
решения не будет. Необходимо определить для себя внутренний кодекс поведения
и выбора. И этот кодекс определяется жизнеутверждающей надеждой. Как бы трудно, плохо ни складывалось в жизни, «нужно жить, нужно любить, нужно верить…». Эти слова очень давно произнесены автором великой книги «Война и мир». Но как они верны! Увидеть вопреки всему перспективу жизни- и она обязательно откроется! А отчаяние… Через эту душевную муку нужно пройти достойно… Но главное все-таки увидеть свет!..
Слайд 56Аргументы:
Мне кажется, что абсолютно все тайны человека,
его поведения и ощущений были известны самому замечательному писателю вершинной
русской классики Михаилу Афанасьевичу Булгакову. В его романе «Мастер и Маргарита» судьбой сведены талантливейший писатель, мастер, которому очень хорошо внутренне знакомо разочарование, которое обессиливает , делает даже сильную личность слабой и бездеятельной. Но рядом с таким человеком- Маргарита! Сильная, любящая, страстная, решительная Маргарита… Спасая любимого человека, она идет на сговор с Воландом, она возвращает Мастера , вытаскивает из камина обгоревшие листы романа о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри… Было ли ей знакомо отчаяние? –Минутное, провоцирующее героиню Булгакова на решительные, почти отчаянные поступки. И Маргарита побеждает!
Слайд 57Аргументы:
Отчаянная, какая-то безумная надежда стала спасением для мастера, самой Маргариты,
Понтия Пилата, который прощен Иешуа… Но главное, надежда Маргариты спасла
роман… И он оставлен людям, «чтобы помнили, чтобы знали…»
Через отчаяние, надежду и снова отчаяние прошла и героиня романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Наталья. И что интересно… Как только нелюбимая (как знать) жена Мелехова испытывает нестерпимое отчаяние ( узнает об измене мужа с Аксиньей, слышит в свой адрес «не люблю я тебя, Наталья..»), у нее рушится мир ее жизни…
Слайд 58Аргументы:
Но вот появляется надежда( вспомним возвращение Григория Мелехова домой после
эпизода в доме помещика Листницкого) – и глаза Натальи сияют
счастьем. Долгое терпение, надежда и смирение - основа Натальиного счастья, пусть и не очень продолжительного.
А рассказы И.А. Бунина… Цикл «Темные аллеи»- это шедевр психологических размышлений автора о роли в жизни женщин долгой надежды и короткого, подчас минутного отчаяния. «Холодная осень», «Темные аллеи», «В Париже»- это ли не подтверждение, что надежда спасительна в самых безвыходных ситуациях… А вот отчаяние- оно губит и саму жизнь.
Слайд 59Вывод:
Итак, наверное, и в нашей жизни будут нелегкие испытания… Что
делать! Но всегда, при любых обстоятельствах «НАДО ЖИТЬ, НАДО ЛЮБИТЬ,
НАДО ВЕРИТЬ»! Это основа самого существования человека. А в остальном «поживем- увидим». Пусть только никогда в сердце моем и людей, дорогих мне, не будет места убийственному отчаянию! Человек создан вопреки отчаянию, с надеждой жизни!