Слайд 1Методика формирования умений монологической речи
Вопросы:
1. Цели обучения МР в СШ.
2.
Психологические и лингвистические характеристики МР.
3. Единицы обучения МР.
4.
Уровни сформированности умений МР.
5. Методика использования опор при обучении МР.
6. Методика работы с устной темой.
Слайд 2Монолог – это речь одного лица, выражающего в более или
менее развернутой форме свои мысли намерения, оценку событий.
Основной целью
обучения МР в средней школе является формирование умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме.
Слайд 3 Монолог является такой формой речи,
которую выстраивает один
человек,
самостоятельно определяя структуру,
композицию и языковые средства. Монологическая речь может носить
продуктивный
и репродуктивный характер. Репродуктивная речь не является
коммуникативной. Перед школой стоит
задача развития умений неподготовленной
продуктивной речи учащихся.
Слайд 4Психологическая характеристика МР
определяется ее коммуникативной функцией и
природой механизма порождения.
Коммуникативная функция монологической
речи состоит в связном непрерывном
изложении мыслей
одним лицом,
обращенном к одному или нескольким лицам.
Коммуникативные функции МР:
- информативная функция для сообщения новой информации в виде знаний о предметах, явлениях, описания событий, действий, состояний.
Слайд 5функция воздействия для убеждения в правоте или несостоятельности мыслей, взглядов,
убеждений; для побуждения или предотвращения действий, поступков.
- эмоционально-выразительная функция (ораторская
речь, художественное чтение монологического текста) для того, чтобы произвести впечатление на слушателей.
Слайд 6 Каждая из названных коммуникативных
функций характеризуется своими языковыми
средствами и психологическими стимулами
(нейтральное сообщение информации или
стремление убедить, воздействовать на
слушателей).
Психологические
особенности МР
- подготовлена, продумана, иногда и в письменной форме;
преимущественно контекстна, редко бывает ситуативной, может быть наглядной (картинки, слайды, схемы);
Слайд 7характеризуется непрерывностью, логичностью, последовательностью, законченностью;
- более сложная и трудная по
сравнению с ДР, т.к. требует от говорящего УМ связно и
последовательно излагать мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме.
Слайд 8Лингвистические особенности МР
характеризуется развернутостью предложений,
больше тяготеет к
книжно-письменному языку, отличается усложненным синтаксисом.
По коммуникативной цели
В.П. Скалкин
выделяет следующие монологические
высказывания:
- монолог – сообщение имеет хронологическую, фактологическую последовательность изложения;
Слайд 9- монолог-описание содержит характеристику лиц, событий, явлений; выделение их
признаков, особенностей;
монолог-повествование или рассказ характеризуется сюжетно-фабульной логической последовательностью изложения.
УМ связного
монологического высказывания
в лингвистическом плане проявляется через
- правильное употребление временных
наречий, причинно-следственных элементов;
Слайд 10
- слов, выражающих последовательность;
- выбор соответствующего порядка слов,
союзов, союзных
слов/
Для школы актуальны монолог-описание и
монолог-сообщение учащихся о себе, своих
интересах, школе,
родном городе, своей
семье, о том, что может быть интересным для
сверстника-носителя языка
Слайд 11Методический компонент обучения МР
При обучении МР важно решение двух вопросов:
-
определение единиц обучения МР,
- определение характера упражнений, развивающих речевые монологические
умения.
Основные единицы обучения МР - предложение,
сверфразовое единство и связный микро- и
макротекст (обучение МР проходит без
разграничения по типам высказывания и классам
при их использовании: и предложение, и
сверхфразовое единство, и связный текст
используются во всех классах).
Слайд 12Уровни сформированности умений МР
(зависят от творчества и самостоятельности учащихся)
Уровень
репродуктивной или подготовленной речи
не предполагает речевого творчества учащихся,
характеризуется
отсутствием самостоятельности как в выборе языкового оформления (как сказать), так и в определении содержания (о чем говорить). Эти параметры обычно задаются учителем.
Слайд 132. Уровень – репродуктивно- продуктивной
или управляемой речи, предполагает
элементы творчества и
самостоятельности в
выборе и варьировании языкового
оформления, использовании его в новых
ситуациях, новой
последовательности, новой
композиционной структуре изложения.
Возможно частичное изменение содержания
высказывания.
Слайд 143. Уровень – уровень продуктивной или свободной монологической речи.
На основе
своего языкового и речевого опыта
учащиеся выражают свое отношение к
фактам, событиям,
поступкам, дают оценку,
строят высказывания в соответствии со своим
собственным замыслом.
Слайд 15Формирование УМ МР должно происходить с
помощью опор, которые являются средством
управления
монологическим
высказыванием.
Выделяют:
лингвистические опоры (управляют формой высказывания),
смысловые опоры (управляют содержанием
высказывания),
комплексные опоры (управляют одновременно и тем, и другим).
Слайд 16На репродуктивном уровне опоры должны
носить комплексный характер и помогать
учащимся и
по содержанию, и по форме
высказывания.
Аудио- или печатный текст с
ясной
структурой из трех частей – вступления,
основной части и заключения
Схема работы с текстом-опорой
- знакомство с текстом (чтение, ответы на вопросы, составление плана, восстановление правильного порядка событий, краткий пересказ);
Слайд 17- передача содержания текста (от лица одного из персонажей);
- изменение
ситуации.
Монологическое высказывание, построенное
на тексте, будет иметь репродуктивный
характер.
Слайд 18 Опорой для монологического
высказывания репродуктивного уровня
может также быть
«структурный скелет»,
назначение которого – помочь учащимся
запомнить и воспроизвести текст.
2. «Структурный
скелет» (разместить на
доске/экране/ карточках) показать картинку
лошади и дать «структурный скелет»:
«This is … It’s a domestic… It eats … It drinks… It’s …. It lives on… I like … very much»
Слайд 19 Учитель
- рассказывает о лошади, указывая
на картинку,
- просит одного- двух учеников повторить его
рассказ,
не убирает «структурный
скелет»
показывает картинки других домашних
животных,
- просит учащихся рассказать о них на основе
предложенного структурного скелета.
Слайд 20На репродуктивно-продуктивном уровне опоры:
картинки: предметные, ситуативные;
тематические;
игрушки
(поделки);
список ключевых слов;
- план разной степени
развернутости; если
план в виде вопросов, то полные ответы на
них позволят учащимся построить
монологическое высказывание на основе их
лексики и грамматики.
Слайд 21 План может быть в виде одних
вопросительных слов, указывающих
на
последовательность изложения, а именно:
Who? Where? When? How long? Why?
…
Опорой может быть зачин и концовка
высказывания.
Например, при задании:
«Расскажите о том, как вы провели прошлое
воскресенье»,
начните с “Sunday is my day off”…
и закончите словами “I was tired but
very happy”.
Слайд 22 На продуктивном уровне
необходимы стимулы для самостоятельного
высказывания по заданию
- прослушанный или прочитанный текст, нужно передать его основное содержание
в нескольких предложениях, включающих и свое отношение;
- свои собственные опоры: ключевые слова, отдельные ключевые предложения, логико-смысловые схемы; композиции из картинок, вербальные средства
Слайд 23 Стимулировать высказывания на
продуктивном уровне можно с помощью
создания
композиций из картинок,
статических средств наглядности, с помощью
вербальных средств: «Опиши своего
лучшего
друга, чтобы мы догадались, кто это»,
«Расскажи о задуманном (спрятанном)
предмете, чтобы мы догадались, что это»,
«Расскажи, где ты был в воскресение, не
называя места, чтобы одноклассники
догадались сами».
Слайд 24Этапы обучения МР:
1) овладение основами монологического высказывания (на основе
подготовительных упражнений),
2) совершенствование монологических умений (на основе речевых упражнений
на подготовленную и неподготовленную речь).
Задача первого этапа – формирование УМ
высказать одну законченную мысль, одно
утверждение на уровне фразы. Учитель называет
тему, ученики по очереди произносят по одной
любой фразе.
Слайд 25 Если произносят две фразы, то они
могут представлять
собой два самостоятельных
высказывания, обязательной связи между ними
не предполагается.
На этом этапе
развиваются монологические
высказывания по картинкам или их серии после
предварительной отработки языкового материала в
ДР, с опорой на наглядно представленные
предметы (лица, действия) или элементарные
речевые ситуации. Изобразительная наглядность
может сочетаться с устным или письменным
текстом.
Слайд 26 Второй этап начинается, когда от учащихся
требуется обратить
внимание на логическую связь
между фразами. Например высказывание «Наш
класс большой. Наш
класс чистый» - плохое, так как
предложения построены по одной модели, а
высказывание «Наш класс большой. В нем четыре
окна» - хорошее.
Следует отучить учеников произносить
бессодержательный набор предложений и учить
высказываться логически.
Слайд 27 Е.И.Пассов подчеркивает, что обучение МР
начинается, когда ставится
задача высказать как
минимум две связанные фразы на основе
выполнения подготовительных упражнений.
В
качестве наиболее важных Е.И.Пассов выделяет
упражнения:
Высказывания с опорой на лексико-
семантическую схему:
Я люблю…
Довольно часто…
Но…
Слайд 28Чтобы придать высказыванию ученика речевой
характер, можно задать вопрос:
Как ты
относишься к футболу?
Ответом может быть:
Я люблю эту игру. И я
хорошо играю в футбол.
Довольно часто мы ходим на стадион. Но у нас нет
тренера.
Другой вопрос к другому ученику повлечет за собой
другой ответ, но по той же схеме.
2. Развертывание высказывания. В этом упражнении
схемы нет, ученик сам определяет
последовательность фраз.
Слайд 29«Я очень люблю футбол. А ты? – Я тоже
люблю футбол.
Я с удовольствием смотрю матчи.
Но у меня нет времени часто
ходить на стадион.»
Начинать с требования развернуть высказывание в
2-3 фразы.
3. Сокращение высказывания (образца). Варианты:
выбросить «ненужные слова»
передать смысл в 2-3 фразах.
4. Расширение образца за счет ранее изученного.
5. Ситуативные высказывания. Например: «Докажи, что твой друг – хороший человек»
Слайд 30Подготовительные упражнения предполагают
задания на
имитацию без преобразования материала и с
частичным преобразованием структур
видоизменение структур на основе логических операций (синонимичная/антонимичная замена,
подстановка, трансформация)
конструирование структур по образцу/без образца
комбинирование и группировку структур
Слайд 31Речевые упражнения, формирующие УМ
подготовленной МР:
Развитие подготовленной речи: видоизменение и дополнение
высказываний
а) с опорой на формальные признаки (ключевые слова, план, заголовки)
б)
с опорой на источники информации (картинку, диа- и кинофильм, текст и т.д.)
в) с опорой на изученную тему.
Слайд 32Примеры упражнений для обучения подготовленной монологической речи:
Воспроизведение связанных высказываний с
некоторой модификацией языковых единиц и/или содержания
Составление ситуации или рассказа (по
ключевым словам, плану, ситуации, заданной теме)
Описание картинки/серии картинок
Воспроизведение ситуаций/положений из текста, в которых использованы названные слова/клише/обороты
Слайд 33Объяснение заголовка (после прочтения текста)
Определение и краткое обоснование темы прослушанного
рассказа;
Выделение в сообщении/тексте смысловых частей, подбор заглавий к ним;
Сокращение сообщения/текста,
передача информации несколькими фразами;
Все виды пересказа;
Составление плана прослушанного/прочитанного рассказа;
Изложение диалогов в монологической форме.
Слайд 34Речевые упражнения, формирующие УМ
неподготовленной МР:
а) с опорой на источник информации
(текст, рисунок, фильм
б) с опорой на жизненный опыт учащихся
Такие упражнения должны отличаться новизной
информации и более разнообразными формами
протекания.
Примеры упражнений для обучения неподготовленной МР:
Придумывание заголовка и его обоснование;
Описание картинок/карикатур, связанных/несвязанных с изученной темой;
Слайд 35Составление аналогичной ситуации с опорой на ранее прочитанное/прослушанное;
Обоснование собственного суждения
или отношения к фактам;
Определение и обоснование основной мысли высказывания;
Характеристика действующих
лиц (места действия; эпохи и т.д.)
Оценка содержания прослушанного/прочитанного;
Составление кратких объявлений или текстов открыток;
Все виды игровых заданий, которые моделируют на уроке все параметры реального общения
Слайд 36 Все примеры речевых заданий используют те же
опоры
– текст, наглядность, ситуация – но
высказывания должны носить более
коммуникативный характер:
по поводу содержания
увиденного или услышанного. Они должны
включать элементы рассуждения и аргументации.
Такие высказывания следует предварять
составлением плана, выписыванием ключевых
слов, заданиями на трансформацию исходного
текста.
Слайд 37 Выделяют (1) частичную трансформацию
языковых средств
исходного текста, то есть
пересказ близко к тексту образцу; (2) частичную
трансформацию
содержания текста образца, то
есть пересказ своими словами, комментарии,
интерпретация (Биография известного писателя
трансформируется в биографию своего
любимого).
Основная работа должна вестись в связи
с читаемыми текстами: обсуждение главной идеи,
поступков героев, изложение отдельных эпизодов
и сцен.
Слайд 38 Одну из важных опор для монологического
высказывания
представляет собой устная тема,
поскольку обучение МР в СШ строится по
тематическому
принципу. Стандартная
программа освоения устных тем включает
следующие шаги:
Схема работы с устной темой:
1. Устная подготовка к теме: предварительная проработка лексики и грамматики в ДР.
2. Устное введение темы в ситуациях (тема «Семья»: сначала описание внешности, профессии, хобби и т.д.)
Слайд 393. Отработка темы по образцам, представленным в учебнике в виде
опорных текстов и заданий к ним.
4. Перенос темы на личность
учащихся и их жизненный опыт.
5. Отработка темы в новых ситуациях, с переносом на новые личности, в новые сюжеты и условия.
6. Сочетание темы с ранее усвоенными (осуществление межтематической, а по возможности и межпредметной связи).