Слайд 1Методика и организация занятий физической культурой на улице
Слайд 2Содержание:
1) польза занятий на свежем воздухе;
2) эффективность воздействия;
3) методика и
организация занятий физкультуры на воздухе;
4) требования к выбору одежды и
обуви для занятий физическими упражнениями на открытом воздухе;
5) правила и требования при занятиях на открытом воздухе;
6) упражнения;
Слайд 3Пребывание на открытом воздухе повышает обменные процессы организма, укрепляет сосуды
и нервы кожи, возбуждает мозговую деятельность, улучшает работу сердца, повышает
общий тонус организма.
Температура воздуха, как правило, ниже температуры тела человека, что и вызывает раздражение кожной поверхности слизистых оболочек, дыхательных путей и заложенных в них нервных аппаратов. Систематические раздражения кожи и слизистых холодным воздухом закаляют организм, делая его более устойчивым к неблагоприятным условиям внешней среды.
Слайд 4Эффективность воздействия физических упражнений на свежем воздухе на больного человека,
по мнению В.И. Дубровского, проявляется следующим образом:
· Нормализация психоэмоционального состояния, кислотно-щелочного
равновесия, метаболизма и др.;
· Функциональная приспособляемость (адаптация) к социально-трудовым и бытовым навыкам;
· Развитие, образование и закрепление двигательных навыков;
· Повышение устойчивости к факторам внешней среды.
Помимо физических упражнений, студентам рекомендуется больше времени проводить на природе, совершать пешеходные прогулки, экскурсии, туристические походы, т.к. природный ландшафт создаёт здоровую среду для жизни студентов, рациональную организацию территории и помогает познать и раскрыть для себя заново прелесть окружающего мира. Действие природы на организм человека можно рассматривать с нескольких сторон: с экологической, санитарно-гигиенической, психологической, физиологической. Но особенно важным является эстетическое рекреативное значение природного ландшафта.
Также выявлена зависимость между занятиями физическими упражнениями на свежем воздухе и успеваемостью студентов. Это связано с закаливающим фактором: вследствие снижения уровня заболеваемости, возрастает уровень посещаемости занятий, следовательно, и материала усваивается больше.
Слайд 5Методика и организация занятий физкультуры на воздухе
Методика и организация физкультурных
занятий в течение всего года на открытом воздухе должна быть
хорошо продумана.
Проводя занятия на воздухе, а, также обучаясь ходьбе на лыжах, катанию на коньках, плаванию, надо придерживаться типовой структуры: она должна обеспечить постепенное включение организма в работу, успешное выполнение поставленных задач и в конце занятия приведение организма в спокойное состояние. Физкультурные занятия на воздухе содействуют функциональному совершенствованию организма, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.
Занятия на воздухе состоят, как обычно, из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть (разминка) делиться на общую разминку и специальную.
В целях улучшения техники движения, укрепления мышц ног, совершенствования осанки. Общая разминка присуща всем видам спорта и состоит из: ходьбы 2−3 мин, разминочного бега 5−10 мин и обще-разогревающих гимнастических упражнений на все группы мышц. Комплекс обще-разогревающих упражнений рекомендуется проводить, начиная с упражнений для рук, затем для туловища, и заканчивать упражнениями для ног. Специальная разминка служит для подготовки организма к основной части занятия. Необходимо подготовить те или иные мышечные группы, костно-связочный аппарат, нервно-координационную и психологическую системы организма на предстоящее в основной части занятия выполнение упражнений. В специальной части разминки выполняются отдельные элементы основных упражнений, имитационные, специально-подготовительные упражнения, выполнение основного упражнения по частям и в целом. При этом учитывается темп и ритм предстоящей работы.
Основная часть предназначается для выполнения общеразвивающих упражнений, дающих хорошую нагрузку на мышцы рук, туловища и ног. При выполнении упражнений в основной части занятия необходимо придерживаться следующей, наиболее целесообразной последовательности: сразу же после разминки выполняются упражнения, направленные на изучение и совершенствование техники движений и на быстроту, затем упражнения для развития силы и в конце основной части занятия — упражнения для развития выносливости. В завершение этой части проводится подвижная игра с соревнованием, игра-эстафета или спортивная игра, обеспечивающая высокую двигательную активность.
В заключительной части выполняются в медленном темпе (3−8 мин), с переходом на ходьбу (2−6 мин) с выполнением дыхательных упражнений, которые способствуют постепенному снижению тренировочной нагрузки и приведение организма в сравнительно спокойное состояние. Таким образом, обеспечивается освоение программного материала и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции, побуждающие их лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.
Важным, так же, является и создание условий для проведения занятий на воздухе. Для этого используются спортивные и групповые площадки, дорожки на территории учреждения и вокруг здания. В межсезонье используются площадки и дорожки с твердым покрытием (асфальтированные) или спортивная площадка с твердым покрытием (асфальтовым, резинобитумным или деревянным) оснащенная спортивным инвентарем.
Слайд 6Требования к выбору одежды и обуви для занятий физическими упражнениями
на открытом воздухе.
При проведении физкультурных занятий на воздухе большое значение
имеет подбор правильной одежды и обуви.
Спортивная одежда
Спортивная одежда должна быть легкой и удобной, соответствовать погоде, а также вашему росту и размеру. Если одежда велика, то есть вероятность зацепиться за спортивный снаряд и получить травму. Если мала, то она сковывает движения, препятствует нормальному кровообращению и дыханию. Теплозащитные свойства одежды зависят от количества ее слоев (2, 3 или более слоя): между слоями одежды находится воздух и, чем больше слоев, тем выше температура воздуха под одеждой. Поэтому очень важно одеваться в соответствии с температурой наружного воздуха, чтобы не было чрезмерного как перегревания, так и переохлаждения. Очень важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой. Нерациональная одежда, затрудняя испарение, может ухудшить самочувствие и снизить работоспособность. Поэтому для сохранения нормального теплообмена важно, чтобы ткани хорошо поглощали влагу из пространства под одеждой и удаляли ее наружу. Этим требованиям отвечают хлопчатобумажные, трикотажные и шерстяные ткани. Использование одежды из синтетических тканей не рекомендуется, так как они плохо впитывают влагу и не обеспечивают необходимую воздухопроницаемость, особенно при выполнении физических упражнений.
Заниматься в зимних пальто, шапках-ушанках или в меховых на ватной подкладке не рекомендуется: такая одежда стесняет движения и снижает их двигательную активность, слишком тяжела, мешает необходимой отдаче тепла, вызывает повышенное потоотделение. Вспотев, расстегивают ворот пальто, развязывают шапки и подвергаются резкому воздействию холода.
Спортивная обувь
Спортивная обувь должна быть легкой, удобной и не затрудняющей кровообращение, а так же на подошве, исключающей скольжение. Обувь следует подбирать на 1 - 2 размера больше стопы, чтобы не нарушать кровообращение и не стеснять ногу. Большое значение имеет стелька (особенно зимой, которая защищает стопу от охлаждения). Влажная обувь усиливает охлаждение ног и может способствовать возникновению простудных заболеваний. Чтобы правильно подобрать обувь и стельку для занятий на воздухе, необходимо проконсультироваться с врачом ортопедом.
Перед занятиями физическими упражнениями необходимо проверять одежду и обувь на наличие повреждений. Снять часы, значки, различные украшения, так как они смогут стать причиной травм.
При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям. Рекомендуется после занятий (особенно в сырую погоду) просушивать одежду и обувь в сушильных шкафах.
Слайд 7Правила и требования при занятиях на открытом воздухе
Занимаясь на открытом
воздухе необходимо соблюдать следующие правила:
а) занятия должны носить оздоровительную, развивающую
и воспитательную направленность;
б) прежде чем начать занятия, необходимо проконсультироваться с врачом, выяснить состояние здоровья, физического развития и определить уровень физической подготовленности;
в) начинать занятия с разминки, а по завершении использовать восстанавливающие процедуры (массаж, теплый душ, ванна, сауна);
г) использовать физические упражнения совместно с закаливающими процедурами, соблюдать гигиенические условия, режим правильного питания, тогда эффективность занятий будет наиболее высокой;
д) занятия должны проходить с дозированной физической нагрузкой: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности физических нагрузок, правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом тренированности;
е) при получении травмы или ухудшения самочувствия (если почувствовали усталость, недомогание или какие-то отклонения в состоянии здоровья), необходимо прекратить занятия и при необходимости обратиться в мед.пункт или вызвать «скорую помощь, а в последующем снизить нагрузку;
ж) в зимнее время при проведении занятий на открытом воздухе не рекомендуются упражнения и игры с пением, так как это приводит к вдыханию большого количества холодного воздуха и может вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей;
з) находясь на открытых или спортивных площадках нужно быть внимательными при перемещениях, не мешать другим, не ставить подножек, избегать столкновений;
и) в холодное время года (особенно зимой) больше внимания следует уделять носовому дыханию и не надо бояться, когда при беге, ходьбе или выполнении других упражнений при произвольном дыхании приходится дышать ртом;
к) при выполнении упражнений связанных с метанием предметов следует соблюдать все необходимые правила безопасности;
л) нужно бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;
м) во время самостоятельных занятий нельзя в качестве спортивного оборудования использовать деревья, мачты освещения, скамейки для отдыхающих и т.п.;
н) по окончании занятий необходимо переодеться, снять спортивный костюм и спортивную обувь, вымыть руки с мылом (по возможности принять контрастный душ);
о) в процессе занятий необходимо осуществлять самоконтроль и врачебный контроль над состоянием своего организма, своей физической подготовленности и строго соблюдать правила безопасности во время занятий физической культурой и спортом;
п) при возникновении пожара и других экстремальных ситуациях (угрозе теракта, хулиганских действиях посторонних лиц и т.д.) немедленно прекратить занятие и покинуть место проведения занятий;
р) проведение физкультурных занятий на воздухе в образовательных учреждениях, требует особого внимания со стороны всего персонала образовательного учреждения: руководителя, врача, медицинской сестры, педагога, воспитателя. Большое значение при проведении занятий на воздухе имеет так же и подбор правильной одежды и обуви детей.
Слайд 8Упражнения
Вводная часть: спортивный бег и разминка. Разминка состоит из общеразвивающих
упражнений на координацию, гимнастические упражнения на все группы мышц. Например,
прыжок с разведением ног в стороны при подъеме рук вверх. Различные виды челночного бега.
Основная часть: проведение эстафет на выносливость и быстроту, после – командное выполнение общеразвивающих упражнений. Например, прыжки на одной ноге с удержанием за плечи впереди стоящего по кругу. Игра в вышибалы как еще одно большое упражнение на ловкость и скорость.
Заключительная часть: спортивный бег и более детальная разминка у стены, например выпады ног, наклоны в бок к стене, растяжка спины у стены, растяжка сидя или стоя.