Слайд 1Методика изучения объема геометрических тел в процессе изучения геометрического материала
в начальной школе
Слайд 2Подготовительный этап
В 3 классе на уроках математики продолжается формирование у
детей представлений об объемных геометрических телах, об их базовых характеристиках
и свойствах. Именно в это время необходимо сделать важный шаг в освоении объема геометрических тел и методов его измерения. Выполнять эту работу нужно поэтапно:
1)уточнить имеющиеся знания обучающихся о геометрических телах, об их разновидностях;
2)дифференцировать понятия плоских и объемных фигур;
3)вспомнить, как называются объемные тела, и найти предметы в жизни, которые похожи на те или иные объемные геометрические тела. Также на этом этапе можно посвятить несколько часов изготовлению объемных геометрических тел из бумаги и картона по заранее готовой развертке;
4)выделить основные признаки и составные элементы объемных тел.
Слайд 3Проблемно ориентированный метод
Можно предложить детям разместить в ограниченном пространстве геометрические
тела небольшого размера: книжки на полке, игрушки в шкафу, и
проанализировать ситуацию. Если объем - предмет больше, чем пространство, предназначенное для него, обучающийся не справится с задачей и сделает соответствующий вывод.
Слайд 4Определение объема для начальной школы
Объем - это свойство геометрического
тела заниматьть определенное место в пространстве.
Слайд 5Общие способы измерения объема
-непосредственное (визуально, при помощи вложения);
-опосредованное (с использованием
жидкости, стандартных мерок, сыпучих веществ).
Слайд 6Сравнение геометрических тел
На данном этапе необходимо:
-сравнить по объему большую и
маленькую коробки;
-сравнить по объему низкую и широкую коробку с высокой
и узкой.
Слайд 7Использование мерок
Педагог показывает два способа измерения:
-заполняет геометрическое тело мерками небрежно,
не выкладывая их рядами, и между мерками остается много пустого
места. Дети делают ыввод, что объем в данном случае нельзя определить точно;
-аккуратно укладывает кубики в ряды, сначала на основание, потом на второй «этаж», и постепенно заполняет коробку доверху. Дети делают вывод о том, что этот способ позволяет измерить объем максимально точно.
Слайд 8Подход к вычислению формулы
На этом этапе педагог строит работу следующим
образом:
-наглядно показывает, что механически пересчитать все кубики практически невозможно, это
очень долго и есть большой риск ошибки;
-спрашивает детей, помнят ли они быстрый способ вычислить площадь прямоугольника по формуле;
-спрашивает детей, как же можно вычислить объем параллелепипеда.
Слайд 9Вычисление формулы
Далее на конкретном примере дети убеждаются, что объем прямоугольного
параллелепипеда равен произведению его длины, ширины и высоты, потому что:
-сначала
кубики кладут на основание фигуры, и их количество равно произведению длины на ширину (по формуле площади прямоугольника);
-далее определяется количество таких слоев, а оно зависит от высоты фигуры.
Слайд 10Задачи на закрепление
1.Длина комнаты 5 м, ширина 4 м, а
высота 3 м. Найди ее объем, площадь пола, потолка, стен.
2. Основание коробки является квадрат со стороной 8 дм, а высота равна 1 м. Найти объем коробки.
3. Из деревянного бруска, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, длина которого 24 см, ширина в 3 раза меньше длины, а высота 11 см, вырезали куб с ребром 6 см. Найдите объем оставшейся части.