Разделы презентаций


Методика изучения растворов и основ электролитической диссоциации в школьном

Содержание

План лекции1. Место и значение учебного материала о растворах и ТЭД в школьном курсе химии2. Методические подходы к изучению процессов диссоциации электролитов3. Развитие и обобщение знаний учащихся об основных классах неорганических

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика изучения растворов и основ электролитической диссоциации в школьном курсе

химии Е.В. Береснева, к.п.н., профессор кафедры фундаментальной химии и методики обучения

химии ВятГУ
Методика изучения растворов и основ электролитической диссоциации в школьном курсе химии  Е.В. Береснева, к.п.н., профессор кафедры

Слайд 2План лекции

1. Место и значение учебного материала о растворах и

ТЭД в школьном курсе химии
2. Методические подходы к изучению процессов

диссоциации электролитов
3. Развитие и обобщение знаний учащихся об основных классах неорганических соединений в свете ТЭД
План лекции1. Место и значение учебного материала о растворах и ТЭД в школьном курсе химии2. Методические подходы

Слайд 3В курсе химии учащиеся углубляют и расширяют знания о воде

и растворах сначала в теме «Вода. Растворы. Основания» 8 класса.

Здесь изучаются химические свойства воды и ее способность растворять многие твердые, жидкие и газообразные вещества. При изучении растворов в 8 классе показывается только физическая сторона процесса растворения, а именно то, что при растворении в результате действия на вещество молекул воды, оно распадается на отдельные частицы

1. Место и значение учебного материала о растворах и ТЭД в школьном курсе химии

В курсе химии учащиеся углубляют и расширяют знания о воде и растворах сначала в теме «Вода. Растворы.

Слайд 4Процесс растворения
Для подтверждения физической стороны процесса растворения демонстрируется опыт по

диффузии, который объясняется с точки зрения АМУ
О процессе растворения в

8 классе учащиеся должны усвоить следующее: вещества, способные образовать раствор, могут без перемешивания распределяться по всей массе раствора; для этого достаточно растворимое вещество привести в соприкосновение с растворителем
Процесс растворенияДля подтверждения физической стороны процесса растворения демонстрируется опыт по диффузии, который объясняется с точки зрения АМУО

Слайд 5Вещество
и вода
Раствор
Взвесь
NaCl и H2O

Однородная система
Прозрачна
Не отстаивается
CaCO3 и H2O

Мутная система


Непрозрачна
Отстаивается

Веществои водаРастворВзвесьNaCl и H2OОднородная системаПрозрачнаНе отстаиваетсяCaCO3 и H2O Мутная система НепрозрачнаОтстаивается

Слайд 6Количественные понятия
Растворимость вещества показывает, сколько вещества в граммах может раствориться

в воде объемом, равным одному литру. Единица растворимости – г/л
Массовая

доля растворенного вещества показывает долю этого вещества, содержащегося в растворе. Она выражается только числом или в %
Количественные понятияРастворимость вещества показывает, сколько вещества в граммах может раствориться в воде объемом, равным одному литру. Единица

Слайд 7Растворимость
Вещества
Хорошо
растворимые
Мало
растворимые
Практически
нерастворимые
Сахар
С12Н22О11
Гипс
СаSO4
Хлорид серебра
AgCl
2000 г в 1

л Н2О

2 г в 1 л Н2О 1,5·10-3 г в 1 л Н2О

Растворимость

РастворимостьВеществаХорошо растворимыеМало растворимыеПрактически нерастворимыеСахар С12Н22О11Гипс СаSO4Хлорид серебраAgCl2000 г в 1 л Н2О

Слайд 8Различие понятий «Растворимость» и «Массовая доля растворенного вещества»

Различие понятий «Растворимость» и «Массовая доля растворенного вещества»

Слайд 9Логическим продолжением материала о растворах является тема «Электролитическая диссоциация»
«Главное её

назначение в том, чтобы учащиеся поняли, как могут происходить не

только образование, но и разрыв химических связей, под влиянием каких факторов это происходит? Как ведут себя в растворе различные вещества?»
Л. А. Цветков
Логическим продолжением материала о растворах является тема «Электролитическая диссоциация»«Главное её назначение в том, чтобы учащиеся поняли, как

Слайд 10Тема «Электролитическая диссоциация»
Эта тема является теоретической основой курса химии 9

класса. Здесь расширяются знания о веществах как электролитах и неэлектролитах,

более глубоко изучается растворение как сложный физико-химический процесс, рассматривается сущность, механизм и условия процесса диссоциации и реакций ионного обмена
Материал темы базируется на знаниях из курса физики о двух видах зарядов ионов, о причинах электрической проводимости, а также на знаниях теории химической связи курса химии VIII класса
Тема «Электролитическая диссоциация»Эта тема является теоретической основой курса химии 9 класса. Здесь расширяются знания о веществах как

Слайд 112. Методические подходы к изучению процессов диссоциации электролитов
Существуют три важнейших

методических подхода к изучению ТЭД:
1. От электрической проводимости растворов электролитов

к рассмотрению механизма диссоциации
Основная цель изучения в соответствии с этим подходом: дать понятие «электролиты» и «неэлектролиты», установить связь между видом связи в соединениях и электрической проводимостью веществ, между растворимостью веществ и их электрической проводимостью
2. Методические подходы к изучению процессов диссоциации электролитов	Существуют три важнейших методических подхода к изучению ТЭД:1. От электрической

Слайд 12Электролиты – это вещества, водные растворы которых проводят электрический ток
Неэлектролиты

– это вещества, водные растворы которых не проводят электрический ток
Этот

подход способствует возникновению и закреплению в сознании учащихся широко распространенной «ошибки Фарадея» о том, что причиной электролитической диссоциации является электрический ток. Поэтому применять этот подход методически не целесообразно
Электролиты – это вещества, водные растворы которых проводят электрический токНеэлектролиты – это вещества, водные растворы которых не

Слайд 132. От особенностей реакций обмена к объяснению электрической проводимости
Основная цель

этого подхода – предотвратить возможность суждения учащихся об образовании ионов

под влиянием электрического тока (ошибка Фарадея). С этой целью необходимо вначале рассматривать диссоциацию веществ с ионной и ковалентной связью без демонстрации опытов с электрическим током, т. е. сначала с помощью химических, а не физических опытов убедить учащихся в том, что в водном растворе происходит распад соединений с ионной и ковалентной полярной связью на ионы
2. От особенностей реакций обмена к объяснению электрической проводимостиОсновная цель этого подхода – предотвратить возможность суждения учащихся

Слайд 14КРИСТАЛЛ ХЛОРИДА НАТРИЯ

КРИСТАЛЛ ХЛОРИДА НАТРИЯ

Слайд 15ПОМЕЩАЕМ В СОСУД С ВОДОЙ

ПОМЕЩАЕМ В СОСУД С ВОДОЙ

Слайд 16ДИПОЛИ ВОДЫ ПОДХОДЯТ К ИОНАМ НАТРИЯ

ДИПОЛИ ВОДЫ ПОДХОДЯТ К ИОНАМ НАТРИЯ

Слайд 17И К ИОНАМ ХЛОРА

И К ИОНАМ ХЛОРА

Слайд 18Связи в кристаллической решетке разрываются и образуются гидратированные ионы

Связи в кристаллической решетке разрываются и образуются гидратированные ионы

Слайд 19Вещество в растворе находится в виде гидратированных ионов

Вещество в растворе находится в виде гидратированных ионов

Слайд 20На основе изученного делают выводы:
вещества с ионной и ковалентной полярной

связью под действием полярных молекул воды диссоциируют на гидратированные ионы
свойства

веществ с ионным типом химической связи (солей и щелочей) и ковалентной полярной (кислот) в водных растворах определяются свойствами соответствующих гидратированных ионов
На основе изученного делают выводы:вещества с ионной и ковалентной полярной связью под действием полярных молекул воды диссоциируют

Слайд 21И только после этого кристаллические вещества и их растворы испытываются

на электрическую проводимость, после чего делается новый вывод: вещества с

ионной и ковалентной полярной связью (соли, кислоты, щелочи) в водных растворах диссоциируют на ионы, поэтому проводят электрический ток
Электролиты – это вещества, которые в водных растворах или расплавах диссоциируют на ионы, вследствие чего проводят электрический ток
Этот подход требует несколько больше времени, но он методически оправдан
И только после этого кристаллические вещества и их растворы испытываются на электрическую проводимость, после чего делается новый

Слайд 223. От различия природы растворителей и процессов растворения веществ с

различными типами и видами химической связи к рассмотрению сущности процесса

диссоциации, его характеристике
При этом подходе перед рассмотрением ТЭД необходимо подробно остановиться на природе веществ с различными типами и видами химической связи
Выясняется, какие вещества относятся к классу кислот, солей, оснований; что общего в составе всех кислот, оснований, солей; как обнаружить в растворе кислоту, основание и так далее
3. От различия природы растворителей и процессов растворения веществ с различными типами и видами химической связи к

Слайд 23Роль воды как растворителя
Чтобы показать роль воды как растворителя, задаются

следующие вопросы: Будет ли изменяться окраска индикатора в кислоте, если

ее растворить не в воде, а в другом растворителе, например в ацетоне? Будет ли изменять окраску индикатора сухая щелочь? Будет ли более активный металл вытеснять из соли менее активный, если соль растворена не в воде, а в ацетоне? На каждый вопрос учащиеся делают предположения, которые затем проверяются экспериментально
Роль воды как растворителяЧтобы показать роль воды как растворителя, задаются следующие вопросы: Будет ли изменяться окраска индикатора

Слайд 24В результате учащиеся приходят к следующим выводам: кислоты изменяют окраску

индикаторов только в водном растворе, индикатор изменяет окраску только в

водном растворе щелочи, более активный металл может вытеснять менее активный только из водного раствора соли. Неизбежно возникает вопрос «почему?». Для ответа на него рассматривают природу растворителя – воды. Вспоминают строение молекулы воды, тип и вид химической связи в ней, полярность молекул, после чего объясняют механизм диссоциации веществ с ионной связью на примере NaCl и ковалентной полярной связью на примере HCl
В результате учащиеся приходят к следующим выводам: кислоты изменяют окраску индикаторов только в водном растворе, индикатор изменяет

Слайд 25Роль воды
Вывод: волшебная сила воды заключена в значительной полярности ее

молекул в отличие от ацетона, молекула которого малополярна, или бензина,

молекула которого неполярна
Проводится опыт по определению электрической проводимости раствора хлороводорода в воде и в толуоле. Данные опыта служат основой для установления причины изменения свойств веществ при растворении их в воде

Роль водыВывод: волшебная сила воды заключена в значительной полярности ее молекул в отличие от ацетона, молекула которого

Слайд 26В заключение делаются следующие выводы:
1., 2. Первые два те же,

что при подходе № 2
3. Диссоциации веществ с ионной и

ковалентной полярной связью способствует полярность молекул растворителя. Поэтому не только вода, но и другие жидкости, состоящие из полярных молекул (спирт, аммиак и др.) также являются ионизирующими растворителями: соли, щелочи и кислоты, растворимые в этих жидкостях, диссоциируют на ионы
Этот подход также исключает ошибку Фарадея, но является несколько более сложным вследствие того, что учащиеся не знают химическую природу органических растворителей
В заключение делаются следующие выводы:1., 2. Первые два те же, что при подходе № 23. Диссоциации веществ

Слайд 273. Развитие и обобщение знаний учащихся об основных классах неорганических

соединений в свете ТЭД

Особо важное значение ТЭД состоит в

расширении и углублении знаний учащихся о классах неорганических соединений. В ходе изучения этой темы развиваются знания о составе, номенклатуре, строении, характерных свойствах и классификации неорганических соединений. При этом учащиеся должны понимать, как отражается природа веществ различных классов на их свойствах и объяснять сущность многих реакций, происходящих в растворах, с точки зрения ТЭД
3. Развитие и обобщение знаний учащихся об основных классах неорганических соединений в свете ТЭД Особо важное значение

Слайд 28Организовать эту работу можно в пять приемов:
1. Рассмотреть электролитическую диссоциацию

кислот, оснований и солей
Этот вопрос целесообразно рассматривать на примерах веществ,

которые в дальнейшем будут предметом специального изучения (HNO3, H2SO4, H3PO4, NaOH, Ca(OH)2, KNO3, Na2CO3, NaHCO3, (CuOH)2CO3)
Особое внимание надо обратить на усвоение наиболее трудных вопросов: уравнений ступенчатой диссоциации кислот; составление формул кислых солей, их названий
Организовать эту работу можно в пять приемов:1. Рассмотреть электролитическую диссоциацию кислот, оснований и солейЭтот вопрос целесообразно рассматривать

Слайд 29Диссоциация кислот, щелочей и солей
OH-
СОЛИ
ЩЕЛОЧИ
Н+ (Н3О)+
Кислотный n-
остаток
Me n+
КИСЛОТЫ

Диссоциация кислот, щелочей и солейOH-СОЛИЩЕЛОЧИН+ (Н3О)+Кислотный n-остаток  Me n+КИСЛОТЫ

Слайд 302. Систематизировать знания о важнейших классах неорганических соединений в

свете учения о природе химической связи, типах кристаллических решеток
Поскольку этот

материал учащимся знаком, можно организовать самостоятельную работу по заданиям такого рода:
1. Приведите примеры диссоциации двух веществ, которые образуют в водном растворе одинаковые: а) катионы; б) анионы
2. Приведите три примера (кислоты, щелочи, соли): а) слабых электролитов; б) сильных электролитов
Проверку осуществить на этом же уроке
2.  Систематизировать знания о важнейших классах неорганических соединений в свете учения о природе химической связи, типах

Слайд 313. Дать определения кислот, оснований, солей в свете ТЭД
Кислота

– это электролит, диссоциирующий в водном растворе с образованием ионов

гидроксония (водорода)
Основание – это электролит, диссоциирующий в водном растворе с образованием гидроксид-ионов
Соль – это электролит, диссоциирующий в водном растворе с образованием положительных ионов Ме+ (или NH4+) и отрицательных ионов кислотных остатков
3.  Дать определения кислот, оснований, солей в свете ТЭДКислота – это электролит, диссоциирующий в водном растворе

Слайд 324. Изучить реакции ионного обмена
Изучение лучше начать с объяснения или

повторения понятий обратимых и необратимых реакций, разъяснить на этих примерах

правила составления полных и сокращенных ионных уравнений химических реакций, показав необходимость использования при этом таблицы растворимости. Затем рассматриваются три случая реакций обмена, идущих до конца

4. Изучить реакции ионного обменаИзучение лучше начать с объяснения или повторения понятий обратимых и необратимых реакций, разъяснить

Слайд 335. Рассмотреть химические свойства кислот, оснований, солей в свете

ТЭД
Эти уроки можно провести в форме семинарских занятий, так как

материал учащимся знаком. Особое внимание на уроке нужно обратить на свойства амфотерных гидроксидов и обязательно провести подтверждающий эксперимент
В углубленных классах рассматривается частное свойство солей – гидролиз
В конце темы необходимо провести обобщение, привести в систему все понятия ТЭД
5.  Рассмотреть химические свойства кислот, оснований, солей в свете ТЭДЭти уроки можно провести в форме семинарских

Слайд 34Система понятий ТЭД
Вещества электролиты

строение особенности
электролитов

диссоциации

классификация
электролитов
Сущность процесса
диссоциации

Условия

Механизмы
диссоциации диссоциации

Ионы в растворе
(свойства ионов)

Реакции ионов в
растворе
Реакции ОВР
ионного (окислительно-
обмена восстановительные
реакции)
Гидролиз

Система понятий ТЭДВещества электролиты строение     особенностиэлектролитов  диссоциацииклассификацияэлектролитовСущность процесса диссоциацииУсловия

Слайд 35Вывод:
Теория электролитической диссоциации возглавляет курс химии 9 класса и является

его теоретической платформой. С этой темы начинается новый этап изучения

веществ и химических реакций
Вывод:Теория электролитической диссоциации возглавляет курс химии 9 класса и является его теоретической платформой. С этой темы начинается

Слайд 36Благодарю
за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика