Слайд 1Методика
организации исследовательской
деятельности
обучающихся
Слайд 2Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения
Адрес: ул. Горная, 13
Тел.:(3812)
65-95-11
Электронная почта: oductik@gmail.com
Сайт: http://oductik.moy.su/
Слайд 3Куликовская Ольга Петровна
Паспортизация школьных музеев
областной слёт поисковых отрядов, групп и
активистов школьных музеев «Мы помним – мы гордимся»
областной смотр-конкурс деятельности
активистов школьных музеев «Хранители истории»
областной слёт «Способная и талантливая молодежь – наше будущее» - секция «Клуб краеведов»
областной краеведческий конкурс «Родное Прииртышье»
областная краеведческая конференция среди обучающихся «Летопись сибирских деревень»
областная конференция исследовательских проектов «Хочу всё знать»
Телефоны:
(3812) 65-95-11
8-913-150-85-26
8-950-212-14-57
Слайд 4Цель семинара:
В результате семинара вы будете знать:
структуру исследовательской работы
методические требования
к содержанию работ
требования к оформлению работы
критерии оценки содержания
работы и её публичной презентации
Освоение методики организации исследовательской деятельности обучающихся
Слайд 5Исследовательская деятельность
Исследовательская деятельность - форма организации работы, которая связана
с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.
Научно-исследовательская деятельность –
это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, главная цель - образовательный результат, развитие у обучающихся исследовательского типа мышления. Развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.
Слайд 6Наука:
Образование:
- Учет возрастных особенностей
- Применение образовательных методов
- Направленность на развитие
учащихся
- Использование научного метода
- Объективность исследования
- Понятийный аппарат
Слайд 7Исследовательская деятельность
Согласно ФГОС исследовательская работа является обязательной частью подготовки выпускника.
В результате этой работы обучающийся должен:
планировать свою деятельность
анализировать ход своей
работы и оценивать полученные результаты
применять специализированную терминологию
отражать результаты своего (индивидуального) исследования
Слайд 8Положительные эффекты исследовательской деятельности:
умение решать проблемы
повышение мотивации в изучаемой дисциплине
получение
навыков самостоятельного приобретения знания и планирования своей деятельности
умение работать с
информацией, представленной в различном виде (таблицы, графики и др. )
овладение информационными технологиями и их использование при решении задач
развитие эстетической составляющей: культура оформления работы
Развитие творческих способностей
Слайд 9Логика исследования
1-й этап
Определение проблемы – что надо изучать?
Тема – как
это назвать?
2-й этап
Обоснование актуальности - почему эту проблему нужно
изучать?
Выдвижение гипотезы - что не очевидно в объекте?
Постановка цели и конкретных задач исследования - какой результат предполагается получить и что нужно сделать?
Определение объекта и предмета исследования
Выбор методов проведения исследования
Слайд 10Логика исследования
3-й этап
Построение плана исследования
Подбор и изучение материалов по
теме
Описание процесса исследования
Проверка гипотезы в ходе исследования
Формулирование выводов и оценка
полученных результатов - краткие ответы на поставленные задачи
4-й этап
Оформление результатов исследования
Определение практической сферы применения найденного решения
Слайд 12Структура исследовательской работы
Титульный лист
Содержание
Введение (проблематика; цель, задачи, актуальность, место и
сроки проведения, методы)
глава 1 (теоретическая) – 2-3 параграфа
глава 2 (практическая)
2-3 параграфа
Заключение
список использованной литературы и источников
приложение с нумерацией
Слайд 13Тема
Тема должна быть корректно сформулирована: без вопроса и эмоциональной окраски
(цитаты, эпитеты, строчки из песен или стихов)
Тема часто совпадает с
предметом исследования
Можно обозначить временные рамки
Слайд 14Введение
Введение - 10 % от работы
Включает в себя: актуальность и
новизну работы, цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы
Указаны хронологические
и территориальные рамки работы
Может быть указана практическая значимость, структура работы
Слайд 15Проблема и актуальность
Исследовательская работа направлена на решение определенной проблемы -
необходимости, потребности в чем-то (например, социально значимой проблемы, личностной)
Обосновать
актуальность – объяснить необходимость изучения данной темы. Актуальность складывается из новизны и практической значимости работы.
Слайд 16Формулировка проблемных вопросов:
Каковы преимущества……….?
Каковы опасности……….……?
Каково влияние………..?
Что случится, если……..?
Слайд 17Формулировка актуальности проблемы
В настоящее время особую актуальность приобретает...
Большим препятствием является...
поэтому...
При составлении... сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому...
Одной из основных
проблем является...
Особое место занимает...
Все больше внимание уделяется...
Слайд 18Новизна исследования
Что нового принесено благодаря работе (в теоретической или практической
части) Например:
Введены в оборот новые сведения
Проведён анализ новых источников
Впервые проведено
исследование на данной категории населения
Слайд 19Гипотеза
Гипотеза - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство
Гипотеза должна:
быть
проверяемой
содержать предположение (“если..., то...”, “при условии что...”)
быть логически непротиворечивой
соответствовать
фактам
может не подтвердиться в конце
Слайд 20Цель
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь
исследователь при завершении своей работы. Цель направлена на изучение предмета
исследования
Направленность целей исследовательской работы:
определение характеристик явлений, не изученных ранее
выявление взаимосвязи неких явлений
анализ развития явлений
описание нового явления
обобщение и выявление общих закономерностей
создание классификаций
Слайд 21Требование к постановке цели:
Чёткая формулировка
Достижимость
Проверяемость
Слайд 22Некорректные формулировки цели
Рассмотреть
Углубить знания по теме
Познакомиться с
Изучить
Слайд 23Как сформулировать цель?
Цель – это то, чего вы хотите достичь
в результате, она отражает тему, но не повторяет её.
Цель
всегда должна быть одна
Цель помогает ответить на вопросы: «Зачем мы хотим выполнить исследование?»
«Что хочет получить исследователь в результате своей работы?»
Слайд 24Примеры формулировки целей
выяснить, выявить
определить
проанализировать
разработать
установить, проверить
обобщить сведения
описать, охарактеризовать
составить
доказать,
обосновать
уточнить
Слайд 25Примеры целей
«Установить исторические предпосылки названия улиц нашего села…»
«Определить причины формирования
ложбин ручьевого стока…»
«Проанализировать особенности использования диалектной лексики…»
«Провести параллели между историческими
событиями страны и творчеством моего прадедушки…»
Слайд 26Задачи работы
Задача исследования – это выбор путей и средств
для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Заголовки глав рождаются
именно из формулировок задач
Слайд 27Задачи
охарактеризовать своеобразие (специфику) использования
выявить особенности употребления
описать состояние изучения проблемы
сопоставить разные
точки зрения
проверить, провести анализ, охарактеризовать
обосновать точку зрения (концепцию,
теорию, идею)
раскрыть (обобщить, расширить, уточнить) сущность понятия
Слайд 28Примеры глаголов для задач
восстановить
выявить
каталогизировать
классифицировать
определить
отсортировать
подготовить
проиллюстрировать
проследить развитие
разработать
систематизировать
проанализировать
проверить
разработать рекомендации
Слайд 29Объект и предмет исследования
Объект исследования – это процесс или
явление, избранное для изучения. Объект должен быть больше темы
Отвечает на
вопросы: «Что будем исследовать», «Что рассматривается?»
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск: отдельные стороны, свойства объекта.
Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является его частью, элементом. Именно предмет исследования определяет тему работы.
Отвечает на вопросы: «Когда?», «В связи с чем?», «В каких условиях?»
Слайд 30Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы
Анализ –
выделение из общего текста нужной информации
Синтез - соединение отдельных сторон,
частей объекта исследования в единое целое
Изучение литературы и источников - сбор информации из книг, архивов, Интернета
Слайд 31Методы исследования
Беседа - проводится по заранее намеченному плану с выделением
вопросов, но в свободной форме.
При проведении интервью исследователь придерживается
заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.
Анкетирование может включать закрытые и открытые вопросы. Важно чёткое формулирование вопросов и определение целевой аудитории. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм.
Слайд 32Методы
Наблюдение - целенаправленный процесс, опирающийся на восприятие явления, в процессе
которого исследователь получает информацию. План: когда, где, сколько по времени
и за чем именно будете наблюдать
Эксперимент - создание специально созданных условий наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. Описываются условия, и ход эксперимента. Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм.
Сравнение - сопоставление признаков, присущих нескольким объектам, установление различия между ними или сходства
Описание - фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем сравнения
Математические методы, измерение
Слайд 33Стиль написания работы
В исследовательских работах принят безличный стиль. Например:
"Можно
заметить, что. . . "
"Таким образом, следует сделать вывод…»
"По
нашему мнению, этот процесс можно оценить как"
В научной работе слово «я», лучше заменить на «мы …»
Слайд 34Заключение
Подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные
ответы на поставленные в цели исследования вопросы
Отмечается то новое, что
получено в результате работы над данной темой
Намечены дальнейшие перспективы работы
Отмечается практическая значимость (для проведения классных часов, музейных экскурсий, составления информационного буклета)
Слайд 35Требования к оформлению исследовательской работы
шрифт – Times New Roman, кегль
–14, межстрочный интервал – 1,5, все поля – 2 см
Объем–
от 5 до 10 страниц, объем приложений – не более 10 страниц. Титульный лист в объем не входит
Страницы в исследовании считают с титульного листа, нумеруют со второго
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы
Слайд 36Оформление сносок
Сноски бывают 3-х видов:
Внутритекстовые сноски являются неразрывной
частью основного текста. Например, «В известной книге…»
Подстрочные сноски располагают
под чертой внизу страницы с указанием номера сноски или какого-либо значка
Затекстовые сноски вынесены за текст всего реферата либо его части, в этом случае их следует применять сквозную (через всю работу) нумерацию. Допускается сокращенный вариант сноски, например: [7, с. 15].
Слайд 37Оформление списка литературы
Вся литература располагается по алфавиту фамилий авторов и
заглавий изданий. В литературу не стоит включать учебники и популярные
энциклопедии.
Источники
Литература: монографии, сборники, учебно-методическая литература, статьи из периодических изданий)
Ресурсы Интернет
Слайд 38Источники:
Виды
опубликованные ( для широкого распространения, большое число экземпляров)
неопубликованные (для узкого
круга, существуют в единственном экземпляре)
Примеры
законодательные материалы, материалы архивов
мемуары, дневники, переписка
материалы
анкетирования, опросов, интервью, экспериментов, социологических опросов,
фотографии
народные предания и легенды, приметы
описания обрядов и традиций, праздников
Слайд 39Книга :
Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для
системы образования. – М.: Интеллектцентр, 2001. – 296 с.
Статья из
газеты и журнала:
Михайлов Г. С. Психология принятия решений // Журнал прикладной психологии. – 2001. – №5. – С. 2–19.
Слайд 40Ссылки на интернет источники
1) Название материала и автор (если
указан)
2) Должен быть указан сетевой адрес (URL)
3) Дата обращения
Слайд 41Приложение
В приложение входят: рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии
Приложения размещаются после
списка литературы
Каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь
заголовок в правом верхнем углу
Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них
Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб
Слайд 42Критерии оценки работы
новизна, актуальность, обоснованность выбранной темы исследования (до 4
б.);
согласованность цели, задач, содержания, полнота раскрытия темы (до 6 б.);
соответствие
оформления, содержания, структуры работы требованиям к исследовательским работам (до 6 б.);
авторитетность использованных источников, экспертных данных, литературы (до 4 б.);
собственный опыт исследования, вклад автора (до 4 б.);
теоретическая и/или практическая значимость работы (до 3 б.);
аккуратность, грамотность оформления работы (до 2 б.)
Слайд 43Критерии оценки при защите
раскрытие темы во время выступления (максимально 5
баллов);
культура речи (максимально 4 баллов);
соблюдение регламента в 7 минут (максимально
2 балла);
Максимальное количество баллов – 11.
Слайд 44Предоставление работы для комиссии
В электроном письме указана тема
Заявка предоставлена в
формате Word
Корректное название файла: секция, ФИО
Слайд 45Защита работы
Доклады не читаются, а рассказывают по заранее подготовленному плану
выступления (тезисы)
Выбираются основные факты и цифры, рассказывающие суть выполненной
работы
Диаграммы, графики, схемы, таблицы должны быть легко читаемыми и понятными без дополнительных объяснений: подписаны и имеют расшифровку условных обозначений.
При демонстрации следует использовать указку, авторучку, но не палец и повернуться к слушателям лицом, а не спиной.
Слайд 46Защита работы
Время защиты работы не более 7 минут
Доклад должен отвечать
на вопросы:
В чем актуальность работы?
Зачем проводилось исследование? (Цель и задачи
исследования)
Где и когда проводились исследования?
Какие методы сбора материала использовались и почему?
В каких условиях проводился сбор материала?
Какие выводы сделаны?
Слайд 47Презентация
Презентация не должна повторять текст работы полностью
Докладчик обращает внимание членов
жюри на слайды
В презентацию надо вынести диаграммы и фото
Не увлекаться
эффектами
Слайд 49«Летопись сибирских деревень»
Сроки проведения
1 этап - 3 февраля по 24
февраля
2 этап - 24 февраля по 9 марта
27 марта -
«Сибирский юридический университет», г. Омск, ул. Короленко, д. 12.
Секции
«Летопись родного края»;
«Родословие»;
«Земляки»;
«Военная история»;
«Охрана природы»;
«Геология»;
«Культура и искусство моей малой родины»