Слайд 1Методика проведения огоньков
Обучающее занятие для классных руководителей,
наставников классных коллективов
и старост классов
Педагог-организатор, педагог доп. образования
ГБОУ средняя школа № 376
Коваленко
Наталья Олеговна
Слайд 2«Очень простая и очень хитрая штука этот «огонек». Все мы
привыкли работать, что-то делать – этим никого не удивишь. Но
многие ли умеют думать над тем, что сделано, как сделано, как надо делать?
«Огонек» - начало осмысленной жизни. Разве каждый человек не должен по вечерам проводить свой «огонек»? Обсуждать свой день и свою жизнь?»
А.С. Макаренко
Слайд 3Огонёк – это
особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться,
научиться понимать других, слушать и слышать, раскрыть себя с необычной
стороны;
способ коллективного обсуждения прожитого дня, анализа проведенных дел, разбора складывающихся взаимоотношений;
коллективно-творческое дело, позволяющее поговорить на интересующие всех темы, обсудить волнующие каждого участника коллектива вопросы, сделать это творчески и интересно;
особый стиль разговора, диалога, дискуссии, беседы, позволяющие снять напряжение дня, получить заряд положительной энергии, разрешить конфликты, просто пообщаться в непринужденной обстановке.
Слайд 4Цели и задачи огонька:
научить детей осмыслению жизни;
привить навыки самоанализа и
коллективного анализа, коллективного «думанья»;
воспитать в детях и подростках культуру общения
– научить искусству разговора.
Слайд 5Условия для удачного проведения огонька:
Ребята должны быть заранее эмоционально настроены
и готовы к огоньку;
Участники должны быть удобно устроены, обычно в
кругу, вокруг огня, который находится в центре. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит лица и глаза всех своих товарищей. У круга нет углов. У круга нет конца и нет начала – одна неразрывная цепь, по которой проходят точки духовного напряжения, общей мысли, чувства, теплоты;
Все участники располагаются на одном уровне;
Необходимо поддерживать добрую атмосферу, избегать повышенного тона;
Тема огонька должна быть актуальна для большинства участников;
Взрослый не навязывает свое мнение ребятам, избегает категоричных утверждений, чаще задает вопросы, чем формулирует готовые ответы;
Всем участникам необходимо соблюдать законы проведения «Огонька».
Слайд 6Законы проведения огонька:
Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места,
а дождись паузы и подними руку или попроси слова.
Учись внимательно
слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего. Когда говорит один – все молчат.
Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.
Критика должна быть конструктивной: критикуешь - предлагай.
Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.
Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на огоньке или запретить кому-то говорить.
На огоньке говорят откровенно о том, что думают и что волнует. Это конфиденциальный разговор, все сказанное на огоньке не должно «выноситься» за его пределы.
Береги время, дай возможность высказаться другому.
Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.
Если хочется кого-то поддержать (что-то очень понравилось или с чем-то согласен) вместо аплодисментов «шуршим» или «пускаем искорки».
Если кто-то вышел из круга, соседи справа и слева кладут на его место руку, чтобы греть местечко.
Нельзя ходить через центр круга.
Слайд 7Огонек может включать в себя следующие элементы:
Песню.
Разбор прожитого дня.
Откровенный разговор.
Время для творчества.
Гость на огоньке.
Сюрприз для
огонька.
На огоньке можно передавать какой-либо предмет или символ. Каждый, у кого в руках оказался данный предмет, высказывается и передает его дальше по кругу (например, против часовой стрелки, чтобы замедлять время).
Слайд 8Орлятский круг
Слева друг и справа друг,
Чуть качнулся Орлятский круг.
Тут лишь
о главном услышишь слова.
Руки в размахе крыльев орла:
Справа на плечи,
а слева на пояс.
Тихо звучит о серьезном твой голос.
Круг неразрывный нельзя разорвать.
В центр, лишь прощаясь, можно ступать.
Выход из круга
Слайд 9Речёвка «Солнышко»
Чтоб нам в жизни повезло!
Чтоб нам в жизни повезло!
Чтоб
нам в жизни повезло!
Мы – ребята ничего,
Мы – ребята просто
Во!
(разрываем руки,
показываем большой палец вверх)
Все такого мнения?
Все без исключения!
Слайд 10Виды огоньков:
огонек знакомств;
огонек-анализ;
тематический огонек;
конфликтный огонек;
прощальный огонек.
Слайд 11Огонёк знакомства
Цель «огонька» знакомства - сформировать у каждого ребенка представление
об отряде и о себе в этом отряде, о предстоящей
смене, о перспективах своего участия в программе смены.
Слайд 12Аналитический огонёк
Огоньки такого рода различаются по предмету разговора – на
них обсуждают прожитый день,
проведенное дело,
события организационного периода или
всей смены,
но их объединяет то, что все они являются аналитическими.
Слайд 13Конфликтный огонёк
Необходимость в проведении подобных огоньков возникает, когда в отряде,
во взаимоотношениях ребят зарождается конфликт, происходит неординарный случай, появляется сложная
ситуация.
Конечно, вожатый пытается разрешить проблему разными путями: более тщательно продумывает индивидуальную занятость подростков, совместную деятельность, организовывает занятия вместе с психологами и т.д. И в том числе проводит конфликтный «огонек», если приходит к решению, что такой огонек нужен его отряду.
Слайд 14Огонёк прощания
Это последний огонек в отряде. К нему мысленно готовятся
и ребята, и вожатые за несколько дней до окончания смены.
Особому эмоциональному состоянию способствует атмосфера предстоящей разлуки.
Слайд 15Тематический огонёк
Данный вид «огонька» представляет собой «разговор на определенную тему
и характеризуется некоторой отвлеченностью, философским или публицистическим содержанием».
Основу тематического огонька
составляют технологии диспута, беседы, дискуссии или дискуссии (т.е. обмена мнениями, коллективного размышления на тему, обсуждения какого-либо вопроса, проблемы с целью поиска оптимального решения, включающие или не включающие в себя элементы спора).
Для тематического огонька выбирается серьезная, объемная, общественно значимая, актуальная «тема, от которой (или, наоборот, к которой) вы начнете (проведете) свой разговор».
Слайд 16Необходимые условия для тематического огонька:
при выборе темы, отборе содержания и
приемов ведения разговора нужно учитывать возрастные особенности, потребности подростков;
участники
(как дети, так и взрослый) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;
на огоньке надо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;
педагог (ведущий) должен владеть технологиями дискуссии или дискурсии;
подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы.
конечно же, необходимо связать обсуждаемую тему с жизнью вашего отряда, вашего детского объединения, с тем, что происходит в жизни детей и подростков в тот или иной момент.
Слайд 17Подготовка к огоньку
при выборе темы, отборе содержания и приемов ведения
разговора нужно учитывать возрастные особенности, потребности подростков;
участники (как дети,
так и взрослый) должны обладать достаточной базой знаний, жизненного опыта для выдвижения идей, суждений и их обоснования;
на огоньке надо создать благоприятный микроклимат, обстановку, располагающую к свободному выражению мыслей;
педагог (ведущий) должен владеть технологиями дискуссии или дискурсии;
подростки должны быть заинтересованы в обсуждении той или иной темы, проблемы.
конечно же, необходимо связать обсуждаемую тему с жизнью вашего отряда, вашего детского объединения, с тем, что происходит в жизни детей и подростков в тот или иной момент.
Слайд 18Вариант плана огонька
Настрой на огонёк – песня «Изгиб гитары жёлтой»
Легенда
об огоньке
Правила огонька
Обозначение темы – показ фрагмента мультфильма
Обсуждение темы в
кругу (по очереди передаём предмет, каждый высказывается)
Ведущий завершает
Песня в тематику огонька
Орлятский круг, легенда об орлятском круге, выход из него
Речёвка «Солнышко»