Слайд 1Методика проведения занятий по декоративно-прикладному искусству
Ознакомиться с лекцией, выписать основные
термины и прислать фотоотчет до 22 апреля
Слайд 2 Декоративная работа содействует эстетическому воспитанию и развитию изобразительных способностей обучающихся,
развивает их художественный вкус.
Знакомство с элементами декоративного оформления вещей
и предметов быта должно воспитывать у школьников понимания связи практически полезного предмета и украшения на нем с его формой и материалом, из которого он сделан.
Понимание ритма, стройное и гармоничное сочетание формы и цвета радует учащихся, доставляет им эстетическое удовлетворение.
Слайд 3Познавательное значение произведений народного творчества проявляется прежде всего в том,
что оно отражает особенности реальной жизни и дает обширные знания
об истории, труде и быте народа, а также представления о его мировоззрении и психологии; о флоре и фауне страны и многое другое.
Эстетическое значение состоит в том, что изделия народного творчества являются замечательными образцами подлинного искусства, они отличаются большим мастерством изготовления, что сказывается в их образных формах, которые веками отшлифовывались народными умельцами; они развивают в человеке чувство прекрасного, чувство формы, ритма и т.д.
Слайд 4На занятиях дети знакомятся с терминологией декоративно-прикладного искусства:
Орнамент (лат.) -
украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
Ритм в природе – повторяющиеся действия или явления (дыхание, пульс, ходьба; в природе – смена дня и ночи, времен года, приливы и отливы и т. д.).
Ритм в орнаменте – чередование элементов узора в определенной последовательности через определенные промежутки.
Все изображения в декоративных орнаментах упрощены, т.е. стилизованы.
Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов с помощью ряда условных приемов.
Упростить – значит подчеркнуть выразительные стороны предмета, опустив малозначащие детали.
Слайд 5 Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить школьников с основными принципами
декоративно-прикладного искусства.
Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил
и законов: соблюдения ритма, симметрии, гармоничного сочетания цвета.
На занятиях по декоративно-прикладному искусству обучающиеся учатся составлять узоры, познают законы композиции, продолжают овладевать навыками работы акварельными красками и гуашью, изучают орнаментальное творчество русского народа.
Слайд 6 При составлении узоров, эскизов декоративного оформления вещей надо показать ученику,
как можно использовать формы природы: листья и цветы различных растений,
животных и птиц – и как затем перерабатывать эти формы (стилизовать) в своих композициях.
Слайд 7 На таких занятиях идет развитие творческой инициативы, которая будит мысль
человека, делает его труд одухотворенным и увлекательным.
На занятиях декоративно-прикладного искусства
необходимо знакомить школьников с образцами народного искусства (посуду, орудия труда, ткани, глиняная и деревянная игрушка и многое другое).
Слайд 8 Виды декоративных работ:
1). Рисование с образца.
2). Творческая работа по
составлению узора.
3). Декоративно-оформительская работа.
4). Беседы о декоративно-прикладном искусстве.
Слайд 9 Рассмотрим каждый вид декоративных работ подробнее.
Ознакомление с декоративным искусством начинается
с рисования элементов с образца. Рисуя с образца (копируя), обучающиеся
учатся правильной последовательности выполнения рисунка. Обращается основное внимание на сходство изображения с образцом работы и на освоение простейших изобразительных навыков.
Дети знакомятся с особенностями построения узоров, с закономерностями их построения: ритмом и симметрией, асимметрией.
Слайд 10 Образцы орнамента отбираются по принципу доступности композиционных решений школьникам. Простейшие
узоры бывают трех видов:
Узор в полосе (бордюр) – ограниченный с
двух сторон параллельными линиями;
Узор, ограниченный, замкнутый со всех сторон в какой-либо геометрической форме (квадрате, круге, овале и т.д.);
Узор бесконечный, незамкнутый (иначе-открытый), сетчатый орнамент.
Слайд 12Узор, ограниченный, замкнутый со всех сторон в какой-либо геометрической форме
(квадрате, круге, овале и т.д.)
Слайд 13Узор бесконечный, незамкнутый
(иначе-открытый), сетчатый орнамент
Слайд 14 В зависимости от возраста обучающихся работы по декоративно-прикладному искусству усложняются.
Начинают изучать особенности построения самого простого узора, потом более сложного
и т.д. В этом состоит систематичность в проведении декоративных работ.
Непременным условием проведения таких занятий является наглядность. Педагог должен показать этапы выполнения того или иного элемента; этапы выполнения простого узора на доске.
Ни один узор не составляется из случайных, выдуманных элементов и строится на имеющихся знаниях учащихся и их опыте.
Слайд 152. Творческая работа по составлению узора развивает творческие способности и
воображение учащихся.
При составлении узора школьники должны использовать знания, умения и
навыки, полученные при рисовании с образца, использовать опыт рисования с натуры.
При самостоятельном составлении узора следует считать главным творческое решение узора. Дети учатся перерабатывать естественные формы в декоративные (законы стилизации).
Во время самостоятельного выполнения задания роль педагога заключается в том, чтобы поддержать интерес ученика к этой работе на протяжении всего занятия.
Узор, составленный самостоятельного учеником, должен быть хорошо «читаемым» и «стройным» (не нагромождать узор бесчисленным количеством деталей или, наоборот, недостаточное включение элементов в узор).
Слайд 16Творческое составление узоров из элементов Хохломской росписи
Слайд 173. Декоративно-оформительская работа
Подразумевает знакомство школьников с оформлением плакатов, афиш, альбомов,
пригласительных билетов. Они могут быть дополнены элементами орнаментов, законов композиции
(симметрией, ритмом и т.д.).
Обучающиеся впервые знакомятся с таким понятием как «шрифт». Шрифт – определенное начертание букв и цифр алфавита.
Сначала детям даются сведения об эволюции букв от древних иероглифов до современного состояния шрифтов. Для этого необходимо показать заголовки книг, газет, журналов и др. литературы.
Первый шрифт, с которым знакомятся школьники, плакатный.
Выполняют работу и по оформлению буквицы.
Слайд 214. Беседы о декоративно-прикладном искусстве
Этот вид подразумевает знакомство учеников с
основами ДПИ, его видами, особенностями и т.п.
Можно приглашать в гости
мастеров ДПИ, проводить с ними заочные встречи (через видео и через интернет-источники).
На таких занятиях обучающиеся не рисуют, они получают важную и полезную информацию о декоративно-прикладном искусстве своей малой родины (например, Каргопольской глиняной игрушке), о знаменитых народных промыслах России (например, Гжельской керамике), о мастерах своего дела (например, народном мастере по изготовлению народной тряпичной куклы Ирине Владимировне Агаевой) и т.д.
Слайд 22Рассмотрим содержание занятий по ДПИ по программе «Изобразительное искусство 1-9
класс» под. ред.В.С.Кузина на примере начальных классов:
1 класс
Рисование узоров и
декоративных элементов по образцам.
Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров.
Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи и украшений одежды, посуды, игрушек.
Слайд 232 класс
Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства: художественной росписью
по дереву (Полхов-Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), народной
вышивкой.
Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения простейших предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно-сюжетной композиции.
Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Слайд 243 класс
Знакомство с новыми видами НДПИ: художественной росписью по металлу
(Жостово) и дереву (Хохлома), народной вышивкой и кружевом.
Ознакомление с
русской глиняной и деревянной игрушкой, современной технической и елочной игрушкой.
Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений центров народных художественных промыслов.
Слайд 254 класс
Эстетическое воспитание и обучение учащихся средствами народной художественной резьбы
по дереву, произведений художественной лаковой миниатюры из Палеха, росписей Русского
Севера и т. д.
Выполнение эскизов простейших объектов на основе орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.
Слайд 26 На занятиях декоративного рисования дети должны наблюдать художественные образцы.
Желательно
обращать внимание детей на различные приемы оформления бытовых вещей, показывать
сами предметы, репродукции, фотографии и т.д.
Следует организовать внеклассное наблюдение предметов ДПИ в музее, выставочном зале.
Наблюдения художественных образцов должны вызвать у детей желание создать свой красивый узор.
Слайд 27В основу организации занятия декоративного рисования должен быть положен следующий
порядок:
1.Наглядное объяснение основных закономерностей орнамента – понятие ритма, симметрии,
цветовых сочетаний.
2.Научить откладывать одинаковые отрезки, проводить горизонтальные и вертикальные линии и диагонали.
3.Практический показ порядка работы над орнаментом, роспись надо начинать с каймы или центра.
4.В декоративном рисовании при росписи применяется «ремесленническая техника», когда определенная краска наносится последовательно на все одинаковые элементы орнамента. Нельзя нарушать этот традиционный прием и отделывать прежде одну ритмическую единицу, а затем переходить к отделке следующей.
5.В орнаментальном творчестве дети с увлечением пользуются штампами – прикладыванием, смоченных краской, черенка кисти, шляпки гвоздя, колпачка от авторучки, пальцев и т. п. или фигур, вырезанных из сырых овощей, картона.
Слайд 28Рекомендации по последовательности знакомства с предметами народных художественных промыслов на
занятиях ДПИ:
1.Дать правильное название промысла. Это чаще всего его географическое
местоположение (показать на карте).
2.Назвать материал, из которого выполняют изделия.
3. Рассмотреть сюжеты (игрушек, росписи, вышивки и т. д.).
4.Ознакомить с последовательностью изготовления предметов с учетом возрастных особенностей обучающихся (технологией).
5.Разобрать особенности украшения и их элементы.
6.Цветовая гамма промысла и какими красками работали раньше и сейчас. 7.Ознакомить и научить основным приемам росписи характерных элементов, изучаемого промысла. Выполнение тренировочных упражнений.
8.Выполнение эскиза изделия по мотивам изучаемого народного промысла.
Обязательно показать детям подлинные предметы народного промысла, а так же рисунки, фотографии, плакаты, слайды, фильмы и пр.
Слайд 29Структура занятия по ДПИ
Организационный момент
Актуализация знаний обучающихся
Вводная беседа с анализом
образца работы
Показ последовательного выполнения работы
Самостоятельная практическая работа обучающихся
Подведение итогов занятия
и рефлексия