Слайд 1ЧЕЛОВЕК- ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ЖИВЫХ
ОРГАНИЗМОВ НА ЗЕМЛЕ
Научная классификация
Царство:Животные
Тип:Хордовые
Подтип:Позвоночные
Класс:Млекопитающие
Отряд:Приматы
Надсемейство:Человекообразные
Семейство:Гоминиды
Род:Люди
Вид:Человек разумный
Латинское названиеHomo sapiens
Человек –это микрокосмос, соединяющий в себе все три части космоса:мир земной, небесный и божественный.
Сложность человеческой природы не в состоянии передать ни одно определение. Все попытки определить человека сводились к выделению какого-то признака, отличающего человека от других существ.
Слайд 2Человека изучают разные науки:физиология, анатомия, социология, психология и др.
Антропология –
занимается изучением феномена человека.
Теория происхождения человека, изучение процесса его возникновения
и развитие получили название –АНТРОПОГЕНЕЗА
Теория формирования человеческого общества -СОЦИОГЕНЕЗ
Слайд 4БИОСОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Биологическая сущность человека- человек – часть живой природы.
Как
биологическое существо человек слабее многих животных.
Социальная сущность – то, что
отличает человека от остальных представителей животного мира, проявляется через такие свойства как способность и готовность к труду, сознание, разум, речь, ответственность, целеполагание, творчество и т. д.
Слайд 5 ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО
Обладает мышлением и членораздельной речью
Может
передавать информацию об окружающем мире, причем не только с помощью
речи, а с помощью музыки, живописи и т.д.
Человек способен к сознательной целенаправленной
творческой деятельности: моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития
природных процессов;
выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его
действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему
материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя
практически преобразующую деятельность, человек творит
«вторую природу» — культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
Слайд 6Человек способен изготавливать орудия труда и ис
пользовать их как средство
производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать
естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
Человек воспроизводит не только свою биологическую,но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности.
Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).
Слайд 7 БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Бытие –
философская категория, для обозначения всего сущего, реальность.
Формы бытия:
бытие процессов
природы и вещей, произведенных человеком.
бытие человека, включающее в себя биологическое, социальное и духовное бытие.
Бытие человека временно и преходяще.
Слайд 8ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ ЧЕЛОВЕКА
Что определяет поступки человека, что движет его
деятельностью? ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ
Потребность — это нужда человека в том,
что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere —приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
Духовные (идеальные, познавательные) —потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными.
Слайд 9Существуют и другие классификации потребностей, например, следующая. (По А.Маслоу)
Слайд 10Есть еще понятие разумных и неразумных потребностей, повседневных и особенных
и т. д.
Можно ли удовлетворить все потребности человека?
Потребности лежат в
основе возникновения интересов и склонностей.
ИНТЕРЕС –целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребностей
Классификация интересов
По носителю – индивидуальные, групповые, всего общества.
По направленности –экономические, социальные, политические, духовные.
Слайд 11Удовлетворение потребностей находится в тесной связи с нашими способностями, умениями,
талантами
Способности-особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью.
Способности имеют
врожденный природный характер, в основе которых лежат задатки, которые можно развить, а можно и погубить.
Самые важные способности людей – умственные. Их совокупность и умелое применение называют –ИНТЕЛЛЕКТОМ
Умственные способности нуждаются в постоянном развитии, подпитке.
Есть способности, которыми обладает далеко не каждый человек. Назовите их.
Кроме способностей люди обладают – ТАЛАНТОМ, а высшая степень талантливости называется – ГЕНИАЛЬНОСТЬЮ
«Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами» - объясните смысл данного высказывания.
Слайд 12ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – форма активности человека, направленная
на преобразование им окружающего мира, является способом существования людей и
характеризуется следующими чертами:
сознательный характер — человек сознательно вы
двигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
продуктивный характер — направлена на получение
результата (продукта);
преобразующий характер — человек изменяет окру
жающий мир и самого себя;
общественный характер — человек в процессе дея
тельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Слайд 16Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность,
содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый
человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Слайд 17 ОБЩЕНИЕ
Общение —
это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию - материальную или духовную (информационную)
Слайд 21В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между
деятельностью и общением:
общение — это элемент любой деятельности, а деятельность
— необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
общение — один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
общение и деятельность — это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
Труд — это
любая сознательная деятельность человека.
Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром,можно говорить о труде;
Труд — один из видов деятельности, но далеко не един
ственный.
Труд — это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.
— это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний,
умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования.
— это особый вид деятельности, целью которого не является производство
какого-нибудь материального продукта, а сам процесс — развлечение, отдых,......
Характерные черты игры: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Слайд 26 творчество
Творчество — это
вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее
(например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество — это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Слайд 27Механизмы творческой деятельности
Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний.
Воображение — способность создавать
новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
Фантазия (гр. phantasia —
психический образ, плод воображения) — характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — знание, условия получения которого не осознаются.
Слайд 30 Мышление и деятельность
План рассмотрения
темы
1. Взаимосвязь мышления и деятельности
2. Что такое мышление.( определение, биологическая
основа, средства, формы, база, )
3.Основные характеристики процесса мышления.
4. Типы мышления
5. Этапы процесса мышления.
6 Мыслительная операция как один из способов мыслительной деятельности. Формы мыслительных операций( анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, суждение, умозаключение, индукция, дедукция
Слайд 32Основные характеристики процесса мышления
Мышление- высшая ступень познания человеком действительности, вид
умственной деятельности.
Чувственной основой мышления являются ощущуния, восприятия и представления. Через
органы чувств в мозг поступает информация, ее содержание перерабатывается мозгом. Наиболее сложной формой переработки информации является – мышление.
Мышление носит опосредованный характер – то, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно, в результате процесса мышления.
Мышление обладает личностным характером.
Слайд 35 Мыслительная операция как способ
мыслительной деятельности
Мыслительная операция –
один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны, их выбор зависит от очень многих факторов( поставленной задачи, характера информции, индивидуальных способностей человека)
Анализ – разложение целого на части
Синтез –объединение частей
Сравнение – установление сходства и различия предметов и явлений
Абстрагирование –процесс мысленного отвлечения от конкретных признаков
Конкретизация – обратный процесс, возвращение мысли от общего и абстракного к конкретному, частному.
О формах мыслительной деятельности мы поговорим более подробно при изучения процесса познания.
Слайд 36Цель и смысл жизни
план
1. Что такое цель и
смысл жизни
2. Проблема смысла жизни
3. Концепции смысла жизни
Слайд 37Цель жизни –мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки
человека, содержание которого меняется от условий бытия человека, его возрастных
особенностей и ряда других факторов.
Смысл жизни - осознание человеком направленности своей жизни, сознательное выстраивание им иерархии ценностей, осознание своих возможностей и стремление к их реализации.Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые составят основу жизедеятельности.
Смысл жизни не дается человеку извне, а определяется каждым человеком самостоятельно. Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий и прежде всего наличие демократичсеких прав и свобод.
Слайд 38 Проблема смысла жизни человека
Объективная сторона
Каждый
человек — биологическое существо. В этой сущности он является носителем
жизни и должен стремиться к ее сохранению и воспроизведению. Жизнь как биологическое явление изначально целесообразна, и смысл жизни, следовательно, коренится в самой жизни
Субъективная сторона
Человек осознает принадлежность к конкретно-историческому типу общества, стремление наполнить биологическое существование социально значимым содержанием. Смысловое оправдание своей деятельности человек ищет в разных направлениях: в творчестве, познании, выполнении долга, творении добра и др.
Слайд 41ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА
Слайд 42Когда говорят о личности, прежде всего подразумевают ее социальную индивидуальность,
неповторимость. Последняя формируется в процессе воспитания и деятельности человека, под
влиянием конкретного общества и его культуры.
Не всякий человек является личностью???
Большинство ученых склонны признавать за всеми людьми право называться личностью, правда иногда с некоторыми оговорками.
Формирующуйяся личность
Патологическая или аномальная личность
Асоциальная личность
Деградирующая личность
Зрелая личность.
Слайд 43 Структура личности
•
Социальный статус — место человека в системе общественных отношений.
• Социальная
роль — образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.
• Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.
Есть и другие представления о структуре личности:
Слайд 44 Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации, индивидуальность отстаивают.
Социализация
(от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и
дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за это время осваивает множество социальных ролей
Слайд 45Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения
и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых
для успешного функционирования в обществе.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.
От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).
От успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив ценности и нормы поведения, принятые в данной культуре, сумеет реализовать себя в процессе общественной жизни. Окружающая человека среда может влиять на развитие личности как целенаправленно (путем организации обучения и воспитания), так и непреднамеренно.
Слайд 46Процесс социализации проходит через несколько стадий, которые социологи называют жизненными
циклами: детство, юность, зрелость и старость. Жизненные циклы связаны со
сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, изменением привычек и образа жизни. По степени достижения результата различают начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую, социализацию, охватывающую зрелость и старость.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере отношений социальных.
Слайд 47Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации
и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются
на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного — средства массовой информации, армия, церковь.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Поэтому такие элементы социального контроля, как поощрение (например, в форме положительных оценок) и наказание (в форме оценок отрицательных) одновременно являются и приемами социализации.
Слайд 48В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации
и ресоциализации.
Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных
ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни. Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни. Если процесс десоциализации носит негативный характер и является достаточно глубоким, он может разрушить основы личности, восстановить которые будет невозможно даже с помощью позитивной ресоциализации.
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В процессе своей жизнедеятельности люди
вступают друг с другом в многообразные общественные отношения. Одним из видов социальных отношений являются межличностные отношения, т. е. отношения между отдельными индивидами по различным основаниям. Все межличностные отношения подразделяются на официальные и неофициальные.
Официальные и неофициальные межличностные отношения отличаются друг от друга, во‑первых, наличием или отсутствием в них определенной нормативности. Официальные отношения всегда регламентируются какими‑либо определенными нормами — правовыми, корпоративными и др. Во‑вторых, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т. е. права и обязанности, которые складываются в рамках официальных межличностных отношений, не зависят от личности, в то время как неофициальные межличностные отношения определяются индивидуальными личностными особенностями их участников, их чувствами и предпочтениями. Наконец, в официальных отношениях крайне ограничена возможность выбора партнера по коммуникации, общению, в то время как в неофициальных отношениях решающую роль играет именно выбор личности.
Официальные и неофициальные межличностные отношения, в которые люди вступают друг с другом, чрезвычайно разнообразны. Они могут быть кратко временными (попутчики в поезде), долговременными (друзья, сослуживцы), постоянными (родители и их дети), причинно‑следственными (преступник и его жертва), функциональными (заказчик и портной), учебными (преподаватель и ученик), субординационными (начальник и подчиненный).
Слайд 50СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Подход различных философских школ к вопросу о природе
сознания
Естественно научный (материалистический) подход: Сознание-проявление функций головного мозга. Телесная
организация первична, сознание вторично.
Религиозно – идеалистический подход: Сознание- первично, а человек « телесный» его производная , вторичен.
Сознание-способность человека отражать окружающий мир в чувственных и логических образах
Структура сознания
Восприятие мира органами чувсв
Логическое понимание сущности объекта
Эмоц. компоненты- переживания, воспоминания, предчуствия
Воображение, интуиция
Важнейшее свойство сознания – активность. Сознание отражает мир целенаправлено и избирательно , разрабатывает прогнозы, теоретические модели, исследует закономерности, лежит в основе преобразований.
Возникновение сознания – продукт эволюции. 1 этап. Вначале возникли простейшие формы отражения : раздражимость,возбудимость, чувственность примитивных организмов. 2 этап. Эволюция приводит к формированию мозга, нервной системы, психики животных, а затем психики человека. 3 этап. Качественный скачок развития психики – возникновения сознания обусловленный социальными факторами, появлением орудий труда, предметов культуры, языка и знковых систем.
Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов , интересов, положения в обществе
Бессознательное – это психические явления, которые влияют на поведение человека , но не осознаются им. Проявляются по З.Фрейду в виде ошибок, оговорок, фантазий, грез, сновидений, которые расшифровываются специальным методом – психоанализом.
Различие между сознательным и бессознательным: 1). Сознательное отделяет себя от объекта, бессознательное нет. 2). Сознательное обладает механизмом психических связей бессознательное нет. 3) В первом производятся причиннно-следственные связи и пространственно-временные ориентиры , во втором нет. 4. Первое проявляется в желаниях , мыслях, намерениях , осознаваемых субъектом, а второе проявляется в простых псих. Реакциях, афектах, сновидениях , которые не осознаются субъектом.
Слайд 51ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА
Внутренний (духовный) мир человека – это создание, усвоение
и распространение культурных ценностей
СТРУКТУРА ДУХОВНОГО МИРА
ПОЗНАНИЕ. – потребность в
знаниях о себе, мире, смысле жизни
Познание формирует ИНТЕЛЕКТ – совокупность умственных способностей
ЭМОЦИИ. – кратковрем. субъективные переживания (радость, страх, гнев, стыд и др.)
ЧУВСТВА. –
долговрем. эмоциональные состояния, направл. на конкрет. предмет
Нравственные: (дружба, любовь и т.п.)
Эстетические: (восторг, отвращение и т. п.)
Интелектуальные: ( любознательность, сомнение и т.п.)
МИРОВОЗРЕНИЕ– совокупность взглядов и и представлений о мире.
СТРУКТУРА МИРОВОЗРЕНИЯ
убеждения
идеалы
принципы
знания
духовные ценности
Типы мировозрения
обыденное
религиозное
научное
Менталитет (mentalis- лат. умственный) – итоговый сплав познания, мировозрения, культуры , национального сознания , жизненного опыта
Слайд 52Самопознание и самооценка
Самопознание – изучение личностью свох особенностей (психических и
физических )
Опосредованное – через самоанализ, (общение, труд, познание других)
Непосредственное
– через самонаблюдение (дневники, анкеты, тесты)
Самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу
факторы
мотивы
типы
Сопоставление образа реального Я с идеалом
Оценка других людей
Отношение личности к своим успехам и неудачам
Понимание себя (поиск точных знаний о себе)
Повышение собственной значимости, самоуважение
Самоповерка своих оценок с оценками других
Реалистическкая (у ориентированных на успех)
Завышенная ( у ориентированных на избегание неудач)
Заниженная ( у ориентированных на избегание неудач)
Слайд 53ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента,
его потребности, вкусы; обнаруживаются его отношения к предметам и явлениям
окружающей действительности. Поведение человека побуждается потребностью, в конечном счете, направленной на оптимальное удовлетворение его интересов.
Межличностные отношения развиваются и достигают результата только в том случае, если поведение взаимодействующих людей основано на признанных в обществе социальных нормах. Любое отклонение от них приводит к различного рода отклонениям (девиации), которая может привести к появлению асоциального поведения — это поведение, характеризующееся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе.
Поведение — совокупность действий и поступков индивида, совершаемых им в относительно продолжительный период.
Слайд 54 СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Свобода- самостоятельность личности,
выражающаяся в ее способности и возможности делать самостоятельный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
Свобода - осознанная необходимость
Свобода есть там где есть выбор
Свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность - две стороны сознательной деятельности человека.
Ответственность - субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Отве́тственность — определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований.
Выделяют следующие виды ответственности: историческая, политическая, нравственная, социальная, юридическая и т.д.
Слайд 55ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖНА АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА
Как бы ни стремились люди к свободе,
они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде
всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.
Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения.
Абсолютно свободным человек быть не может. Ограничителем являются права и свободы других людей.
Слайд 56Свобода - осознанная необходимость
В мире есть силы, действующие непреложно,
неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта
необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли.
Если нельзя изменить обстоятельства – измени отношение к ним.
В обобщенном виде представленную позицию можно выразить и словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».
Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.