Слайд 1Вольфганг Амадей Моцарт – австрийский композитор
27 января 1756г –
5декабря 1791г.
Слайд 2Иоганн Хризостом Вольфганг Теофиль Моцарт родился 27января 1756г в Зальцбурге
Слайд 3Зальцбург – « музыкальная шкатулка»
Слайд 4Амадей –латинский аналог греческого имени Теофиль – «любимец бога»
Слайд 5Отец Моцарта – Леопольд Моцарт
сам был
известным
музыкантом - педагогом и довольно
плодовитым композитором.
Слайд 6Из семерых детей Моцартов выжили только двое
Наннерль
Вольфганг
Слайд 7Вольфганг
Начал сочинять в самом раннем детстве, уже в 3 года.
Серьёзно сочинять. Его ранняя музыка исполняется так же часто, как
и сочиненная во взрослый период.
Слайд 9«Вундеркинд», «чудо-ребёнок»
Слайд 10Турне было несколькою. В общей сложности они продлились 10 лет
( с перерывами на возвращение домой или на детские болезни).
Отец не только показывал детей Европе, в том числе монархам. Он искал связей, которые позволили бы повзрослевшему сыну устроиться с будущей работой в соответствии со своим ярким талантом.
Слайд 11В путешествии отец нанимал для сына лучших учителей Европы
Слайд 12В Англии это был
младший сын
Иоганна Себастьяна
Баха –
«Лондонский Бах»
Слайд 13В Италии – знаменитый падре Мартини.
Слайд 14В Италии, в Сикстинской капелле, один раз услышав, полностью запомнил
и записал охраняемое Ватиканом произведение «Мизерере» Григорио Аллегри. Это произведение
повсюду считалось венцом своего жанра и вершиной папской музыки для страстной пятницы. Неудивительно, что капелла тщательно заботилась о том, чтобы уберечь это сочинение от незваных переписчиков. То, что удалось сделать Вольфгангу, произвело большую сенсацию.
Слайд 15Итальянцы были буквально поражены и фантастическим слухом Моцарта, и его
гениальной музыкальной памятью. Находясь в Риме в Сикстинской капелле во
время сложнейшего исполнения многоголосного произведения «Мизерере», 14-летний Моцарт запомнил его и, придя домой, записал в полном виде по памяти. Данное произведение считалось собственностью церкви и исполнялось всего 2 раза в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжёлого наказания. Но перед чудо-ребёнком отступила и церковь: ведь мальчик не выносил нот и не списывал их. Он всего лишь… запомнил всё призведение!
Слайд 17Моцарт – академик Болонской академии наук с 14 лет
Слайд 18В 14 лет Моцарта за
сочинение им в течение 30
минут сложнейшего многоголосного произведения избирают академиком Болонской музыкальной академии, несмотря
на то, что существовало строгое правило - не принимать в ряды её членов никого моложе 26 лет.
Слайд 19В 12 лет Моцарт пишет первую свою оперу.
Миланский оперный театр
заказал 14-летнему Моцарту создать оперу «Матридат, царь Понтийский». За полгода
Моцарт пишет оперу. И опера 20 раз подряд с огромным успехом идёт на сцене театра.
Слайд 20Дети повзрослели, а значит перестали быть вундеркиндами
А это означает, что
публика теряла к ним интерес. Фактически Моцарту пришлось завоёвывать публику
снова, уже будучи взрослым человеком.
Слайд 211773 год – Моцарт работает у архиепископа Зальцбурга.
Слайд 22При следующем архиепископе Моцарт оставляет придворный пост
И становится свободным художником.
Принято
считать, что диктат
власти – это плохо. При этом
часто забывают,
что диктат
публики и её вкусов может
оказаться ничем не лучше.
Слайд 23Придерживаясь направления, соответствующего воззрениям среды, пока его искусство было просветлённым
выражением всеобщей культуры, казалось, что эта среда может нести ладью
его жизни. Однако, когда его гений разорвал эти путы, ему пришлось сесть на мель.
Слайд 24В музыке зрелого Моцарта эта трагедия чувствуется, сквозь блеск и
красоту высвечивается грусть и понимание, экспрессия, страсть и драматизм. В
глубине моцартовской музыки спрятан драматизм.
Слайд 25Моцарт – член Ордена вольных каменщиков
Главной деятельностью
Масонства является
Благотворительность,
Нравственное
Совершенствование,
Развитие и сохранение
Братской
дружбы.
Слайд 26Произведения Моцарта:
21 опера.
1-я опера «Аполлон и Гиацинт»
– в12 лет!
«Свадьба
Фигаро»
«Дон Жуан»
«Так поступают все»
«Волшебная флейта»…
Свыше 50 симфоний
Концерты для фортепиано и
скрипки с оркестром
Мессы…
Реквием
Слайд 27Опера «Волшебная флейта»
Хор «Откуда приятный и нежный тот звон»
Слайд 281782 г в Вене женился
на Констанции Вебер
Слайд 29
Антонио Сальери –королевский камер-композитор и капельмейстер итальянской оперы., фаворит австрийского
императора Иосифа Второго и у венской публики. С появлением Моцарта
исключительность Сальери оказалась под сомнением. В лице Моцарта Сальери обрёл соперника.
Слайд 37Слава пришла к Моцарту лишь после его смерти. Лишь в
20 веке были по-настоящему восприняты, осознаны и по достоинству оценены
и удивительное по своей силе эмоционально-выразительное богатство его музыкальных произведений, и их глубочайшая внутренняя трагичность, соседствующая с внешней безмятежностью мажорных композиций, и какая-то «неземная» – Высшая –гармония, царящая буквально во всех его творениях.
Слайд 38РЕКВИЕМ – траурная заупокойная месса, написанная на канонический текст
Слайд 39Реквием – музыкальное произведение траурного характера
для хора, солистов оркестра.
В переводе
с латинского
означает покой, отдых, успокоение.
Состоит из 14
Частей.
Слайд 40«Лакримоза» « Lacrimosa»
День, исполненный слёз
Слайд 42Трагические образы старинного народного
Гимна, созданного в 13 веке, в годину
страшной
эпидемии чумы, так увлекли
композитора, что на слова коротенького
текста он написал
6 грандиозных эпизодов.
Суровые, полные мрачного величия и
грозной мощи хоры, рисующие с потрясающей драматической силой картины смерти и разрушения, ярко контрастируют со скорбной мольбой, с трогательными жалобами.
Слайд 46Лакримоза
Проникнута трепетным волнением и просветлённой печалью.
Скорбная музыка Лакримозы так волновала
Моцарта, что он был не в силах завершить окончательную отделку
хоровых партий и перешёл к сочинению двух следующих хоров.
Слайд 47Константин Георгиевич Паустовский
Музыкальный писатель.
В своих рассказах ему удаётся слить воедино
музыку и слово.
В рассказе Старый повар» мы встречаемся с В.А.Моцартом
и его музыкой.
Слайд 53Помогла старому повару музыка или нет?
Слайд 54Музыка помогла старому повару воссоздать картину молодости в памяти картину
весеннего цветущего сада и наполнили душу радостью.
Слайд 55Какие изобразительные средства использует автор для воссоздания картины весеннего цветущего
весеннего сада?
Слайд 57Какова цветовая палитра присутствует в данном отрывке?
Слайд 58Чёрные цвета постепенно сменяются яркими, светлыми тонами, музыкой вырисовывается радостная,
светлая картина воспоминаний.
Ярко выражен приём антитезы. Противопоставляется чёрная, мрачная жизнь
повара ярким, цветущим воспоминаниям.
Слайд 59Что происходит с героем в данный момент?
Слайд 60Под влиянием музыки он накануне смерти получает счастье, которого был
лишён всю жизнь
Слайд 61Действительно ли музыка и искусство являются главными героями?
Слайд 62В данном произведении музыка играет главенствующую роль, именно она помогает
понять и постичь тайны бытия: радость, слёзы и счастье.
Слайд 63Какую параллель можно провести между «Реквиемом» Моцарта, жизнью и смертью
самого композитора и рассказом Паустовского «Старый повар»?
Слайд 64И старый повар, и Моцарт перед своей смертью получили наслаждение:
старый повар в том, что вновь увидел свою жену Марту
и весенний сад; а Моцарт – в том, что получил возможность создать одно из самых лучших своих произведений, которому нет аналога во всём мире. И после испытанного счастья и Моцарт, и старый повар обрели душевный покой. Последние минуты их жизни прошли в возбуждённом состоянии.