Слайд 1Методика работы с текстовой информацией
Слайд 2Классификация общеучебных умений и навыков.
1. учебно-организационные — обеспечивают организацию и анализ учебной
деятельности;
2. учебно-информационные — обеспечивают нахождение, преобразование и использование информации для выполнения учебных
задач;
3. учебно-логические — обеспечивают чёткую структуру работы над содержанием учебных задач;
4. учебно-коммуникативные — обеспечивают сотрудничество и организацию совместной деятельности.
Слайд 3Принципы формирования общеучебных умений и навыков
принцип доступности (алгоритмы);
принцип последовательности (связь
между разными навыками в одной параллели в период знакомства и
освоения);
принцип усложнения (внутри навыка);
принцип преемственности (связь навыков в разных параллелях в период закрепления и углубления);
принцип дополнения (внесение нового навыка).
Слайд 6И.С. ТУРГЕНЕВ. «СФИНКС»
Изжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твёрдый, скрыпучий песок... песок без
конца, куда ни взглянешь!
И над этой песчаной пустыней, над этим
морем мёртвого праха высится громадная голова египетского сфинкса.
Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти неподвижно-расширенные, вздёрнутые ноздри — и эти глаза, эти длинные, полусонные, полувнимательные глаза под двойной дугой высоких бровей?
А что-то хотят сказать они! Они даже говорят — но один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь.
Ба! Да я узнаю эти черты... в них уже нет ничего египетского.
Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая — и эти широко расставленные небольшие глаза... а на голове шапка волос, рассечённая пробором... Да это ты, Карп, Сидор, Семён, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно ли попал ты в сфинксы?
Или и ты тоже что-то хочешь сказать? Да, и ты тоже — сфинкс. И глаза твои — эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже... И также безмолвны и загадочны их речи.
Только где твой Эдип?
Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!
Декабрь, 1878
Слайд 7
• Какие дополнительные детали египетской скульптуры необходимы, чтобы представить её полно?
• Какие
ещё детали, кроме “длинных, полусонных, полувнимательных глаз”, придают образу загадочность?
• Тургенев
видел взгляд сфинкса таким, а есть ли иное восприятие?
• Русский мужик и египетская скульптура — такие далёкие культурные и исторические образы. Почему у писателя возникло желание их сравнить?
• Кто такой Эдип?
Слайд 8
Ориентирование в содержании текста и понимание его смысла в целом:
• сформулировать
тезис, выражающий общий смысл текста;
• определить наиболее общую, доминирующую идею текста.
Выявление
информации:
• определить основные элементы текста;
• найти необходимые единицы информации.
Понимание текста:
• сравнить между собой содержащуюся в тексте информацию;
• обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, своих мыслей;
• сделать заключение о намерении автора.
Осмысление содержания текста:
• связать информацию, найденную в этом тексте, с информацией, полученной из других источников;
• найти доводы в защиту своей точки зрения.
Осмысление формы текста:
• определить (выявить) композицию текста;
• слышать авторский голос, различать авторские оценки изображаемого;
• дать стилистический комментарий.
Слайд 9Дефицит умений в учебных умениях российских школьников (результаты международного тестирования
PISA)
Не сформированы различные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый, с ориентацией
на отбор нужной информации и т.д.
Нет навыков работы с составными текстами, когда информация представлена разными по жанру фрагментами, то есть необходимо сравнивать, сопоставлять и соединять.
Нет привычки видеть детали.
Не выработано умение сформулировать и переформулировать вопрос.
Слайд 11Основание города
Представьте, что вы живёте в веке, скажем, десятом, и
вам надо основать город. Причины для этого могут быть разные:
например, вы князь, вам нужна опорная точка, центр, столица или пришло время развивать торговые связи с соседями, оборонять границы от воинственных племён.
Утилитарные соображения понятны: нужно, чтобы были пути — сухопутные и водные. А ещё лучше, чтобы это был перекрёсток. Место должно быть и на виду, и хорошо защищено.
Однако практические цели строительства города были у наших предков не единственными. Место должно быть обязательно красивым. Гармония — необходимый признак сакрального, следовательно, ваш город должен стать естественной, органичной частью ландшафта. (По материалам статьи журнала «Человек без границ».)
Слайд 12
Задание 1: сформулируйте тезис, выражающий общий смысл текста.
Слайд 13
Задание 2: прочитайте фрагменты стихотворений, посвящённых разным русским городам, и рассмотрите
планы-схемы кремлей старинных русских городов.
Слайд 141. Какими думами украшен
Сей холм давнишних стен и башен,
Бойниц, соборов
и палат!
Здесь наших бед и нашей славы
Хранится повесть! Эти главы
Святым
сиянием горят!
2. На трёх холмах тебя слагали,
Велику силу даровали,
Победами крестили град,
И каждый видеть тебя рад!
3. Он как камень дорогой,
Красивый, драгоценный, золотой.
Сплошною крепкою стеной
Лежит на зелени равнинной.
4. И солнце его купола золотит.
Здесь древние соборы, и церкви, и палаты,
Широкие просторы древностью богаты.
5. Временем не стёрта — припорошена,
Создана руками чёрной нелюди,
Красота церквей, как гуси-лебеди,
Унесёт назад в святое прошлое.
Здесь не в сказках на мосту калиновом
Бились с ворогом за землю русичи,
Погибали и вставали тысячи,
И пылал на небе звон малиновый.
Смотрят мудро арки вековых ворот,
Крепостной стены бойницы узкие...
Слайд 15
Задание 3: выделите в планах-схемах и фрагментах информацию, раскрывающую ваш тезис.
Опишите ваш город: место, обязательные элементы его, выбрав любой вариант
записи — текст или схемы.
Задание 4: используя полученную информацию, раскройте тезис: “Закон гармонии есть во всех творениях Вселенной, и древние строители следовали ему”, то есть сформулируйте вопросы (запишите их) и ответьте на них.
Слайд 16Вопросы для повторения
1. Чем общеучебные навыки отличаются от компетентностных качеств?
2. Что подразумевают
под компетентностью?
3. Что значит компетентностный подход при работе с текстом?
4. Какова
основная причина провала российских школьников на международном тестировании?
Слайд 17Первое правило при работе с алгоритмом
он не даётся ученикам в
готовом виде, а осваивается в ходе работы с учителем, только
затем ученики получают его как результат своей работы.
Слайд 18
1. …Ахиллес, и далеко от всех, одинокий,
Сел у пучины седой
и, взирая на понт
темноводный,
Руки в слезах простирал, умоляя
любезную
матерь.
2. Быстро из пенного моря, как лёгкое облако,
вышла,
Села близ милого сына, струящего горькие
слёзы;
Нежно ласкала рукой…
3. Близко пред ним восседает и, быстро
обнявши колена
Левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь,
Так говорит, умоляя отца и владыку
бессмертных…
Слайд 19Алгоритм составления словесного описания
Выделите (выпишите, подчеркните) ключевые слова, относящиеся к
образу (событию, явлению, месту, пейзажу…).
Задайте себе вопросы: какую картину я
представляю, прочитав…? как я понимаю такую-то деталь (сравнение, олицетворение, эпитет…)?
“Раскрасьте”, то есть добавьте из текста (или своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы); с чем можно сравнить то, что я себе представляю? какие ассоциации у меня вызывает то, что я себе представляю?
Подберите слова, выражающие ваше отношение к изображаемому, используя: введение эпитетов (например: кровать у меня старая, зато весело скрипит); введение в канву описания самого себя, создание “я”- образа (например: я присела под ёлкой, и она мохнатой лапой закрыла меня от дождя).
Создайте единый образ, то есть составьте текст (устный или письменный) на основе собранного материала.
Слайд 20Второе правило работы с алгоритмом
алгоритм обязательно комментируем: соотносим пункты с
теми примерами, с которыми только что работали, а затем даём
домашнее задание на другие примеры.
Слайд 21Алгоритм сравнения
1. Определите объекты для сравнения.
2. Подумайте, какова цель сравнения:
• лучше представить
себе описания, образы…;
• открыть новое, необычное, странное, интересное…;
• помочь себе оценить сравниваемое;
• понять
авторскую позицию.
3. Выберите из текста примеры для цитирования согласно цели.
4. Выберите то, что вы будете сравнивать: внешние признаки, качественные характеристики.
5. Выполните сравнение объектов, отметив сходства и/или различия между ними.
6. Сделайте вывод(ы) о том, что удалось узнать в результате сравнения (помните о цели — п. 2).
Слайд 22Чем сопоставление отличается от сравнения?
• сопоставление не требует систематического выделения сходств
и различий;
• обладает широким диапазоном аспектов;
• может рассматривать явления, значительно отстоящие друг
от друга во времени, пространстве, принадлежащие к разным направлениям и областям знания;
• предполагает объяснение причин выявленных различий и/или сходств;
• обязательно завершается выводом.
Слайд 23Механизм осуществления сопоставления
• Выявить наиболее характерные, значимые, существенные черты, особенности рассматриваемых
объектов, явлений;
• проанализировать выделенные черты или особенности, определить взаимосвязь и несоответствия
между ними;
• сформулировать выводы, отражающие причины взаимосвязей, взаимовлияния, противоречивости событий или явлений.
Слайд 25
Комментарий — разъяснительные примечания к какому-либо тексту (Ожегов С.И. Толковый словарь).
Комментарий, как
и всякий научный текст, помогает размышлениям читателя, но не заменяет
их (Рейсер С.А.).
Комментарий излагает ход и результаты критического изучения текста и сопровождает его издание (Литературный энциклопедический словарь).
Слайд 26
Историко-культурный комментарий
Дуэль. Поединок, происходящий по определённым правилам парный бой, имеющий
целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением.
Таким образом, роль дуэли социально-знаковая...
Историко-бытовой комментарий
“Служив отлично-благородно”. Официальная формула бюрократического языка, употреблявшаяся при аттестации чиновников, означает: “весьма благородно”; “заслуживающим отличия образом”.
Историко-литературный комментарий
“И романтические розы”. Мистический средневековый символ розы... получил исключительно широкий отклик в романтической литературе...
Семантический комментарий
“Стушеваться”. Глагол, введённый в русский язык Ф.Достоевским в повести «Двойник» (1846). В «Дневнике писателя» Достоевский писал: “Слово стушеваться значит исчезнуть, уничтожиться, сойти, так сказать, на нет. Но уничтожиться не вдруг, не провалившись сквозь землю, с громом и треском, а, так сказать, деликатно, плавно, неприметно погрузившись в ничтожество...”
Слайд 27
1. Цели комментария: намечать связи между произведениями одного автора или одной
тематики; отмечать неточности; разгадывать загадки текста; улавливать строй языка; подчёркивать
и акцентировать мысли, рассуждения, сомнения автора; давать пояснения, вступать в диалог с автором.
2. Для того чтобы глубже понять текст, необходимо комментировать его на разных уровнях: объяснение простых реалий (слов, бытовых деталей, выражений); понятий, терминов; значений имён, фамилий, названий; символики (цвета, чисел…); различных ситуаций и положений (снов, дуэлей, свиданий…); топографии произведения (место действия); малозаметных на первый взгляд деталей и т.п.
3. Средства: научная лексика с привлечением цитат, аргументирующих мнение автора по поводу прочитанного текста, для чего необходимо использовать справочную литературу (словари, энциклопедии, справочники) и труды различных исследователей (литературоведов, историков, лингвистов).
4. Темы, на которые условно делятся комментарии: историко-культурная, историко-бытовая, историко-литературная, семантическая, текстологическая.
Слайд 28Алгоритм составления комментария к тексту
1. Прочитать внимательно текст.
2. Определить тему и подтемы
текста.
3. Отметить элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста.
4. Классифицировать элементы
в группы согласно видам комментариев.
5. Найти в соответствующей справочной и энциклопедической литературе сведения, поясняющие смысл отмеченных в тексте элементов.
6. Собрав все сведения, выбрать способ комментирования и составить текст-комментарий:
1) комментировать слово за словом и в конце сделать обобщение: о чём говорится в тексте (фрагменте, эпизоде);
2) рассказывать об информации, содержащейся в тексте (фрагменте, эпизоде) и попутно комментировать необходимое.
Слайд 29Требования к комментарию
1. Указать границы комментируемого фрагмента.
2. Делать ссылки на используемые словари,
энциклопедии и другие источники.
3. Цитировать исходный текст.
4. Логически структурировать текст-комментарий, завершив пояснения
обобщением.
5. Соблюдать нормы устной и письменной речи.
Слайд 30
“Были века Трояновы, миновали года Ярославовы, были сечи Олеговы, Олега
Святославича. Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле
сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро затыкал (себе) уши в Чернигове; Бориса же Вячеславича, храброго и молодого князя, похвальба на (смертный) суд привела и на Канине зелёное покрывало постлала за обиду Олегову”.
Задание: группа должна определить, какой или какие виды комментариев (тематические) она будет применять, затем, пользуясь справочной литературой, составляется комментарий к указанному эпизоду, выбирая различные способы.
Слайд 311. Примерный план характеристики художественного образа персонажа
Вступление. Место персонажа в системе
образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определённого социального типа.
1. Социальное и
материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений;
б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим;
б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета;
б) в авторской характеристике;
в) через характеристику других действующих лиц;
г) с помощью предыстории или биографии;
д) через цепь поступков;
е) в речевой характеристике;
ж) через “соседство” с другими персонажами;
з) через окружающую обстановку.
Слайд 322. План Е.А. Маймина
1. Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете?
Как это его характеризует?
2. Речь героя. Каковы особенности речи и о
чём они говорят?
3. Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям?
4. Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении?
5. Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?
Слайд 33Алгоритм составления характеристики персонажа
1. Отметить в тексте всю информацию (детали, описания,
оценки), которая относится к персонажу.
2. Выделить в этой информации важные, яркие
примеры, которые можно процитировать.
3. Представить героя:
1) указать, главный он или второстепенный, назвав произведение, имя автора;
2) создать портрет героя, используя авторское описание или описание по воображению;
3) описать поступки и действия героя, отражающие особенности его характера;
4) привлечь оценки героя другими персонажами и автором;
5) заключить характеристику собственной оценкой.
Слайд 34Вопросы и задания для повторения
1. Каким образом связаны предметные и общеучебные
навыки?
2. Выделите методические приёмы, лежащие в основе работы с алгоритмами.
3. Назовите преимущества
работы с алгоритмами.
4. Чем сопоставление отличается от сравнения?
5. По какому принципу Ю.М. Лотман классифицировал виды комментариев?
Слайд 35Текст 1
Это случилось в Индии. Однажды западный ветер принёс чёрную
грозовую тучу, и бешеный ливень обрушился на землю. Но не
только струи дождя лились на людей, а какие-то блестящие продолговатые предметы сыпались сверху. Вместе с дождём с неба падали рыбы, и люди, которые видели это чудо, опускались на колени. Они поднимали руки к небу и благодарили богов.
Американские учёные заинтересовались этим сказочным происшествием и выяснили, что это не единичный случай. Какие силы поднимают рыб в воздух? Почему потом водяные жители падают на землю?
Сильные ураганы, которые проносятся над океаном, поднимают рыб вместе с водой. Когда ураган преодолевает огромные пространства, его сила ослабевает, и поднятые им предметы падают на землю. Именно тогда из грозовых туч низвергается на землю рыбный дождь.
В разных местах земного шара выпадали дожди из водорослей, лягушек, мелких камешков, а в Горьковской области однажды выпал дождь из старинных монет.
Слайд 36Текст 2
Декларация прав ребёнка
Принцип 2
Ребёнку законом и другими средствами должна быть
обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые
позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
Слайд 37Текст 3
Одна устрица сказала своей соседке:
— Знала бы ты, какая нестерпимая
боль гложет меня. Чувствую, как во мне растёт что-то тяжёлое
и круглое. Прямо не знаю, куда деваться!
— Хвала небесам и морю, я-то никакой боли не чувствую. Грех жаловаться — здоровье у меня отменное, — самодовольно и надменно проронила в ответ вторая устрица.
В это время мимо полз краб. Заслышав разговор двух устриц, он сказал той, которая ни на что не жаловалась:
— Так-то так, здоровье у тебя и впрямь отменное, но страдание, которое терпит твоя соседка, — жемчужина редкостной красоты.
Слайд 38Правило № 1
При первом чтении любого текста ищи ответы на вопросы:
• кто действует? что делает?
• кто или что описывается?
• где и когда происходит
(-ят) действие (-я)?
• каким образом происходит действие или явление?
Слайд 39
1. “Ливень обрушился”, “чудо”, “сказочное происшествие”.
2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”.
3. “Боль
гложет”, “самодовольно и надменно”, “страдание — жемчужина редкостной красоты”.
Слайд 40
1. “Ливень обрушился”, “чудо”, “сказочное происшествие”.
2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”.
3. “Боль
гложет”, “самодовольно и надменно”, “страдание — жемчужина редкостной красоты”.
Слайд 41В любом тексте существуют детали, передающие подтекстовую информацию.
1. “Ливень обрушился”, “чудо”,
“сказочное происшествие”.
2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”.
3. “Боль гложет”, “самодовольно и
надменно”, “страдание — жемчужина редкостной красоты”.
Слайд 42Листопад
В странах, где зима или периодически наступающие ежегодно засухи определяют
перерыв в жизни растений, большинство кустарников и деревьев сбрасывают свои
листья. Это явление и есть Л. Одни деревья или кусты сбрасывают листья ежегодно, облачаясь ими вновь по окончании зимы (наши деревья и кусты) или сухого времени года (баобаб, бомбаксы). Деревья или кустарники с многолетними листьями сбрасывают их постепенно, сохраняя на себе листья прошлых лет или благодаря прикрывающему их снегу (брусника), или благодаря способности с помощью своего строения выдерживать сильный мороз (ели, лиственницы) или сильную сухую жару (некоторые пальмы, мясистые растения). Деревья и кустарники жарких и сырых стран по большей части Л. не подвержены. Л. наступает для каждого растения при определённых условиях тепла и пр., но в этом отношении замечаются большие колебания. Необходимо также заметить, что деревья, подверженные Л. в своём отечестве, будучи перенесены в страны, где нет ни зимы, ни засухи, напр. бук из Европы на Канарские острова, продолжают сбрасывать свою листву с наступлением зимних месяцев. Листья опадают по большей части гладкими поверхностями в местах, называемых сочленениями (articulatio). Тут при основании опадающей части, в большинстве случаев черешка, там, где он соединён с веткою, образуется пластинка ткани, раньше остальных тканей замирающая и усыхающая; при малейшем движении образуется перерыв этой пластинки, и орган отваливается. Сравнительно мало деревьев и кустарников, у которых листья не отваливаются, а засыхают и постепенно разрушаются, таковы наши дубы (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).
Слайд 43Найти в тексте приметы осени, а также ответы на вопросы
о причинах листопада и о том, почему листья разноцветные
В
давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил по ним из обоих стволов — и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось, видел в лесу — есть лист жёлтый и есть лист красный. До того времени вся птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не подавался. А леса и лето, и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. И снега не было. Не было зимы, говорю. Не было! Да на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! Какой с неё интерес? Убил дурак первую птицу — и загрустила земля. Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь (К Паустовский)
Слайд 44Правило № 2
При повторном чтении обращай внимание на детали:
• выдели детали в
тексте;
• подумай, как они связаны с фактами, которые отметил при первом
чтении
• соедини все полученные смысловые оттенки и определи главную мысль.
Слайд 45Расширение Правила№1
каким было время, о котором рассказывается?
как происходит событие?
как описывается явление?
как разворачивается сюжет?
с кем нас знакомит автор?
как
выглядят герои?
как выглядит место, где они живут?
Слайд 46Схема видов информации (ВИ)
Чтобы выявить какой-то один вид информации,
надо учитывать остальные.
ФИ — факты, события, место, время, портрет героя, предыстория,
эпилог
ПИ — детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация
КИ — 1) общий замысел автора; 2) система взглядов на явления, способ их рассмотрения
Слайд 48Вопросы для повторения
1. Какие трудности возникают у читателя-ученика при соприкосновении с
текстом?
2. С каких вопросов следует начинать работу с текстовой информацией?
3. Чем отличаются
задачи на выявление деталей в тексте в 5-м и 6-м классах?
4. Какие виды информации выделяют в тексте?
5. Что следует учитывать в тексте, чтобы выявить какой-то один вид информации?
6. Каковы основные принципы построения читательской карты?