Разделы презентаций


Методика работы с текстовой информацией

Содержание

Классификация общеучебных умений и навыков.1. учебно-организационные — обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности;2. учебно-информационные — обеспечивают нахождение, преобразование и использование информации для выполнения учебных задач;3. учебно-логические — обеспечивают чёткую структуру работы над содержанием учебных задач;4. учебно-коммуникативные — обеспечивают сотрудничество

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методика работы с текстовой информацией

Методика работы с текстовой информацией

Слайд 2Классификация общеучебных умений и навыков.
1. учебно-организационные — обеспечивают организацию и анализ учебной

деятельности;
2. учебно-информационные — обеспечивают нахождение, преобразование и использование информации для выполнения учебных

задач;
3. учебно-логические — обеспечивают чёткую структуру работы над содержанием учебных задач;
4. учебно-коммуникативные — обеспечивают сотрудничество и организацию совместной деятельности.
Классификация общеучебных умений и навыков.1. учебно-организационные — обеспечивают организацию и анализ учебной деятельности;2. учебно-информационные — обеспечивают нахождение, преобразование и использование информации

Слайд 3Принципы формирования общеучебных умений и навыков
принцип доступности (алгоритмы);
принцип последовательности (связь

между разными навыками в одной параллели в период знакомства и

освоения);
принцип усложнения (внутри навыка);
принцип преемственности (связь навыков в разных параллелях в период закрепления и углубления);
принцип дополнения (внесение нового навыка).
Принципы формирования общеучебных умений и навыковпринцип доступности (алгоритмы);принцип последовательности (связь между разными навыками в одной параллели в

Слайд 6И.С. ТУРГЕНЕВ. «СФИНКС»
Изжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твёрдый, скрыпучий песок... песок без

конца, куда ни взглянешь!
И над этой песчаной пустыней, над этим

морем мёртвого праха высится громадная голова египетского сфинкса.
Что хотят сказать эти крупные, выпяченные губы, эти неподвижно-расширенные, вздёрнутые ноздри — и эти глаза, эти длинные, полусонные, полувнимательные глаза под двойной дугой высоких бровей?
А что-то хотят сказать они! Они даже говорят — но один лишь Эдип умеет разрешить загадку и понять их безмолвную речь.
Ба! Да я узнаю эти черты... в них уже нет ничего египетского.
Белый низкий лоб, выдающиеся скулы, нос короткий и прямой, красивый белозубый рот, мягкий ус и бородка курчавая — и эти широко расставленные небольшие глаза... а на голове шапка волос, рассечённая пробором... Да это ты, Карп, Сидор, Семён, ярославский, рязанский мужичок, соотчич мой, русская косточка! Давно ли попал ты в сфинксы?
Или и ты тоже что-то хочешь сказать? Да, и ты тоже — сфинкс. И глаза твои — эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже... И также безмолвны и загадочны их речи.
Только где твой Эдип?
Увы! не довольно надеть мурмолку, чтобы сделаться твоим Эдипом, о всероссийский сфинкс!
Декабрь, 1878
И.С. ТУРГЕНЕВ. «СФИНКС»Изжелта-серый, сверху рыхлый, исподнизу твёрдый, скрыпучий песок... песок без конца, куда ни взглянешь!И над этой песчаной

Слайд 7
• Какие дополнительные детали египетской скульптуры необходимы, чтобы представить её полно? • Какие

ещё детали, кроме “длинных, полусонных, полувнимательных глаз”, придают образу загадочность? • Тургенев

видел взгляд сфинкса таким, а есть ли иное восприятие? • Русский мужик и египетская скульптура — такие далёкие культурные и исторические образы. Почему у писателя возникло желание их сравнить? • Кто такой Эдип?
• Какие дополнительные детали египетской скульптуры необходимы, чтобы представить её полно? • Какие ещё детали, кроме “длинных, полусонных, полувнимательных

Слайд 8
Ориентирование в содержании текста и понимание его смысла в целом:
• сформулировать

тезис, выражающий общий смысл текста; • определить наиболее общую, доминирующую идею текста.
Выявление

информации:
• определить основные элементы текста; • найти необходимые единицы информации.
Понимание текста:
• сравнить между собой содержащуюся в текс­те информацию; • обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, своих мыслей; • сделать заключение о намерении автора.
Осмысление содержания текста:
• связать информацию, найденную в этом тексте, с информацией, полученной из других источников; • найти доводы в защиту своей точки зрения.
Осмысление формы текста:
• определить (выявить) композицию текста;
• слышать авторский голос, различать авторские оценки изображаемого;
• дать стилистический комментарий.
Ориентирование в содержании текста и понимание его смысла в целом:• сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; • определить наиболее

Слайд 9Дефицит умений в учебных умениях российских школьников (результаты международного тестирования

PISA)
Не сформированы различные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый, с ориентацией

на отбор нужной информации и т.д.
Нет навыков работы с составными текстами, когда информация представлена разными по жанру фрагментами, то есть необходимо сравнивать, сопоставлять и соединять.
Нет привычки видеть детали.
Не выработано умение сформулировать и переформулировать вопрос.
Дефицит умений в учебных умениях российских школьников (результаты международного тестирования PISA)Не сформированы различные типы чтения: просмотровый (ознакомительный),

Слайд 11Основание города
Представьте, что вы живёте в веке, скажем, десятом, и

вам надо основать город. Причины для этого могут быть разные:

например, вы князь, вам нужна опорная точка, центр, столица или пришло время развивать торговые связи с соседями, оборонять границы от воинственных племён.
Утилитарные соображения понятны: нужно, чтобы были пути — сухопутные и водные. А ещё лучше, чтобы это был перекрёсток. Место должно быть и на виду, и хорошо защищено.
Однако практические цели строительства города были у наших предков не единственными. Место должно быть обязательно красивым. Гармония — необходимый признак сакрального, следовательно, ваш город должен стать естественной, органичной частью ландшафта. (По материалам статьи журнала «Человек без границ».)
Основание городаПредставьте, что вы живёте в веке, скажем, десятом, и вам надо основать город. Причины для этого

Слайд 12
Задание 1: сформулируйте тезис, выражающий общий смысл текста.

Задание 1: сформулируйте тезис, выражающий общий смысл текста.

Слайд 13
Задание 2: прочитайте фрагменты стихотворений, посвящённых разным русским городам, и рассмотрите

планы-схемы кремлей старинных русских городов.

Задание 2: прочитайте фрагменты стихотворений, посвящённых разным русским городам, и рассмотрите планы-схемы кремлей старинных русских городов.

Слайд 141. Какими думами украшен Сей холм давнишних стен и башен, Бойниц, соборов

и палат! Здесь наших бед и нашей славы Хранится повесть! Эти главы Святым

сиянием горят!
2. На трёх холмах тебя слагали, Велику силу даровали, Победами крестили град, И каждый видеть тебя рад!
3. Он как камень дорогой, Красивый, драгоценный, золотой. Сплошною крепкою стеной Лежит на зелени равнинной.
4. И солнце его купола золотит. Здесь древние соборы, и церкви, и палаты, Широкие просторы древностью богаты.
5. Временем не стёрта — припорошена, Создана руками чёрной нелюди, Красота церквей, как гуси-лебеди, Унесёт назад в святое прошлое. Здесь не в сказках на мосту калиновом Бились с ворогом за землю русичи, Погибали и вставали тысячи, И пылал на небе звон малиновый. Смотрят мудро арки вековых ворот, Крепостной стены бойницы узкие...
1. Какими думами украшен Сей холм давнишних стен и башен, Бойниц, соборов и палат! Здесь наших бед

Слайд 15
Задание 3: выделите в планах-схемах и фрагментах информацию, раскрывающую ваш тезис.

Опишите ваш город: место, обязательные элементы его, выбрав любой вариант

записи — текст или схемы.
Задание 4: используя полученную информацию, раскройте тезис: “Закон гармонии есть во всех творениях Вселенной, и древние строители следовали ему”, то есть сформулируйте вопросы (запишите их) и ответьте на них.
Задание 3: выделите в планах-схемах и фрагментах информацию, раскрывающую ваш тезис. Опишите ваш город: место, обязательные элементы его,

Слайд 16Вопросы для повторения
1. Чем общеучебные навыки отличаются от компетентностных качеств? 2. Что подразумевают

под компетентностью? 3. Что значит компетентностный подход при работе с текстом? 4. Какова

основная причина провала российских школьников на международном тестировании?
Вопросы для повторения1. Чем общеучебные навыки отличаются от компетентностных качеств? 2. Что подразумевают под компетентностью?  3. Что значит компетентностный

Слайд 17Первое правило при работе с алгоритмом
 он не даётся ученикам в

готовом виде, а осваивается в ходе работы с учителем, только

затем ученики получают его как результат своей работы.
Первое правило при работе с алгоритмом он не даётся ученикам в готовом виде, а осваивается в ходе работы

Слайд 18
1. …Ахиллес, и далеко от всех, одинокий, Сел у пучины седой

и, взирая на понт темноводный, Руки в слезах простирал, умоляя

любезную матерь.
2. Быстро из пенного моря, как лёгкое облако, вышла, Села близ милого сына, струящего горькие слёзы; Нежно ласкала рукой…
3. Близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена Левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь, Так говорит, умоляя отца и владыку бессмертных…
1. …Ахиллес, и далеко от всех, одинокий, Сел у пучины седой и, взирая на понт  темноводный,

Слайд 19Алгоритм составления словесного описания
Выделите (выпишите, подчеркните) ключевые слова, относящиеся к

образу (событию, явлению, месту, пейзажу…).
Задайте себе вопросы: какую картину я

представляю, прочитав…? как я понимаю такую-то деталь (сравнение, олицетворение, эпитет…)?
“Раскрасьте”, то есть добавьте из текста (или своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы); с чем можно сравнить то, что я себе представляю? какие ассоциации у меня вызывает то, что я себе представляю?
Подберите слова, выражающие ваше отношение к изображаемому, используя: введение эпитетов (например: кровать у меня старая, зато весело скрипит); введение в канву описания самого себя, создание “я”- образа (например: я присела под ёлкой, и она мохнатой лапой закрыла меня от дождя).
Создайте единый образ, то есть составьте текст (устный или письменный) на основе собранного материала.
Алгоритм составления словесного описанияВыделите (выпишите, подчеркните) ключевые слова, относящиеся к образу (событию, явлению, месту, пейзажу…).Задайте себе вопросы:

Слайд 20Второе правило работы с алгоритмом
 алгоритм обязательно комментируем: соотносим пункты с

теми примерами, с которыми только что работали, а затем даём

домашнее задание на другие примеры.
Второе правило работы с алгоритмом алгоритм обязательно комментируем: соотносим пункты с теми примерами, с которыми только что работали,

Слайд 21Алгоритм сравнения
1. Определите объекты для сравнения.
2. Подумайте, какова цель сравнения:
• лучше представить

себе описания, образы…; • открыть новое, необычное, странное, интересное…; • помочь себе оценить сравниваемое; • понять

авторскую позицию.
3. Выберите из текста примеры для цитирования согласно цели.
4. Выберите то, что вы будете сравнивать: внешние признаки, качественные характеристики.
5. Выполните сравнение объектов, отметив сходства и/или различия между ними.
6. Сделайте вывод(ы) о том, что удалось узнать в результате сравнения (помните о цели — п. 2).
Алгоритм сравнения1. Определите объекты для сравнения.2. Подумайте, какова цель сравнения: • лучше представить себе описания, образы…; • открыть новое, необычное, странное,

Слайд 22Чем сопоставление отличается от сравнения?
• сопоставление не требует систематического выделения сходств

и различий;
• обладает широким диапазоном аспектов;
• может рассматривать явления, значительно отстоящие друг

от друга во времени, пространстве, принадлежащие к разным направлениям и областям знания;
• предполагает объяснение причин выявленных различий и/или сходств;
• обязательно завершается выводом.
Чем сопоставление отличается от сравнения?• сопоставление не требует систематического выделения сходств и различий; • обладает широким диапазоном аспектов; • может

Слайд 23Механизм осуществления сопоставления
• Выявить наиболее характерные, значимые, существенные черты, особенности рассматриваемых

объектов, явлений; • проанализировать выделенные черты или особенности, определить взаимосвязь и несоответствия

между ними; • сформулировать выводы, отражающие причины взаимосвязей, взаимовлияния, противоречивости событий или явлений.
Механизм осуществления сопоставления• Выявить наиболее характерные, значимые, существенные черты, особенности рассматриваемых объектов, явлений; • проанализировать выделенные черты или особенности,

Слайд 25
Комментарий — разъяснительные примечания к какому-либо тексту (Ожегов С.И. Толковый словарь).
Комментарий, как

и всякий научный текст, помогает размышлениям читателя, но не заменяет

их (Рейсер С.А.).
Комментарий излагает ход и результаты критического изучения текста и сопровождает его издание (Литературный энциклопедический словарь).
Комментарий — разъяснительные примечания к какому-либо тексту (Ожегов С.И. Толковый словарь).Комментарий, как и всякий научный текст, помогает размышлениям читателя,

Слайд 26
Историко-культурный комментарий
Дуэль. Поединок, происходящий по определённым правилам парный бой, имеющий

целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесённого оскорблением.

Таким образом, роль дуэли социально-знаковая...
Историко-бытовой комментарий
“Служив отлично-благородно”. Официальная формула бюрократического языка, употреблявшаяся при аттестации чиновников, означает: “весьма благородно”; “заслуживающим отличия образом”.
Историко-литературный комментарий
“И романтические розы”. Мистический средневековый символ розы... получил исключительно широкий отклик в романтической литературе...
Семантический комментарий
“Стушеваться”. Глагол, введённый в русский язык Ф.Достоевским в повести «Двойник» (1846). В «Дневнике писателя» Достоевский писал: “Слово стушеваться значит исчезнуть, уничтожиться, сойти, так сказать, на нет. Но уничтожиться не вдруг, не провалившись сквозь землю, с громом и треском, а, так сказать, деликатно, плавно, неприметно погрузившись в ничтожество...”
Историко-культурный комментарийДуэль. Поединок, происходящий по определённым правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного

Слайд 27
1. Цели комментария: намечать связи между произведениями одного автора или одной

тематики; отмечать неточности; разгадывать загадки текста; улавливать строй языка; подчёркивать

и акцентировать мысли, рассуждения, сомнения автора; давать пояснения, вступать в диалог с автором.
2. Для того чтобы глубже понять текст, необходимо комментировать его на разных уровнях: объяснение простых реалий (слов, бытовых деталей, выражений); понятий, терминов; значений имён, фамилий, названий; символики (цвета, чисел…); различных ситуаций и положений (снов, дуэлей, свиданий…); топографии произведения (место действия); малозаметных на первый взгляд деталей и т.п.
3. Средства: научная лексика с привлечением цитат, аргументирующих мнение автора по поводу прочитанного текста, для чего необходимо использовать справочную литературу (словари, энциклопедии, справочники) и труды различных исследователей (литературоведов, историков, лингвистов).
4. Темы, на которые условно делятся комментарии: историко-культурная, историко-бытовая, историко-литературная, семантическая, текстологическая.
1. Цели комментария: намечать связи между произведениями одного автора или одной тематики; отмечать неточности; разгадывать загадки текста; улавливать

Слайд 28Алгоритм составления комментария к тексту

1. Прочитать внимательно текст.
2. Определить тему и подтемы

текста.
3. Отметить элементы текста, требующие комментария для раскрытия смысла текста.
4. Классифицировать элементы

в группы согласно видам комментариев.
5. Найти в соответствующей справочной и энциклопедической литературе сведения, поясняющие смысл отмеченных в тексте элементов.
6. Собрав все сведения, выбрать способ комментирования и составить текст-комментарий:
1) комментировать слово за словом и в конце сделать обобщение: о чём говорится в тексте (фрагменте, эпизоде); 2) рассказывать об информации, содержащейся в тексте (фрагменте, эпизоде) и попутно комментировать необходимое.
Алгоритм составления комментария к тексту1. Прочитать внимательно текст.2. Определить тему и подтемы текста.3. Отметить элементы текста, требующие комментария для раскрытия

Слайд 29Требования к комментарию
1. Указать границы комментируемого фрагмента. 2. Делать ссылки на используемые словари,

энциклопедии и другие источники. 3. Цитировать исходный текст. 4. Логически структурировать текст-коммен­тарий, завершив пояснения

обобщением. 5. Соблюдать нормы устной и письменной речи.
Требования к комментарию1. Указать границы комментируемого фрагмента. 2. Делать ссылки на используемые словари, энциклопедии и другие источники. 3. Цитировать исходный

Слайд 30
“Были века Трояновы, миновали года Ярославовы, были сечи Олеговы, Олега

Святославича. Тот Олег мечом крамолу ковал и стрелы по земле

сеял. Вступает он в золотое стремя в граде Тмутаракани, звон тот слышал давний великий Всеволод, сын Ярославов, а Владимир всякое утро затыкал (себе) уши в Чернигове; Бориса же Вячеславича, храброго и молодого князя, похвальба на (смертный) суд привела и на Канине зелёное покрывало постлала за обиду Олегову”.

Задание: группа должна определить, какой или какие виды комментариев (тематические) она будет применять, затем, пользуясь справочной литературой, составляется комментарий к указанному эпизоду, выбирая различные способы.

“Были века Трояновы, миновали года Ярославовы, были сечи Олеговы, Олега Святославича. Тот Олег мечом крамолу ковал и

Слайд 311. Примерный план характеристики художественного образа персонажа
Вступление. Место персонажа в системе

образов произведения.
Главная часть. Характеристика персонажа как определённого социального типа.
1. Социальное и

материальное положение.
2. Внешний облик.
3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек:
а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия).
4. Область чувств:
а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний.
5. Авторское отношение к персонажу.
6. Какие черты личности героя выявляются в произведении:
а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через “соседство” с другими персонажами; з) через окружающую обстановку.
1. Примерный план характеристики художественного образа персонажаВступление. Место персонажа в системе образов произведения.Главная часть. Характеристика персонажа как определённого

Слайд 322. План Е.А. Маймина
1. Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете?

Как это его характеризует?
2. Речь героя. Каковы особенности речи и о

чём они говорят?
3. Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям?
4. Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении?
5. Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?
2. План Е.А. Маймина1. Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете? Как это его характеризует?2. Речь героя. Каковы особенности

Слайд 33Алгоритм составления характеристики персонажа
1. Отметить в тексте всю информацию (детали, описания,

оценки), которая относится к персонажу.
2. Выделить в этой информации важные, яркие

примеры, которые можно процитировать.
3. Представить героя:
1) указать, главный он или второстепенный, назвав произведение, имя автора; 2) создать портрет героя, используя авторское описание или описание по воображению; 3) описать поступки и действия героя, отражающие особенности его характера; 4) привлечь оценки героя другими персонажами и автором; 5) заключить характеристику собственной оценкой.
Алгоритм составления характеристики персонажа1. Отметить в тексте всю информацию (детали, описания, оценки), которая относится к персонажу.2. Выделить в этой

Слайд 34Вопросы и задания для повторения
1. Каким образом связаны предметные и обще­учебные

навыки?
2. Выделите методические приёмы, лежащие в основе работы с алгоритмами.
3. Назовите преимущества

работы с алгоритмами.
4. Чем сопоставление отличается от сравнения?
5. По какому принципу Ю.М. Лотман классифицировал виды комментариев?
Вопросы и задания для повторения1. Каким образом связаны предметные и обще­учебные навыки?2. Выделите методические приёмы, лежащие в основе работы

Слайд 35Текст 1
Это случилось в Индии. Однажды западный ветер принёс чёрную

грозовую тучу, и бешеный ливень обрушился на землю. Но не

только струи дождя лились на людей, а какие-то блестящие продолговатые предметы сыпались сверху. Вместе с дождём с неба падали рыбы, и люди, которые видели это чудо, опускались на колени. Они поднимали руки к небу и благодарили богов.
Американские учёные заинтересовались этим сказочным происшествием и выяснили, что это не единичный случай. Какие силы поднимают рыб в воздух? Почему потом водяные жители падают на землю?
Сильные ураганы, которые проносятся над океаном, поднимают рыб вместе с водой. Когда ураган преодолевает огромные пространства, его сила ослабевает, и поднятые им предметы падают на землю. Именно тогда из грозовых туч низвергается на землю рыбный дождь.
В разных местах земного шара выпадали дожди из водорослей, лягушек, мелких камешков, а в Горьковской области однажды выпал дождь из старинных монет.
Текст 1Это случилось в Индии. Однажды западный ветер принёс чёрную грозовую тучу, и бешеный ливень обрушился на

Слайд 36Текст 2
Декларация прав ребёнка
Принцип 2
Ребёнку законом и другими средствами должна быть

обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые

позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путём и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка.
Текст 2Декларация прав ребёнкаПринцип 2Ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и

Слайд 37Текст 3
Одна устрица сказала своей соседке:
— Знала бы ты, какая нестерпимая

боль гложет меня. Чувствую, как во мне растёт что-то тяжёлое

и круглое. Прямо не знаю, куда деваться!
— Хвала небесам и морю, я-то никакой боли не чувствую. Грех жаловаться — здоровье у меня отменное, — самодовольно и надменно проронила в ответ вторая устрица.
В это время мимо полз краб. Заслышав разговор двух устриц, он сказал той, которая ни на что не жаловалась:
— Так-то так, здоровье у тебя и впрямь отменное, но страдание, которое терпит твоя соседка, — жемчужина редкостной красоты.
Текст 3Одна устрица сказала своей соседке:— Знала бы ты, какая нестерпимая боль гложет меня. Чувствую, как во мне

Слайд 38Правило № 1
При первом чтении любого текста ищи ответы на вопросы:


• кто действует? что делает? • кто или что описывается? • где и когда происходит

(-ят) действие (-я)? • каким образом происходит действие или явление?
Правило № 1При первом чтении любого текста ищи ответы на вопросы: • кто действует? что делает? • кто или что

Слайд 39
1. “Ливень обрушился”, “чудо”, “сказочное происшествие”.
2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”.
3. “Боль

гложет”, “самодовольно и надменно”, “страдание — жемчужина редкостной красоты”.

1. “Ливень обрушился”, “чудо”, “сказочное происшествие”.2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”.3. “Боль гложет”, “самодовольно и надменно”, “страдание — жемчужина редкостной

Слайд 40
1. “Ливень обрушился”, “чудо”, “сказочное происшествие”.
2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”.
3. “Боль

гложет”, “самодовольно и надменно”, “страдание — жемчужина редкостной красоты”.

1. “Ливень обрушился”, “чудо”, “сказочное происшествие”.2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”.3. “Боль гложет”, “самодовольно и надменно”, “страдание — жемчужина редкостной

Слайд 41В любом тексте существуют детали, передающие подтекстовую информацию.
1. “Ливень обрушился”, “чудо”,

“сказочное происшествие”.
2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”.
3. “Боль гложет”, “самодовольно и

надменно”, “страдание — жемчужина редкостной красоты”.
В любом тексте существуют детали, передающие подтекстовую информацию.1. “Ливень обрушился”, “чудо”, “сказочное происшествие”.2. “Специальная защита”, “наилучшее обеспечение интересов ребёнка”.3. “Боль

Слайд 42Листопад
В странах, где зима или периодически наступающие ежегодно засухи определяют

перерыв в жизни растений, большинство кустарников и деревьев сбрасывают свои

листья. Это явление и есть Л. Одни деревья или кусты сбрасывают листья ежегодно, облачаясь ими вновь по окончании зимы (наши деревья и кусты) или сухого времени года (баобаб, бомбаксы). Деревья или кустарники с многолетними листьями сбрасывают их постепенно, сохраняя на себе листья прошлых лет или благодаря прикрывающему их снегу (брусника), или благодаря способности с помощью своего строения выдерживать сильный мороз (ели, лиственницы) или сильную сухую жару (некоторые пальмы, мясистые растения). Деревья и кустарники жарких и сырых стран по большей части Л. не подвержены. Л. наступает для каждого растения при определённых условиях тепла и пр., но в этом отношении замечаются большие колебания. Необходимо также заметить, что деревья, подверженные Л. в своём отечестве, будучи перенесены в страны, где нет ни зимы, ни засухи, напр. бук из Европы на Канарские острова, продолжают сбрасывать свою листву с наступлением зимних месяцев. Листья опадают по большей части гладкими поверхностями в местах, называемых сочленениями (articulatio). Тут при основании опадающей части, в большинстве случаев черешка, там, где он соединён с веткою, образуется пластинка ткани, раньше остальных тканей замирающая и усыхающая; при малейшем движении образуется перерыв этой пластинки, и орган отваливается. Сравнительно мало деревьев и кустарников, у которых листья не отваливаются, а засыхают и постепенно разрушаются, таковы наши дубы (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).
ЛистопадВ странах, где зима или периодически наступающие ежегодно засухи определяют перерыв в жизни растений, большинство кустарников и

Слайд 43Найти в тексте приметы осени, а также ответы на вопросы

о причинах листопада и о том, почему листья разноцветные
В

давние времена сковали деревенские кузнецы первое ружьишко, набили порохом, и попало то ружьишко дураку. Шёл дурак лесом и увидел, как иволги летят под небесами, летят жёлтые весёлые птицы и пересвистываются, зазывают гостей. Дурак ударил по ним из обоих стволов — и полетел золотой пух на землю, упал на леса, и леса посохли, пожухли и в одночасье опали. А иные листья, куда попала птичья кровь, покраснели и тоже осыпались. Небось, видел в лесу — есть лист жёлтый и есть лист красный. До того времени вся птица зимовала у нас. Даже журавль и тот никуда не подавался. А леса и лето, и зиму стояли в листьях, цветах и грибах. И снега не было. Не было зимы, говорю. Не было! Да на кой она ляд сдалась нам, зима, скажи на милость?! Какой с неё интерес? Убил дурак первую птицу — и загрустила земля. Начались с той поры листопады, и мокрая осень, и листобойные ветры, и зимы. И птица испугалась, от нас отлетает, обиделась на человека. Так-то, милый, выходит, что мы себе навредили, и надобно нам ничего не портить, а крепко беречь (К Паустовский)
Найти в тексте приметы осени, а также ответы на вопросы о причинах листопада и о том, почему

Слайд 44Правило № 2
При повторном чтении обращай внимание на детали:
• выдели детали в

тексте;
• подумай, как они связаны с фактами, которые отметил при первом

чтении
• соедини все полученные смысловые оттенки и определи главную мысль.
Правило № 2При повторном чтении обращай внимание на детали:• выдели детали в тексте;• подумай, как они связаны с фактами, которые

Слайд 45Расширение Правила№1
каким было время, о котором рассказывается?
как происходит событие?


как описывается явление?
как разворачивается сюжет?
с кем нас знакомит автор?
как

выглядят герои?
как выглядит место, где они живут?
Расширение Правила№1каким было время, о котором рассказывается? как происходит событие? как описывается явление? как разворачивается сюжет?с кем

Слайд 46Схема видов информации (ВИ)
Чтобы выявить какой-то один вид информации,

надо учитывать остальные.
ФИ — факты, события, место, время, портрет героя, предыстория,

эпилог
ПИ — детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация
КИ — 1) общий замысел автора; 2) система взглядов на явления, способ их рассмотрения

Схема видов информации (ВИ) Чтобы выявить какой-то один вид информации, надо учитывать остальные.ФИ — факты, события, место, время,

Слайд 48Вопросы для повторения
1. Какие трудности возникают у читателя-ученика при соприкосновении с

текстом? 2. С каких вопросов следует начинать работу с текстовой информацией? 3. Чем отличаются

задачи на выявление деталей в тексте в 5-м и 6-м классах? 4. Какие виды информации выделяют в тексте? 5. Что следует учитывать в тексте, чтобы выявить какой-то один вид информации? 6. Каковы основные принципы построения читательской карты?
Вопросы для повторения1. Какие трудности возникают у читателя-ученика при соприкосновении с текстом? 2. С каких вопросов следует начинать работу

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика