Слайд 1Методологические основы психологии
Лекция № 1
«Общие представления о методологии науки
«психология»
Ковалев Владимир Николаевич -
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Филиала
МГУ
в г. Севастополе
Слайд 2 ПЛАН
Понятие «методология науки», её функ-ции и исторические истоки.
Структура и
уровни методологии.
Проблемы методологии психологии.
Предмет психологии и её методологичес-кие принципы.
Методологические категории
и метод науки.
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА:
ЛИТЕРАТУРА:
Балин В.Д. Теория и методология психологических исследований. М., 1989;
Голубинцев В.О.,
Данцев А.А., Любченко В.С. Фи-лософия науки. – 2-е издан. Ростов-на-Дону:
Феникс, 2008 – 541 с.
Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М., 1993.
Мазилов В.А. Методология психологической науки. Ярославль, изд. МАПН, 2003.
Никифоров А.Л. Философия и история науки. М.:Идея-Пресс, 2008.
Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983.
Слайд 4Основные понятия
Методология науки - это учение
о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей
теории познания, в особенно-сти теории научного познания (эпистемоло-гии) и философии науки.
Методология, в прикладном смысле, - это система принципов и подходов исследова-тельской деятельности, на которые опира-ется ученый в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины.
Слайд 6
Метод — совокупность правил, приемов,
спо-собов, норм познания и действия. Это есть система предписаний, принципов,
требований, которые ориентируют субъекта в решении конкретной задачи, достижении результата в данной сфере деятельности.
Метод организует поиск истины, позволяет экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
Основная функция метода - регулирование познавательной и иных видов деятельности.
Слайд 7Своеобразие методологии науки
Методология существует не сама по
себе (это относится и к методу), а является методологией по
отношению к какой-либо или каким-либо наукам, теориям. Она живет в процессе познания, практики».
Г.В.Телятников
В качестве методологии выступает наука, теория, положениями которой руководствуются в этом процессе.
Поэтому, методология психологии с позиций бихевиоризма, психоанализа, когнитивизма, геш-тальтпсихоогии и др. будет различной.
Слайд 9 Историческая справка
Наиболее существенный вклад в раз-работку
методологии науки внесли Платон, Аристотель, Ф. Бэкон, Г. Гегель, И.
Кант, Р.Декарт, , и другие классики философии.
В то же время в работах этих ученых методология науки представала в обоб-щенном и слабо различенном виде, совпа-дая с исследованием общей идеи научно-сти и её базовых принципов.
Слайд 10 Аристотель и Ф. Бэкон классифицируют
научное знание и предлагают два основных метода
получения достоверной информации о природе и человеке:
- логико-дедуктивный;
- экспериментально-индук-тивный.
Слайд 11 И. Кант разрабатывает общие границы познавательных способ-ностей,
а В.Й. Шеллинг и Г. Гегель пытаются создать универсальную систему
научного знания.
Эти исследования имели отвле-ченный характер, в силу того, что наука не играла вплоть до середи-ны XVIII — начала XIX вв сущест-венной практической роли в соци-альной жизни.
Слайд 12 В работах О.Конта, Г. Спенсера, Э.Дюркгейма и других
авторов разрабатываются уже не просто принципы общенаучного знания, но конкретные
варианты методов научно-поз-навательной деятельности, причем во мно-гом ориентированной на мир социальных связей и отношений.
Особое значение в становлении методо-логии науки имели исследования Д. Буля, Ф.Л.Г. Фреге, Ч.С. Пирса в области логико-математического знания.
Слайд 14Методологи советской психологической науки
С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,
Б.Г. Ананьев,
Б.Ф.
Ломов,
А.Р. Лурия,
А.В. Петровский и др.
Слайд 21Проблемы методологии психологии
Первое - В последнее время в отечествен-ной
психологической науке идет процесс демонополизации марксистской методоло-гии. В то же
время имеет место отставание теоретической психологии от эксперимен-тальной и практической психологии.
Второе - Продолжающееся в литературе смешение методологии и теории, методоло-гических и теоретических проблем науки мешает их решению».
Слайд 22 Третье - Встречается путаница, смешение понятий методология и
методика (например, в дипломных работах встречается словосочетание «методические основы»). Это
не верно. Методика процессуальна, она не может быть основой.
Четвертое - Проблема заключается еще и в том, что в ученых кругах постоянно идут споры о предмете психологии. От этого завит методология – основной подход к изучению.
Проблемы методологии психологии
Слайд 23Проблемы методологии психологии
Пятое - Актуальна проблема связи методологии теории и
методологии практики.
Практическая психология "отчасти остается
искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обос-нованных методов решения практических задач" (В.Н. Дружинин, 1999). И далеко не все стыкуется в теории и практике ( Пр-р: Трансактный анализ Берна).
Пока не все практические результаты могут быть объяснены с точки зрения классической психологии.
Слайд 24Предмет психологии
Душа (все исследователи до начала XVIII века);
Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская
психология — Д. Гартли, Д. С. Милль, А. Бэн, Г. Спенсер);
Непосредственный опыт субъекта (структурализм - В.
Вундт);
Приспособляемость (функционализм -У.Джеймс);
Происхождение психических деятельностей (психофизиология— И.М. Сеченов);
Поведение (бихевиоризм — Д. Уотсон);
Бессознательное (психоанализ— З. Фройд);
Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология— М. Вертгеймер);
Личный опыт человека (Гуманистическая психология — А.Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Мэй).
Слайд 25 Предметом научной академической психологии традиционно полагается
либо психика, либо поведение (в зависимости от то-го, к какой
научной школе принадлежит исследова-тель).
Это на уровне деклараций. Реально подлежат изучению либо явления поведения (доступные внешнему наблюдению), либо феномены самосоз-нания (которые фиксируются с помощью самона-блюдения), ибо, что такое психика – никто не знает. Есть просто условно принятое понятие в системе определенных признаков, равно как и более объемлющее понятие – ДУША.
Слайд 26Что изучает психология?
Психология изучает психические процессы, психологические черты личности
и психо-логические особенности человеческой дея-тельности.
К психическим процессам относятся:
ощу-щения, восприятия, представления, вообра-жение, мышление, эмоции, желания, память, внимание и т.д.
В своей совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека.
Слайд 27Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с пред-метным
миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действо-вать
на основе информации о нем.
Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельно-сти человека и поведения животных.
Эта форма жизнедеятельности в связи с её многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуют-ся различными отраслями психологической науки.
Слайд 34 Рис.1. Источники методологического обеспечения психологического исследования
Психологические науки