Разделы презентаций


Методологические основы управления таможенными органами

Содержание

Вопросы:1. Законы и принципы управления таможенными органами2. Методология и методы управления таможенными органами Литература:1. Управление таможенным делом: Учебное пособие. Макрусев В.В., Черных В.А., Тимофеев В.Т., Андреев А.Ф., Бойкова М.В., Колобова И.Н.,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра

управления
Профессор кафедры управления, к.в.н., доцент ВОЛКОВ Владимир Федорович каб. 409В, тел.

21-55

Методологические основы управления
таможенными органами

Лекция

1

Федеральная таможенная службаГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»Кафедра управления Профессор кафедры управления, к.в.н., доцент ВОЛКОВ

Слайд 2 Вопросы:
1. Законы и принципы управления таможенными органами
2. Методология и методы

управления таможенными органами
Литература:

1. Управление таможенным делом: Учебное пособие. Макрусев

В.В., Черных В.А.,
Тимофеев В.Т., Андреев А.Ф., Бойкова М.В., Колобова И.Н., Дианова В.Ю.,
Барамзин С.В., Волков В.Ф./ под общей ред. В.В. Макрусева и В.А. Черных.
– СПб.: Изд-во Троицкий мост, 2010.

2. Основы управления таможенными органами России: Учебник Макрусев В.В.,
Тимофеев В.Т., Колобова И.Н., Барамзин С.В., Андреев А.Ф. / под общей ред.
В.А. Черных. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2010.

3. Теория государственного управления: Учебник. Атаманчук Г.В.
– М.: Омега-Л, 2010.

4. Таможенный менеджмент: Учебник. – Макрусев В.В., Дианова В.Ю.
– М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009.

5. Таможенный менеджмент: модели и информационное обеспечение:
Учебное пособие. Ершов А.Д., Черных В.А. – М.: Издательство РТА, 2009.

2

Вопросы:1. Законы и принципы управления таможенными органами2. Методология и методы управления таможенными органами Литература:1. Управление таможенным делом:

Слайд 33
Законы управления устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми

явлениями. Они объективны и не зависят от сознания и воли

людей.

Управлению, как и любой другой науке, свойственны свои собственные законы.
К ним относятся: закон единства системы управления, закон пропорциональности, закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем и др.
3	Законы управления устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Они объективны и не зависят от

Слайд 44
Законы и принципы управления
таможенными органами

4Законы и принципы управления таможенными органами

Слайд 55
Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений

управления от высших органов государственного управления до низших его звеньев;

непрерывности, ритмичности, согласованности всех операций, стадий и этапов процесса управления; единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; единстве функций и методов управления; единстве требований к сотрудникам аппарата управления

Закон пропорциональности определяет, что важнейшей задачей управления является организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обслужена основная деятельность системы, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Централизованное управление представляет собой такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена социально-экономической системы центральным органам управления.

Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в соответствии управляющей системы управляемой. Изменение этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Прежде всего, уровень сферы управления должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности.
5	Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений управления от высших органов государственного управления до

Слайд 6 Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и

нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.
В практике управления государственными органами

применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы – это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов.
Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе.
Даже перечисление основных общих принципов управления таких как системность обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других, а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность – ведущий принцип управления.
По характеру взаимоотношений системы бывают открытые и закрытые.

6

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система.	В практике

Слайд 77
Принцип информационной достаточности обозначает, что в условиях небывалого роста объемов

информации, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных

процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС, ГНИВЦ предпринимают активные меры по созданию информационных систем, отвечающих задачам таможенного дела.
Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки и при меньших затратах материальных средств и энергии сотрудников составляет – принцип оптимальности управления.

Частные принципы управления подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах деятельности и принципы, имеющие место в таможенных органах, как государственной правоохранительной организации.
К группе принципов необходимо отнести:
- законности;
- централизации с предоставлением возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения задач;
- оперативного реагирования на изменение обстановки;
- непрерывности, оперативности, твердости, настойчивости и гибкости управления;
- принципа ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.
7	Принцип информационной достаточности обозначает, что в условиях небывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огромное значение

Слайд 88
Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности

руководителей государственных органов.
К ним можно отнести принципы:
- единоначалие;
-

сочетание центрального, регионального и местного управления;
- конкретности;
- разделения труда;
- принципы иерархии;
- единства распорядительства и одного начальника;
- делегирования полномочий;
- диапазона управления и др.
8	Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей государственных органов.	К ним можно отнести принципы:

Слайд 99
Особо необходимо дать анализ реализации принципа единоначалие.

В таможенных органах

принцип единоначалия действует на всех уровнях руководства, так как руководители

таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.
Это выражается в:
- полноте и объеме властных полномочий для решения поставленных задач;
- наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью государства за предоставленные права;
- кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников;
- материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства;
- наличие государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.
9	Особо необходимо дать анализ реализации принципа единоначалие. 		В таможенных органах принцип единоначалия действует на всех уровнях руководства,

Слайд 1010
Методология и методы управления таможенными органами

10	Методология и методы управления таможенными органами

Слайд 1111
Таможенное дело во всех его проявлениях – институт, организация (таможенный

орган, структурное подразделение таможенного органа), технология деятельности таможенного органа, таможенные

услуги, таможенный персонал, – представляет собой сложный объект управления.

Главный методологический принцип подготовки управленческого решения для таможенных органов России следующий:
таможенное дело необходимо рассматривать как целое, как таможенную систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими системами. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины проблем, возникающих в системе, источники и направления их развития.
Только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для всестороннего решения проблемы.
При этом весь процесс принятия решения должен быть систематизирован и технологичен.
11	Таможенное дело во всех его проявлениях – институт, организация (таможенный орган, структурное подразделение таможенного органа), технология деятельности

Слайд 1212
В последнее годы применительно к таможенной практике наиболее широкий интерес

вызывают процессный, системный, ситуационный и наиболее активно развивающийся в настоящее

время целостно-эволюционный (когнитивный) подходы.

Процессный подход рассматривает деятельность таможенных органов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций и технологических функций – бизнес-процессов.

Системный подход представляет таможенную систему как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как кадры, структура, задачи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что выбор управленческого решения определяется ситуацией. Поскольку существует большое количество факторов, влияющих на таможенную систему, то не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

Целостно-эволюционный или когнитивный подход – это подход к формированию, накоплению и использованию знаний об эволюции целостности таможенной системы в условиях изменений.
12	В последнее годы применительно к таможенной практике наиболее широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и наиболее активно

Слайд 1313
Наиболее часто в управлении применяются общие и локальные методы.
Общие

– направлены на решение главным образом задач перспективного, стратегического развития

таможенной службы, а локальные – используются преимущественно в системах текущего оперативного управления.
В зависимости от форм воздействия в таможенной системе применяются методы прямого и косвенного воздействия.
Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет государства. К ним относятся организационно-распорядительные и правовые методы.
К методам косвенного воздействия относятся социально-психологические, экономические и экономико-математические методы.
Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления.
К правовым методам относятся: правовые нормы, правовые отношения, правовые акты.
Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.
13	Наиболее часто в управлении применяются общие и локальные методы. 	Общие – направлены на решение главным образом задач

Слайд 1414
Анализ показывает, что в процессе реализации в таможенных органах таких

функций управления как организация и регулирование – с помощью организационно-распорядительных

(административных) методов формируются организационные отношения, которые включают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.
Особенности организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как военизированных и правоохранительных, состоит в том, что они:
- выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности;
- дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение;
- основаны на обязательности нормативных и директивных документов.
В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов:
- организационные;
- распорядительные;
- дисциплинарные.
Ведущее место отводится методам организационного воздействия. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают: регламентирование, нормирование и инструктирование.
14	Анализ показывает, что в процессе реализации в таможенных органах таких функций управления как организация и регулирование –

Слайд 1515
Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в

таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них

и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование – это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления таможенными органами используются некоторые нормы времени, нормативы соотносительности и др.

Инструктирование – всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на успешное выполнение работы.
15		Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов,

Слайд 1616
Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия.
Это методы

текущей организационной работы, базирующиеся на организации, сформированной путем организационного воздействия.
В

основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. В их состав входят: решения коллегии ФТС России, приказы, указания, распоряжения и резолюции.
Распорядительное воздействие по форме может быть устным или документально оформленным.
Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения – их заместители и руководители функциональных служб в пределах предоставленных прав и компетенций.
В ФТС правом подписи приказов пользуются и заместители председателя комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ФТС.
Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.
Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.
Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя друг друга.
16	Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия.	Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организации, сформированной

Слайд 1717
Социально-психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в

таможенной систем, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива,

экономическими и организационными показателями его деятельности.
Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность, психологический климат в коллективе и др.

К социально-психологическим методам относятся социальные и психологические методы управления.
Эти методы включают широкий спектр методов социального нормирования и регулирования, а также методы комплектования малых групп и коллективов, гуманизации труда, психологического побуждения, профессионального отбора и обучения.

К экономическим методам относятся: централизованный плановый и методы экономического стимулирования, а к экономико-математическим - неформализованные, слабоформализованные и формализованные методы.
17	Социально-психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной систем, поэтому существует тесная зависимость между

Слайд 18Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра

управления
Профессор кафедры управления, к.в.н., доцент ВОЛКОВ Владимир Федорович каб. 409В, тел.

21-55

Методологические основы управления
таможенными органами

Лекция

Федеральная таможенная службаГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»Кафедра управления Профессор кафедры управления, к.в.н., доцент ВОЛКОВ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика