Разделы презентаций


Методологические подходы к пониманию науки

Содержание

Наука – это сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную систему знаний, она вместе с тем есть своеобразная форма духовного производства и специфический социальный

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методологические подходы к пониманию науки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО

«Национальный исследовательский университет «Московский Энергетический Институт»

Москва 2017

Методологические подходы к пониманию наукиМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФФГБОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Московский Энергетический Институт»Москва 2017

Слайд 2
Наука – это

сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную систему знаний, она

вместе с тем есть своеобразная форма духовного производства и специфический социальный институт, имеющий свои организационные формы.
Наука многогранна.



Наука – это сложное, многогранное социально-историческое явление. Представляя собой конкретную

Слайд 3Основные методологические подходы к пониманию науки

Основные методологические подходы к пониманию науки

Слайд 4Основные аспекты науки как социального явления:
наука как система знаний
наука как

процесс производства знаний
наука как специфическая деятельность
наука как производительная сила
наука как

социальный институт
наука как форма общественного сознания
наука как социокультурный феномен

Основные аспекты науки как социального явления:наука как система знанийнаука как процесс производства знанийнаука как специфическая деятельностьнаука как

Слайд 5По предмету и методам познания
науки о природе
науки об обществе
технические науки
В

зависимости от специфики изучаемого объекта
естественные
социально-гуманитарные
технические
Наука как система знаний

По предмету и методам познаниянауки о природенауки об обществетехнические наукиВ зависимости от специфики изучаемого объектаестественныесоциально-гуманитарныетехническиеНаука как система

Слайд 6Наука как система знаний
Отличается от других знаний:


системностью, наличием определенной структуры
объективностью
строгой доказательностью
принципиальной опытной проверяемостью
воспроизводимостью
обоснованностью
общезначимостью
наличие специального языка.

Наука как система знаний   Отличается от других знаний: системностью, наличием определенной структурыобъективностьюстрогой доказательностьюпринципиальной опытной проверяемостьювоспроизводимостьюобоснованностьюобщезначимостьюналичие

Слайд 7ГИПОТЕЗА
НАБЛЮДЕНИЕ
ЭКСПЕРИМЕНТ
МЕТОД
ОЦЕНКА
ТЕОРИЯ
СЛЕДСТВИЯ
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ
ОПРОВЕРЖЕНИЕ
Наука как процесс производства знаний Это можно представить в следующем виде:

ГИПОТЕЗАНАБЛЮДЕНИЕЭКСПЕРИМЕНТМЕТОДОЦЕНКАТЕОРИЯСЛЕДСТВИЯПОДТВЕРЖДЕНИЕОПРОВЕРЖЕНИЕНаука как процесс производства знаний Это можно представить в следующем виде:

Слайд 8Основные типы научных исследований

Основные типы научных исследований

Слайд 9Наука как деятельность
Наука как специфическая

деятельность – система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию

достоверных знаний о природной, социальной и духовной реальности.
Это интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для:
обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы;
решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем.

Наука как деятельность      Наука как специфическая деятельность – система познавательных действий, направленных на

Слайд 10Наука как деятельность
Цель научной деятельности – дать человеку объективное систематическое

знание о мире, вскрыть объективные причины и законы мироздания. Поэтому

характерной чертой научного познания является объективность.
Наука как деятельность  Цель научной деятельности – дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины

Слайд 11Наука как производительная сила
Наука выступает как производительная сила, то есть

измененные на основе научных знаний предметы (сырье, материалы, ..) и

орудия труда (техника, технологическое оборудование, …) позволяют человеку создать новые товары, технику и т.д.
Наука как производительная силаНаука выступает как производительная сила, то есть измененные на основе научных знаний предметы (сырье,

Слайд 12 Наука как социальный институт – это система научных

учреждений, объединяющих сообщество занятых научной деятельностью людей (это РАН, НИИ,

научно-исследовательские учреждения, НИУ «МЭИ»,…).
Как социальный институт наука сформировалась в XVII веке в эпоху Нового времени.

Наука как социальный институт

Наука как социальный институт – это система научных учреждений, объединяющих сообщество занятых научной деятельностью людей

Слайд 13- это сфера человеческой деятельности и духовной культуры, выработавшая свои

типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского труда и нормы

сознания ученых.

Включает в себя следующие компоненты:
• совокупность знаний и их носителей;
• наличие специфических познавательных целей и задач;
• выполнение определенных функций;
• наличие специфических средств познания и учреждений;
• выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений.


Наука как социальный институт

- это сфера человеческой деятельности и духовной культуры, выработавшая свои типы общения, взаимодействия людей, формы разделения исследовательского

Слайд 14Этапы в развитии науки как социального института

Этапы в развитии науки как социального института

Слайд 15ФУНКЦИИ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
ЯВНЫЕ
СКРЫТЫЕ
культурно-мировоззренческая
интегративная
коммуникации
трансляция опыта
организационная
повышение престижа человека
материальное обогащение человека
манипулирование

обществом

ФУНКЦИИ НАУКИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТАЯВНЫЕСКРЫТЫЕкультурно-мировоззренческаяинтегративнаякоммуникациитрансляция опытаорганизационнаяповышение престижа человекаматериальное обогащение человекаманипулирование обществом

Слайд 16 Наука как форма общественного сознания – это

отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой,

какой она существует независимо от познающего и действующего человека, то есть наука способствует понять и представить окружающий мир.

Наука как форма общественного сознания

Наука как форма общественного сознания – это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных

Слайд 17
Функции науки как формы сознания

мировоззренческая – формирует

картину мира и тем самым определяет мировоззрение человека;
интегративная – объединяет

отдельные достоверные знания о мире в целостную непротиворечивую систему;
гносеологическая – выявляет сущность и закономерности функционирования и развития природных и социальных явлений;
методологическая – создает различные методы и способы исследовательской деятельности;
прогностическая – объясняет перспективные тенденции развития природы и общества;
Функции науки как формы сознаниямировоззренческая – формирует картину мира и тем самым определяет мировоззрение

Слайд 18 Понятие науки как социокультурный феномен означает, что

на современном этапе развития человеческого общества научные достижения все чаще

используются при разработке программ социального и экономического развития Это зависит от многообразных сил, явлений и влияний, действующих в обществе, которые определяют приоритеты науки в социальном контексте.

Наука как социокультурный феномен

Понятие науки как социокультурный феномен означает, что на современном этапе развития человеческого общества научные

Слайд 19Социальные функции науки

Социальные функции науки

Слайд 20
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика