Разделы презентаций


Методология и методика клинического диагноза Томск, 2013-2014 уч. год

Содержание

Значение теории диагностикиЧем больше массив знаний, тем больше потребность в методологии (анализ, обобщение, классификация и др.).Научная медицина не одна из успешно практикующих других самостоятельных школ: древняя китайская, древняя индийская, тибетская медицина,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Методология и методика клинического диагноза
Томск, 2013-2014 уч. год

Методология и методика клинического диагнозаТомск, 2013-2014 уч. год

Слайд 2Значение теории диагностики
Чем больше массив знаний, тем больше потребность в

методологии (анализ, обобщение, классификация и др.).
Научная медицина не одна из

успешно практикующих других самостоятельных школ: древняя китайская, древняя индийская, тибетская медицина, суфистская школа, иглорефлексотерапия и др.
Значение теории диагностикиЧем больше массив знаний, тем больше потребность в методологии (анализ, обобщение, классификация и др.).Научная медицина

Слайд 3Значение теории диагностики
3) В теории диагностики сконцентрирован клинический опыт.



4) Теория освещает путь познания. В нормальных условиях она предшествует

углублению в специальные вопросы клинической медицины.

5) Мировоззренческое значение теории диагностики
Значение теории диагностики3) В теории диагностики  сконцентрирован клинический опыт. 4) Теория освещает путь познания.  В

Слайд 4Знания врача объем информации в памяти врача относительно:
Количества различных нозологических форм

патологии, симптомов и синдромов.
Этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики

наиболее часто встречающихся заболеваний.
Медикаментозных и немедикаментозных средств лечения и механизма их лечебного действия.
Умения поиска сведений по всем перечисленным разделам в справочной литературе, руководствах.

Знания врача объем информации в памяти врача относительно:Количества различных нозологических форм патологии, симптомов и синдромов.Этиологии, патогенеза, клиники,

Слайд 5Размышления врача
способность представлять (или воображать) предполагаемый объем информации, превышающий его

конкретные знания по данному разделу клинической медицины на основе знаний:

Общей

и частной семиологии болезней.
Свойств симптомов, синдромов и диагноза.
Основных законов логики, философии, общей биологии и патологии.
Размышления врача	способность представлять (или воображать) предполагаемый объем информации, превышающий его конкретные знания  по данному разделу клинической

Слайд 7ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ НАУК, РАЗВИВАЮЩИХ СПОСОБНОСТИ ВРАЧА РАЗМЫШЛЯТЬ







логика
философия
теория диагностики
общая и
частная
семиология
факультетская
клиника
госпитальная
клиника
Фундаментальные науки

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ НАУК, РАЗВИВАЮЩИХ СПОСОБНОСТИ ВРАЧА РАЗМЫШЛЯТЬ    логикафилософиятеория диагностикиобщая и частная семиологияфакультетская клиникагоспитальная клиникаФундаментальные

Слайд 8Клиническое мышление:
Это содержательно – специфицированный процесс диалектического мышления, придающий целостность

и законченность медицинскому знанию.

Клиническое мышление:	Это содержательно – специфицированный процесс диалектического мышления, придающий целостность  и законченность медицинскому знанию.

Слайд 9Специфика клинического мышления
Предмет исследования – организм человека, отличающийся особой сложностью.
В

процессе диагностики обсуждаются малоспецифические симптомы.
В клинической практике нельзя использовать все

методы исследования.
Далеко не все в медицине поддается теоретическому осмысливанию.

Специфика клинического мышленияПредмет исследования – организм человека, отличающийся особой сложностью.В процессе диагностики обсуждаются малоспецифические симптомы.В клинической практике

Слайд 10Стиль клинического мышления
По содержанию соответствует термину методика, но в более

конкретном выражении: традиционная последовательность исследования (1-опрос, 2 – объективные исследования,

3- лабораторное и инструментальное исследования), а также последовательность анализа клинической картины.
Стиль клинического мышления	По содержанию соответствует термину методика, но в более конкретном выражении: традиционная последовательность исследования  (1-опрос,

Слайд 11Особенности стиля клинического мышления
Античная медицина – прогноз.
XIX век, начало XX

столетия – наблюдение за больным.
Современная медицина – оперативная диагностика и

лечение.
Профилактика и реабилитация – медицина завтрашнего дня.
Особенности стиля клинического мышленияАнтичная медицина – прогноз.XIX век, начало XX столетия – наблюдение за больным.Современная медицина –

Слайд 12Особенности современной клинической медицины
Резко возрастает объем знаний и их глубина.
Высокая

оперативность диагностики и лечения.
Обострение морально-этических проблем:
Пересадка органов и наука

о душе человека,
Право пациента лечиться у опытного врача,
Можно ли всегда говорить больному диагноз,
Ветеринаризация в медицине.
Изменение стиля клинического мышления.
Особенности современной клинической медициныРезко возрастает объем знаний и их глубина.Высокая оперативность диагностики и лечения.Обострение морально-этических проблем: Пересадка

Слайд 13Изменение стиля клинического мышления
Диагноз заболевания все больше становится морфологическим.
Ранний диагноз

(доклинический диагноз, т.е. предболезни) преимущественно функциональный.
Скрининговое исследование предполагает, что лабораторное

и инструментальное исследование опережает опрос и объективное исследование.
Изменение стиля клинического мышленияДиагноз заболевания все больше становится морфологическим.Ранний диагноз (доклинический диагноз,  т.е. предболезни) преимущественно функциональный.Скрининговое

Слайд 14 СИМПТОМ – признак болезни. СИНДРОМ –

относительно устойчивая совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом. ДИАГНОЗ – определенная

причинно-следственная связь между синдромами.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ ДИАГНОСТИКИ

СИМПТОМ – признак болезни.  СИНДРОМ – относительно устойчивая совокупность симптомов,

Слайд 15УРОВНИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ КЛИНИЧЕСКОГОДИАГНОЗА
Поиск симптомов.
Группировка симптомов в

синдромы.
3. Определение основного синдрома.
Поиск причинно-следственной связи между синдромами.
5. Формулировка синтетического

клинического диагноза.
УРОВНИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ  В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ КЛИНИЧЕСКОГОДИАГНОЗАПоиск симптомов.Группировка симптомов  в синдромы.3. Определение основного синдрома.Поиск причинно-следственной

Слайд 16ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ СИМПТОМОВ, СИНДРОМОВ, ДИАГНОЗА
СВОЙСТВА ДОЛЖНЫ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ВЕСЬ ОБЪЕМ

ИНФОРМАЦИИ (всех симптомов, синдромов и диагнозов)

Однозначное классифицирование по методам исследования (субъективные,

объективные и параклинические).
Специфичность в отношении нозологических форм (конкретных заболеваний).
Степень изученности механизма симптомов, синдромов и причинно-следственной связи.
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ СИМПТОМОВ, СИНДРОМОВ, ДИАГНОЗАСВОЙСТВА ДОЛЖНЫ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ  ВЕСЬ ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ (всех симптомов, синдромов и диагнозов)Однозначное

Слайд 17J. MACKRENZIE (1923)
Симптомы:
Рефлекторные;
Функциональные;
Структурные (физические или объективные).
ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ СИМПТОМОВ

J. MACKRENZIE (1923)Симптомы:Рефлекторные;Функциональные;Структурные (физические  или объективные).ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ СИМПТОМОВ

Слайд 18И.Н. ОСИПОВ (1951)
Симптомы

Субъективные

Объективные

Достоверные Вероятные Достоверные Вероятные

Достаточно-вероятные Мало-вероятные

Достаточно-вероятные Мало-вероятные

ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ СИМПТОМОВ

И.Н. ОСИПОВ (1951)СимптомыСубъективные          ОбъективныеДостоверные Вероятные

Слайд 19БМЭ (1984)
Симптомы:
Неспецифические
Специфические
Патогномоничные
ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ СИМПТОМОВ

Явные
Скрытые
Ранние
Поздние


Субъективные
Объективные



БМЭ (1984)Симптомы:НеспецифическиеСпецифическиеПатогномоничные ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ СИМПТОМОВ ЯвныеСкрытыеРанниеПоздние СубъективныеОбъективные

Слайд 20В.Х. ВАСИЛЕНКО (1984)
Синдромы:
ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ СИНДРОМОВ
Простые
Сложные
Большие

В.Х. ВАСИЛЕНКО (1984)Синдромы:ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ СИНДРОМОВПростые СложныеБольшие

Слайд 21СВОЙСТВА СИМПТОМОВ
Возможны 3 категории симптомов:
субъективные,
объективные,
параклинические
Симптомы – неспецифическое проявление болезни.
Механизмы симптома

различные, в том числе и неизвестные.

СВОЙСТВА СИМПТОМОВВозможны 3 категории симптомов:субъективные,объективные,параклиническиеСимптомы – неспецифическое проявление болезни.Механизмы симптома различные, в том числе и неизвестные.

Слайд 22КЛАССИФИКАЦИЯ СИНДРОМОВ
Простые (сформированные из симптомов одного уровня исследования).
Сложные (сформированные из

симптомов двух-трех уровней исследования).

КЛАССИФИКАЦИЯ СИНДРОМОВПростые (сформированные  из симптомов одного уровня исследования).Сложные (сформированные  из симптомов двух-трех уровней исследования).

Слайд 23ПРОСТЫЕ СИНДРОМЫ
Субъективные

Объективные

Параклинические

ПРОСТЫЕ СИНДРОМЫСубъективныеОбъективныеПараклинические

Слайд 24СЛОЖНЫЕ СИНДРОМЫ
Субъективно-объективно-параклинические
Субъективно-объективные
Субъективно-параклинические
Объективно-параклинические

СЛОЖНЫЕ СИНДРОМЫСубъективно-объективно-параклиническиеСубъективно-объективныеСубъективно-параклиническиеОбъективно-параклинические

Слайд 25СВОЙСТВА СИНДРОМОВ
Содержание синдрома весьма гибкое, оно может детализироваться с помощью

различных методов исследования.
Синдром – неспецифическое проявление болезни.
Механизмы синдрома различные, в

том числе и неизвестные.
СВОЙСТВА СИНДРОМОВСодержание синдрома весьма гибкое,  оно может детализироваться с помощью различных методов исследования.Синдром – неспецифическое проявление

Слайд 26ЧТО ТАКОЕ КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ? МОЖНО ДАТЬ ТРИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАГНОЗА:
ОПИСАТЕЛЬНОЕ – это

медицинское заключение о состоянии здоровья человека и его заболевании.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ –

это определенным образом выстроенная совокупность различных компонентов (описательного, анатомического, функционального, этиологического, патогенетического, индивидуального и др.).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ – это определенная причинно-следственная связь между синдромами.
ЧТО ТАКОЕ КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ?  МОЖНО ДАТЬ ТРИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАГНОЗА:ОПИСАТЕЛЬНОЕ – это медицинское заключение о состоянии здоровья

Слайд 27СОВРЕМЕННЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ (синтетический диагноз)
Это определенным образом выстроенная совокупность различных

компонентов:


Симптоматического (описательного)
Анатомического
Функционального
Этиологического
Патогенетического
Конституционального
Экологического
Социального
Индивидуального
……………………

СОВРЕМЕННЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ  (синтетический диагноз)Это определенным образом выстроенная совокупность различных компонентов:Симптоматического (описательного)АнатомическогоФункциональногоЭтиологическогоПатогенетическогоКонституциональногоЭкологическогоСоциальногоИндивидуального……………………

Слайд 28СВОЙСТВА КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
Не все компоненты его отражены в формулировке. Часть

из них:
подразумевается,
нельзя определить,
неизвестна.
В клиническом диагнозе всегда имеется элемент гипотезы. Формулировка

нозологической формы опирается на критерии, принятые научным сообществом.
Причинно-следственные связи между синдромами преимущественно неизвестны, предположительные.
СВОЙСТВА КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗАНе все компоненты его отражены в формулировке.  Часть из них:подразумевается,нельзя определить,неизвестна.В клиническом диагнозе всегда

Слайд 29Гипотеза (греч. hypothesis – основа, предположение) – предположение, когда на

основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или

причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным
Гипотеза (греч. hypothesis – основа, предположение) – предположение, когда на основе ряда фактов делается вывод о существовании

Слайд 30«Клинический диагноз всегда в большей или меньшей степени является гипотезой»

(С.П.

Боткин).

«Клинический диагноз всегда  в большей или меньшей степени является гипотезой»(С.П. Боткин).

Слайд 31СВОЙСТВА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ
Гипотеза должна давать объяснение большинству симптомов.
Гипотеза не

должна противоречить каким-либо симптомам.
Диагностическая гипотеза должна быть проверяемой.

СВОЙСТВА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ Гипотеза должна давать объяснение большинству симптомов.Гипотеза не должна противоречить каким-либо симптомам.Диагностическая гипотеза должна быть

Слайд 32ПОСТРОЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ ПО СХЕМЕ: СИМПТОМ-СИНДРОМ-ДИАГНОЗ

ПОСТРОЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ  ПО СХЕМЕ: СИМПТОМ-СИНДРОМ-ДИАГНОЗ

Слайд 33ДВА МЕТОДА ПОСТРОЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
Прямой диагноз, когда при исследовании больного

обсуждается одна, явно доминирующая диагностическая гипотеза.
Дифференциальный диагноз, когда обсуждается несколько

диагностических гипотез.
ДВА МЕТОДА ПОСТРОЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗАПрямой диагноз, когда при исследовании больного обсуждается одна, явно доминирующая диагностическая гипотеза.Дифференциальный диагноз,

Слайд 34СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРЯМОГО КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
I – симптомы, II – синдромы,

III – диагноз

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРЯМОГО КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗАI – симптомы, II – синдромы, III – диагноз

Слайд 35СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРЯМОГО КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА (ДЕТАЛИЗАЦИЯ)

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРЯМОГО КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА (ДЕТАЛИЗАЦИЯ)

Слайд 36ВАРИАНТЫ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СИНДРОМАМИ
Одновременное появление и параллельное развитие синдромов.
Определенная последовательность

появления и развития синдромов.
Отдельные симптомы и синдромы могут быть связующим

звеном других синдромов.
ВАРИАНТЫ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СИНДРОМАМИОдновременное появление  и параллельное развитие синдромов.Определенная последовательность появления и развития синдромов.Отдельные симптомы и

Слайд 37СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦМАЛЬНОГО КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦМАЛЬНОГО КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА

Слайд 38Дифференциальный диагноз
1 фаза. Основной синдром «Р» как в предыдущем примере

(нарушение ритма сердечной деятельности).

2 фаза. Семиология нарушения ритма. Названо 4

возможных нозологических формы. Они и составляют план дифференциального диагноза.
Дифференциальный диагноз1 фаза. Основной синдром «Р» как в предыдущем примере (нарушение ритма сердечной деятельности).2 фаза. Семиология нарушения

Слайд 39Дифференциальный диагноз
3 фаза. Обследование по всем направлениям.
4 фаза. Исключение гипотез,

не получивших подтверждения
5 фаза. Формулировка синтетического клинического диагноза. Из 4-х

гипотез одна получила достаточное обоснование.

Дифференциальный диагноз3 фаза. Обследование по всем направлениям.4 фаза. Исключение гипотез, не получивших подтверждения5 фаза. Формулировка синтетического клинического

Слайд 40Дифференциальный диагноз
1. Ориентирует врача, более внимательно изучать больного, более полно

проводить его обследование, что означает:
- более глубокий теоретический (философский) подход

к проблеме диагностики,
- обеспечение защиты от диагностической ошибки
2. Необходим в каждом клиническом случае, так как каждый случай – это личность пациента.
Дифференциальный диагноз1. Ориентирует врача, более внимательно изучать больного, более полно проводить его обследование, что означает:- более глубокий

Слайд 41Вопросы, на которые надлежит дать ответ в учебной истории болезни
1.

Перечисление симптомов, найденных у пациента(субъективные, объективные, параклинические).
2. Группировка симптомов в

синдромы (дайте определение каждому синдрому).
3. Назвать основной синдром, объяснить почему он был выбран как основной.
4. Описать механизм синдрома, насколько доказательна Ваша трактовка его механизма.
Вопросы, на которые надлежит дать ответ в учебной истории болезни1. Перечисление симптомов, найденных у пациента(субъективные, объективные, параклинические).2.

Слайд 42Вопросы, на которые надлежит дать ответ в учебной истории болезни

(продолжение)
5. Перечислить семиотику синдрома, дать обоснование возможности постановки прямого клинического

диагноза.
6. Описать каким образом возникла диагностическая гипотеза.
7. Сформулировать синтетический клинический диагноз.
Вопросы, на которые надлежит дать ответ в учебной истории болезни (продолжение)5. Перечислить семиотику синдрома, дать обоснование возможности

Слайд 43Вопросы, на которые надлежит дать ответ в учебной истории болезни

(продолжение)
8. Какая часть гипотезы остается в диагнозе.

9. Как проверить эту

часть гипотезы.

10. Объяснить цель проведения дифференциального диагноза.

Вопросы, на которые надлежит дать ответ в учебной истории болезни (продолжение)8. Какая часть гипотезы остается в диагнозе.9.

Слайд 44Литература
Обязательная (основная)
Мухин Н.А., Моисеев В.С.. Пропедевтика внутренних болезней. - Москва,

Изд. Дом ГЭОТАР- МЕД. 2004. -768 с. Глава 1 с.

7 – 50
Тетенев Ф.Ф. Как научиться профессиональному комментарию клинической картины. - Томск, Издательство Чародей, 2005.- 176 с.

Дополнительная
Василенко В.Х.. Введение в клинику внутренних болезней. М. Медицина, 1985. – 253 с.
Гусев Д.А. Логика, 2005. – 376 с.
Ивин А.А. Логика, 1999. – 352 с.
Тетенев Ф.Ф.. “Физические методы исследования в клинике внутренних болезней” (2-е издание переработанное и дополненное) Томск, 2001. – 392 с. Глава 1, с 7 – 50.
Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко, 2004. – 480 с.
Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г.. “Диалектический материализм и теоретические основы медицины”. М. Медицина, 1986. – 288 с.
ЛитератураОбязательная (основная)Мухин Н.А., Моисеев В.С.. Пропедевтика внутренних болезней. - Москва, Изд. Дом ГЭОТАР- МЕД. 2004. -768 с.

Слайд 45СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ !

СПАСИБОЗА ВНИМАНИЕ !

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика