Слайд 1
Методология и методика клинического диагноза
Томск, 2013-2014 уч. год
Слайд 2Значение теории диагностики
Чем больше массив знаний, тем больше потребность в
методологии (анализ, обобщение, классификация и др.).
Научная медицина не одна из
успешно практикующих других самостоятельных школ: древняя китайская, древняя индийская, тибетская медицина, суфистская школа, иглорефлексотерапия и др.
Слайд 3Значение теории диагностики
3) В теории диагностики сконцентрирован клинический опыт.
4) Теория освещает путь познания.
В нормальных условиях она предшествует
углублению в специальные вопросы клинической медицины.
5) Мировоззренческое значение теории диагностики
Слайд 4Знания врача
объем информации в памяти врача относительно:
Количества различных нозологических форм
патологии, симптомов и синдромов.
Этиологии, патогенеза, клиники, диагностики, лечения и профилактики
наиболее часто встречающихся заболеваний.
Медикаментозных и немедикаментозных средств лечения и механизма их лечебного действия.
Умения поиска сведений по всем перечисленным разделам в справочной литературе, руководствах.
Слайд 5Размышления врача
способность представлять (или воображать) предполагаемый объем информации, превышающий его
конкретные знания
по данному разделу клинической медицины на основе знаний:
Общей
и частной семиологии болезней.
Свойств симптомов, синдромов и диагноза.
Основных законов логики, философии,
общей биологии и патологии.
Слайд 7ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ НАУК, РАЗВИВАЮЩИХ СПОСОБНОСТИ ВРАЧА РАЗМЫШЛЯТЬ
логика
философия
теория диагностики
общая и
частная
семиология
факультетская
клиника
госпитальная
клиника
Фундаментальные науки
Слайд 8Клиническое мышление:
Это содержательно – специфицированный процесс диалектического мышления, придающий целостность
и законченность медицинскому знанию.
Слайд 9Специфика клинического мышления
Предмет исследования – организм человека, отличающийся особой сложностью.
В
процессе диагностики обсуждаются малоспецифические симптомы.
В клинической практике нельзя использовать все
методы исследования.
Далеко не все в медицине поддается теоретическому осмысливанию.
Слайд 10Стиль клинического мышления
По содержанию соответствует термину методика, но в более
конкретном выражении: традиционная последовательность исследования
(1-опрос, 2 – объективные исследования,
3- лабораторное и инструментальное исследования), а также последовательность анализа клинической картины.
Слайд 11Особенности стиля клинического мышления
Античная медицина – прогноз.
XIX век, начало XX
столетия – наблюдение за больным.
Современная медицина – оперативная диагностика и
лечение.
Профилактика и реабилитация – медицина завтрашнего дня.
Слайд 12Особенности современной клинической медицины
Резко возрастает объем знаний и их глубина.
Высокая
оперативность диагностики и лечения.
Обострение морально-этических проблем:
Пересадка органов и наука
о душе человека,
Право пациента лечиться у опытного врача,
Можно ли всегда говорить больному диагноз,
Ветеринаризация в медицине.
Изменение стиля клинического мышления.
Слайд 13Изменение стиля клинического мышления
Диагноз заболевания все больше становится морфологическим.
Ранний диагноз
(доклинический диагноз,
т.е. предболезни) преимущественно функциональный.
Скрининговое исследование предполагает, что лабораторное
и инструментальное исследование опережает опрос и объективное исследование.
Слайд 14
СИМПТОМ – признак болезни.
СИНДРОМ –
относительно устойчивая совокупность симптомов, объединенных единым патогенезом.
ДИАГНОЗ – определенная
причинно-следственная связь между синдромами.
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ТЕОРИИ ДИАГНОСТИКИ
Слайд 15УРОВНИ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В ПРОЦЕССЕ ПОСТАНОВКИ КЛИНИЧЕСКОГОДИАГНОЗА
Поиск симптомов.
Группировка симптомов
в
синдромы.
3. Определение основного синдрома.
Поиск причинно-следственной связи между синдромами.
5. Формулировка синтетического
клинического диагноза.
Слайд 16ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВОЙСТВ СИМПТОМОВ, СИНДРОМОВ, ДИАГНОЗА
СВОЙСТВА ДОЛЖНЫ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
ВЕСЬ ОБЪЕМ
ИНФОРМАЦИИ
(всех симптомов, синдромов и диагнозов)
Однозначное классифицирование по методам исследования (субъективные,
объективные и параклинические).
Специфичность в отношении нозологических форм (конкретных заболеваний).
Степень изученности механизма симптомов, синдромов и причинно-следственной связи.
Слайд 17J. MACKRENZIE (1923)
Симптомы:
Рефлекторные;
Функциональные;
Структурные (физические
или объективные).
ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ СИМПТОМОВ
Слайд 18И.Н. ОСИПОВ (1951)
Симптомы
Субъективные
Объективные
Достоверные Вероятные Достоверные Вероятные
Достаточно-вероятные Мало-вероятные
Достаточно-вероятные Мало-вероятные
ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ СИМПТОМОВ
Слайд 19БМЭ (1984)
Симптомы:
Неспецифические
Специфические
Патогномоничные
ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ СИМПТОМОВ
Явные
Скрытые
Ранние
Поздние
Субъективные
Объективные
Слайд 20В.Х. ВАСИЛЕНКО (1984)
Синдромы:
ПРИМЕР КЛАССИФИКАЦИИ СИНДРОМОВ
Простые
Сложные
Большие
Слайд 21СВОЙСТВА СИМПТОМОВ
Возможны 3 категории симптомов:
субъективные,
объективные,
параклинические
Симптомы – неспецифическое проявление болезни.
Механизмы симптома
различные, в том числе и неизвестные.
Слайд 22КЛАССИФИКАЦИЯ СИНДРОМОВ
Простые (сформированные
из симптомов одного уровня исследования).
Сложные (сформированные
из
симптомов двух-трех уровней исследования).
Слайд 23ПРОСТЫЕ СИНДРОМЫ
Субъективные
Объективные
Параклинические
Слайд 24СЛОЖНЫЕ СИНДРОМЫ
Субъективно-объективно-параклинические
Субъективно-объективные
Субъективно-параклинические
Объективно-параклинические
Слайд 25СВОЙСТВА СИНДРОМОВ
Содержание синдрома весьма гибкое,
оно может детализироваться с помощью
различных методов исследования.
Синдром – неспецифическое проявление болезни.
Механизмы синдрома различные, в
том числе и неизвестные.
Слайд 26ЧТО ТАКОЕ КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ?
МОЖНО ДАТЬ ТРИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИАГНОЗА:
ОПИСАТЕЛЬНОЕ – это
медицинское заключение о состоянии здоровья человека
и его заболевании.
СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ –
это определенным образом выстроенная совокупность различных компонентов (описательного, анатомического, функционального, этиологического, патогенетического, индивидуального и др.).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ – это определенная причинно-следственная связь между синдромами.
Слайд 27СОВРЕМЕННЫЙ КЛИНИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ
(синтетический диагноз)
Это определенным образом выстроенная совокупность различных
компонентов:
Симптоматического (описательного)
Анатомического
Функционального
Этиологического
Патогенетического
Конституционального
Экологического
Социального
Индивидуального
……………………
Слайд 28СВОЙСТВА КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
Не все компоненты его отражены в формулировке.
Часть
из них:
подразумевается,
нельзя определить,
неизвестна.
В клиническом диагнозе всегда имеется элемент гипотезы. Формулировка
нозологической формы опирается
на критерии, принятые научным сообществом.
Причинно-следственные связи между синдромами преимущественно неизвестны, предположительные.
Слайд 29Гипотеза (греч. hypothesis – основа, предположение) – предположение, когда на
основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или
причины явления, причем вывод этот нельзя считать вполне доказанным
Слайд 30«Клинический диагноз всегда
в большей или меньшей степени является гипотезой»
(С.П.
Боткин).
Слайд 31СВОЙСТВА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ
Гипотеза должна давать объяснение большинству симптомов.
Гипотеза не
должна противоречить каким-либо симптомам.
Диагностическая гипотеза должна быть проверяемой.
Слайд 32ПОСТРОЕНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ГИПОТЕЗЫ
ПО СХЕМЕ: СИМПТОМ-СИНДРОМ-ДИАГНОЗ
Слайд 33ДВА МЕТОДА ПОСТРОЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
Прямой диагноз, когда при исследовании больного
обсуждается одна, явно доминирующая диагностическая гипотеза.
Дифференциальный диагноз, когда обсуждается несколько
диагностических гипотез.
Слайд 34СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРЯМОГО КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
I – симптомы, II – синдромы,
III – диагноз
Слайд 35СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРЯМОГО КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА (ДЕТАЛИЗАЦИЯ)
Слайд 36ВАРИАНТЫ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ СИНДРОМАМИ
Одновременное появление
и параллельное развитие синдромов.
Определенная последовательность
появления и развития синдромов.
Отдельные симптомы и синдромы могут быть связующим
звеном других синдромов.
Слайд 37СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦМАЛЬНОГО КЛИНИЧЕСКОГО ДИАГНОЗА
Слайд 38Дифференциальный диагноз
1 фаза. Основной синдром «Р» как в предыдущем примере
(нарушение ритма сердечной деятельности).
2 фаза. Семиология нарушения ритма. Названо 4
возможных нозологических формы. Они и составляют план дифференциального диагноза.
Слайд 39Дифференциальный диагноз
3 фаза. Обследование по всем направлениям.
4 фаза. Исключение гипотез,
не получивших подтверждения
5 фаза. Формулировка синтетического клинического диагноза. Из 4-х
гипотез одна получила достаточное обоснование.
Слайд 40Дифференциальный диагноз
1. Ориентирует врача, более внимательно изучать больного, более полно
проводить его обследование, что означает:
- более глубокий теоретический (философский) подход
к проблеме диагностики,
- обеспечение защиты от диагностической ошибки
2. Необходим в каждом клиническом случае, так как каждый случай – это личность пациента.
Слайд 41Вопросы, на которые надлежит дать ответ в учебной истории болезни
1.
Перечисление симптомов, найденных у пациента(субъективные, объективные, параклинические).
2. Группировка симптомов в
синдромы (дайте определение каждому синдрому).
3. Назвать основной синдром, объяснить почему он был выбран как основной.
4. Описать механизм синдрома, насколько доказательна Ваша трактовка его механизма.
Слайд 42Вопросы, на которые надлежит дать ответ в учебной истории болезни
(продолжение)
5. Перечислить семиотику синдрома, дать обоснование возможности постановки прямого клинического
диагноза.
6. Описать каким образом возникла диагностическая гипотеза.
7. Сформулировать синтетический клинический диагноз.
Слайд 43Вопросы, на которые надлежит дать ответ в учебной истории болезни
(продолжение)
8. Какая часть гипотезы остается в диагнозе.
9. Как проверить эту
часть гипотезы.
10. Объяснить цель проведения дифференциального диагноза.
Слайд 44Литература
Обязательная (основная)
Мухин Н.А., Моисеев В.С.. Пропедевтика внутренних болезней. - Москва,
Изд. Дом ГЭОТАР- МЕД. 2004. -768 с. Глава 1 с.
7 – 50
Тетенев Ф.Ф. Как научиться профессиональному комментарию клинической картины. - Томск, Издательство Чародей, 2005.- 176 с.
Дополнительная
Василенко В.Х.. Введение в клинику внутренних болезней. М. Медицина, 1985. – 253 с.
Гусев Д.А. Логика, 2005. – 376 с.
Ивин А.А. Логика, 1999. – 352 с.
Тетенев Ф.Ф.. “Физические методы исследования в клинике внутренних болезней” (2-е издание переработанное и дополненное) Томск, 2001. – 392 с. Глава 1, с 7 – 50.
Философия медицины / Под ред. Ю.Л. Шевченко, 2004. – 480 с.
Царегородцев Г.И., Ерохин В.Г.. “Диалектический материализм
и теоретические основы медицины”. М. Медицина, 1986. – 288 с.