Слайд 1Методология и методика психолого-педагогического исследования
НФИ КемГУ Разенкова Н.Е.
Слайд 2Тема: Общая характеристика методологии психолого-педагогического исследования.
Методология педагогики: определение, задачи,
уровни
и функции.............
Выписка из РПД
Теоретические основы современных научных исследований в
области образования. Теоретические, прикладные, практико-ориентированные исследования. Передовой педагогический опыт. Организация опытно-поисковой исследовательской работы в образовательных учреждениях. Ориентировочный, диагностический, постановочный, преобразующий и заключительный этапы исследования. Разработка программы исследования. Принципы научного исследования. Принцип и требование. Основные принципы, учитываемые при организации исследования.
Слайд 3Форма текущего и итогового контроля
1.
-терминологический диктант
2.
-тестовая проверка знаний,
- проект
ВКР.
Слайд 4План лекции
Понятие методологии исследования
Функции методологии
Психолого-педагогическое научное исследование. типы психолого-педагогических
исследований
Принципы методологии в психолого-педагогических исследованиях
Этапы психолого-педагогического исследования
Слайд 5Для чего нужно владеть методологией и методами исследования???
Изучая, экспериментируя, наблюдая,
старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов
фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
И.П. Павлов
Слайд 6Исследовательская компетентность
НФИ КемГУ Разенкова Н.Е.
1. способность к критическому анализу и
оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских
и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
Слайд 7Исследовательская компетентность
2. владение методологией и методами педагогического исследования
владение культурой
научного исследования в области педагогических наук, в том числе с
использованием информационных и коммуникационных технологий
готовность организовать работу исследовательского коллектива.
И т.д.
Слайд 9Знать:
специфику методологических характеристик педагогического исследования;
закономерности и модели развития
современной науки, ее актуальные проблемы, инновации;
средства и методы научного
исследования, возможности их применения при решении различных видов научно-педагогических задач;
особенности научно-исследовательской деятельности в современных образовательных учреждениях;
этапы проектирования и проведения научного исследования;
требования к написанию исследовательских работ разного уровня, формы представления научных результатов.
Слайд 10Уметь
определять методы и средства научного исследования, адекватные для исследования конкретной
проблемы;
ставить проблему, формулировать тему исследования, обосновывать ее актуальность, выбирать объект,
предмет, цель и задачи исследования, выдвигать и обосновывать гипотезу;
анализировать, систематизировать психолого-педагогическою информацию, осуществлять построение логической структуры теоретического исследования;
методологически грамотно планировать и осуществлять необходимые процедуры опытно-экспериментальной работы на всех этапах проведения педагогического исследования;
интерпретировать и оформлять результаты опытно-экспериментальной работы;
оформлять результаты исследования
Слайд 11Владеть
общелогическими и научными методами исследований, схемой развития знания и этапами
научного исследования;
способами построения логической структуры исследования;
приемами представления результатов, полученных в
процессе решения конкретных задач, в текстовом, табличном и графическом виде.
Слайд 12Для чего нужно педагогу владеть исследовательской деятельностью?
НФИ КемГУ Разенкова Н.Е.
Способность
производить нововведения в ОО является для важным признаком и критерием
профессионализма и компетентности педагогов, а также показателем состояния корпоративной культуры ОО.
Инновация (нововведение), введение чего-либо нового – это жизнь всей системы образования
Слайд 13Показатели инновационного потенциала педагогического коллектива
НФИ КемГУ Разенкова Н.Е.
Восприимчивость и отношение
к новшествам.
Подготовленность к освоению новшеств педагогов.
Степень новаторства педагогов коллектива
ОО.
Слайд 14Признаки восприимчивости педагога к новому
Постоянно следит за передовым опытом в
своей сфере деятельности, стремиться внедрить его с учетом изменяющихся образовательных
потребностей населения, общества.
Постоянно, много и упорно занимается самообразованием.
Приверженность к определенным своим идеям, развитие их в процессе педагогической деятельности.
Слайд 15Подготовленность к освоению новшеств
включает в себя:
информированность педагогов о
новшествах,
наличие потребностей в изменении и обновлении педагогического процесса;
мотивированность их
на разработку и усвоение новшеств;
наличие системы знаний и умений для успешной реализации профессиональной педагогической деятельности,
наличие знаний и умений для исследовательской деятельности.
Слайд 16высший уровень профессиональной деятельности - новаторство педагога
Новаторство – новое в
созидательной деятельности людей; деятельность новаторов.
Новатор – (обновитель) – человек, вносящий
и осуществляющий новые, прогрессивные идеи, приемы в той или иной области деятельности.
Педагогическое новаторство – внесение и реализация новых прогрессивных идей в педагогическую деятельность, что значительно ее изменяет и повышает качество.
Новаторство в педагогической деятельности – есть подлинное открытие, важное изобретение.
Массовый характер носить не может.
Слайд 17Работа педагога носит творческий характер и связана исследовательской деятельностью
Сегодня исследовательская
деятельность педагога уже не право, а профессиональная обязанность
Слайд 18Для чего нужно владеть методологией и методами исследования???
Изучая, экспериментируя, наблюдая,
старайтесь не оставаться у поверхности фактов. Не превращайтесь в архивариусов
фактов. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие.
И.П. Павлов
Слайд 19Научно-исследовательская деятельность педагога
Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических
знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения,
воспитания и развития.
Слайд 20Исследование
Сложная целенаправленная аналитическо – синтетическая, берущая начало из
практики и к ней возвращающаяся, интеллектуальная познавательная деятельность, характерным признаком
которой является планомерное систематическое изучение объектов реальной действительности точно установленными методами и средствами
(В.И. Загвязинский, С.А. Гильманов)
Слайд 21Исследование в педагогической науке
Процесс научной деятельности, целью которого
является получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, принципах
и механизмах
Слайд 22Педагогическое исследование
Основывается на фактах, допускающих их эмпирическую проверку,
характеризуется целенаправленностью, систематичностью, взаимосвязью всех элементов, процедур и методов, опирается
на разработанную теорию, строится в рамках логико – конструктивных схем, элементы которых можно однозначно истолковать и использовать в научной и практической деятельности
(И.Д. Чечель, Т.Г. Новикова)
Слайд 23Понятие о психолого-педагогическом исследовании
В психологических
исследованиях ведется поиск наиболее эффективных
для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения
их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно-ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.
Педагогическое исследование - это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Психолого-педагогическое исследование- вернее всего определяется как исследование педагогическое с использованием психологических знаний
и методов.
Слайд 24Педагогическое исследование
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный
на получение общественно значимых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения
и воспитания, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, ее содержании, принципах, методах и организационных формах.
Слайд 25Различия исследований в практической и научной педагогической деятельности
1. Субъектом деятельности
выступает практик
2. Объектом деятельности является факт,явление, пед.средства и т.д.
3. Целью
является образованный человек
4. Методами являются способы обучения и воспитания
5. Текущие результаты оформляются в виде конспектов, разработок
1.Субъектом является педагог – исследователь
2. Объектом деятельности являются процессы, факты, явления
3. Целью деятельности является новое научное педагогическое знание
4. Методами являются теоретические и эмпирические методы научного познания
5. Текущие результаты оформляются в виде научного отчёта, доклада, статьи, монографии, учебного пособия
Слайд 26Виды
психолого-педагогических исследований
Слайд 27Направленность исследований
Фундаментальные, где в результате исследований составляются обобщающие концепции, которые
подводят итоги достижений педагогической науки или предполагают модели развития педагогических
систем
Прикладные, т. е. исследования, направленные на глубокое изучение отдельных областей и сфер педагогического процесса
Разработки – исследования направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, при которых учитываются уже известные теоретические положения
Слайд 28Виды
психолого-педагогических исследований
Слайд 29Обзорно-аналитическое исследование
Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме
с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на
то, чтобы в полном объеме представить и критически оценить исследования, посвященные избранной теме.
Слайд 30Основная задача обзорно-аналитического исследования
Основная задача состоит в том, чтобы по
имеющимся литературным данным определить общее состояние дел, выделить вопросы, на
которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.
Слайд 31Вид представления результатов обзорно-аналитического исследования
Информационный материал, накопленный в результате изучения
литературы, представляется в виде научного реферата, где кроме обзора проведенных
исследований и краткого изложения их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся данных.
Если подобного рода исследование выполняется не как самостоятельное, а как часть более сложного исследования, например как начальный этап планируемого эксперимента, то письменный текст, полученный в его результате, может стать отдельной главой в описании экспериментальной работ
Слайд 32Основные требования предъявляемые
к обзорно-аналитическому исследованию:
Слайд 33Обзорно-критическое исследование
Обзорно-аналитическое исследование может носить критический характер и называться обзорно-критическим.
В этом случае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должны
быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы.
Слайд 34
Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по
поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи,
касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями время от времени может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между аналитической, критической и конструктивно-теоретической частями работы.
Обзорно-критическое исследование
Слайд 35Теоретическое исследование
Теоретическим называется исследование, в котором кроме обзора и критического
анализа литературы имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение
поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.
Слайд 36Эмпирическое исследование
Эмпирическое исследование – это действие, непосредственно направленное на объект
и основанное на результатах наблюдения и эксперимента
В основу эмпирического (опытного)
исследования положены не литературные данные, не понятия, а реально достоверные факты. Такое исследование проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов. Поэтому, как правило, содержит в себе методическую (экспериментальную) часть.
Слайд 38Экспериментальное исследование
Эксперимент — наиболее сложный вид исследования, наиболее трудоемкий, но
вместе с тем наиболее точный и полезный в познавательном плане.
Эксперимент
— это особый вид исследования, направленного на проверку научных и прикладных гипотез — предположений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических исследованиях.
Слайд 39В эксперименте всегда создается некоторая искусственная, или экспериментальная, ситуация, выделяются
причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действия этих
причин, выясняются статистические связи между исследуемым и другими явлениями.
Экспериментальное исследование
Слайд 41Разведывательное исследование
Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование - наиболее простой вид конкретного психолого-педагогического исследования. Оно
решает весьма ограниченные по содержанию задачи, охватывает небольшие обследуемые совокупности.
Для него характерна упрощенная программа и сжатый по объему инструментарий.
Слайд 42Пилотажное исследование
Часто разведывательное исследование выступает в качестве предварительного этапа глубоких
и масштабных исследований, и в таком случае его называют пилотажным.
Пилотажное
исследование – пробное исследование, предшествующее основному и предпринимаемое в целях проверки качества подготовки основного исследования.
Слайд 43Описательное исследование
Описательное исследование - это более сложный вид исследования. Оно дает
возможность получить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных
элементах.
Слайд 44Аналитическое исследование
Аналитическое исследование - самый сложный и глубокий вид исследования. Его
целью является не только описание структурных элементов изучаемого явления, но
и выявление причин, обусловливающих тот или иной характер наблюдений, его динамику и т.д.
Слайд 45Оперативное исследование
Оперативное исследование - это исследование, главная цель которого получить в
короткие сроки надежную и объективную информацию о каком-либо процессе, состояние
которого требует безотлагательного и усиленного управленческого воздействия. Данный вид исследования, в отличие от других видов, проводится только тогда, когда проблемная ситуация очевидна, а противоречия достигли максимальной точки развития.
Слайд 46Панельное
Лонгитюдное
Когортное
Поколенное
Слайд 47Точечное (разовое) исследование
Точечное (разовое) исследование - позволяет получить информацию о состоянии
и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его
изучения. Данную информацию можно назвать статистической, так как она отражает как бы моментальный "срез", но не дает ответа на вопрос о тенденциях его изменения во времени.
Слайд 48Панельное исследование
Панельное исследование (от англ. panel - панель, список) - это
изучение одних и тех же лиц через определенные интервалы времени.
Главная цель панельного исследования - это исследование тенденции развития и динамики явления или процесса во времени. С помощью его можно изучить изменения, происходящие в какой-либо группе людей в течение определенного промежутка времени. Например, исследование процесса адаптации первоклассников.
Слайд 49Лонгитюдное исследование
Лонгитюдное исследование (от англ. longitude - долгота) — длительное и
систематическое наблюдение в ходе учебно-воспитательного процесса одних и тех же
педагогических и психических явлений, позволяющее их глубоко изучить и проанализировать и на основе этого сделать определенные выводы.
Слайд 50Когортное исследование
Когортное исследование - изучает более специфические совокупности (когорты) в течение
определенного времени.
Когорта (от лат. cohors - "множество, подразделение") -
это группировка, состоящая из индивидов, подобранных по тому признаку, что они переживают одни и те же события, процессы в одни и те же периоды времени.
Таким образом, под когортой понимается часть поколения, выделяемая по одному (или более) специфическому признаку.
Слайд 51Монографическое исследование
Монографическое исследование - вид исследования, главная цель которого - изучение
какого-либо явления или процесса на одном объекте, являющимся представителем целого
класса подобных объектов. Объект отбирается типологически на основе имеющейся информации и предполагается, что он характерен для данного класса явлений.
Слайд 52Монографическое исследование
Задача монографического исследования заключается в том, чтобы дать детальный
анализ нового явления, так как отсутствие информации о нем делает
невозможным проведение широкого выборочного исследования.
В связи с этим монографическое исследование не претендует на получение репрезентативной информации.
Слайд 53Сравнительное исследование
Сравнительное исследование - вид исследования, в котором в качестве основного
приема используется сопоставление информации, которая может быть получена:
1)
в разные периоды исторического развития общества;
2) в разных социальных подсистемах (группах, общностях, институтах и т.д.);
3) разными исследователями или исследовательскими коллективами;
4) разными методами сбора или измерения информации.
Слайд 54Сравнительное исследование
В сравнительных исследованиях могут решаться различные методологические и методические
задачи как:
описательные (установление сходства и различия),
так и аналитические
(объяснение, предсказание, практические рекомендации).
Слайд 56Отличие эмпирического исследования от экспериментального
эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной,
экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании
подобного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства.
Слайд 57Методическое исследование
основная его цель заключается в том, чтобы разработать, обосновать
и проверить на практике по критериям валидности, надежности, точности и
однозначности некоторую новую психодиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество.
Слайд 58ТРЕБОВАНИЯ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ
Если создаваемая методика тестового типа, то для
нее обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и
выверяются процедура, правила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных.
Если же создаваемая методика формирующего типа, то:
во-первых, должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование,
во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется,
в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять
Слайд 59Методология…..
Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет
пополняться все новыми и новыми фактами. Для их накопления и
интерпретации нужны научно обоснованные методы исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название «методология».
Не только педагоги-практики, но и исследователи нередко воспринимают понятие «методология» как нечто абстрактное, далекое от реальной жизни и образовательной практики.
Между тем методология – это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности
Слайд 61Методология педагогической науки
Методология педагогической науки – это совокупность теоретических положений
о педагогическом познании и преобразовании действительности.
Методология выполняет 2 функции: регулятивную
и нормативную.
Слайд 62Формы методологического знания
Методологическое знание выступает в 2 формах:
1. дескриптивная (описательная)
методология – учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания.
Это ориентир в процессе исследования. Описывает уже осуществленные процессы познания;
2. прескриптивная (нормативная) методология – в форме предписания прямых указаний, направленная на нормирование деятельности. Она включает рекомендации и правила осуществления научной деятельности.
Слайд 634 уровня методологического знания (Э.Г.Юдин)
1. философский – определяет общие принципы
познания и категориальный строй науки;
2. общенаучная методология – представляет собой
научные концепции и подходы, применяемые к большинству научных дисциплин (системный, синергетический подходы);
3. конкретно-научная методология – совокупность подходов, методов, принципов исследования, процедур применяемых в конкретной дисциплине (личностный, деятельностный, аксиологический, развивающий, субъектный, антропологический подходы);
4. технологическая методология – описывает методику и технику исследования (как провести исследование).
Слайд 64Методология педагогики включает в себя следующие положения
1. Учение о
структуре и функциях педагогического знания.
2. Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические
положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл.
3. Учение о логике и методах педагогического исследования.
4. Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики.
Слайд 65использование в психолого-педагогических исследованиях общенаучных принципов
принцип объективности.
Выражается во всестороннем
учете порождающих то или иное явление факторов, условий, в которых
они развиваются, адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинные знания об объекте, предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.
Слайд 66использование в психолого-педагогических исследованиях общенаучных принципов
принцип сущностного анализа.
Соблюдение этого принципа
связано с соотнесением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного,
проникновением в их внутреннюю структуру, раскрытием законов их существования и функционирования, условий и факторов их развития, возможностей целенаправленного их изменения.
Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению, а от него — к прогнозированию развития педагогических явлений и процессов.
Слайд 67использование в психолого-педагогических исследованиях общенаучных принципов
генетический принцип.
Его сущностью является рассмотрение
изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения,
последующего развития, выявления моментов смены одного уровня функционирования другим (качественно иным), например выяснение генетических и социальных предпосылок возникновения индивидуальных психологических особенностей человека в онтогенезе.
При организации психологического исследования следует учитывать то, что сами психические явления непрерывно изменяются.
Классическим примером является отслеживание Л. С. Выготским особенностей эгоцентрической речи детей.
Слайд 68использование в психолого-педагогических исследованиях общенаучных принципов
. принцип единства логического и
исторического
Требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект)
и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития.
Исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, на основе представлений о структуре и функциях тех или иных элементов и отношений, а теоретический анализ несостоятелен без изучения генезиса (происхождения, становления) объекта.
Поэтому различие между историко-педагогическим и теоретико-педагогическим исследованием — лишь в акценте на тот или иной аспект единого исследовательского подхода.
Слайд 69использование в психолого-педагогических исследованиях общенаучных принципов
принцип концептуального единства исследования, ибо
если исследователь не защищает, не проводит последовательно определенной концепции, вырабатывая
ее сам или присоединяясь к одной из существующих, ему не удается осуществить единство и логическую непротиворечивость подходов и оценок, он неизбежно соскальзывает на позиции эклектики.
Принцип концептуальное™ внутренне противоречив, он представляет единство определенного, принятого как верное, и неопределенного, изменчивого. Это и отличает его от предвзятости.
Принятые исходные положения проверяются, развиваются, корректируются в ходе поиска, а в случае необходимости и отбрасываются (происходит смена или модернизация концепции).
Слайд 70Конкретно-научная методология каждой науки и обслуживаемой ею практики раскрывается через
специфические, относительно самостоятельные подходы, или принципы.
Что же такое психолого-педагогическое, педагогическое
и психологическое исследование?
Слайд 71Что же такое психолого-педагогическое, педагогическое и психологическое исследование?
В силу сложности,
многогранности педагогического процесса в образовании необходимы очень разные – и
по всей тематике, и по предметной направленности исследования. Очень важны психологические исследования.
В психологических исследованиях ведется поиск наиболее эффективных для конкретной ситуации механизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивидуального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания
Слайд 72???
Весьма разноплановы и многофункциональны педагогические исследования. Это исследования историко-педагогического, философско-педагогического,
социально-педагогического, психолого-педагогического, методического характера. Однако практически все прикладные исследования, связанные
с функционированием и развитием образовательного процесса и образовательных учреждений, носят комплексный психолого-педагогический (нередко социально-психолого-педагогический, медико-педагогический и т.д.) характер.
Слайд 73Строить подлинное исследование в образовательной сфере без определения ее психологического
содержания невозможно.
В последнее десятилетие, когда задачи развития личности стали
приоритетными, любое продуктивное исследование в образовательной области должно быть психолого-педагогическим, раскрывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентации, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорового психического и физического развития.
При этом педагогическое исследование всегда сохраняет свою специфику: в нем идет речь о педагогическом процессе, об обучении и воспитании, об организации и управлении процессом, в котором обязательно участвуют педагог и воспитанник, функционируют и развиваются педагогические отношения, решаются педагогические задачи.
Слайд 74И еще один нюанс. Известные (стандартные) психологические подходы, методы и
методики могут использоваться для определения позиций, диагностики, интерпретации результатов. Тогда
вернее определять исследование как педагогическое с использованием психологических знаний и методов.
Если же идет поиск личностно ориентированных, индивидуализированных или работающих на психологию коллектива позиций и подходов, более точных психологических подходов или методов (например, способов определения творческого потенциала личности и степени ее реализации), то исследование действительно становится психолого-педагогическим.
Слайд 75Методологические подходы в педагогике
системный,
личностный,
деятельностный,
полисубъектный,
культурологический,
этнопедагогический,
антропологический
подходы.
Слайд 76 системный подход
Одним из основных методологических принципов признан системный подход, сущность которого заключается
в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а
в их взаимосвязи, в системе с другими.
Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики отдельных элементов, составляющих систему.
Системность – одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов.
Большое внимание системному подходу в педагогике уделяли В.П. Беспалько, М.А. Данилов, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев и др.
Слайд 77система характеризуется следующими особенностями:
1) целостностью. Свойства целого принципиально несводимы к механической сумме
его элементов. Вместе с тем каждый элемент в системе имеет
свое место и свои функции;
2) структурностью. Функционирование системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;
3) иерархичностью. Каждый элемент системы может быть рассмотрен как относительно самостоятельная подсистема;
4) взаимозависимостью системы и среды. Система функционирует и развивается в тесном взаимодействии со средой;
5) множественностью описаний. В связи со сложностью системных объектов в процессе их познания могут быть использованы различные схемы, модели их описания.
Следует особо обратить внимание на необходимость целостного подхода к образовательным системам, т. е. соблюдать принцип целостности в исследовании.
Слайд 78Синергетический подход
В педагогическом процессе явно выявляются взаимодействия, изучаемые синергетикой (от
греч. – ynergo– совместно действующий) – современной теорией совместного действия.
Эта теория
фокусирует внимание на неравномерности, нестабильности как естественном состоянии нелинейных систем, на многовариантности и неопределенности путей их развития в зависимости от множества влияющих факторов и условий.
Исходя из этого следует, что педагогической системе нельзя навязывать способ поведения или развития, но можно выбирать и стимулировать один из заложенных в конкретных условиях вариантов, рассчитывая на синергетический (самоуправляемый) процесс.
Слайд 79Деятельностный подход
Деятельность – это целесообразное преобразование людьми окружающей действительности. Исходной формой
такого преобразования является труд. Все виды материальной и духовной деятельности
человека являются производными от труда и несут в себе его главную черту – творческое преобразование окружающего мира. Преобразуя природу, человек преобразует и самого себя, проявляясь как субъект своего развития.
Однако признание факта, что в деятельности личность формируется и проявляется, еще не есть деятельностный подход.
Последний требует специальной работы по выбору и организации деятельности ребенка, по активизации и переводу его в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение ребенка выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности
Слайд 80Полисубъектный (диалогический) подход
Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека
значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность, не исчерпывается
деятельностью, не может быть сведена к ней и отождествлена с нею.
Личность обретает свое человеческое, гуманистическое содержание в общении с другими. В этой связи она есть продукт и результат общения с окружающими людьми.
Поэтому личность рассматривается как система характерных для нее отношений, носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы.
Слайд 81Полисубъектный (диалогический) подход
Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным
составляет сущность методологии гуманистической педагогики. Применение этих принципов позволяет создать
психологическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаиморазвития и саморазвития.
Слайд 82Культурологический подход
Культурологический подход как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности
имеет своим основанием аксиологию (от греч. аxia – ценность) – учение
о ценностях и ценностной структуре мира.
Данный подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. становится творцом новых ее элементов.
В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Слайд 83Этнопедагогический подход
Воспитание с опорой на национальные традиции народа, его культуру,
национально-этническую обрядность, обычаи, привычки – условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и
организации педагогического процесса.
Ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения.
Задача педагогов состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой – максимально использовать ее воспитательные возможности.
Слайд 84Антропологический подход
Антропологический подход впервые разработал и обосновал К.Д. Ушинский. В его
понимании это системное использование данных всех наук о человеке и
их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Он писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». Это положение К.Д. Ушинского остается актуальным для современной педагогики.
Слайд 85Педагогическое научное исследование –
это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной
деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.
Различают три уровня педагогических исследований:
1) эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке;
2) теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие;
3) методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.
Слайд 86Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли гуманитарного знания позволяют:
1) вычленить ее действительные проблемы и определить стратегию и основные
способы их разрешения;
2) проанализировать всю сумму образовательных проблем и установить их иерархию (порядок значимости);
3) в самом общем виде осуществлять прогнозирование.
Слайд 87Субъекты и объекты НИД
Субъекты
педагоги, руководители ОО.
Субъектом может быть один
педагог, или целый коллектив
Объекты
изучаемая научная проблема, имеющая теоретические и практические
аспекты
Слайд 88Требования к субъектам научно - исследовательских работ:
Мотивация научной деятельности;
заинтересованность в
повышении эффективности образовательного процесса;
владение понятийным, терминологическим аппаратом;
умение создавать научные тексты;
глубокое
знание современных проблем образования;
владение методикой научных исследований и т.д.
Слайд 89Итак:
Термин "методология" в буквальном смысле означает учение о методах познания
(лат. – наука, знание, метод-путь, направление познания).
В литературных источниках встречаются
различные толкования понятия "методология":
как наиболее общего (философского) метода познания;
как системы методов, которые используются той или иной наукой;
как особой отрасли знаний, призванной служить своеобразным источником, откуда другие конкретные науки заимствуют методы исследований;
как философского учения о методах познания и практики.
Слайд 90Методология исследования
(категориально-понятийный аппарат)
Актуальность и проблема исследования
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследования
Гипотеза исследования
Задачи
исследования
Слайд 91АКТУАЛЬНОСТЬ
В результате теоретического анализа, а нередко и эмпирических действий (констатирующий
эксперимент) устанавливается наличие ПРОТИВОРЕЧИЙ в той части области деятельности, на
которую направлено исследование.
Наличие противоречий и подтверждает актуальность.
Слайд 94Актуальность (З.Г.Нигматов)
Актуальность. Обосновать, почему именно эту проблему нужно в настоящее
время изучать. Доказать ее значимость, во-первых, для науки, во-вторых, для
практики.
Поэтому следует различать как научную, так и практическую актуальность.
Обоснование актуальности именно данной, выбранной исследователем, темы складывается из ответа на следующие вопросы:
Чем вызвана потребность в исследовании именно этого аспекта проблемы?
Какие негативные последствия могут произойти, если не получить нового знания об этом аспекте?
Какова разработанность вопросов, относящихся к предмету данного исследования, в существующей педагогической теории?
Слайд 95Противоречие
Почему появилась проблема? Потому что существует противоречие – важнейшая логическая
форма познания, движущая сила. Научные теории развиваются в результате разрешения
противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях и в практической деятельности.
Попросту противоречие – это несоответствие, несогласованность между какимилибо противоположностями, находящимися внутри единого объекта. Именно это несоответствие «доказало» наличие проблемы, и оно обусловило, почему мы должны заниматься выявленной проблемой.
Как видно из предложенной нами структуры научного исследования, теперь соискатель задается вопросом что? Что надо изучить из того, что ранее в науке не было изучено (проблема, тема), что в результате предполагается получить (цель), что конкретно рассматривается в работе (объект)?
Слайд 96ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
Это не синоним понятия ЗАДАЧА
ПРОБЛЕМУ создают те противоречия, которыми
объясняется актуальность.
Решить проблему исследования – значит создать условия, при
которых противоречия будут устранены
Формулировка проблемы строится на стремлении преодолеть установленные противоречия.
Слайд 97Проблема.
Научно-исследовательская работа начинается с выбора той сферы педагогической действительности, в
которой накопились проблемы, требующие своего разрешения, т.е. с выбора области
исследования.
В качестве таких областей выступают история педагогики, гражданское или нравственное воспитание, теория или технология обучения - дидактика, содержание образования, управление образовательными системами и учреждениями, сравнительная педагогика и др.
Что за проблема, которую он должен решить (часть её)?
Слайд 98Постановка проблемы опирается на:
Потребность науки
Запрос практики
Социальный заказ
Анализ ее решения в
историческом аспекте
Ставя проблему, необходимо ответить на вопрос: Что надо изучить
из того, что раньше не было изучено?. Или..не было разраболтано…
Критерием проблемы является наличие объективно существующих противоречий.
Есть противоречие – есть проблема.
Слайд 99Тема
Выявленная научная проблема должна найти отражение в теме: что конкретно
мы будем исследовать?
Правильно выбрать тему – это значит наполовину
обеспечить успешное её выполнение.
Выбор темы педагогического исследования определяется тремя основными группами факторов:
социальным заказом;
2) недостаточно полным соответствием этому социальному заказу существующей образовательной практики;
3) слабой разработанностью выбранной проблемы в педагогической теории.
Кроме того, при выборе темы очень важно учитывать имеющийся авторский «задел» в научном исследовании, принять во внимание даже общий стаж работы в избранной области знания (мы это называем «право на тему»).
Слайд 100Проблема- тема
В теме должно быть заключено движение от известного к
неизвестному:
Мониторинг эмоционального развития детей дошкольного возраста
Театрализованная деятельность как средство развития
творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
Исследование …особенностей проявления … в игровой деятельности
Познавательное развитие детей в процессе моделирования
Слайд 101Формулирование проблемы, темы.
Сущность проблемы заключается в противоречиях между какими-либо компонентами,
сторонами педагогического процесса, чаще всего – между результатом и средствами
его получения.
Однако, для того чтобы сформулировать проблему, недостаточно только обнаружить такое пpoтивоpeчиe, необходимо проникнуть вглубь явления, понять, что о нем известно, а что не известно.
Проблема представляет собой вопрос, ответ на который должен дать эксперимент – наиболее надежный и верный путь решения педагогических проблем.
Проблема эксперимента формулируется в виде тезиса, содержащего вопрос общепедагогического уровня, но безотносительно к конкретным условиям осуществления учебно-воспитательного процесса.
Слайд 102Примеры проблем (по Загвязинскому)
А. Развитие учащихся в процессе проблемного обучения
(каково влияние проблемного способа обучения на развитие учащихся).
Б. Воспитание в
условиях дифференцированного обучения (каковы должны быть особенности воспитания).
Конкретный эксперимент не может дать общего ответа на вопрос, он вычленяет из проблемы какую-то часть, соотнося ее с реальным участком учебно-воспитательного процесса (с предметом и объектом исследования).
Привязка (реализация) проблемы к конкретной учебно-воспитательной обстановке (ситуации) дает формулировку темы эксперимента. Не следует путать тему эксперимента с темой как областью исследования («Развивающее обучение», «Дифференцированное содержание обучения»).
В формулировке темы эксперимента отражается, в чем будет состоять экспериментальное воздействие и на что оно будет направлено.
Слайд 103Примеры тем
Развитие творческих способностей учащихся путем применения проблемных ситуаций на
уроках физики в 9-м классе.
Особенности работы классного руководителя в
условиях дифференцированного обучения.
Тема, таким образом, определяет границы поиска в данной проблеме.
Слайд 104ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Он как раз и описывает ту самую наиболее широкую
(в пределах разумной целесообразности) «часть области деятельности» для предполагаемого исследования.
Объект
исследования в педагогике и психологии – это, как правило, процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания.
Слайд 105Объект.
Определяя объект исследования, следует дать ответ на вопрос: что рассматривается
в научной работе?
Слайд 106ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРЕДМЕТ – это не предметная область исследования
ПРЕДМЕТ в рамках
ОБЪЕКТА определяет более узко-конкретную область деятельности исследователя
Главное, что отличает от
ОБЪЕКТА, то что формулировка ПРЕДМЕТА несет в себе явную информацию о цели и педагогической составляющей исследования
Все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения» (Ф.А. Кузин)
Представляет собой модель объекта
Задает исходные условия теоретического и эмпирического исследования.
Слайд 107ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предмет исследования еще конкретнее по своему содержанию: в предмете
исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в
данном случае подлежит более глубокому специальному исследованию.
Объект …. Предмет 1, предмет 2,…. Предмет н.
Слайд 108Предмет
ученый выделит в выбранном объекте действительности (поле поиска) главный ключевой
пункт (аспект, отношение или взаимосвязь) – то главное, относительно чего
он обязуется получить новое знание – предмет научной работы.
Вот поэтому необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект, а с другой –.
Слайд 110ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Это то, к чему мысленно стремится исследователь и что
ожидается в итоге после (хотя бы экспериментального) внедрения результатов исследования
Цель
– это не «разработать» или «создать», цель – это тот педагогический эффект, связанный с изменениями в мышлении обучаемого, в его личностных качествах, которые будут получены в итоге и опытным путем зарегистрированы
Слайд 111Цель исследования
Прежде чем приступить к какому-то делу, человек создает
мысленный образ того, чего он хочет достигнуть, строит этот образ
в голове.
Поэтому почти в самом начале исследования очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, т.е. его цель, которая представляет собой «осознанный образ, полезный результат, который должен быть достигнут в результате сознательной деятельности» (В.М. Полонский).
Следовательно, исследовательская цель – это то, что предполагается получить в результате научно-познавательной деятельности, т.е. каким видится этот результат ещё до его получения.
Слайд 112Цель исследования
Цель исследования – конкретный, качественно и количественно характеризованный, наиболее
вероятный ожидаемый результат, который планируется достичь.
Целью называется идеальный образ желаемого результата;
в неявном виде она содержится уже в постановке проблемы и темы. Главной целью эксперимента является решение намеченной проблемы, а дополнительные, сопутствующие цели возникают в силу системности педагогического процесса, по принципу «дерева целей»; их постановка (и достижение) зависит от возможностей экспериментатора и условий эксперимента.
Слайд 113Виды целей
В зависимости от степени новизны предполагаемого результата цели могут
выступать в следующих разновидностях:
а) воссоздание в новых условиях того,
что существовало ранее, но было утрачено, забыто и т. д.;
б) модернизация (рационализация, усовершенствование) того, что существует в соответствии с изменившимися требованиями;
в) создание нового – того, что ранее не существовало, не имеет аналогов, является принципиально новым.
Слайд 114Критерии цели исследования
четкость формулировки;
полнота признаков ожидаемого конечного результата;
контролированность (возможность оценки,
сравнения);
реальность достижения;
связь с проблемой, гипотезой;
временная определенность и ограниченность
Слайд 115
Примеры целей
А. Определить влияние проблемного изложения материала на развитие творческих
способностей учащихся (цель типа А).
Б. Разработать оптимальный вариант планирования воспитательной
работы в классе дифференцированного обучения (цель типа Б).
Слайд 116ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Задача – это цель, заданная в конкретной ситуации. При осмысливании
общей цели экспериментатор начинает видеть ее возможное воплощение в конкретных
педагогических усовершенствованиях, достижениях. В приложении к обстановке класса, школы, тому или иному предмету рождаются и формируются задачи экспериментальной работы
Выверенный по порядку следования перечень теоретических, методических и экспериментальных задач, последовательное решение которых приводит к результатам
Слайд 117Задача
представляет собой звено, шаг, этап достижения цели.
Задача — это
цель преобразования конкретной ситуации или, иными словами, ситуация, требующая своего
преобразования для достижения определенной цели.
Задача всегда содержит известное (обозначение условий ситуации) и неизвестное, искомое, требуемое, рассчитанное на совершение определенных действий, приложение усилий для продвижения к цели, для разрешения поставленной проблемы.
Реализованная с учетом конкретных условий задача синтезирует содержательную, мотивационно-побудительную и операционную стороны исследовательской деятельности и является ее своеобразным «фокусом».
Слайд 118Задачи
адекватны гипотетическим предположениям, поэтому в структуре научного аппарата исследования они
занимают место после гипотезы.
Если сформулировать очень коротко, то задачи
отвечают на вопрос:
- как и в какой последовательности этапов следует реализовывать свой исследовательский «проект», сформулированный в научной гипотезе?
- Формулируя задачи, исследователь одновременно обозначает логику исследования, поэтапное решение которых обеспечивает искомый результат.
По-другому задачи – это ряд промежуточных целей, выполнение которых необходимо для реализации общей цели.
Слайд 119Примеры задач
Для проблемного изложения материала раздела физики «Динамика» (9-й класс):
определить эффективность усвоения материала с помощью проблемной ситуации; отобрать проблемные
ситуации; построить их систему; апробировать их; развить мышление учащихся; дать рекомендации по применению проблемных ситуаций.
Для работы классного руководителя в условиях дифференцированного обучения на старшей ступени: проанализировать особенности воспитательной работы; отобрать воспитательные мероприятия; оптимизировать виды и формы воспитательной работы в связи с углубленной учебной деятельностью учащихся; определить содержание воспитания старшеклассников, его направления; выработать принципы составления планов воспитательной работы; дать рекомендации по осуществлению воспитания личности.
Слайд 120Задачи….
Таким образом, процедура целеполагания и определения порядка реализации целей достаточно
сложна, вариативна, требует глубокого проникновения в исследуемую область и смежные
области знания, учета специфики каждого исследования.
Среди значительного количества задач, подлежащих решению, очень важно выделить основные. Их рекомендуется выделить сравнительно немного, не более 5—6.
Однако обязательно должны быть выделены три группы задач.
Слайд 121Группы задач исследования
Чаще всего первая из основных групп задач —
историко-диагностическая — связана с изучением истории и современного состояния проблемы,
определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования;
вторая — теоретико-моделирующая связана с раскрытием структуры, сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования;
третья — практически-преобразовательная связана с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса, его предполагаемого преобразования и с разработкой практических рекомендаций.
Остальные, более частные задачи, относят чаще всего в качестве подзадач к основным.
Слайд 122задачи исследования на тему
«Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования
старших школьников» (диссертация О. В. Морозовой.Омск)
Провести теоретический анализ состояния коммуникативной
деятельности учителя в зарубежной и отечественной педагогике, показать ее современное состояние в теории и практике образования.
Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности коммуникативной деятельности учителя, ее гуманистической направленности.
На основе анализа коммуникативной деятельности учителя как условия гуманизации процесса образования разработать и экспериментально проверить программу, методические приемы и методику гуманизации коммуникативной деятельности учителя.
Выработать систему (программы, способы, формы) освоения учителем гуманизированной коммуникативной деятельности в процессе образования.
Слайд 123
Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования
Поставив задачи,
исследователь подготавливает «прорыв», свое, пусть маленькое, открытие, а все последующие
логические этапы будут представлять ступени движения к инструментовке, проверке истинности и воплощению этого открытия. Формой такого предвосхищения, предвидения результатов выступает гипотеза — обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.
Слайд 124
Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования
Для выдвижения
гипотезы необходимы не только тщательное изучение состояния дела, научная компетентность,
но и осуществление хотя бы части диагностического обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов, используемых в педагогике и психологии.
Формирование гипотезы в сознании исследователя — сложный и пока еще мало изученный процесс. Ясно, что в психологическом плане здесь наряду со способностями к конструированию и переконструированию знаний, мысленному моделированию значительную роль играют проблемное видение, альтернативный характер мышления, перенос и интуиция исследователя.
Слайд 125Гипотеза
Гипотезой в науке называют предположение о cущecтвoвании связей и закономерностей в
окружающем мире.
По Ф. Энгельсу, гипотеза является формой развития науки.
В педагогическом эксперименте гипотеза – это предложение о возможном пути решения проблемы, способе достижения поставленной цели, средствах, с помощью которых может быть достигнут желаемый результат педагогического процесса.
Слайд 126Гипотеза исследования
Гипотеза исследования – научное предположение, истинность которого не
очевидна (значение которого неопределенно).
Критерии качества гипотезы:
концептуальность;
новизна;
практическая значимость;
проверяемость;
доказательность;
непротиворечивость;
эвристичность.
Слайд 127Виды гипотезы
Гипотезы могут иметь описательный, объяснительный характер, но в условиях
массового педагогического поиска более всего распространены сравнительные и конструктивные гипотезы.
Сравнительная гипотеза содержит предположение о сравнительной эффективности содержания средств, методов и форм организации и управления педагогическим процессом.
Конструктивная гипотеза имеет такую структуру: если применять такие-то и такие-то новые или изменить применяемые содержание или методы так-то и так-то, то можно ожидать, что будет обеспечено более сознательное и прочное овладение знаниями и умениями, деятельность детей примет такое-то направление, будут достигнуты такие-то сдвиги в их
Слайд 128ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Имеет вид: если А, то В, где
А – совокупность
формируемых исследователем условий, основанных на ведущей идее исследования
В – совокупность
результатов, приводящих к цели (или отождествляемых с целью)
Слайд 135ВЗАИМОСВЯЗЬ
предмета, цели, задач и гипотезы
Эта взаимосвязь имеет косвенный, но
в то же время весьма важный для целостности исследования структурно-логический
характер
Слайд 137ЦЕЛЬ
педагогический
компонент
РЕЗУЛЬТАТ (ЦЕЛЬ)
ПОСЫЛКА(УСЛОВИЯ)
ГИПОТЕЗА
ЗАДАЧИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
результат
Теоретическая
значимость
Практическая
значимость
Гл.1
Гл.2
Теоретические
результаты
Практические
результаты
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОЛОЖЕНИЯ,
выносимые
на защиту
Слайд 138МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Рекомендуется давать отдельно: методологические и теоретические основы
исследования.
Методологические основы обычно увязываются с общими подходами, парадигмальными изменениями во
взглядах, философско-методологическими концепциями.
Теоретические основы – из разряда психолого-педагогических, методических, технологических теорий
Слайд 139ПОЛОЖЕНИЯ,
выносимые на защиту (в диссертациях)
Эти положения (предложения) имеют вид
высказываний, требующих ДОКАЗАТЕЛЬСТВА.
Последовательное доказательство этих положений и составляет суть ЗАЩИТЫ
научной работы.
На их основе строится доклад соискателя.
Заявление о новизне, теоретической и практической значимости исследования целесообразно давать в конце доклада.
Слайд 141Методы исследования
Пути, способы познания объективной реальности называют методами исследования.
Они позволяют добывать
информацию об изучаемом предмете, анализировать и обрабатывать полученные данные, включают
знания науки в систему известных знаний.
Уровень развития науки напрямую связан с применяемыми в ней методами.
Каждая наука разрабатывает и использует свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.
Слайд 143Методы исследования
Выбор методов зависит от проблемы, цели, задач, предмета, гипотезы
исследования и определяет характер необходимых операций на разных этапах исследования.
Слайд 144принципы отбора методов исследования
использование разнообразных взаимодополняющих методов исследования, неоднократная
проверка полученных данных,
соответствие методов исследования существу изучаемого явления и возможностям
исследуемых и исследователя,
запрет применения методов исследования, противоречащих нравственным нормам, способных нанести вред исследуемым и процессу.
Методологическое обоснование выбора методов исследования: деятельностный, личностный, системный.
Слайд 145Группы методов педагогического исследования:
Слайд 146Группы методов педагогического исследования:
Слайд 147
Группа методов теоретического исследования (Нигматов)
методы теоретического исследования, связаны с мысленным
(умственным) абстрагированием от реальности, построением моделей, проникновением в сущность изучаемого.
Слайд 148
Теоретические методы научно-педагогического исследования
Позволяют обнаруживать в объектах и
научных фактах скрытые закономерности, общее и необходимое, существенное и несущественное,
т.е. понять взаимовлияние факторов, определяющих динамику общего развития.
Метод теоретического анализа (от греч. аnalysis – разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis – cоединение, сочетание, составление), позволяющий рассматривать объекты, явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития.
Слайд 149
Теоретические методы научно-педагогического исследования
Анализ – метод познания при
помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.
Синтез
– метод соединения отдельных сторон предмета в единое целое.
После выполнения аналитической работы возникает необходимость синтеза, интеграции результатов анализа в общей системе. На основе синтеза изучаемый объект воссоздается как система связей, как структурированная модель.
Слайд 150
Теоретические методы научно-педагогического исследования
Гипотетический метод познания предполагает разработку
научной гипотезы на основе изучения педагогической, психологической, физиологической (химической, физической
и т.д.) сущности исследуемого явления формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений.
Исторический анализ как метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.
Слайд 151
Теоретические методы научно-педагогического исследования
Метод абстрагирования (от лат. аbstractio
– отвлечение), позволяющий выделить предмет изучения в «чистом» виде, суметь
отмежеваться от всех побочных явлений, абстрагироваться от всех многочисленных связей и отношений, которые мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя. Результатом применения метода абстрагирования является абстракция (абстрактный объект). Абстракция – это способ мысленного (теоретического) отражения объектной реальности.
Слайд 152
Теоретические методы научно-педагогического исследования
Метод моделирования, «1) метод исследования
объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной или
социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений… и конструируемых объектов».
Если модель является аналогией на прототип, то получается, что моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Второй из объектов называют моделью первого.
Методы индукции и дедукции. Индукция (от лат. inductio – наведение), как известно, – это метод движения мысли от менее общего знания к более общему; умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению
Слайд 153
Теоретические методы научно-педагогического исследования
Методы индукции и дедукции. Индукция
(от лат. inductio – наведение), как известно, – это метод
движения мысли от менее общего знания к более общему; умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению.
Дедукция – такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под определенное понятие.
Так, на основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала.
Слайд 154
Теоретические методы научно-педагогического исследования
Интерпретация (от лат. interpretatio –
посредничество; истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо) – это исследовательский метод,
в основе которого лежит процедура разъяснения смысла изучаемого процесса, раскрытия сущности исследуемого объекта, объяснения экспериментальных данных, получаемых в ходе исследования (новых, нетривиальных), на основе принятой в исследовании концепции.
Слайд 155Эмпирические методы исследования
Эмпирические методы исследования направлены на диагностику состояния
изучаемого объекта, к которым относятся:
изучение литературы, архивного материала и
различных документов,
изучение результатов исследовательской деятельности,
наблюдение,
беседа, опрос, анкетирование,
тестирование,
эксперимент,
создание диагностических ситуаций и др.
Слайд 156Изучение литературы
Изучение литературы и других источников.
Работа над литературой начинается
с составления списка произведений (библиографии), включающего книги, журналы, статьи в
научных сборниках, реферативные обзоры, авторефераты диссертаций и др., имеющие прямое (близкое к теме исследования) отношение к изучаемой проблематике.
Слайд 157наблюдение
Научное наблюдение. В педагогике и психологии наблюдение является одним из
основных исследовательских методов. Оно представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся
главным образом на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность.
В отличие от простого созерцания научное наблюдение предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых исследователь переходит от предмета (наблюдаемого объекта или явления) к его продукту (отчёту о результатах наблюдения).
Назовем ряд существенных черт научного наблюдения как исследовательского метода: постановка цели наблюдения, разработка плана и выбор методики наблюдения, активность и систематичность наблюдения, контроль за объективностью результатов наблюдения, осмысление и обработка полученного массива данных и др.
Слайд 158Сравнение в наблюдении
Сравнение - это особый способ наблюдения; установление различия
между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется
как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.
Слайд 159Эксперимент
Эксперимент - одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается
проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.
Исследователь
прибегает к постановке эксперимента в тех случаях, когда необходимо изучить некоторое состояние предмета наблюдения, которое в естественных условиях не всегда доступно. Воздействуя на предмет в специально созданных (подобранных) условиях исследователь целенаправленно «вызывает» (создает) нужное ему состояние, а затем изучает его.
Слайд 160два типа экспериментальных задач
1) исследовательский эксперимент, который связан с поиском
неизвестных зависимостей между параметрами объекта,
2) проверочный эксперимент, который применяется
в тех случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть те или иные следствия теории.
Слайд 161Виды эксперимента
Констатирующий
Контрольный
Слайд 165Методы эмпирического исследования (Нигматов)
методы эмпирического исследования, основаны на опыте, практике,
эксперименте.
В соответствии со сказанным при характеристике исследовательских методов их
можно условно (сокращенно) подразделять на методы теоретического и методы эмпирического исследования.
При этом необходимо подчеркнуть, что некоторые общие методы научного познания используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, интерпретация, анализ и синтез, моделирование, индукция и дедукция и др.).
Слайд 166Общие методы исследования
Изучение документации
Изучение работ детей (рисунков,поделок, тетрадей….)
Беседа с ребенком,
родителями
Наблюдение за ребенком в процессе его де6ятельности
Слайд 167Особое место в психолого-педагогическом исследовании…..
Занимает.….
Слайд 168Изучение и обобщение передового педагогического опыта:
Объекты изучения: массовый опыт,
отрицательный опыт, передовой опыт.
Виды передового педагогического опыта: новаторство, мастерство.
Критерии передового
опыта:
Новизна,
Результативность и эффективность,
Соответствие требованиям педагогики, методик,…
Стабильность и повторяемость результатов в течение длительного промежутка времени,
Воспроизводимость опыта,
Оптимальность опыта в ЦПП
Слайд 169Алгоритм изучения и обобщения передового педагогического опыта:
Описание опыта на основе
наблюдения, бесед,…
Классификация наблюдаемых явлений,
Установление причинно – следственных связей и механизма
взаимодействия различных сторон явления,
Внедрение опыта через: наставничество; педагогические практикумы, семинары, тренинги; различные формы обобщения (доклады, брошюры),
Статьи, бюллетени, методические разработки,…
Слайд 170Метод и методика: сущность и научно-исследовательское значение
Методика –
общий свод правил, алгоритм, приемы изучения чего-то, способ или путь
теоретического исследования.
Метод – частное понятие - путь исследования и практического осуществления чего-то конкретного, способ достижения определенной цели.
Методология – совокупность методов, применяемых в отдельных науках; учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
Слайд 171Что такое есть методика в психолого- педагогическом исследовании?
Слайд 172Спасибо за внимание
НФИ КемГУ Разенкова Н.Е.