Разделы презентаций


Основы менеджмента Преподаватель: Поспелова Татьяна Вадимовна Структура курса

Содержание

Дисциплина «Менеджмент» посвящена изучению базовых понятий и представлений современной экономической науки, природы и форм организации труда менеджеров, является исходной теоретической и практической базой для получения знаний по другим управленческим дисциплинам (организационное

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Преподаватель:
Поспелова Татьяна Вадимовна

Структура курса «Основы менеджмента»

Основной учебник:
Мескон М.,

Альберт М., Хедоури Ф.
Основы менеджмента.

Преподаватель: Поспелова Татьяна ВадимовнаСтруктура курса «Основы менеджмента»Основной учебник: Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.

Слайд 2Дисциплина «Менеджмент»
посвящена изучению базовых понятий и представлений современной экономической

науки, природы и форм организации труда менеджеров,
является исходной теоретической

и практической базой для получения знаний по другим управленческим дисциплинам (организационное поведение; управление персоналом; проектный и антикризисный менеджмент и другие)

природа и
формы организации
труда менеджера

Базовые понятия и
представления

организационное
поведение

«Менеджмент»

проектный и антикризисный менеджмент

управление
персоналом

Дисциплина «Менеджмент» посвящена изучению базовых понятий и представлений современной экономической науки, природы и форм организации труда менеджеров,

Слайд 3Цель дисциплины «Менеджмент» -
формирование базовой системы знаний в области

общей теории менеджмента,
подготовка студентов к профессиональной деятельности в сфере

управления организациями различного профиля и форм собственности.

формирование навыков самостоятельной и коллективной работы студентов по проблемам менеджмента, развитие научного мышления по широкому кругу проблем менеджмента

раскрытие сущности и содержания основных понятий и категорий менеджмента

Задачи дисциплины
«Менеджмент»

изучение истории развития менеджмента как науки


ознакомление с методо-логическими основами менеджмента

Цель дисциплины «Менеджмент» - формирование базовой системы знаний в области общей теории менеджмента, подготовка студентов к профессиональной

Слайд 4Структура дисциплины «Менеджмент» -
Основные понятия менеджмента,
Возникновение и эволюция менеджмента,
Современный

менеджер,
Основы принятия управленческих решений,
Планирование деятельности организации,
1. Система менеджмента в

организации. Понятие и сущность менеджмента. Менеджмент как наука, практика и искусство. Уровни управления. Виды менеджмента.

2. Управленческие идеи древности. Классическое направление менеджмента. Гуманитарное направление менеджмента. Новая школа управления. Подходы к менеджменту: традиционный, ситуационный, процессный, системный, социально-этический.

3. Менеджер – новый вид специалиста в области управления. Специфика деятельности: менеджер, предприниматель. Понятие функций управления, их неразрывная связь и взаимообусловленность. Компетенции менеджера. Имидж менеджера. Национальные особенности менеджмента.

4. Различные типы решений и проблем. Этапы процесса принятия решений. Коллективное принятие решений.

5. Сущность и виды планирования. Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования. Тактическое планирование. Дерево целей.

Структура дисциплины «Менеджмент» - Основные понятия менеджмента,Возникновение и эволюция менеджмента,Современный менеджер,Основы принятия управленческих решений,Планирование деятельности организации, 1.

Слайд 5Структура дисциплины «Менеджмент» -
Построение организаций,
Мотивация персонала,
Контроль,
Власть в организации,
Лидерство,
Отраслевые особенности

менеджмента
6. Выбор организационной структуры. Департаментализация. Подструктуры управления: штабные и коллегиальные.

Делегирование полномочий и ответственности.

7. Понятие мотивации и стимулирования персонала. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Стимулирование и системы оплаты труда.

8. Сущность управленческого контроля. Процесс и виды контроля. Психологические аспекты контроля. Принципы эффективного контроля.

9. Влияние. Власть и ее формы (власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; традиционная власть; экспертная власть; власть, основанная на харизме). Баланс власти.

10. Лидерство. Обзор теорий лидерства. Теория черт. Теория «Х и У». Теория «управленческой решетки» и ее практическая значимость. Выбор стиля руководства в зависимости от уровня зрелости подчиненных.

11. Особенности управления промышленным предприятием, финансовыми институтами – в сельском хозяйстве, государственном секторе и в социальной сфере.

Структура дисциплины «Менеджмент» - Построение организаций,Мотивация персонала,Контроль,Власть в организации,Лидерство,Отраслевые особенности менеджмента6. Выбор организационной структуры. Департаментализация. Подструктуры управления:

Слайд 6Основные понятия менеджмента
Тема №1

Основные понятия менеджментаТема №1

Слайд 7Менеджмент – это система принципов, методов, средств и способов управления

хозяйственными организациями, обеспечивающая высокую эффективность их работы
«Менеджмент – это искусство

точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом»
Ф.У. Тейлор

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения людей

Менеджмент – это система принципов, методов, средств и способов управления хозяйственными организациями, обеспечивающая высокую эффективность их работы«Менеджмент

Слайд 81. Управление – это целенаправленное воздействие на управляемый объект со

стороны субъекта управления в условиях ограничений и в соответствии с

выбранным критерием эффективности

Критерий эффективности управления – это условие (стандарт) по которому определяется, насколько качественным является управление

2. Управление – это процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов

«Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой» (А. Мескон)

1. Управление – это целенаправленное воздействие на управляемый объект со стороны субъекта управления в условиях ограничений и

Слайд 91. Материальные (здания, сооружения, оборудование, расходные материалы)
2. Финансовые (наличные деньги,

ценные бумаги, счета в банках)
3. Трудовые (работники, персонал организации)
4. Информационные

(базы данных, сведения, знания)
5. Временные (рабочее время)

1. Представляет собой умственный труд
2. Опосредованно участвует в создании продукта (используя труд других людей)
3. Предметом труда является информация
4. Средствами труда являются коммуникации и оргтехника
5. Результатом труда является управленческое решение

1. Материальные (здания, сооружения, оборудование, расходные материалы)2. Финансовые (наличные деньги, ценные бумаги, счета в банках)3. Трудовые (работники,

Слайд 101. С точки зрения привлекаемых ресурсов
менеджмент в материально-технической сфере

(логистика);
финансовый менеджмент;
кадровый менеджмент (HRM – human resources management);

информационный менеджмент (в сфере новых информационных технологий);
управление рабочим временем. 2. С точки зрения сфер деятельности
производственный менеджмент;
банковский менеджмент;
менеджмент в социальной сфере;
коммерческий менеджмент и т.п.
3. С точки зрения функций
стратегический менеджмент;
инновационный менеджмент;
антикризисный менеджмент и т.п.
1. С точки зрения привлекаемых ресурсов менеджмент в материально-технической сфере (логистика); финансовый менеджмент; кадровый менеджмент (HRM –

Слайд 11Функциональное разделение труда менеджеров основывается на формировании групп менеджеров, выполняющих

однотипные функции.
Структурное разделение труда менеджеров строится исходя из организационной структуры,

масштабов, сфер деятельности и специфики предприятия. Общими чертами структурного разделения является вертикальное и горизонтальное разделение: вертикальное состоит в выделении низшего (первичного), среднего и высшего уровней управления; горизонтальное – разделение по функциональным зонам (производство, маркетинг, финансы и т.п.).

Уровни управления

Функциональное разделение труда менеджеров основывается на формировании групп менеджеров, выполняющих однотипные функции.Структурное разделение труда менеджеров строится исходя

Слайд 12Современный менеджер
Тема №2

Современный менеджерТема №2

Слайд 132. Способность работать с людьми и управлять самим собой
преданность делу,

лояльность организации;
честность и доверительные отношения с людьми;
умение четко выражать свои

мысли и убеждать собеседников;
способность управлять собственным временем и восстанавливать силы.

Менеджер - наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью и наделенный определенными полномочиями.

1. Специальные знания и навыки
умение принимать решения в сложных ситуациях;
информированность о тенденциях развития рынка организации (технологии, спрос, конкуренция, ….);
знание опыта менеджмента других предприятий;
умение использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии.

2. Способность работать с людьми и управлять самим собойпреданность делу, лояльность организации;честность и доверительные отношения с людьми;умение

Слайд 14Фактор успеха. В 1973 году американский психолог Дэвид Маклелланд заявил,

что используемый в качестве универсального индикатора успеха коэффициент IQ не

способен прогнозировать эффективную работу в конкретной сфере деятельности. И вместо оценки интеллекта предложил оценивать сотрудников через так называемые компетенции.

Традиционно компетенции делят на три вида:
Профессиональные компетенции - качества, которые влияют на успех в профессии (склонность к аналитическому мышлению важна для финансистов)
Корпоративные компетенции - качества, влияющие на эффективность работы данного специалиста именно в этой компании (повышенная стрессоустойчивость в фирме с авторитарным менеджментом).
Универсальные компетенции, которые ценятся везде (организованность, умение доводить дело до конца и т. п.)

Компетенции - комплекс знаний, навыков, установок и личностных качеств человека, без которых невозможна эффективная работа в конкретной должности или в конкретной компании.

Фактор успеха. В 1973 году американский психолог Дэвид Маклелланд заявил, что используемый в качестве универсального индикатора успеха

Слайд 15Источник: журнал «Секрет фирмы (технологии успешного бизнеса)», №37(172), 2006 г.

Источник: журнал «Секрет фирмы (технологии успешного бизнеса)», №37(172), 2006 г.

Слайд 16Источник: Henry Mintzberg. The Nature of Managerial Work.
Менеджер
как нервный

центр
Наблюдатель –
получение информации из внешних источников
Распространитель –
передача информации

подчиненным

Представитель –
передача информации за пределы организации

Наблюдатель –
получение информации из внутренних источников

Источник: Henry Mintzberg. The Nature of Managerial Work.Менеджер как нервный центрНаблюдатель – получение информации из внешних источниковРаспространитель

Слайд 17Ролевые установки менеджмента по Генри Минцбергу:
I. Межличностные роли
III. Управляющие роли
II.

Информационные роли

Ролевые установки менеджмента по Генри Минцбергу:I. Межличностные ролиIII. Управляющие ролиII. Информационные роли

Слайд 181. Планирование – определяются цели деятельности организации, необходимые ресурсы и

разрабатываются методы под конкретные ситуации.
2. Организация – функция, заключающаяся в

формировании структуры организации и обеспечении ее необходимыми ресурсами.
3. Мотивация – функция, направленная на активизацию деятельности персонала и побуждение его к эффективному труду для достижения целей организации.
4. Контроль – количественная и качественная оценка, учет результатов труда.

Координация – центральная функция, обеспечивающая:
бесперебойность,
ресурсную согласованность и
непрерывность процесса управления.

Анри Файоль определили МЕНЕДЖМЕНТ как процесс, состоящий из функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.

1. Планирование – определяются цели деятельности организации, необходимые ресурсы и разрабатываются методы под конкретные ситуации.2. Организация –

Слайд 19Анализ ситуации (анализ переменных внутренней и внешней среды организации).
Постановка целей

и задач.
Разработка и принятие управленческих решений.
Формирование организационной (корпоративной) культуры.
Регулирование отношений

в коллективе и разрешение конфликтов.
Анализ ситуации (анализ переменных внутренней и внешней среды организации).Постановка целей и задач.Разработка и принятие управленческих решений.Формирование организационной

Слайд 20Организационные:
проектирование,
регламентация,
нормирование,
расстановка,
документирование
Административные:
распорядительство,
наказание,
поощрение
Экономические:
постановка общих целей,
формирование системы оценочных критериев и стимулов

Социально-психологические:
формирование благоприятного морально-психологического

климата,
развитие индивидуальных способностей работников
Методы
менеджмента

Организационные:проектирование,регламентация,нормирование,расстановка,документированиеАдминистративные:распорядительство,наказание,поощрениеЭкономические:постановка общих целей,формирование системы оценочных критериев и стимуловСоциально-психологические:формирование благоприятного морально-психологического климата,развитие индивидуальных способностей работниковМетоды менеджмента

Слайд 21Возникновение
и эволюция менеджмента
Тема №2
Часть 1
Классическое направление
Гуманитарное направление

Возникновение и эволюция менеджментаТема №2Часть 1Классическое направлениеГуманитарное направление

Слайд 22Первый факт проявления интереса к управлению, как науке был отмечен

в 1911 году, когда Фредерик Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы

научного управления».

Основной силой, поднявшей интерес к управлению, была промышленная революция.

Первый факт проявления интереса к управлению, как науке был отмечен в 1911 году, когда Фредерик Тейлор опубликовал

Слайд 23Школа научного управления 1885 – 1920
Фредерик

Уинслоу Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилберт, Генри Гантт
ЦЕЛЬ: формирование идеального

технологического процесса, связанного с усовершенствованием операций ручного труда (лишних движений и потерь времени.

МЕТОДЫ: путем наблюдений, замеров и анализа содержания различных видов работ (наблюдались и замерялись движения рабочих при выполнении ими типовых операций, время их выполнения);
ПРИМЕРЫ: количественной оценке подвергалось все, вплоть до размеров рабочих инструментов (напр., лопат) и объемов материала (перебрасываемой руды).

СРЕДСТВА: с помощью хронометров и кинокамер

ЧЕЛОВЕК: 1) стимулирование работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда.; 2) предусматривались перерывы, формировались новые нормы и формы оплаты; 3) признавалась важность правильного подбора людей.
Школа научного управления	 			    1885 – 1920Фредерик Уинслоу Тейлор, Фрэнк и Лилиан Гилберт, Генри

Слайд 24Фредерик Уинслоу Тейлор (Taylor) родился 20 марта 1856 г. в

г. Джермантаун, штат Пенсильвания, США.
Получил образование во Франции и Германии,

затем в академии Экстера в г.Нью-Хэмпшир. В 1874 г. окончил Гарвардский юридический колледж, но из-за ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим в промышленные мастерские гидравлического завода в Филадельфии. В 1878 г. получил место разнорабочего на Мидвэльском сталелитейном заводе. Был лекальщиком и механиком, а с 1882 г. по 1883 г. – начальником механических мастерских.

Параллельно, учась по вечерам, в 1883 г. получил техническое образование (степень инженера–механика) в технологическом институте Стивенса.
В 1884 г. Тейлор стал главным инженером. В этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда. Оформил патентами около 100 своих изобретений и рационализаций.
С 1890 г. по 1893 г. Тейлор будучи главным управляющим Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии и владельцем бумажных прессов в Мэне и Висконсине, впервые организовал собственное дело по управленческому консультированию.
С 1898 г. по 1901 г. – консультант Вифлеемской сталелитейной компании, шт. Пенсильвания. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. учреждает Общество содействия научному менеджменту (позднее оно получило название Общества Тейлора). С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда.

Краткая биография Ф. Тейлора 20.03.1856 – 21.03.1915

Фредерик Уинслоу Тейлор (Taylor) родился 20 марта 1856 г. в г. Джермантаун, штат Пенсильвания, США.Получил образование во

Слайд 25Фрэнк и Лилиан Гилбрет:
анализировали в основном физическую работу в

производственных процессах, т.е. «изучали движения» с использованием измерительных приборов и

методов.
Лилиан Гилбрет положила начало области управления, которая теперь называется «управлением кадрами» (в т.ч. подбор, расстановка и подготовка персонала).

Генри Лоуренс Гантт:
1) интересовался не отдельными операциями, а производственными процессами в целом («основные различия между наилучшей сегодняшней и прежними системами состоят в способах планирования распределения задач, а также способах распределения поощрений за их выполнение»).
2) является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Он разработал целую систему плановых графиков (графики Гантта), позволяющих осуществлять контроль за запланированным и составлять календарные планы на будущее. Гантт изучал менеджмент на примере постройки кораблей во время Первой мировой войны и предложил свою диаграмму, состоящую из отрезков (задач) и точек (завершающих задач), как средство для представления длительности и последовательности задач в проекте.
3) изобрел систему заработной платы с элементами повременной и сдельной форм оплаты. Такая система оплаты работников резко повышала их заинтересованность в выполнении и перевыполнении высокой нормы (при невыполнении запланированной нормы работники оплачивались по часовой ставке).

Научный вклад соратников Ф. Тейлора

Фрэнк и Лилиан Гилбрет: анализировали в основном физическую работу в производственных процессах, т.е. «изучали движения» с использованием

Слайд 26Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Муни, Альфред Слоун
Основоположники административной школы

занимались выработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом и

созданием универсальных принципов управления

В отличие от авторов школы научного управления, создатели классической школы имели большой опыт работы в качестве руководителей:
Анри Файоль – руководитель крупной французской горно-металлургической компании;
Линдалл Урвик – консультант по вопросам управления (Великобритания);
Джеймс Д. Муни и Альфред П. Слоун – руководящие работники компании «Дженерал Моторс»

Функции – обязательные элементы управленческого процесса. Выпадение одного из таких элементов ведет к нарушению всей технологии управления.

Административная школа 1920 – 1950

Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Муни, Альфред СлоунОсновоположники административной школы занимались выработкой подходов к совершенствованию управления организацией

Слайд 27Анри Файоль был по образованию горным инженером. Он всю жизнь проработал

во французском горно-металлургическом синдикате сначала в должности инженера, а затем

(с тридцатилетнего возраста) – в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката.
Успех руководимой им компании Файоль связывал с последовательным и систематическим применением в управлении ряда простых, но важных принципов. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции администрации: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.
У Файоля администрирование образует один из шести видов деятельности и по степени важности стоит после пяти других – технической, коммерческой, финансовой, страховой и учетной.
Файоль первым отказался от взгляда на управление как «исключительную привилегию» высшего руководства. Он утверждал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в определенной мере даже рабочие. Поэтому чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность.

Анри Файоль (Henri Fayol) (1841-1925) – автор первой законченной концепции менеджмента, в которой выделил ставшие уже классическими понятия «функции управления», «принципы менеджмента».
Известен также как практический менеджер и преподаватель управленческих дисциплин. Основные работы вышли в 1916–1930 годы.

Краткая биография А. Файоля

Анри Файоль был по образованию горным инженером. Он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате сначала в должности

Слайд 28Принципы
управления по
А. Файолю
Принципы управления по А. Файолю

Принципы управления по А. ФайолюПринципы управления по А. Файолю

Слайд 29СКАЛЯРНЫЙ ПРИНЦИП
- заключается в использовании цепи административных команд, которая

пронизывает организацию с верхнего стратегического уровня до нижнего операционного уровня.



Скалярный принцип обеспечивает
возможность прямого
воздействия высшего руководства
на непосредственных исполнителей решений,
исключая возникающие помехи и несогласованность действий.

Классическое направление менеджмента

СКАЛЯРНЫЙ ПРИНЦИП - заключается в использовании цепи административных команд, которая пронизывает организацию с верхнего стратегического уровня до

Слайд 30Бюрократическая школа классического направления менеджмента была разработана немецким социологом Максом

Вебером (1864-1920).
Он указывал, что жесткий порядок, подкрепляемый соответствующими правилами, является

наиболее эффективным методом работы. Функционирующую организацию можно «разложить» на составные части и «пронормировать» работу каждой из них.
Вебер предлагал строить организации по линейному признаку и регламентировать количество и функции сотрудников. Он подчеркивал, что организацией нужно управлять на безличной, чисто рациональной основе.
Такую форму организации менеджмента Вебер назвал бюрократией. Термин «бюрократия» в современном мире имеет негативный оттенок и ассоциируется с бесконечными правилами, нормами и бумагами. Тем не менее, некоторым организациям именно благодаря бюрократии удалось достигнуть высоких результатов.

Бюрократическая школа

Бюрократическая школа классического направления менеджмента была разработана немецким социологом Максом Вебером (1864-1920).Он указывал, что жесткий порядок, подкрепляемый

Слайд 31Школа возникла, как реакция на такие недостатки ранних школ: недостаточное

внимание человеческому фактору и психологии человека.
Дальнейшие исследования, проводимые Абрахамом Маслоу

и другими психологами, позволили сделать вывод, что мотивами поведения людей являются не экономические силы, а различные потребности, которые лишь косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.
Психологи начали рекомендовать руководителям использовать приемы управления человеческими отношениями, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей для общения.

Мери Паркер Фоллетт впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Элтон Мэйо, проводя эксперименты на заводе «Western Electric», определил, что четко разработанные рабочие операции, условия труда и хорошая зарплата не всегда ведут к повышению производительности труда, как считали представители ранних школ.
См. «Хоторнский эффект».

Школа человеческих отношений 1930 – 1950

Школа возникла, как реакция на такие недостатки ранних школ: недостаточное внимание человеческому фактору и психологии человека.Дальнейшие исследования,

Слайд 32В пятидесятые годы ХХ века развитие психологии и социологии сделало

более научными методы исследования человеческих взаимоотношений в процессе производственной и

другой деятельности.
Представители бихевиористического направления психологии:
Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг.
Новый подход сосредоточился на помощи работнику в осознании своих собственных возможностей.
Основной вывод: эффективность труда человека зависит не только от психологии его личности, но и от сложнейших групповых взаимоотношений и взаимосвязей внутри организации.

Школа наук о поведении 1950 – н. в.

В пятидесятые годы ХХ века развитие психологии и социологии сделало более научными методы исследования человеческих взаимоотношений в

Слайд 33Дуглас Макгрегор сформулировал Теорию Х и Теорию Y
Основные положения Теории

Х
Среднестатистический индивид обладает врожденной неприязнью к труду и всячески избегает

его; поэтому менеджер обязан принуждать, приказывать, жестко контролировать и угрожать наказанием для достижения целей организации; средний человек предпочитает, чтобы им управляли, избегает ответственности, имеет низкие амбиции и высоко ценит безопасность.
Основные положения Теории Y
Физический и умственный труд естественен для индивидов; человек целеустремлен и может осуществлять самоконтроль и самопобуждние к работе; средний индивид не только готов брать на себя ответственность, но и стремиться исполнять дополнительные обязательства; большинство работников показывают высокий уровень креативности, изобретательности и мастерства.
Макгрегор считал, что классическое направление менеджмента основано на положениях Теории Х. В качестве более эффективного подхода к менеджменту он предложил Теорию Y. Задача менеджера состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых работник, достигая цели организации, одновременно достигает свои личные цели. Таким образом, наиболее полно используется интеллект и креативность работников.

Школа человеческих отношений 1930 – 1950

Дуглас Макгрегор сформулировал Теорию Х и Теорию YОсновные положения Теории ХСреднестатистический индивид обладает врожденной неприязнью к труду

Слайд 34Возникновение
и эволюция менеджмента
Тема №2
Часть 2
Новая школа управления
Системный подход
Ситуационный подход
Процессный

подход

Возникновение и эволюция менеджментаТема №2Часть 2Новая школа управленияСистемный подходСитуационный подходПроцессный подход

Слайд 35Количественный подход

1950-е годы

– н.в.

Представителями, т.н. «новой» школы управления являются:
Л. Берталанфи, Д. Форестер, А. Раппопорт, Р. Калман, Л. Клейн и др.
Авторы обращали внимание на важность:
временного планирования,
создания графиков движения ресурсов и хода технологических процессов,
решения задач оптимизации.
Используемые научные теории:
теория принятия решений;
теория исследования операций;
теория игр;
теория массового обслуживания;
теория оптимальных систем;
статистический анализ.
В качестве одного из методов исследования в менеджменте стало применяться математическое моделирование

Количественный подход

Слайд 36Системный подход (системное представление) – одна из основополагающих концепций современного

менеджмента.
Она заключается в изучении свойств любой организации как единого целого,

состоящего из множества взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов.
В основе концепции лежит общая теория систем.

Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство с учетом связей между ними.
Взаимные связи и взаимное влияние элементов – ключевые понятия системного подхода.

Возникновение и развитие системы невозможно без появления потребности и определенной цели ее существования.

В основе системного подхода лежит несколько базовых принципов:
система должна рассматриваться как часть (подсистема) более общей системы, при этом более общая система по отношению к исследуемой системе рассматривается в качестве внешней среды;
система должна быть представлена совокупностью взаимосвязанных элементов;
система должна иметь особые свойства, которые могут отсутствовать у отдельных элементов, образующих систему.

Системный подход (системное представление) – одна из основополагающих концепций современного менеджмента.Она заключается в изучении свойств любой организации

Слайд 37Входы
Случайные воздействия
Понятие системы
Обратная связь
Выходы

ВходыСлучайные воздействияПонятие системыОбратная связьВыходы

Слайд 38Методология ситуационного подхода к управлению:
Знание методов управления, доказавших свою эффективность.
Умение

прогнозировать вероятные последствия применения каждого метода управления.
Навык правильной идентификации сложившейся

ситуации.
Навык выбора оптимального для данной ситуации решения (метода управления).
Методология ситуационного подхода к управлению:Знание методов управления, доказавших свою эффективность.Умение прогнозировать вероятные последствия применения каждого метода управления.Навык

Слайд 39Упрощенная схема Процесса

Упрощенная схема Процесса

Слайд 40Жизненный цикл продукции

Жизненный цикл продукции

Слайд 41Пример выделения сети процессов для крупной организации

Пример выделения сети процессов для крупной организации

Слайд 42Основы принятия управленческих решений
Тема №4

Основы принятия управленческих решенийТема №4

Слайд 43
Условия принятия решений в организации:
Наличие цели.
Наличие вариантов достижения цели.
Наличие ограничивающих

факторов (экономических, технических, социальных, правовых, нравственно-этических).
Аспекты принятия управленческих решений:
экономический;
социальный;
организационный;
правовой;
психологический;
педагогический.
Управленческое

решение – это выбор варианта действий в процессе реализации основных функций управления

Сущность процесса принятия управленческих решений

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения функций : планирования, организации, мотивации, контроля и координации.

Условия принятия решений в организации:Наличие цели.Наличие вариантов достижения цели.Наличие ограничивающих факторов (экономических, технических, социальных, правовых, нравственно-этических).Аспекты принятия

Слайд 44Классификация управленческих решений

Классификация управленческих решений

Слайд 45Классификация управленческих решений

Классификация управленческих решений

Слайд 46Классификация управленческих решений

Классификация управленческих решений

Слайд 47Типовой процесс разработки рационального решения

Типовой процесс разработки рационального решения

Слайд 48Этапы диагностики проблемы

Этапы диагностики проблемы

Слайд 49Методы коллективного принятия решений

Методы коллективного принятия решений

Слайд 50Тема №6
ПЛАНИРОВАНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Тема №6ПЛАНИРОВАНИЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Слайд 51Планирование является начальным звеном процесса реализации управленческих функций
Задачи планирования:
обеспечение целенаправленного

развития организации в целом и ее структурных подразделений;
перспективная ориентация и

раннее распознавание проблем;
координация деятельности структурных подразделений и отдельных сотрудников;
создание объективных условий для контроля результатов деятельности;
мотивация трудовой активности;
информационное обеспечение процессов.

Планирование – это разработка планов, определяющих будущее состояние организации, а также методы его достижения.

План – это официальный документ, в котором отражаются промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы координации и распределения ресурсов, а также варианты действий в нештатных ситуациях.

Планирование является начальным звеном процесса реализации управленческих функцийЗадачи планирования:обеспечение целенаправленного развития организации в целом и ее структурных

Слайд 52общее направлено на учет всех внутренних и внешних факторов, способных

повлиять на функционирование и развитие организации;
стратегическое (перспективное) определяет общие стратегические

цели и направления развития организации на период более 5 лет;
тактическое (среднесрочное) обеспечивает выбор средств для достижения целей на период от 1 до 5 лет;
оперативное (текущее) ориентировано на фактическое достижение намеченных целей при имеющихся ресурсах на период до 1 года с детализацией по месяцам и отдельным функциональным областям организации.
общее направлено на учет всех внутренних и внешних факторов, способных повлиять на функционирование и развитие организации;стратегическое (перспективное)

Слайд 53Задача стратегического планирования
Стратегическое планирование – процесс формулирования миссии и целей

организации, выбора стратегий для обеспечения эффективной работы организации в будущем.
Стратегия

организации – программа деятельности организации, постоянно корректируемая с учетом меняющейся обстановки.

На деятельность организации влияет множество изменяющихся внешних факторов

Задачей стратегического планирования является:

Что приводит к изменениям внутри организации…

и повышению ее эффективности

Задача стратегического планированияСтратегическое планирование – процесс формулирования миссии и целей организации, выбора стратегий для обеспечения эффективной работы

Слайд 54Внешняя среда организации – это совокупность факторов (переменных) ее внешнего

окружения
Внешняя среда прямого воздействия – это набор факторов, которые непосредственно

влияют на деятельность организации:

Внешняя среда косвенного воздействия – это набор факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на организацию, но могут сказаться на ее деятельности косвенно или с течением времени:

поставщики;
акционеры;
законы и государственные органы;
потребители;
конкуренты;
трудовые ресурсы общества и т.п.

состояние экономики;
научно-технический прогресс;
социокультурные факторы;
политические изменения;
влияние интересов групп общества;
события в других странах и т.п.

Внешняя среда прямого воздействия

Внешняя среда косвенного воздействия

Внешняя среда организации – это совокупность факторов (переменных) ее внешнего окруженияВнешняя среда прямого воздействия – это набор

Слайд 55Поставщики
С точки зрения системного подхода, организация – это преобразователь входных

ресурсов в выходные. Зависимость организации от сети поставщиков входных ресурсов

– один из основных примеров прямого воздействия среды на операции и успешность организации.
Законы и государственные органы
Состояние законодательства часто характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью. В зависимости от правового статуса и сферы деятельности организации влияние этого фактора различно.
Потребители
Существование, выживание и развитие любой организации зависит от ее способности находить потребителя результатов своей деятельности и удовлетворять его запросам. Воздействие этого фактора на внутреннюю среду организации весьма значительно.
Конкуренты
Влияние этого фактора проявляется в том, что организация должна удовлетворять запросам потребителей как минимум также эффективно, как ее конкуренты. Потребители – не единственный объект конкуренции: организации ведут конкурентную борьбу за трудовые ресурсы (head hunting), материалы, инвестиции, права на технологии (know how) и т.п.

Среда прямого воздействия

ПоставщикиС точки зрения системного подхода, организация – это преобразователь входных ресурсов в выходные. Зависимость организации от сети

Слайд 56Среда косвенного воздействия сложнее, чем среда прямого воздействия. Менеджмент организации

опирается лишь на предположения о ее состоянии.

Технологии
Как внешняя переменная,

технологии определяют возможности организации по внедрению новых методов производства и управления.
Состояние экономики
Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ресурсов и покупательную способность населения.
Социокультурные факторы
Представление об этике бизнеса, возрастная, половая, национальная дифференциация рынков, влияние моды и т.п.
Международное окружение и международный бизнес
Экспорт, лицензирование, совместные предприятия, многонациональные корпорации, торги на товарно-сырьевых биржах и т.п.

Среда косвенного воздействия

Среда косвенного воздействия сложнее, чем среда прямого воздействия. Менеджмент организации опирается лишь на предположения о ее состоянии.

Слайд 57Взаимосвязанность факторов внешней среды – это степень влияния изменения одного

фактора на все остальные. Изменение некоторых факторов приводит к значительным

изменениям других (законы, потребители и т.п.).
Сложность внешней среды – это число факторов, на которые организация обязана реагировать. Для различных организаций различна и сложность внешней среды.
Уровень вариативности – это степень изменчивости каждого фактора. Некоторые факторы являются более стабильными (социокультурные факторы, трудовые ресурсы общества и т.п.), другие – существенно изменчивыми (научно-технический прогресс, законы, желания потребителей и т.п.)
Подвижность внешней среды – это скорость, с которой происходят изменения вокруг организации. Подвижность может быть различна для разных подразделений организации.
Неопределенность внешней среды – это соотношение между количеством информации о внешней среде, которой располагает менеджмент, и уверенностью в достоверности и точности этой информации. Чем выше неопределенность, тем сложнее принимать решения.

Характеристики внешней среды организации

Взаимосвязанность факторов внешней среды – это степень влияния изменения одного фактора на все остальные. Изменение некоторых факторов

Слайд 58Этапы процесса стратегического планирования
Миссия – четко выраженная причина создания и

существования организации, качественное направление ее развития.
Формулировка миссии отражает предмет и

отличительные особенности бизнеса организации; ценности, которых придерживается организация. На основе миссии формируются стратегические цели.
Стратегические цели – это конкретные конечные состояния, которые хотела бы достичь организация. Они относятся не к отдельным подразделениям, а к организации в целом. Реализация стратегических целей рассчитана, как правило, на срок от 2 до 5 лет.

SWOT анализ – выявление сильных и слабых сторон организации, а также влияющих на ее деятельность внешних угроз и возможностей.

Этапы процесса стратегического планированияМиссия – четко выраженная причина создания и существования организации, качественное направление ее развития.Формулировка миссии

Слайд 59Тактические цели –
результаты, которых должны достичь подразделения организации,
рассчитаны на

реализацию в течение ближайшего года.
Цели должны быть: конкретными и измеримыми;

ориентированными во времени; достижимыми; взаимоподдерживаемыми.

Операционные цели –
это конкретные результаты, которых должны достичь сотрудники,
операционные планирование предполагает разработку графиков, расписаний

«Дерево» целей

Тактические цели – результаты, которых должны достичь подразделения организации,рассчитаны на реализацию в течение ближайшего года.Цели должны быть:

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика