природа и
формы организации
труда менеджера
Базовые понятия и
представления
организационное
поведение
«Менеджмент»
проектный и антикризисный менеджмент
управление
персоналом
формирование навыков самостоятельной и коллективной работы студентов по проблемам менеджмента, развитие научного мышления по широкому кругу проблем менеджмента
раскрытие сущности и содержания основных понятий и категорий менеджмента
Задачи дисциплины
«Менеджмент»
изучение истории развития менеджмента как науки
ознакомление с методо-логическими основами менеджмента
2. Управленческие идеи древности. Классическое направление менеджмента. Гуманитарное направление менеджмента. Новая школа управления. Подходы к менеджменту: традиционный, ситуационный, процессный, системный, социально-этический.
3. Менеджер – новый вид специалиста в области управления. Специфика деятельности: менеджер, предприниматель. Понятие функций управления, их неразрывная связь и взаимообусловленность. Компетенции менеджера. Имидж менеджера. Национальные особенности менеджмента.
4. Различные типы решений и проблем. Этапы процесса принятия решений. Коллективное принятие решений.
5. Сущность и виды планирования. Стратегическое планирование. Этапы стратегического планирования. Тактическое планирование. Дерево целей.
7. Понятие мотивации и стимулирования персонала. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации. Стимулирование и системы оплаты труда.
8. Сущность управленческого контроля. Процесс и виды контроля. Психологические аспекты контроля. Принципы эффективного контроля.
9. Влияние. Власть и ее формы (власть, основанная на принуждении; власть, основанная на вознаграждении; традиционная власть; экспертная власть; власть, основанная на харизме). Баланс власти.
10. Лидерство. Обзор теорий лидерства. Теория черт. Теория «Х и У». Теория «управленческой решетки» и ее практическая значимость. Выбор стиля руководства в зависимости от уровня зрелости подчиненных.
11. Особенности управления промышленным предприятием, финансовыми институтами – в сельском хозяйстве, государственном секторе и в социальной сфере.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения людей
Критерий эффективности управления – это условие (стандарт) по которому определяется, насколько качественным является управление
2. Управление – это процесс рационального распределения ресурсов организации с заданной целью, по разработанному плану, с непрерывным контролем результатов
«Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой» (А. Мескон)
1. Представляет собой умственный труд
2. Опосредованно участвует в создании продукта (используя труд других людей)
3. Предметом труда является информация
4. Средствами труда являются коммуникации и оргтехника
5. Результатом труда является управленческое решение
Уровни управления
Менеджер - наемный работник, занятый профессиональной организаторской деятельностью и наделенный определенными полномочиями.
1. Специальные знания и навыки
умение принимать решения в сложных ситуациях;
информированность о тенденциях развития рынка организации (технологии, спрос, конкуренция, ….);
знание опыта менеджмента других предприятий;
умение использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии.
Традиционно компетенции делят на три вида:
Профессиональные компетенции - качества, которые влияют на успех в профессии (склонность к аналитическому мышлению важна для финансистов)
Корпоративные компетенции - качества, влияющие на эффективность работы данного специалиста именно в этой компании (повышенная стрессоустойчивость в фирме с авторитарным менеджментом).
Универсальные компетенции, которые ценятся везде (организованность, умение доводить дело до конца и т. п.)
Компетенции - комплекс знаний, навыков, установок и личностных качеств человека, без которых невозможна эффективная работа в конкретной должности или в конкретной компании.
Представитель –
передача информации за пределы организации
Наблюдатель –
получение информации из внутренних источников
Координация – центральная функция, обеспечивающая:
бесперебойность,
ресурсную согласованность и
непрерывность процесса управления.
Анри Файоль определили МЕНЕДЖМЕНТ как процесс, состоящий из функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация.
Основной силой, поднявшей интерес к управлению, была промышленная революция.
Параллельно, учась по вечерам, в 1883 г. получил техническое образование (степень инженера–механика) в технологическом институте Стивенса.
В 1884 г. Тейлор стал главным инженером. В этом же году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда. Оформил патентами около 100 своих изобретений и рационализаций.
С 1890 г. по 1893 г. Тейлор будучи главным управляющим Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии и владельцем бумажных прессов в Мэне и Висконсине, впервые организовал собственное дело по управленческому консультированию.
С 1898 г. по 1901 г. – консультант Вифлеемской сталелитейной компании, шт. Пенсильвания. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров-механиков, а в 1911 г. учреждает Общество содействия научному менеджменту (позднее оно получило название Общества Тейлора). С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда.
Краткая биография Ф. Тейлора 20.03.1856 – 21.03.1915
Научный вклад соратников Ф. Тейлора
В отличие от авторов школы научного управления, создатели классической школы имели большой опыт работы в качестве руководителей:
Анри Файоль – руководитель крупной французской горно-металлургической компании;
Линдалл Урвик – консультант по вопросам управления (Великобритания);
Джеймс Д. Муни и Альфред П. Слоун – руководящие работники компании «Дженерал Моторс»
Функции – обязательные элементы управленческого процесса. Выпадение одного из таких элементов ведет к нарушению всей технологии управления.
Административная школа 1920 – 1950
Анри Файоль (Henri Fayol) (1841-1925) – автор первой законченной концепции менеджмента, в которой выделил ставшие уже классическими понятия «функции управления», «принципы менеджмента».
Известен также как практический менеджер и преподаватель управленческих дисциплин. Основные работы вышли в 1916–1930 годы.
Краткая биография А. Файоля
Классическое направление менеджмента
Бюрократическая школа
Мери Паркер Фоллетт впервые определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».
Элтон Мэйо, проводя эксперименты на заводе «Western Electric», определил, что четко разработанные рабочие операции, условия труда и хорошая зарплата не всегда ведут к повышению производительности труда, как считали представители ранних школ.
См. «Хоторнский эффект».
Школа человеческих отношений 1930 – 1950
Школа наук о поведении 1950 – н. в.
Школа человеческих отношений 1930 – 1950
Представителями, т.н. «новой» школы управления являются:
Л. Берталанфи, Д. Форестер, А. Раппопорт, Р. Калман, Л. Клейн и др.
Авторы обращали внимание на важность:
временного планирования,
создания графиков движения ресурсов и хода технологических процессов,
решения задач оптимизации.
Используемые научные теории:
теория принятия решений;
теория исследования операций;
теория игр;
теория массового обслуживания;
теория оптимальных систем;
статистический анализ.
В качестве одного из методов исследования в менеджменте стало применяться математическое моделирование
Система – это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство с учетом связей между ними.
Взаимные связи и взаимное влияние элементов – ключевые понятия системного подхода.
Возникновение и развитие системы невозможно без появления потребности и определенной цели ее существования.
В основе системного подхода лежит несколько базовых принципов:
система должна рассматриваться как часть (подсистема) более общей системы, при этом более общая система по отношению к исследуемой системе рассматривается в качестве внешней среды;
система должна быть представлена совокупностью взаимосвязанных элементов;
система должна иметь особые свойства, которые могут отсутствовать у отдельных элементов, образующих систему.
Сущность процесса принятия управленческих решений
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения функций : планирования, организации, мотивации, контроля и координации.
Планирование – это разработка планов, определяющих будущее состояние организации, а также методы его достижения.
План – это официальный документ, в котором отражаются промежуточные и конечные цели, задачи, механизмы координации и распределения ресурсов, а также варианты действий в нештатных ситуациях.
На деятельность организации влияет множество изменяющихся внешних факторов
Задачей стратегического планирования является:
Что приводит к изменениям внутри организации…
и повышению ее эффективности
Внешняя среда косвенного воздействия – это набор факторов, которые не оказывают прямого и немедленного воздействия на организацию, но могут сказаться на ее деятельности косвенно или с течением времени:
поставщики;
акционеры;
законы и государственные органы;
потребители;
конкуренты;
трудовые ресурсы общества и т.п.
состояние экономики;
научно-технический прогресс;
социокультурные факторы;
политические изменения;
влияние интересов групп общества;
события в других странах и т.п.
Внешняя среда прямого воздействия
Внешняя среда косвенного воздействия
Среда прямого воздействия
Среда косвенного воздействия
Характеристики внешней среды организации
SWOT анализ – выявление сильных и слабых сторон организации, а также влияющих на ее деятельность внешних угроз и возможностей.
Операционные цели –
это конкретные результаты, которых должны достичь сотрудники,
операционные планирование предполагает разработку графиков, расписаний
«Дерево» целей
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть