Слайд 1Философия 17-19 вв.
1. Условия формирования и основные черты философии Нового
времени.
2. Направления эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.
3. Философия
Просвещения.
4. Немецкая классическая философия.
Слайд 2Исторические рамки эпохи Нового времени
Новое время – эпоха, охватывающая
17 – 19 вв.
Слайд 3Основные социокультурные черты эпохи Нового времени
бурный рост капиталистической мануфактурной промышленности;
быстрое
развитие товарно-денежных отношений и торгово-финансового капитала;
укрепление социальных позиций буржуазии;
буржуазные революции
в Нидерландах и Англии;
постепенное ослабление влияния религиозных институтов на общественную жизнь.
Слайд 4Научная революция 17 в.
Развитие капиталистической промышленности требовало постоянного
совершенствования и изобретения новых технических систем и технологических процессов. Для
этого необходимы были значительные знания о закономерностях природных явлений и процессов.
Слайд 5Переориентация науки
От абстрактных наук – к исследованию конкретных природных предметов.
Слайд 6Научная революция 17 в.
Формируется Наука - научное естествознание, проявлением чего
выступает ряд крупных научных открытий (Г.Галилей, И.Кеплер, Б.Паскаль, И.Ньютон и
др.).
Главным достижением естествознания 17 в. становится создание классической механики, которая рассматривается как универсальный образец научной теории.
Слайд 7Формирование идеала науки в 17-18 вв.
В 17-18 вв. сложилось представление
о том, что наука должна отвечать ряду требований:
- объективность (знание
о объекте исследования зависит только от объекта познания; исключение из познавательного процесса любых субъективных привнесений);
- ориентация на практическое использование научного знания;
- проверка гипотез и теорий на практике;
- ориентация на количественное постижение реальности.
Слайд 8Особенности философии Нового времени
Основная проблема философии Нового времени – проблема
научного познания:
Каковы предпосылки познавательного процесса?
В каких формах осуществляется научное познание?
Какие
методы наиболее эффективны в процессе научного познания?
Какова критерии истинности научных знаний?
Слайд 9Основные принципы философии Нового времени
Наукоцентризм
Рационализм
Механицизм
Метафизичность
Слайд 10Наукоцентризм
Провозглашение научных знаний главным фактором воплощения рациональных оснований в человеческой
жизни, источником рационального господства человека над миром и осуществления его
возможностей.
Наука рассматривается как специфический вид деятельности, система знаний и общественный институт, направленный на решение социально значимых задач.
Слайд 11Рационализм
Разум рассматривается в качестве основания мира, условия его единства
и упорядоченности, что выражается в действии неизменных и универсальных разумных
законов природы.
Основной характеристикой человека также является разум. Он выступает предпосылкой объективного познания человеком мира.
Уверенность в возможности безграничного познания человеком мира, достижения абсолютно истинного и завершенного знания о мире.
Слайд 12Механицизм
Законы механики рассматриваются в качестве универсальных законов природы:
весь мир
представляется как совокупность неделимых и неизменных материальных частиц, движущихся в
абсолютном пространстве и времени благодаря силам притяжения, которые определяют жесткую причинно-следственную обусловленность природных явлений и процессов.
Все явления и процессы, происходящие в природной, социальной и духовной реальности объясняются на основе механических законов.
Слайд 13Метафизичность
Все объекты материальной реальности рассматриваются как стабильные, неизменные образования, лишенные
внутренней связи и развития.
Изменения, происходящие в мире, имеют преимущественно количественный
характер.
В качестве оснований материального мира выступают атомы.
Слайд 14Основные направления философии Нового времени в решении проблемы научного познания
Эмпиризм
Его
сущность:
в качестве источника знания и критерия его истинности рассматривается научно
организованный опыт.
Рационализм
Его сущность:
в качестве источника знания и критерия его истинности рассматривается рационально-теоретическое мышление.
Слайд 15Философия эмпиризма
Основные представители:
Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
Томас Гоббс (1588-1679)
Джон Локк (1632-1704)
Слайд 16Эмпиризм
Первичный источник всякого знания – чувственный опыт индивида, в котором
формируются знания о единичных объектах, их свойствах, отношениях и характеристиках.
Основной
метод достижения истинного научного знания – индукция, т.е., движение познания от единичного к общему.
Слайд 17Эмпиризм
Основанием индукции выступает анализ – разделение совокупностей объектов на составные
части с целью их всестороннего изучения.
Началом формирования научного знания является
фиксация единичных фактов и причинно-следственных связей между ними.
Следующим шагом научного познания выступает обобщение отдельных фактов и отношений между ними и формирование на основе абстрагирования от данных фактов общих понятий, идей и теорий, в которых воплощается истинное научное знание.
Методология эмпиризма ориентировалась прежде всего на развитие естествознания.
Слайд 18Философия рационализма
Основные представители:
Рене Декарт (1596-1650)
Бенедикт Спиноза (1632-1677)
Готфрид Лейбниц (1646-1714)
Слайд 19Рационализм
Первичный источник всякого знания – рационально-теоретическое мышление.
В человеческом разуме до
всякого опыта (априорно) содержатся основные общие понятия и идеи, истинность
которых обусловлена самоочевидностью.
Основной метод достижения истинного научного знания – дедукция, т.е., движение познания от общего к единичному.
Слайд 20Рационализм
Основанием дедукции является принятие в качестве основы знания самоочевидных положений
(аксиом). Из них путем рационально-логических процедур происходит формирование всей системы
научных знаний.
Методология рационализма ориентировалась прежде всего на развитие математических наук.
Слайд 21Рационалистический дедуктивный метод Р.Декарта
Состоит из четырех правил:
1) принимать за истинное
то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает
повода к сомнению.
2) каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей (правило анализа).
3) в познании необходимо идти от простых, элементарных вещей к более сложным (правило синтеза).
4) необходима полнота перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого, чтобы быть уверенным в том, что ничто не пропущено.
Слайд 22Просвещение
Период в истории раннего Нового времени, относящийся к 18 в.
Специфика
эпохи Просвещения состоит в обострении противоречий в различных сферах социокультурной
жизни между элементами нового индустриально-капиталистического общества и пережитками средневекового общества.
Завершением эпохи Просвещения - Великая Французская революция конца 18 в., направленная на радикальную модернизацию социума.
Слайд 23Культура Просвещения
Основная идея культуры Просвещения – переустройство всей жизни общества
на основе абстрактно сконструированных принципов разума.
Основанием данной идеи являлся принцип
рационализма. Разумным провозглашалось все то, что соответствует новому индустриально-капиталистическому обществу.
Просвещение предусматривало распространение рациональных научных знаний о мире, человеке и обществе путем образования и воспитания с целью научить людей правильно пользоваться разумом и избавиться от заблуждений, что должно стать залогом общественного процветания.
Слайд 24Особенности философии Просвещения
Философия Просвещения является прямым продолжением философии Нового времени.
Отличительная особенность – большее внимание проблемам человека и общества (антропологии
и социальной философии), при исследовании которых практически применялись принципы рационализма и наукоцентризма.
Слайд 25Отличительные черты социальной философии Просвещения
Антиклерикализм
деизм – рационалистический религиозно-филоофский принцип, согласно
которому Бог рассматривается как причина и гарант разумного природного и
морального порядка; при этом из религиозной системы исключаются все ирационалистические элементы;
атеизм – мировоззренческий принцип, связанный с полным отрицанием существования сверхъестественного.
Социальный оптимизм – вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития.
Придание решающей роли образованию и воспитанию в процессе рационального переустройства общества.
Слайд 26Национальные направления философии Просвещения
Английское Просвещение
Французское Просвещение
Немецкое Просвещение
Слайд 27Французское Просвещение
Главное внимание - проблемам антропологии и социальной философии
Характерно наиболее
радикальное критическое отношение к элементам средневекового прошлого, в особенности к
традиционной религии, церкви, сословному делению общества, что провозглашается вредными предрассудками.
Основные представители:
Шарль Луи Монтескье
Франсуа Вольтер
Жан-Жак Руссо
Дени Дидро