Разделы презентаций


Методология и методы научного исследования

Содержание

Цели изучения курсаCформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации и проведения психолого-педагогических исследований;Создать условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения, самооценки, самореализации;Развить такие качества личности, как мобильность, ответственность, толерантность, коммуникативность.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология и методы научного исследования

Методология и методы научного исследования

Слайд 2Цели изучения курса
Cформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации

и проведения психолого-педагогических исследований;
Создать условия для развития самопознания, самоопределения, самовыражения,

самооценки, самореализации;
Развить такие качества личности, как мобильность, ответственность, толерантность, коммуникативность.
Цели изучения курсаCформировать общекультурные, общепрофессиональные компетенции, связанные с умениями организации и проведения психолого-педагогических исследований;Создать условия для развития

Слайд 3Задачи изучения курса
дополнить и систематизировать знания о методологии научного, в

том числе психолого-педагогического исследования;
сформировать понятийный аппарат в области методологии научного

исследования;
раскрыть методологический аппарат научного исследования;
выделить методы и методики психолого-педагогического исследования;
организовать работу по выполнению, самооценке и взаимооценке заданий, связанных с построением научного аппарата магистерского исследования.

Задачи изучения курсадополнить и систематизировать знания о методологии научного, в том числе психолого-педагогического исследования;сформировать понятийный аппарат в

Слайд 4Основное содержание теоретического блока
 Тема 1. Методологические основы исследования
Понятие о

методологии науки. Задачи, функции и уровни методологии науки на примере

педагогики.
Общие методологические принципы научного исследования. Частные методологические принципы психолого-педагогического исследования.
Научные подходы к исследованию сложных хронотопологических процессов. Сущность современной образовательной парадигмы на различных уровнях.
Методологические требования к проведению психолого-педагогического исследования.
Методологические требования к результатам исследования.
Основное содержание теоретического блока Тема 1. Методологические основы исследования Понятие о методологии науки. Задачи, функции и уровни методологии

Слайд 5Тема 2. Методологический аппарат исследования, его содержание и характеристика
Компоненты научного

аппарата психолого-педагогического исследования: тема, актуальность, противоречия, проблема, объект и предмет

исследования, цель, задачи, гипотеза, защищаемые положения, научная новизна, теоретическая и практическая значимость для науки и практики.
Оценка и научное редактирование темы исследования. Структура доказательства актуальности темы исследования. Уровни формулирования противоречий. Характеристика проблемы исследования. Правила выделения объекта и предмета исследования в зависимости от формулировки темы. Целеполагание и реализация принципов минимизации задач научного исследования. Гипотеза исследования, виды гипотез, взаимосвязь с этапами исследования. Этапы психолого-педагогического исследования.
Тема 2. Методологический аппарат исследования, его содержание и характеристикаКомпоненты научного аппарата психолого-педагогического исследования: тема, актуальность, противоречия, проблема,

Слайд 6Тема 3. Методы научного познания, методы психолого-педагогического исследования
Метод научного познания:

сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного познания: философские, общенаучные,

частнонаучные, дисциплинарные, междисциплинарные. Классификация методов психолого-педагогических исследований: эмпирические, теоретические, сравнительно-исторические, математической и статистической обработки и интерпретации результатов научной работы. Исследовательские возможности различных методов.
Общенаучные логические методы и приемы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.).
Эмпирические методы психолого-педагогического исследования. Взаимосвязь предмета и метода исследования. Общая характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования.
Теоретические методы психолого-педагогического исследования: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, восхождения от абстрактного к конкретному, моделирование.
Сравнительно-исторические методы психолого-педагогического исследования: генетический, исторический и сравнительный.
Статистическая обработка данных в психолого-педагогическом исследовании.
Тема 3. Методы научного познания, методы психолого-педагогического исследованияМетод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики. Классификация методов научного

Слайд 7Тема 4. Методика проведения психолого-педагогического исследования и педагогического эксперимента
Логика проведения

психолого-педагогического исследования, вариативность его построения. Паспорт специальности. Зависимость логики построения

исследования от специальности.
Педагогический эксперимент, его сущность и этапы. Схемы педагогического эксперимента.
Основные способы обработки исследовательских данных. Особенности обработки исследовательских данных. Обработка и интерпретация полученных результатов конкретного эмпирического исследования.
Оформление результатов и содержательных выводов исследования.
Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. Язык и стиль диссертации.
Характеристика основных видов представления результатов исследователя
Тема 4. Методика проведения психолого-педагогического исследования и педагогического экспериментаЛогика проведения психолого-педагогического исследования, вариативность его построения. Паспорт специальности.

Слайд 8Тема 5. Особенности научного исследования в условиях развития ИКТ
Роль

ИКТ в проведении научного исследования. Обзор средств ИКТ, используемых на

различных этапах научного исследования.

Тема 5. Особенности научного исследования в условиях развития ИКТ Роль ИКТ в проведении научного исследования. Обзор средств

Слайд 9Основное содержание практического блока
1. Актуальность научного исследования.
Доказательство актуальности конкретной (выбранной)

темы научного исследования
2. Проблематика научного исследования.
Формулировка проблемы научного исследования, сравнение

полученных результатов, коррекция и рефлексия

Основное содержание практического блока1. Актуальность научного исследования.Доказательство актуальности конкретной (выбранной) темы научного исследования2. Проблематика научного исследования.Формулировка проблемы

Слайд 10Основное содержание практического блока
3. Целеполагание научного исследования. Формулировка целей и

задач научного исследования
4. Построение методологического аппарата научного исследования. Правила

выделения объекта и предмета исследования. Теоретическая и практическая значимость, научная новизна исследования

Основное содержание практического блока3. Целеполагание научного исследования. Формулировка целей и задач научного исследования 4. Построение методологического аппарата

Слайд 11Основное содержание практического блока
5. Терминологический аппарат научного исследования. Анализ исследовательских

методов для получения формулировок определений основных понятий научного исследования
6.

Гипотеза. Формулировка гипотезы исследования. Выбор и обоснование методов проверки гипотезы

Основное содержание практического блока5. Терминологический аппарат научного исследования. Анализ исследовательских методов для получения формулировок определений основных понятий

Слайд 12Основное содержание практического блока
7. Педагогический эксперимент
Выделение методов для различных видов

экспериментальной деятельности.
8. Педагогический эксперимент
Использование ИКТ для обработки результатов педагогического

исследования

Основное содержание практического блока7. Педагогический экспериментВыделение методов для различных видов экспериментальной деятельности. 8. Педагогический экспериментИспользование ИКТ для

Слайд 13Основное содержание практического блока
9. Представление результатов научного исследования. Визуализация исследовательских

процедур. Требования к оформлению результатов исследования.
10. Структура и стиль исследования

различных специальностей. Паспорт специальностей 13.00.01, 02, 08.
Язык и стиль диссертации

Основное содержание практического блока9. Представление результатов научного исследования. Визуализация исследовательских процедур. Требования к оформлению результатов исследования.10. Структура

Слайд 14Основное содержание практического блока
11. Составление экспертных заключений (рецензий). Анализ авторефератов

магистерских (кандидатских) диссертаций.
12. Жанры публикаций. Содержание публикаций: отзывов, статьи, тезисов,

учебного пособия, монографии

Основное содержание практического блока11. Составление экспертных заключений (рецензий). Анализ авторефератов магистерских (кандидатских) диссертаций.12. Жанры публикаций. Содержание публикаций:

Слайд 15Рекомендуемая литература
Баскаков, А. Я. Методология научного исследования [Текст] : учеб.

пособие / А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков. – 2-е

изд., испр. – К. : МАУП, 2004. – 216 с.
Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – 2-е изд., стер. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – 208 с.
Ермаков, С. С. Диссертация: как избежать ошибок при ее подготовке : метод. рекомендации [Текст]. – Харьков : ХГАДИ, 2002. – 36 с.
Магистерская диссертация. Краткое руководство по написанию, оформлению и порядку защиты [Текст] / сост. Г. А. Карпова. – Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 1999. – 45 с.
Семенова, И. Н. Развитие системы методов обучения студентов педвузов в условиях использования информационно-коммуникационных технологий [Текст] : монография / ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2010. – 192 с.
Стариченко, Б. Е. Обработка и представление данных педагогических исследований с помощью компьютера [Текст] / Б. Е. Стариченко; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2004. – 108 с.

Рекомендуемая литератураБаскаков, А. Я. Методология научного исследования [Текст] : учеб. пособие / А. Я. Баскаков, Н. В.

Слайд 16Определение и уровни научных исследований
Научное исследование – один из видов

познавательной деятельности, целью которого является выработка новых знаний, характеризующийся объективностью,

воспроизводимостью, доказательностью, точностью.
В рамках эмпирических исследований новые знания вырабатываются на основе изучения фактов и явлений окружающей действительности через опыт, при помощи органов чувств, методов наблюдения, мониторинга, сравнительного анализа и т.д. (исследования чаще всего носят прикладной характер).
В рамках теоретических исследований новые знания вырабатываются на основе выявления сущности явлений, выявление объективных законов и закономерностей функционирования и развития природы и общества и их составных частей с помощью теоретических методов исследования (моделирование, классификация и др.). В результате теоретических исследований рождаются научные гипотезы, целостные научные теории, учения.
Методологические исследования – получение не частнопредметного нового знания, а формирование знаний об общих принципах и методах любой науки, в том числе, исследовательской деятельности, на базе эмпирических и теоретических исследований.
Определение и уровни научных исследованийНаучное исследование – один из видов познавательной деятельности, целью которого является выработка новых

Слайд 17Типы теорий
Естественнонаучный (цель: познание естественным образом возникших и существующих объектов)
Объяснительный

(дескриптивный)
Деятельностный (прескриптивный) (цель: создавать то, чего нет и улучшать

то, что уже есть)
Типы теорийЕстественнонаучный (цель: познание естественным образом возникших и существующих объектов)Объяснительный (дескриптивный) Деятельностный (прескриптивный) (цель: создавать то, чего

Слайд 18Понятие о методологии науки
Термин «методология» греческого происхождения и означает «учение

о методе» или «теория метода».
Методология – наука о наиболее

общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса (философия)
Понятие о методологии наукиТермин «методология» греческого происхождения и означает «учение о методе» или «теория метода». Методология –

Слайд 192 значения понятия методологии науки
Методология – это совокупность наиболее общих,

прежде всего мировоззренческих, принципов и их применения к решению сложных

теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя; учение о методах познания, обосновывающее исходные принципы и способы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности (сама система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной деятельности, например, педагогической науке, педагогическом исследовании).
Методология - это учение о системе методов науки, в том числе, о системе методов научного исследования. (Кохановский В.П.)
Выбор значения для курса
2 значения понятия методологии наукиМетодология – это совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих, принципов и их применения

Слайд 20Определения понятия «методология педагогики»
Философия педагогики, которая разрабатывает методологию исследования, включает

разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической деятельности (Р.Барроу).
Философия образования,

воспитания и развития, а также совокупность методов исследования, которые помогают создавать теорию педагогических процессов и явлений.
Теория методов педагогического исследования, а также теория для создания образовательных и воспитательных концепций.

Определения понятия «методология педагогики»Философия педагогики, которая разрабатывает методологию исследования, включает разработку педагогической теории, логику и смысл педагогической

Слайд 21Определения понятия «методология педагогики»
Концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые

обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах

и явлениях.
Система знаний о структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики, методов и оценке качества исследовательской работы (В.В.Краевский).

Определения понятия «методология педагогики»Концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации

Слайд 22Причины возрастания роли методологии
Тенденции к интеграции знаний, комплексному анализу явлений

объективной реальности. Педагогика и психология все больше опираются на достижения

различных отраслей знания рост должен быть осознан, скорректирован, управляем, что непосредственно зависит от методологического осмысления этого явления.
Усложнение самих наук психологии и педагогики: методы исследования стали разнообразными, в предмете исследования выделяются новые аспекты.
Разрыв между философско-методологическими проблемами и непосредственной методологией психолого-педагогических исследований. Психологи и педагоги все чаще сталкиваются с проблемами, которые выходят за рамки конкретного исследования.


Причины возрастания роли методологииТенденции к интеграции знаний, комплексному анализу явлений объективной реальности. Педагогика и психология все больше

Слайд 23Причины возрастания роли методологии
Психология и педагогика – полигон применения математических

методов в социальных науках. Неизбежны элементы абсолютизации количественных методов исследования

в ущерб качественному анализу количественный анализ необходимо дополнить качественным – методологическим.
Вывод о наименее надежном звене в конкретной системе «человек-машина» - личности специалиста. Правильно решить эти вопросы помогает методологическая вооруженность исследователей.


Причины возрастания роли методологииПсихология и педагогика – полигон применения математических методов в социальных науках. Неизбежны элементы абсолютизации

Слайд 24Задачи методологии педагогики
определение цели исследования с учетом уровня развития науки,

потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей научного коллектива или

ученого;
изучение всех процессов в исследовании с позиций их внутренней и внешней обусловленности, развития и саморазвития;
рассмотрение образовательных и воспитательных проблем с позиции всех наук о человеке: социологии, психологии, физиологии, генетики и т.д.;
Задачи методологии педагогикиопределение цели исследования с учетом уровня развития науки, потребностей практики, социальной актуальности и реальных возможностей

Слайд 25Задачи методологии педагогики
ориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь

элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития, тенденции, сущность и

особенности, факторы и условия;
выявление и разрешение противоречий в процессе обучения и воспитания, в развитии коллектива и личности;
обеспечение связи теории и практики, разработка идей и их реализация, ориентация педагогов на новые научные концепции.
Задачи методологии педагогикиориентация на системный подход в исследовании (структура, взаимосвязь элементов и явлений, их соподчиненность, динамика развития,

Слайд 26Функции методологии педагогики
Следуют из основной функции метода (В.П. Кохановский):
внутренняя

организация и регулирование процесса познания или практическое преобразование того или

иного объекта.
дает характеристику компонентов научного исследования – объекта, предмета, задач исследования, совокупности исследовательских методов, средств и способов, необходимых для их решения;
формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной задачи,
определяет способы получения научных знаний, которые отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность (М.А.Данилов);
направляет и предопределяет основной путь, с помощью которого достигается конкретная научно- исследовательская цель (П.Н.Копнин);
Функции методологии педагогикиСледуют из основной функции метода (В.П. Кохановский): внутренняя организация и регулирование процесса познания или практическое

Слайд 27Функции методологии педагогики
обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или

явлении (М.Н.Скаткин);
помогает введению новой информации в фонд теории педагогики (Ф.Ф.Королев);
обеспечивает

уточнение, обогащение, систематизацию терминов и понятий в педагогической науке (В.Е.Гмурман);
создает систему информации, опирающуюся на объективные факты и логико-аналитический инструмент научного познания (М.Н.Скаткин).
Функции методологии педагогикиобеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н.Скаткин);помогает введению новой информации в фонд

Слайд 28Ученые, внесшие вклад в развитие методологии
Ф. Бекон: сравнивал метод со

светильником, освещающим путнику дорогу в темноте; главный метод - индукция
Р.

Декарт (Картезиус): метод – точные и простые правила, которые позволяют отличить ложное от истинного
Гегель (нем. класс. философ) разработал на идеалистической основе диалектический метод
К.Маркс (материалистич. философ) разработал на материалистической основе диалектический метод
А.И.Герцен – идея о неразрывности метода и истины.
Н.Г. Чернышевский
Вл. Соловьев
П.Флоренский
И.П.Павлов: метод – самая первая и основная вещь, от которого зависит вся серьезность исследования
С 16-17 вв. - понятие «методического среза»

Ученые, внесшие вклад в развитие методологииФ. Бекон: сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте; главный

Слайд 29Аспекты методологии
Методология как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности.



2 вида деятельности - методологические исследования и методологическое обеспечение.
Задача

первого – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ понятийного состава и методов.
Задача второго - методологическое обеспечение исследования - использование имеющихся методологических знаний для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.

Функций методологии педагогики
описательная, предполагающая также и формирование теоретического описания объекта,
нормативная, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.



Аспекты методологииМетодология как система знаний и как система научно-исследовательской деятельности. 2 вида деятельности - методологические исследования и

Слайд 30Уровни методологии (Э.Г.Юдин)
Философский уровень составляют общие принципы познания и категориальный

строй науки в целом. Методологические функции выполняет система философского знания.
Общенаучный

уровень – представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем (большинству) научных дисциплин.
Конкретно-научный уровень - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология данного уровня включает как проблемы специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии, например, проблемы системного подхода или моделирование в педагогических исследованиях.
Технологический уровень – сущность составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит ярко выраженный нормативный характер.
Уровни методологии (Э.Г.Юдин)Философский уровень составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет

Слайд 31Выделить уровень методологии научного исследования (по каким компонентам методологического аппарата

исследования можно сделать вывод об уровне методологии)
Липатникова И.Г. – обоснование

необходимости проектирования технологии рефлексивного подхода, разработка ее в контексте развивающего обучения математике учащихся начальной и основной школы с использованием устных упражнений.
Присяжная А.Ф. – выявление, определение и обоснование методологических, теоретических и практических оснований концепции педагогического прогнозирования.
Суховиенко Е.А. – выявить, определить и обосновать методологические, теоретические и технологические основы педагогической диагностики в контексте информатизации образования.
Стариченко Б.Е. – разработать общие теоретические и практические подходы к проблеме оптимизации школьного образовательного процесса и определить роль новых информационных технологий в ее решении.
Выделить уровень методологии научного исследования (по каким компонентам методологического аппарата исследования можно сделать вывод об уровне методологии)Липатникова

Слайд 32Экспериментальная дидактика
Эрнст Мейман (1862-1915)
Вильгельм А.Лай (1862-1926)
Создание научно-экспериментальных лабораторий, «педагогический эксперимент»

Экспериментальная дидактикаЭрнст Мейман (1862-1915)Вильгельм А.Лай (1862-1926)Создание научно-экспериментальных лабораторий, «педагогический эксперимент»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика