Слайд 1
Методология и методы научного исследования
Слайд 2Методология
– философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение
принципов мировоззрения к процессу познания, духовному творчеству и практике
– это
система принципов, форм и способов организации и построения научно-исследовательской деятельности
– учение о структуре, логике организации, методах и средствах деятельности в разных областях науки, ее теории и практики
– совокупность методов применяемых в какой-либо науке
Слайд 3Уровни методологии
философская методология – общие принципы познания
общенаучная методология - содержательные
общенаучные концепции, воздействующие на достаточно большое число научных дисциплин
конкретно-научная
методология - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной научной дисциплине
методология данного конкретного исследования – методика и техника исследования, набор процедур, обеспечивающих получение эмпирического материала, его первичную обработку
Слайд 4В методологии выявляются две взаимосвязанные функции:
1) общая - обоснование
правил применения мировоззрения к процессу познания и преобразования мира
2)
частная - определение подхода к явлениям действительности
Слайд 5Научные принципы
- представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции
которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор
методов и интерпретация и оценка его результатов
К числу основных принципов научного исследования (для психолого-педагогических исследований) относят: принцип гуманизма, принцип объективности и научности, принцип комплексности, принцип детерминизма, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип индивидуального и личностного подхода
Слайд 6Принцип гуманизма отражается в требовании "Не навреди!". Любое исследование должно помочь
развитию ребенка, а диагноз предполагает не только установление наличного уровня
развития, но и выявление его резервов.
Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в научных понятиях.
Принцип комплексности предполагает, что изучение ребенка проводится последовательно. При этом исследуются не отдельно взятые параметры, а прослеживаются все стороны развития, чтобы не только контролировать, но и прогнозировать его ход.
Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей.
Слайд 7Принцип развития психики предполагает, что все психические особенности ребенка находятся
в становлении и основным условием их развития является та или
иная деятельность.
Принцип единства сознания и деятельности означает взаимосвязь и взаимовлияние сознания и деятельности. Сознание руководит деятельностью, но в деятельности оно и формируется.
Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
Слайд 8Научные методы
Научный метод – это конкретный путь научного исследования, позволяющий получить новые
научные результаты и достичь цели исследования.
Метод в науке является
важнейшим признаком, отличающим научное от ненаучного.
Общенаучные методы используются в разных науках. К ним относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетический, исторический и системный методы.
Под частными методами понимаются те научные методы, которые принадлежат данной науке, но могут применяться и другими науками.
Специфические методы – это те методы исследования, которые используются только в данном исследовании (или подобных исследованиях).
Слайд 9Методика исследования
– это совокупность подходов, способов и приемов проведения научных
исследований (ответ на вопрос: «как и каким образом проводить исследование?»).
Методика исследований определяет: оборудование, приборы, количество опытов, план работы, затраты времени и средств
Основными элементами методики являются:
теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;
исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;
субординационные связи и зависимости между ними;
совокупность применяемых методов, их координация;
порядок применения методов и методических приемов;
последовательность и техника обработки и обобщения результатов исследования