Разделы презентаций


Методология и методы педагогического исследования

Содержание

Л.3. Организация процесса проведения педагогического исследования Проектирование педагогического исследованияПроведение педагогического исследования и оформление его результатовРефлексия результатов исследования

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология и методы педагогического исследования
Ибрагимов Гусейн Ибрагимович, доктор педагогических наук,

профессор, член-корреспондент Российской академии образования

Методология и методы педагогического исследованияИбрагимов Гусейн Ибрагимович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования

Слайд 2Л.3. Организация процесса проведения педагогического исследования
Проектирование педагогического исследования
Проведение педагогического

исследования и оформление его результатов
Рефлексия результатов исследования



Л.3. Организация процесса проведения педагогического исследования Проектирование педагогического исследованияПроведение педагогического исследования и оформление его результатовРефлексия результатов исследования

Слайд 31. Проектирование педагогического исследования
1.1. Концептуальная стадия проектирования
1.2. Стадия технологической

подготовки исследования



1. Проектирование   педагогического исследования1.1. Концептуальная стадия проектирования1.2. Стадия технологической подготовки исследования

Слайд 41.1. Концептуальная стадия проектирования
1 Актуальность
2.Противоречие
3.Проблема
4. Цель
5. Объект
:.Предмет
7.Гипотеза
8. Задачи
9.Методологические основы
10. Теоретические

основы
11.Методы исследования
12. Экспериментальная база
13. Этапы исследования
14.Научная новизна
15. Практическая значимость
16.Достоверность

и обоснованность
17. Апробация и внедрение результатов исследования
18. Структура исследования
1.1. Концептуальная стадия проектирования1 Актуальность2.Противоречие3.Проблема4. Цель5. Объект:.Предмет7.Гипотеза8. Задачи9.Методологические основы10. Теоретические основы11.Методы исследования12. Экспериментальная база 13. Этапы исследования14.Научная

Слайд 5Актуальность темы исследования.

Обоснование актуальности темы складывается из ответа на

следующие вопросы:
Есть ли социальный заказ на тему исследования?
Каково состояние

образовательной практики по теме исследования, есть ли у практики потребность в исследовании именно этого аспекта проблемы?
Какова разработанность темы в существующей
педагогической теории?

Актуальность темы исследования. Обоснование актуальности темы складывается из ответа на следующие вопросы: Есть ли социальный заказ на

Слайд 6Противоречие
Противоречие – важнейшая логическая форма познания, движущая сила. Научные теории

развиваются в результате разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях и

в практической деятельности.
Противоречие – это несоответствие, несогласованность между какими-либо противоположностями, находящимися внутри единого объекта.
ПротиворечиеПротиворечие – важнейшая логическая форма познания, движущая сила. Научные теории развиваются в результате разрешения противоречий, обнаруживающихся в

Слайд 7 Примеры противоречий

Примеры противоречий

Слайд 8Проблема исследования
Это объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос

или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический

интерес.
Проблема исследования логически вытекает из установленного противоречия.
Формулируется в виде вопроса. Например: «каковы условия, необходимые и достаточные для формирования у будущих специалистов профессионального мышления?»
Проблема исследованияЭто объективно возникающий в ходе развития научного познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный

Слайд 9Цель исследования
Это то, что в самом общем виде должно быть

достигнуто в итоге работы.
Примеры:
Разработка педагогических (научно-методических, организационно-педагогических, социально-педагогических и т.п.)

основ формирования (развития, воспитания) у кого-либо чего-либо;
Выявление, обоснование и экспериментальная проверка педагогических (дидактических, методических, методологических) условий (предпосылок) формирования (воспитания, развития) …;

Цель исследованияЭто то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы.Примеры:Разработка педагогических (научно-методических, организационно-педагогических,

Слайд 10Примеры формулировок цели
Обоснование содержания, форм, методов и средств …;
Разработка методики

(методической системы) формирования чего-либо;
Определение и разработка педагогических (дидактических) средств (системы

средств) …;
Разработка теоретической модели чего-либо;
Разработка требований, критериев;
Педагогическое обоснование чего-либо, например, игровой познавательной деятельности
Примеры формулировок целиОбоснование содержания, форм, методов и средств …;Разработка методики (методической системы) формирования чего-либо;Определение и разработка педагогических

Слайд 11Объект исследования
Объект - это та часть практики или научного знания

(теории – если исследование методологическое, теоретическое) с которой исследователь непосредственно

имеет дело.
Объект педагогического исследования всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса: его теории и методики организации, содержания и принципов, форм, методов, приемов и средств деятельности педагогов и обучающихся.

Пример: Тема: «Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу учащихся в проблемно-диалоговой технологии обучения» (дс. Мокшиной Н.Г.).
Объект – проблемно-диалоговая технология обучения.


Объект исследованияОбъект - это та часть практики или научного знания (теории – если исследование методологическое, теоретическое) с

Слайд 12Предмет исследования
Это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция»,

с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные,

наиболее существенные признаки объекта.
Один и тот же объект может быть предметом разных исследований. Например, «учебный процесс» может изучаться дидактами, методистами, психологами, физиологами и т.д., однако у всех при одном и том же объекте будут разные предметы исследования.
Предмет исследованияЭто та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя

Слайд 13Гипотеза исследования
Гипотеза - это научное предположение, допущение, истинность которого не

очевидна.
Формулируя гипотезу исследователь строит предположение о том, каким образом

намерен достичь поставленной цели исследования.
Недостатки в формулировках гипотезы:
-очевидный характер предположений;
-формулирование гипотезы в логике решения определенных задач (Пример: Реализация ВОПО будет успешной, если: раскрыть содержание методических затруднений педагогов; установить доминирующие причины их появления; определить меры предупреждения …».
Причины недостатков – недостаточная общепедагогическая и методологическая подготовка диссертанта


Гипотеза исследованияГипотеза - это научное предположение, допущение, истинность которого не очевидна. Формулируя гипотезу исследователь строит предположение о

Слайд 14Задачи исследования
Задачи выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению

к общей цели.
Задачи формулируются в одном из двух вариантов:
1 вариант

– формулируются как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. Это временная структура построения задач – каждая следующая задача может решаться только на основе решения предыдущей.
2 вариант – задачи формулируются тоже как относительно самостоятельные, законченные части исследования, но временная последовательность не просматривается. Задачи выступают как отдельные подпроблемы по отношению к проблеме исследования.
Задачи исследованияЗадачи выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели.Задачи формулируются в одном из

Слайд 15Методологические основы исследования
Исследовательские подходы выступают в двух значениях:
В первом значении

– как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или

убеждение: Сюда относятся: целостный, комплексный, функциональный, информационный, системный, личностный, деятельностный и др. подходы.
Во втором значении подход – это направление изучения предмета исследования. Эти подходы классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим полярные направления процесса исследования: содержание и форма; историческое и логическое; качество и количество; явление и сущность и т.д
Сюда относятся подходы: содержательный и формальный; логический и исторический; качественный и количественный; феноменологический и сущностный; единичный и общий
Методологические основы исследованияИсследовательские подходы выступают в двух значениях:В первом значении – как некоторый исходный принцип, исходная позиция,

Слайд 16Методы исследования
Перечисляются использованные в исследовании методы. Например:
Методы теоретического исследования: теоретический

анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.
Эмпирические методы: изучение

литературы, документов, изучение результатов деятельности, наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент
Методы исследованияПеречисляются использованные в исследовании методы. Например:Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия,

Слайд 17Экспериментальная база исследования
Указываются учреждения и организации, а также их структурные

подразделения, в которых проводилась опытно-экспериментальная работа; число задействованных в исследовании

обучающихся, педагогов, слушателей;.
Экспериментальная база исследованияУказываются учреждения и организации, а также их структурные подразделения, в которых проводилась опытно-экспериментальная работа; число

Слайд 18Этапы исследования
Указываются основные этапы проведенного исследования, раскрывается временной интервал каждого

этапа и их основное содержание.
Например:
Первый этап (сент—окт. 2018 г.)

– поисковый. Этап связан с разработкой …
Второй этап (ноябрь 2018 – май 2019 гг.) – опытно-экспериментальный. На этом этапе проводилось опытно-экспериментальное исследование …;
Третий этап (июнь – сентябрь 2019 г.) – заключительный. Здесь осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования. …
Этапы исследованияУказываются основные этапы проведенного исследования, раскрывается временной интервал каждого этапа и их основное содержание.Например: Первый этап

Слайд 19Основные этапы проведения исследования ( возможный вариант).

Основные этапы проведения исследования ( возможный вариант).

Слайд 20Научная новизна исследования
Строится в формулировках:
- разработаны … (основы, принципы, условия

и т.п.);
- раскрыты … (например, состав и структура чего-либо и

т.д.);
- обоснованы … (положениея, идеи …);
- определены …(педагогические условия чего-либо);
- установлены … (критерии и т.д.)
Научная новизна исследованияСтроится в формулировках:- разработаны … (основы, принципы, условия и т.п.);- раскрыты … (например, состав и

Слайд 21Практическая значимость исследования

Практическая значимость исследования

Слайд 221.2 Стадия технологической подготовки исследования
Она специфична для каждой конкретной научной

работы и заключается:
- в подготовке экспериментальной учебно-программной документации, учебных пособий

и средств обучения;
- подготовке бланков протоколов наблюдений, анкет;
- создании необходимого программного обеспечения и т.п.
1.2 Стадия технологической подготовки исследованияОна специфична для каждой конкретной научной работы и заключается:- в подготовке экспериментальной учебно-программной

Слайд 232.Логика этапа реализации

Логика этапа реализации может быть задана только в

самом общем виде:
отбор необходимых эмпирических и теоретических методов,
проверка гипотезы,
Конструирование

предварительных выводов
Их апробирование и уточнение
Построение заключительных выводов

2.Логика этапа реализацииЛогика этапа реализации может быть задана только в самом общем виде:отбор необходимых эмпирических и теоретических

Слайд 243. Логика заключительного этапа

Логика третьего этапа включает:
апробацию и внедрение

полученных результатов в практику (выступление и обсуждение результатов на конференциях,

семинарах, круглых столах, симпозиумах, форумах и т.п.; публикация статей и т.д.);
оформление работы

3. Логика заключительного этапаЛогика третьего этапа включает: апробацию и внедрение полученных результатов в практику (выступление и обсуждение

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика