Слайд 1
МЕТОДОЛОГИЯ
НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 2СИНОНИМЫ:
МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 3РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ:
«НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ»
И «НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ»
Слайд 4Проект (общее определение) – это ограниченное во времени
целенаправленное изменение
отдельной системы
с установленными требованиями
к качеству результатов,
возможными рамками расхода
средств
и ресурсов
и специфической организацией
Слайд 5Научный
(научно-исследовательский)
проект
имеет целью создание системы
нового научного знания
Слайд 6Научно-исследовательская деятельность человека (или организации) разбивается на отдельные завершенные циклы,
которые называются научными проектами.
Слайд 7ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВРЕМЕННÓЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
ПО ФАЗАМ:
Слайд 8Наука -
сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и
теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
Слайд 10
ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О НАУКЕ
(3 СМЫСЛА)
Слайд 11Научные знания – это специфическая форма отражения действительности в сознании
людей в числе еще трех специфических форм: искусства, религии, философии.
Слайд 14ЧЕТЫРЕ УРОВНЯ
ОБЩНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЙ:
Общеотраслевой уровень значимости – работы, результаты которых
оказывают воздействие на всю область той или иной науки
Дисциплинарный уровень
значимости характеризует исследования, результаты которых вносят вклад в развитие отдельных научных дисциплин
Общепроблемный уровень значимости имеют исследования, результаты которых изменяют существующие научные представления по ряду важных проблем внутри одной дисциплины
Частнопроблемный уровень значимости, результаты которых изменяют научные представления по отдельным частным вопросам
Слайд 15ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Слайд 18ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 20ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 22 ЛОГИКА ВЫДЕЛЕНИЯ ПРИНЦИПОВ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
В ОТНОШЕНИЯХ:
Слайд 23ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА
НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 24 СРЕДСТВА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ)
Слайд 26ВРЕМЕННÁЯ СТРУКТУРА
НАУЧНОГО ПРОЕКТА
(ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА
ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ)
Слайд 27ПРОЕКТ,
в т.ч. научный,
включает в себя три ФАЗЫ:
фаза проектирования,
технологическая фаза,
рефлексивная фаза.
Фазы делятся на СТАДИИ,
стадии на
ЭТАПЫ.
Слайд 29
ФАЗА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ СТАДИИ:
Концептуальная
Моделирования системы
Конструирования системы
Технологической подготовки
Слайд 30КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТАДИЯ
СОСТОИТ ИЗ ЭТАПОВ:
выявления противоречия
формулирования проблемы
определения цели
выбора критериев
Слайд 32ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Под научной проблемой понимается такой вопрос, ответ
на который не содержится в накопленном обществом научном знании.
Проблема
– это специфическая форма организации знания, объектом которого является не непосредственная предметная реальность, а состояние научного знания об этой реальности.
Слайд 33ПОДЭТАПЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ
1. Постановка проблемы - постановка вопросов. Вычленение центрального проблемного
вопроса.
2. Оценка проблемы - определение необходимых условий, ресурсного обеспечения, методов исследования.
3. Обоснование
проблемы - доказательство необходимости ее решения, научной и/или практической ценности ожидаемых результатов.
4. Структурирование проблемы - декомпозиция – поиск дополнительных вопросов (подвопросов), без которых невозможно получить ответ на центральный – проблемный – вопрос.
Слайд 34ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объект исследования – это то, что противостоит
познающему субъекту в его познавательной деятельности - т. е. это
та часть окружающей действительности, с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта.
Слайд 35НОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОГУТ БЫТЬ ПОЛУЧЕНЫ:
1. Исследована новая (на рис. обозначена
затенением), предметная область (рис.а);
2. К ранее исследованной предметной области применены новые
технологии – методы или средства познания (рис.б)
3. Одновременно исследуется новая предметная область с использованием новых технологий (рис.в).
Вариант (рис.г) принципиально невозможен!
Слайд 36ПОИСК ОБОБЩАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Слайд 37ЗАКОНОМЕРНОСТЬ: ЧЕМ ШИРЕ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ, ТЕМ СЛОЖНЕЕ ПОЛУЧАТЬ
ДЛЯ НЕЕ
ОБЩИЕ НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
«Слабые» науки вводят самые минимальные ограничивающие предположения (а
то и не вводят их вовсе) и получают наиболее размытые результаты.
«Сильные» науки вводят множество ограничивающих предположений, но получают более четкие, более обоснованные результаты, область применения которых, правда, весьма заужена (точнее – четко ограничена введенными предположениями).
Слайд 38«ПРИНЦИП НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ»
Можно условно расположить различные науки на плоскости (см. следующий
слайд):
«Обоснованность результатов» – «Область их применимости (адекватности)»,
и сформулировать (опять
же условно, по аналогии с принципом неопределенности В. Гейзенберга) следующий «принцип неопределенности»:
текущий уровень развития науки характеризуется определенными совместными ограничениями на «обоснованность» результатов и их области применимости
Слайд 40ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
(ОПЕРАЦИИ НАД МНОЖЕСТВАМИ)
А
Б
В Г
Д Е Ж
Слайд 41ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
В самом первом приближении тема исследования формулируется в его
начале.
Но завершенный вид она приобретает, как правило, когда сформулирован
предмет исследования – ведь в подавляющем большинстве случаев тема исследования и указывает на предмет исследования,
а ключевое слово или словосочетание в теме исследования указывает, чаще всего, на его объект.
Слайд 42ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ
2 значения
1. В первом значении подход рассматривается как некоторый
исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение: целостный подход,
комплексный подход, функциональный подход, системный подход, комплексный подход, личностный подход, деятельностный подход (личностно-деятельный подход).
Слайд 43ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДХОДЫ
2 значения
2.Во втором значении исследовательский подход рассматривается как направление
изучения предмета исследования и классифицируются по парным категориям диалектики, отражающим
полярные стороны, направления процесса исследования:
содержательный и формальный подходы;
логический и исторический подходы (логико-исторический и историко-логический подходы);
качественный и количественный подходы;
феноменологический и сущностный подходы;
единичный и общий (обобщенный) подходы.
2 в 5-й степени = 32 варианта !
Слайд 44ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе объекта и предмета исследования определяется его
цель. Цель исследования – это то, что в самом общем
(обобщенном) виде необходимо достичь по завершении исследования.
Подразумевается, что по завершении исследования должна быть как бы полностью решена проблема исследования в рамках, определенных его предметом, целью и поставленными задачами (см. ниже).
Слайд 45КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.Критерии оценки достоверности результатов теоретического
исследования. Результат теоретического исследования – теория, концепция или какие-либо теоретические
построения – конструкции должны отвечать следующим критериям для любых отраслей научного знания:
1. предметностью;
2. полнотой;
3. непротиворечивостью;
4. интерпретируемостью;
5. проверяемостью;
6. достоверностью.
Слайд 46КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТОВЕРНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.Критерии оценки достоверности результатов эмпирического исследования:
1. Критерии должны быть объективными (настолько, насколько это возможно
в данной научной области).
2. Критерии должны быть адекватными, валидными, то есть оценивать именно то, что исследователь хочет оценить.
3. Критерии должны быть нейтральными по отношению к исследуемым явлением.
4. Совокупность критериев с достаточной полнотой должна охватывать все существенные характеристики исследуемого явления, процесса.
Слайд 47СТАДИЯ ПОСТРОЕНИЯ
ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 48ГИПОТЕЗА
Гипотеза является моделью будущего научного знания (возможного научного знания).
Научная
гипотеза выступает в двоякой роли: либо как предположение о той
или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями и процессами, либо как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями, процессами и внутренней их основой. Гипотезы первого рода называются описательными, а второго – объяснительными.
Слайд 49УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ГИПОТЕЗЫ:
1. Гипотеза должна объяснять весь круг явлений и
процессов, для анализа которого она выдвигается.
2. Принципиальная проверяемость гипотезы.
3.
Приложимость гипотезы к возможно более широкому кругу явлений.
4. Максимально возможная принципиальная простота гипотезы.
Слайд 50СТАДИЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 51ЭТАП ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
Под задачей понимается данная в определенных
конкретных условиях цель деятельности.
Задачи исследования выступают как частные, сравнительно
самостоятельные цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
Слайд 52ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ (РЕСУРСНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ)
Слайд 53ЭТАП ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (МЕТОДИКИ) ИССЛЕДОВАНИЯ
Методика исследования – документ, который
включает в себя описание проблемы, объекта, предмета
исследования, его цели, гипотезы, задач, методологических основ и методов исследования, а также планирование, то есть разработку временнóго графика выполнения намеченных работ.
Слайд 54СТАДИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Заключается в подготовке экспериментальной документации, подготовке бланков
протоколов наблюдений, анкет; приобретении или изготовлении необходимого экспериментального оборудования, создании
необходимого программного обеспечения и т.п.
Стадия технологической подготовки исследования специфична для каждой конкретной научной работы.
Слайд 55ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 56ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ФАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Заключается в непосредственной проверке построенной научной гипотезы
в соответствии с разработанным на стадии конструирования и технологической подготовки
исследования комплексом рабочих материалов и оборудования.
Технологическая фаза состоит из двух стадий:
1) проведения исследования
2) оформления результатов.
Слайд 57СТАДИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
включает два этапа:
теоретический этап (анализ и
систематизация литературных данных, отработка понятийного аппарата, построение логической структуры теоретической
части исследования);
эмпирический этап – проведение опытно-экспериментальной работы.
Слайд 58ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К КЛАССИФИКАЦИИ:
1. Каждая классификация может проводиться только по одному
основанию.
2. Объем членов классификации должен быть в точности равен объему
всего классифицируемого класса.
3. Каждый объект может попасть только в один подкласс.
4. Члены классификации должны взаимно исключать друг друга.
5. Подразделение на подклассы должно быть непрерывным.
Слайд 59ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ТЕОРИИ
Слайд 60 В качестве центрального системообразующего
элемента (звена) теории могут выступать:
концепция, идея, единый исследовательский подход,
система аксиом или система аксиоматических
требований и т.д.
В ряде отраслей науки, например в химии, фармации, микробиологии и т.д., в качестве
Центрального системообразующего звена может
выступать факт получения нового химического вещества, нового лекарства, новой вакцины и т.п.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ЭЛЕМЕНТ ТЕОРИИ
Слайд 61СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ:
алгоритм, аппарат (дидактические, понятийные аппараты и т.д.);
классификации; критерии; методики; методы; механизмы (классы механизмов); модели (базисные, прогностические,
графовые, открытые, закрытые, динамические, комплексы моделей и т.д.); направления; обоснования; основания; основы; парадигмы; параметры; периодизации; подходы; понятия (развивающиеся понятия, системы понятий и т.д.); приемы; принципы; программы; процедуры; решения; системы (иерархические системы, генерализованные системы и т.д.); содержание; способы; средства; схемы; структуры; стратегии; фазы; сущности; таксономии; тенденции; технологии; типологии; требования; условия; фазы; факторы (системообразующие факторы и т.д.); формы (совокупности форм и т.д.); функции; характеристики (сущностные характеристики и т.д.); цели (совокупности целей, иерархии целей); этапы и т.д.
В отраслях наук сильной версии добавляются еще теоремы, леммы, утверждения.
Слайд 62ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЭТАП.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
Опытно-экспериментальная работа, хотя она нередко и занимает
значительную, а подчас и большую часть бюджета времени исследователя, служит
лишь для подтверждения или опровержения предварительно сделанных им теоретических построений, начиная с гипотезы.
Слайд 63СТАДИЯ ОФОРМЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Этап апробации результатов.
Апробация осуществляется в формах
публичных докладов и выступлений, дискуссий, а также в форме письменного
или устного рецензирования.
Этап оформления результатов.
По завершении апробации исследователь приступает к литературному оформлению и публикации результатов своего исследования.
Слайд 64РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Слайд 65РЕФЛЕКСИВНАЯ ФАЗА
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное исследование завершается рефлексивной фазой - «обращением назад»:
осмыслением, сравнением, оценкой исходных и конечных состояний:
- объекта научной деятельности
– итоговая оценка (самооценка) результатов исследования
субъекта деятельности, т.е. самого себя – рефлексия
системы научного знания - научная рефлексия