Разделы презентаций


Методология проведения медико-социологических исследований

Содержание

Методология МСИ – совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данныхМетоды и процедуры исследования – это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Методология проведения медико-социологических исследований

Богачанская Наталья Николаевна

Методология проведения медико-социологических исследованийБогачанская Наталья Николаевна

Слайд 2Методология МСИ – совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая

приемы сбора и обработки данных

Методы и процедуры исследования – это

система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации

Методика МСИ – система операций, процедур, приемов изучения социальной реальности

Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных

Основные понятия

Методология МСИ – совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая приемы сбора и обработки данныхМетоды и процедуры

Слайд 3Типы МСИ
Теоретико-прикладные, цель которых – содействие решению медико-социальных проблем

путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению,

более глубокому и всестороннему
Прикладные, которые направлены на практическое решение конкретных медико-социальных проблем для того, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки
Типы МСИ Теоретико-прикладные, цель которых – содействие решению медико-социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению,

Слайд 4Этапы МСИ
Подготовительный (организационный) этап
Организация сбора медико-социологической информации
Обработка информации
Анализ полученных данных,

их литературное и графическое оформление
Разработка предложений и управленческих решений, внедрение

их в практику и оценка эффективности
Этапы МСИПодготовительный (организационный) этапОрганизация сбора медико-социологической информацииОбработка информацииАнализ полученных данных, их литературное и графическое оформлениеРазработка предложений и

Слайд 5Подготовительный (организационный) этап медико-социологических исследований
Программа МСИ – это изложение

общей концепции в соответствии с основными целями и гипотезами исследования,

с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Подготовительный (организационный) этап медико-социологических исследований Программа МСИ – это изложение общей концепции в соответствии с основными целями

Слайд 6Программа МСИ
1. Методологический раздел программы:
1.1. Формулировка проблемы, определение объекта и

предмета исследования
1.2. Определение цели и постановка задач исследования
1.3. Уточнение и

интерпретация основных понятий
1.4. Развертывание рабочих гипотез.
2. Процедурный раздел программы:
2.1. Стратегический план исследования
2.2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения
2.3. Обоснование методов сбора данных
2.4. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных
3. Рабочий план исследования
Программа МСИ1. Методологический раздел программы:1.1. Формулировка проблемы, определение объекта и предмета исследования1.2. Определение цели и постановка задач

Слайд 7Объект и предмет МСИ
объект медико-социологического исследования – статистическая совокупность, состоящая

из относительно однородных отдельных предметов или явлений (единиц наблюдения), взятых

вместе в известных границах времени и пространства
предмет изучения – наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства объекта, которые подлежат непосредственному изучению
объект – это то, на что направлен процесс познания
предмет – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту (пример: объект – коллектив врачей, предмет – взаимоотношение членов коллектива)
Объект и предмет МСИобъект медико-социологического исследования – статистическая совокупность, состоящая из относительно однородных отдельных предметов или явлений

Слайд 8Определение цели и постановка задач исследования
Цель исследования – это

конечный результат, которого исследователь хочет достичь
Задачи исследования – это

система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования
Классификация задач
Основные, ориентированные на выявление сущности проблемы
Дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы
Определение цели и постановка задач исследования Цель исследования – это конечный результат, которого исследователь хочет достичь Задачи

Слайд 9Развертывание рабочих гипотез
Гипотеза исследования – научное предположение, истинность которого

нужно либо доказать, либо опровергнуть.
Это своеобразные прогнозные оценки ожидаемого

решения задач исследования

Виды гипотез:
Описательные (структурные): предположения о структуре изучаемых явлений и процессов;
Объяснительные: предположения о причинно-следственных взаимозависимостях анализируемых явлений и процессов
Развертывание рабочих гипотез Гипотеза исследования – научное предположение, истинность которого нужно либо доказать, либо опровергнуть. 	Это своеобразные

Слайд 10Принципы конструирования гипотез:
формулировка гипотез исходя из логики ранее определенных задач

исследования (основной задаче соответствует основная гипотеза, дополнительным – гипотезы-следствия);
комплексность: все

гипотезы в своей совокупности должны давать прогнозные ответы на все задачи исследования;
системность: все гипотезы должны быть взаимосвязаны друг с другом и выражать собой относительно автономную систему априорного знания о проблеме;
эвристичность: доказательство или опровержение гипотез должно действительно давать новое знание об изучаемом объекте
Принципы конструирования гипотез:формулировка гипотез исходя из логики ранее определенных задач исследования (основной задаче соответствует основная гипотеза, дополнительным

Слайд 11Процедурный раздел программы 1. Стратегический план исследования
Основные типы исследовательских

стратегий:

1. Разведывательная стратегия: используется в случае недостатка знаний для формулирования

должной системы гипотез. Основные методы исследования:
изучение имеющихся по данной теме литературных источников;
беседы с экспертами, наиболее компетентными по данной проблеме;
наблюдение за изучаемым объектом

2. Описательная стратегия: получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик

3. Экспериментальная стратегия: целью исследования является выявление причинно-следственных связей внутри изучаемого объекта, причем гипотезы имеют объяснительный характер
Процедурный раздел программы  1. Стратегический план исследования Основные типы исследовательских стратегий:1. Разведывательная стратегия: используется в случае

Слайд 12Процедурный раздел программы 2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения
Генеральная

совокупность – все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения

в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами

Сплошное обследование – медико-социологическое исследование, охватывающее все без исключения социальные объекты, образующие генеральную совокупность

Выборочная совокупность – часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения

Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности

Репрезентативная выборка – это выборочная совокупность, которая статистически воспроизводит структуру ГС с точки зрения характеристик, изучаемых в исследовании
Процедурный раздел программы  2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения Генеральная совокупность – все множество социальных объектов,

Слайд 13Типы выборок:
Случайная выборка формируется путем отбора единиц наблюдения вслепую, иногда

случайный отбор упорядочивается различными методами

Механическая выборка формируется с помощью

арифметического подхода к отбору единиц наблюдения


Серийная выборка формируется с помощью отбора не отдельных единиц наблюдения, а целых групп, в состав которых входят организованные определенным образом единицы наблюдения

Типы выборок:Случайная выборка формируется путем отбора единиц наблюдения вслепую, иногда случайный отбор упорядочивается различными методами Механическая выборка

Слайд 14Качество выборки зависит от:
1) меры однородности социальных объектов по

наиболее существенным для исследования характеристикам;

2) степени дробности группировок

анализа, планируемых по задачам исследования;

3) целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования
Качество выборки зависит от:1)  меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; 2)

Слайд 15Формула расчета выборки
n = (t2σ2N):(Δ2N+t2σ2)


n – объем выборочной совокупности
Δ – величина допустимой ошибки (задается

исследователем)
N – величина генеральной совокупности (статистические данные)
t – коэффициент доверия (критерий достоверности) – определяется на основе достоверной вероятности по таблице
σ2 – дисперсия или мера рассеивания исследуемого признака, характеризующая величину отклонения от средних величин в генеральной совокупности
Формула расчета выборкиn = (t2σ2N):(Δ2N+t2σ2)      n – объем выборочной совокупностиΔ – величина

Слайд 16Расчет ошибки выборки
Δ = ±t√ σ2(1/n-1/N)



при достаточно больших N
величиной 1/N можно пренебречь

Δ = ±t√

(σ2/n)

Расчет ошибки выборкиΔ = ±t√ σ2(1/n-1/N)      при достаточно больших Nвеличиной 1/N можно

Слайд 17Методы медико-социологических исследований

количественные
(анкетные опросы и интервью, наблюдение, анализ

документов, тестовые процедуры);

качественные
(биографическое интервью, фокус-группы, контент-анализ)

Методы медико-социологических исследований количественные (анкетные опросы и интервью, наблюдение, анализ документов, тестовые процедуры); качественные (биографическое интервью, фокус-группы,

Слайд 18Качественные и количественные исследования

Качественные и количественные исследования

Слайд 19Контент-анализ документов
формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в

переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.


Контент-анализ документовформализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и

Слайд 20Контент-анализ документов
Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации

определенных единиц содержания, которое изучается.

Объектом контент-анализа может

быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
Контент-анализ документов   Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается.

Слайд 21Основные процедуры контент-анализа
1. Выявление смысловых единиц контент-анализа:
понятия, выраженные в отдельных

терминах;
темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах

и т.п.;
имена, фамилии людей;
события, факты и т.п.;


Основные процедуры контент-анализа1. Выявление смысловых единиц контент-анализа: понятия, выраженные в отдельных терминах;темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях

Слайд 22Основные процедуры контент-анализа
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо

не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится

к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
физическая протяженность текстов;
площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
длительность трансляции по радио или ТВ;
количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

Основные процедуры контент-анализа2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м

Слайд 23Основные процедуры контент-анализа
3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными

приемами классификации по выделенным группировкам.

Основные процедуры контент-анализа3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам.

Слайд 24Интервью

проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с

респондентом, запись ответов последнего производится интервьюером или его ассистентом

Интервьюпроводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, запись ответов последнего производится интервьюером или

Слайд 25Разновидности интервью
по содержанию беседы различают:
документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение

фактов)
интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений
экспертные интервью

со специалистами-экспертами
по технике проведения различают:
стандартизированные (формализованные)
полустандартизованные
нестандартизированные «свободные» (неформализованные)
нарративные
Разновидности интервьюпо содержанию беседы различают:документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов)интервью мнений, цель которых – выявление оценок,

Слайд 26Стандартизированное интервью

предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы,

последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов

Стандартизированное интервьюпредполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов

Слайд 27Нарративное интервью

направляемый интервьюером свободный рассказ. Инициатива течения беседы принадлежит респонденту,

интервьюер лишь помогает ему.

Нарративное интервьюнаправляемый интервьюером свободный рассказ.	 Инициатива течения беседы принадлежит респонденту, интервьюер лишь помогает ему.

Слайд 28Фокус-группа

групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии

по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой

части населения, сходных по основным социальным характеристикам.

Фокус-группа  групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой

Слайд 29Фокус-группа
В опросе участвуют 8-12 респондентов в определенном временном интервале (от

1 до 2,5 часов) под руководством модератора.

Опрос проводится в

специальной фокус-комнате, оснащенной видеокамерой и звукозаписывающими устройствами, с звукоизолированной клиентской комнатой, в которой заказчик может наблюдать за ходом фокус - группы через одностороннее стекло.
Фокус-группа	В опросе участвуют 8-12 респондентов в определенном временном интервале (от 1 до 2,5 часов) под руководством модератора.

Слайд 30Возможности метода
Выявление отношения реальных и потенциальных потребителей к медицинской продукции/услуге.

Поиск слабых и сильных сторон продукта/услуги.

Определение системы ценностей потребителей.

Описание основных типов потребителей. Определение цены на продукт/услугу.

Тестирование и разработка рекламной стратегии. Определение наиболее предпочтительных каналов получения информации.

Возможности метода	Выявление отношения реальных и потенциальных потребителей к медицинской продукции/услуге. Поиск слабых и сильных сторон продукта/услуги. 	Определение

Слайд 31Анкетирование
классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов:
открытые опросы, когда респонденты

высказываются в свободной форме
в закрытом опросном листе все варианты ответов

заранее предусмотрены
полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры
зондажный (экспресс-опрос), применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации
Анкетированиеклассифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов:открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной формев закрытом опросном листе

Слайд 32Анкетирование

предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное

указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с

самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос)
Анкетирование предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым

Слайд 33Виды вопросов
Прямые и косвенные вопросы
в прямом варианте вопроса предусмотрен ответ,

который следует понимать в том же смысле, как его понимает

опрашиваемый. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле.
Личные и безличные вопросы
в равной мере относятся к оценкам и суждения самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный характер
Основные и контрольные вопросы
различаются по их функциям и интерпретациям данных. Контрольные вопросы используются для проверки искренности, достоверности и непротиворечивости ответов
Виды вопросовПрямые и косвенные вопросы	в прямом варианте вопроса предусмотрен ответ, который следует понимать в том же смысле,

Слайд 34Виды вопросов
Основные вопросы
Помимо ведущих – целевых, отвечающих прямым задачам исследования,

всегда используются так называемые функциональные, или служебные, формулировки и вопросы:

«вопросы-фильтры», «ловушки».
Роль «вопросов-фильтров» и «ловушек», заключается в разграничении респондентов на знающих и не знающих исследуемый предмет.
Виды вопросовОсновные вопросыПомимо ведущих – целевых, отвечающих прямым задачам исследования, всегда используются так называемые функциональные, или служебные,

Слайд 35Обычная последовательность смысловых разделов анкеты

1. Введение
2. Вступительные вопросы
3. Основная часть
4.

Заключительные вопросы
5. Социально-демографическая часть анкеты
6. Благодарность за сотрудничество в проведении

опроса
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты1. Введение2. Вступительные вопросы3. Основная часть4. Заключительные вопросы5. Социально-демографическая часть анкеты6. Благодарность за

Слайд 36Динамика развития опроса

в первой половине опроса – плавный подъем, примерно

15% времени уделено «отдыху» (спад), затем около четверти времени 25%

самой напряженной работы (к этому моменту респондент включился в опрос и подготовлен к серьезному обдумыванию своих ответов) и резкое снижение трудоспособности в завершающей фазе

Динамика развития опросав первой половине опроса – плавный подъем, примерно 15% времени уделено «отдыху» (спад), затем около

Слайд 37Обработка медико-социологической информации
Сущность обработки первичной информации – её обобщение, результат

этого обобщения называют социологической информацией

Проверка качества анкет. Если ответы на

треть вопросов не адекватны или пропущены - анкета выбраковывается
Допущенные к обработке анкеты нумеруются
Открытые вопросы кодируются. Кодировка – связующее звено между качественной и количественной информацией

Обработка медико-социологической информации	Сущность обработки первичной информации – её обобщение, результат этого обобщения называют социологической информациейПроверка качества анкет.

Слайд 38Обработка медико-социологической информации
Этапы кодировки
Выписываются варианты ответов
Подсчитывается частота повторения каждого варианта
Варианты

группируются по смысловой близости
Каждой группе присваивается шифр или код

Обработка медико-социологической информацииЭтапы кодировкиВыписываются варианты ответовПодсчитывается частота повторения каждого вариантаВарианты группируются по смысловой близостиКаждой группе присваивается шифр

Слайд 39Обработка медико-социологической информации

Группировка социологической информации – простейшая форма обработки первичной

информации: респонденты зачисляются в группу в соответствии с выбранным признаком

(пол, возраст и т. п.)



Обработка медико-социологической информации		Группировка социологической информации – простейшая форма обработки первичной информации: респонденты зачисляются в группу в соответствии

Слайд 40Простая группировка
Простая группировка – это упорядочение данных по одному признаку.

В МСИ используются группировки:
по социально-демографическим признакам (возраст, пол, семейное положение);

по климато-географическим признакам (сезон, место жительства);
по социально-экономическим признакам (профессия, должность, образование, доход);
по состоянию здоровья (классы МКБ, группы здоровья, группы риска и т. д.);
по типам учреждений (поликлиника, стационар).

Простая группировка	Простая группировка – это упорядочение данных по одному признаку. В МСИ используются группировки:по социально-демографическим признакам (возраст,

Слайд 41Перекрестная группировка
Перекрестная группировка – это связывание данных предварительно упорядоченных по

двум признакам (свойствам, показателям) с целью:

обнаружить взаимозависимости;
осуществить взаимоконтроль показателей;
сформировать новый

составной показатель (индекс);

Одна из задач перекрестной классификации – поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления.

Перекрестная группировка	Перекрестная группировка – это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью:обнаружить взаимозависимости;осуществить

Слайд 42Анализ собранной информации
Последовательность действий при анализе полученных данных

Первая

стадия – описание всей совокупности данных в их простейшей форме.

Изучаются простые распределения, выявляются аномалии и скошенности, рассчитываются показатели средней тенденции, вариации распределений.

Анализ собранной информации  Последовательность действий при анализе полученных данных	Первая стадия – описание всей совокупности данных в

Слайд 43Анализ собранной информации
Вторая стадия – укрупнение шкал, формирование агрегированных признаков-индексов,

выявления типических групп, жестких подвыборок общего массива и т. д.

Основная цель – сокращение числа признаков, нужных для итогового анализа.
На данной стадии используются: факторный анализ, типологизация и т.п. Важно дать необходимые промежуточные истолкования каждого из агрегируемых показателей, т. к. это – новые свойства, нуждающиеся в осмыслении.

Анализ собранной информации	Вторая стадия – укрупнение шкал, формирование агрегированных признаков-индексов, выявления типических групп, жестких подвыборок общего массива

Слайд 44Анализ собранной информации
Третья стадия анализа – это углубление интерпретации и

переход к объяснению фактов. На этой стадии должны быть сформулированы

основные выводы, проверены главные гипотезы, необходимые для теоретического осмысления проблемы, и для разработки практических рекомендаций.

Анализ собранной информации	Третья стадия анализа – это углубление интерпретации и переход к объяснению фактов. На этой стадии

Слайд 45Анализ собранной информации
Четвертая стадия, заключительная, – составление прогноза развития изучаемого

процесса, событий, явлений при определенных условиях, подготовка выводов и формулировка

практических рекомендаций

Анализ собранной информации	Четвертая стадия, заключительная, – составление прогноза развития изучаемого процесса, событий, явлений при определенных условиях, подготовка

Слайд 46Структура отчета
Обоснование актуальности изучаемой проблемы, характеристика параметров исследования (литературный обзор,

обоснование выборки, методы сбора информации и т.д.)
Характеристика объекта по социально-демографическим

признакам (пол, возраст, образование и т.д.)
Анализ полученных ответов
Практические рекомендации, базирующиеся на общих выводах
Структура отчетаОбоснование актуальности изучаемой проблемы, характеристика параметров исследования (литературный обзор, обоснование выборки, методы сбора информации и т.д.)Характеристика

Слайд 47Задание
Разработка программы медико-социологического исследования. Объект, предмет, цели, задачи и

гипотезы.
Анкета

Задание Разработка программы медико-социологического исследования. Объект, предмет, цели, задачи и гипотезы. Анкета

Слайд 48Контакты
bogachanskaya@mail.ru
(499) 248-88-02

Контактыbogachanskaya@mail.ru(499) 248-88-02

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика