Слайд 1Методология проведения
медико-социологических исследований
Богачанская Наталья Николаевна
Слайд 2Методология МСИ – совокупность исследовательских процедур, техники и методов, включая
приемы сбора и обработки данных
Методы и процедуры исследования – это
система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа доступной информации
Методика МСИ – система операций, процедур, приемов изучения социальной реальности
Метод – основной способ сбора, обработки и анализа данных
Основные понятия
Слайд 3Типы МСИ
Теоретико-прикладные, цель которых – содействие решению медико-социальных проблем
путем разработки новых подходов к их изучению, интерпретации и объяснению,
более глубокому и всестороннему
Прикладные, которые направлены на практическое решение конкретных медико-социальных проблем для того, чтобы предложить конкретные способы действий в определенные сроки
Слайд 4Этапы МСИ
Подготовительный (организационный) этап
Организация сбора медико-социологической информации
Обработка информации
Анализ полученных данных,
их литературное и графическое оформление
Разработка предложений и управленческих решений, внедрение
их в практику и оценка эффективности
Слайд 5Подготовительный (организационный) этап медико-социологических исследований
Программа МСИ – это изложение
общей концепции в соответствии с основными целями и гипотезами исследования,
с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
Слайд 6Программа МСИ
1. Методологический раздел программы:
1.1. Формулировка проблемы, определение объекта и
предмета исследования
1.2. Определение цели и постановка задач исследования
1.3. Уточнение и
интерпретация основных понятий
1.4. Развертывание рабочих гипотез.
2. Процедурный раздел программы:
2.1. Стратегический план исследования
2.2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения
2.3. Обоснование методов сбора данных
2.4. Набросок основных процедур сбора и анализа исходных данных
3. Рабочий план исследования
Слайд 7Объект и предмет МСИ
объект медико-социологического исследования – статистическая совокупность, состоящая
из относительно однородных отдельных предметов или явлений (единиц наблюдения), взятых
вместе в известных границах времени и пространства
предмет изучения – наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства объекта, которые подлежат непосредственному изучению
объект – это то, на что направлен процесс познания
предмет – идеи, свойства, характеристики, присущие данному объекту (пример: объект – коллектив врачей, предмет – взаимоотношение членов коллектива)
Слайд 8Определение цели и постановка задач исследования
Цель исследования – это
конечный результат, которого исследователь хочет достичь
Задачи исследования – это
система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования
Классификация задач
Основные, ориентированные на выявление сущности проблемы
Дополнительные, касающиеся отдельных аспектов проблемы
Слайд 9Развертывание рабочих гипотез
Гипотеза исследования – научное предположение, истинность которого
нужно либо доказать, либо опровергнуть.
Это своеобразные прогнозные оценки ожидаемого
решения задач исследования
Виды гипотез:
Описательные (структурные): предположения о структуре изучаемых явлений и процессов;
Объяснительные: предположения о причинно-следственных взаимозависимостях анализируемых явлений и процессов
Слайд 10Принципы конструирования гипотез:
формулировка гипотез исходя из логики ранее определенных задач
исследования (основной задаче соответствует основная гипотеза, дополнительным – гипотезы-следствия);
комплексность: все
гипотезы в своей совокупности должны давать прогнозные ответы на все задачи исследования;
системность: все гипотезы должны быть взаимосвязаны друг с другом и выражать собой относительно автономную систему априорного знания о проблеме;
эвристичность: доказательство или опровержение гипотез должно действительно давать новое знание об изучаемом объекте
Слайд 11Процедурный раздел программы
1. Стратегический план исследования
Основные типы исследовательских
стратегий:
1. Разведывательная стратегия: используется в случае недостатка знаний для формулирования
должной системы гипотез. Основные методы исследования:
изучение имеющихся по данной теме литературных источников;
беседы с экспертами, наиболее компетентными по данной проблеме;
наблюдение за изучаемым объектом
2. Описательная стратегия: получение информации, позволяющей дать достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и качественных характеристик
3. Экспериментальная стратегия: целью исследования является выявление причинно-следственных связей внутри изучаемого объекта, причем гипотезы имеют объяснительный характер
Слайд 12Процедурный раздел программы
2. Обоснование системы выборки единиц наблюдения
Генеральная
совокупность – все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения
в пределах, очерченных программой социологического исследования и территориально-временными границами
Сплошное обследование – медико-социологическое исследование, охватывающее все без исключения социальные объекты, образующие генеральную совокупность
Выборочная совокупность – часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения
Репрезентативность – свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности
Репрезентативная выборка – это выборочная совокупность, которая статистически воспроизводит структуру ГС с точки зрения характеристик, изучаемых в исследовании
Слайд 13Типы выборок:
Случайная выборка формируется путем отбора единиц наблюдения вслепую, иногда
случайный отбор упорядочивается различными методами
Механическая выборка формируется с помощью
арифметического подхода к отбору единиц наблюдения
Серийная выборка формируется с помощью отбора не отдельных единиц наблюдения, а целых групп, в состав которых входят организованные определенным образом единицы наблюдения
Слайд 14Качество выборки зависит от:
1) меры однородности социальных объектов по
наиболее существенным для исследования характеристикам;
2) степени дробности группировок
анализа, планируемых по задачам исследования;
3) целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования
Слайд 15Формула расчета выборки
n = (t2σ2N):(Δ2N+t2σ2)
n – объем выборочной совокупности
Δ – величина допустимой ошибки (задается
исследователем)
N – величина генеральной совокупности (статистические данные)
t – коэффициент доверия (критерий достоверности) – определяется на основе достоверной вероятности по таблице
σ2 – дисперсия или мера рассеивания исследуемого признака, характеризующая величину отклонения от средних величин в генеральной совокупности
Слайд 16Расчет ошибки выборки
Δ = ±t√ σ2(1/n-1/N)
при достаточно больших N
величиной 1/N можно пренебречь
Δ = ±t√
(σ2/n)
Слайд 17Методы медико-социологических исследований
количественные
(анкетные опросы и интервью, наблюдение, анализ
документов, тестовые процедуры);
качественные
(биографическое интервью, фокус-группы, контент-анализ)
Слайд 18Качественные и количественные исследования
Слайд 19Контент-анализ документов
формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в
переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке.
Слайд 20Контент-анализ документов
Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации
определенных единиц содержания, которое изучается.
Объектом контент-анализа может
быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.
Слайд 21Основные процедуры контент-анализа
1. Выявление смысловых единиц контент-анализа:
понятия, выраженные в отдельных
терминах;
темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах
и т.п.;
имена, фамилии людей;
события, факты и т.п.;
Слайд 22Основные процедуры контент-анализа
2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо
не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится
к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
физическая протяженность текстов;
площадь текста, заполненная смысловыми единицами;
число строк (абзацев, знаков, колонок текста);
длительность трансляции по радио или ТВ;
количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.
Слайд 23Основные процедуры контент-анализа
3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными
приемами классификации по выделенным группировкам.
Слайд 24Интервью
проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с
респондентом, запись ответов последнего производится интервьюером или его ассистентом
Слайд 25Разновидности интервью
по содержанию беседы различают:
документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение
фактов)
интервью мнений, цель которых – выявление оценок, взглядов, суждений
экспертные интервью
со специалистами-экспертами
по технике проведения различают:
стандартизированные (формализованные)
полустандартизованные
нестандартизированные «свободные» (неформализованные)
нарративные
Слайд 26Стандартизированное интервью
предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы,
последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов
Слайд 27Нарративное интервью
направляемый интервьюером свободный рассказ. Инициатива течения беседы принадлежит респонденту,
интервьюер лишь помогает ему.
Слайд 28Фокус-группа
групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии
по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой
части населения, сходных по основным социальным характеристикам.
Слайд 29Фокус-группа
В опросе участвуют 8-12 респондентов в определенном временном интервале (от
1 до 2,5 часов) под руководством модератора.
Опрос проводится в
специальной фокус-комнате, оснащенной видеокамерой и звукозаписывающими устройствами, с звукоизолированной клиентской комнатой, в которой заказчик может наблюдать за ходом фокус - группы через одностороннее стекло.
Слайд 30Возможности метода
Выявление отношения реальных и потенциальных потребителей к медицинской продукции/услуге.
Поиск слабых и сильных сторон продукта/услуги.
Определение системы ценностей потребителей.
Описание основных типов потребителей. Определение цены на продукт/услугу.
Тестирование и разработка рекламной стратегии. Определение наиболее предпочтительных каналов получения информации.
Слайд 31Анкетирование
классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов:
открытые опросы, когда респонденты
высказываются в свободной форме
в закрытом опросном листе все варианты ответов
заранее предусмотрены
полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры
зондажный (экспресс-опрос), применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации
Слайд 32Анкетирование
предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное
указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с
самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос)
Слайд 33Виды вопросов
Прямые и косвенные вопросы
в прямом варианте вопроса предусмотрен ответ,
который следует понимать в том же смысле, как его понимает
опрашиваемый. Ответ на косвенный вопрос предполагает расшифровку в ином, скрытом от респондента смысле.
Личные и безличные вопросы
в равной мере относятся к оценкам и суждения самого опрашиваемого, но во втором случае оценки имеют косвенный характер
Основные и контрольные вопросы
различаются по их функциям и интерпретациям данных. Контрольные вопросы используются для проверки искренности, достоверности и непротиворечивости ответов
Слайд 34Виды вопросов
Основные вопросы
Помимо ведущих – целевых, отвечающих прямым задачам исследования,
всегда используются так называемые функциональные, или служебные, формулировки и вопросы:
«вопросы-фильтры», «ловушки».
Роль «вопросов-фильтров» и «ловушек», заключается в разграничении респондентов на знающих и не знающих исследуемый предмет.
Слайд 35Обычная последовательность смысловых разделов анкеты
1. Введение
2. Вступительные вопросы
3. Основная часть
4.
Заключительные вопросы
5. Социально-демографическая часть анкеты
6. Благодарность за сотрудничество в проведении
опроса
Слайд 36Динамика развития опроса
в первой половине опроса – плавный подъем, примерно
15% времени уделено «отдыху» (спад), затем около четверти времени 25%
самой напряженной работы (к этому моменту респондент включился в опрос и подготовлен к серьезному обдумыванию своих ответов) и резкое снижение трудоспособности в завершающей фазе
Слайд 37Обработка медико-социологической информации
Сущность обработки первичной информации – её обобщение, результат
этого обобщения называют социологической информацией
Проверка качества анкет. Если ответы на
треть вопросов не адекватны или пропущены - анкета выбраковывается
Допущенные к обработке анкеты нумеруются
Открытые вопросы кодируются. Кодировка – связующее звено между качественной и количественной информацией
Слайд 38Обработка медико-социологической информации
Этапы кодировки
Выписываются варианты ответов
Подсчитывается частота повторения каждого варианта
Варианты
группируются по смысловой близости
Каждой группе присваивается шифр или код
Слайд 39Обработка медико-социологической информации
Группировка социологической информации – простейшая форма обработки первичной
информации: респонденты зачисляются в группу в соответствии с выбранным признаком
(пол, возраст и т. п.)
Слайд 40Простая группировка
Простая группировка – это упорядочение данных по одному признаку.
В МСИ используются группировки:
по социально-демографическим признакам (возраст, пол, семейное положение);
по климато-географическим признакам (сезон, место жительства);
по социально-экономическим признакам (профессия, должность, образование, доход);
по состоянию здоровья (классы МКБ, группы здоровья, группы риска и т. д.);
по типам учреждений (поликлиника, стационар).
Слайд 41Перекрестная группировка
Перекрестная группировка – это связывание данных предварительно упорядоченных по
двум признакам (свойствам, показателям) с целью:
обнаружить взаимозависимости;
осуществить взаимоконтроль показателей;
сформировать новый
составной показатель (индекс);
Одна из задач перекрестной классификации – поиск устойчивых связей, выявляющих структурные свойства изучаемого явления.
Слайд 42Анализ собранной информации
Последовательность действий при анализе полученных данных
Первая
стадия – описание всей совокупности данных в их простейшей форме.
Изучаются простые распределения, выявляются аномалии и скошенности, рассчитываются показатели средней тенденции, вариации распределений.
Слайд 43Анализ собранной информации
Вторая стадия – укрупнение шкал, формирование агрегированных признаков-индексов,
выявления типических групп, жестких подвыборок общего массива и т. д.
Основная цель – сокращение числа признаков, нужных для итогового анализа.
На данной стадии используются: факторный анализ, типологизация и т.п. Важно дать необходимые промежуточные истолкования каждого из агрегируемых показателей, т. к. это – новые свойства, нуждающиеся в осмыслении.
Слайд 44Анализ собранной информации
Третья стадия анализа – это углубление интерпретации и
переход к объяснению фактов. На этой стадии должны быть сформулированы
основные выводы, проверены главные гипотезы, необходимые для теоретического осмысления проблемы, и для разработки практических рекомендаций.
Слайд 45Анализ собранной информации
Четвертая стадия, заключительная, – составление прогноза развития изучаемого
процесса, событий, явлений при определенных условиях, подготовка выводов и формулировка
практических рекомендаций
Слайд 46Структура отчета
Обоснование актуальности изучаемой проблемы, характеристика параметров исследования (литературный обзор,
обоснование выборки, методы сбора информации и т.д.)
Характеристика объекта по социально-демографическим
признакам (пол, возраст, образование и т.д.)
Анализ полученных ответов
Практические рекомендации, базирующиеся на общих выводах
Слайд 47Задание
Разработка программы медико-социологического исследования. Объект, предмет, цели, задачи и
гипотезы.
Анкета
Слайд 48Контакты
bogachanskaya@mail.ru
(499) 248-88-02