Слайд 1Методы
и
методики
психодиагностики
Выполнила: Прасолова Т.С.
Слайд 2 Психодиагностика — метод дифференциальной психологии,
направленный на выявление психических свойств и черт личности, в
совокупности образующих психическое качество личности.
Слайд 3Практическая психодиагностика направлена, как правило, на выявление психических свойств личности,
существенных для определенных видов социально значимой деятельности и поведения, для
выявления критериальных показателей в критериальном поведении.
Чем выше диагностическая ценность используемых методов, тем выше их универсальная значимость.
Психодиагностический метод направлен на решение широкого круга задач, психодиагностическая методика — на решение частных задач. Способы реализации методики называются диагностическими процедурами.
Слайд 4По операциональной классификации диагностических методик различаются:
Методики
объективные
субъективные
Объективные
методики в минимальной мере зависят от индивидуальных качеств их исполнителя.
Субъективные
методики почти полностью зависят от опыта и мастерства психодиагноста.
Слайд 5 К объективным психодиагностическим методикам относятся приборные психофизиологические и
аппаратурные поведенческие методики, объективные тесты с выбором ответа и тесты-
опросники. К субъективным методикам относятся различные способы субъективного шкалирования испытуемым, исследователь же оценивает и интерпретирует его результаты, делаются выводы о ценностных ориентациях испытуемого. Все проективные методики (ТАТ, тест цветовых предпочтений Люшера, тесты Роршаха и др.) являются субъективными.
Слайд 6 Методы психодиагностики не сводятся к психологическому тестированию. К
ним относятся также методы стандартизированного аналитического наблюдения, включенное наблюдение с
последующим рейтинг-шкалированием, контент-анализ (анализ содержания текста с выявлением частоты появления определенных высказываний, фактов — единиц анализа), психодиагностическая беседа, анкетные опросы, ролевые игры, метод экспертных оценок и др.
Слайд 7
Ведущим методом психодиагностики является метод тестов.
Этот метод позволяет стандартизировать условия и результаты диагностического
обследования, обеспечивает его надежность, оперативность и экономичность, возможность компьютеризации.
Хорошо проработанные тесты обеспечивают их психологическую адекватность, оптимальный уровень сложности, индивидуальную дифференцированность.
Однако внешняя легкость тестового обследования нередко сопровождается его профанацией. Модные тесты начинают использоваться на все случаи жизни, из результатов их применения делаются всеобщие категоричные выводы, игнорируются надежность, валидность и репрезентативность применяемого теста.
Слайд 8Валидность теста — его соответствие измеряемому психическому свойству, независимость получаемых
результатов от других психических свойств данного индивида.
Надежность теста —
его помехоустойчивость, независимость его результатов от воздействия случайных факторов: информационно-социальных обстоятельств, психического состояния обследуемого лица на текущий момент, физических условий обследования
Слайд 9Тестовые методики
При методике шкалирования испытуемому предлагается дать ранговую
оценку какому-либо событию, явлению или своим личностным качествам.
Виды
методик :
«Семантический дифференциал» (Остуда)
«Тест конструктов» (Келли)
«Тест цветовых предпочтений» (Люшера)
Методика КИСС (Соловьева-Федотова)
Все методики шкалирования относятся к субъективному способу тестирования и требуют высокого профессионализма их пользователей.
Слайд 10 Проективные методики
Это рисунок, рассказ, ролевая игра.
Проективные методики, так же как и методики шкалирования, относятся к
субъективной разновидности тестирования и требуют высокоразвитой профессиональной интуиции исследователя и специальной подготовки.
Изображения лиц и фигур на картинке нечеткие, что расширяет вариативные возможности их интерпретации. Восприятие человеком явлений действительности апперцептивно — к воспринимаемым объектам люди относятся со своих устойчивых личностных позиций.
В последнее время в психодиагностике широко распространилось применение разнообразных личностных опросников (MMPI и др.) с хорошо разработанной методикой их реализации. Следует, однако, учитывать, что ни один тест и ни одна тестовая методика не могут служить основанием для категорических психодиагностических выводов.